Старейшина медиа. Мое открытие Маклуэна

М. В. Богомолов
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

Cкачать статью в .pdf

Теории медиа, созданные Маршаллом Маклуэном, до сих пор вызывают в академической среде споры. Не утихают и масс-медиа, называя учёного то гением, то любителем. Но все сходятся в одном: Маклуэн высказывал шокирующие предположения и теории, а также обходил стороной академичность. В его работах отсутствует строгая научность, мало ссылок на авторитеты.

Какие же могут быть ссылки на авторитеты, если изучается не долгосрочное явление, а происходящее здесь и сейчас? Маклуэн в своём главном труде «Понимание медиа: Внешние расширения человека», решил разрушить стереотипы и предложить научному сообществу свой взгляд на всю историю человечества. Взгляд культуролога, человека, который видит происходящие в современном мире глобальные изменения. Эти изменения по Маклуэну подчиняются определённым закономерностям. С появлением нового вида медиа связывает учёный все прогрессивные шаги человечества.
Мне показался интересным именно культурологический аспект книги М. Маклуэна.

Племя современной глобальной деревни, в отличие от своего древнего предшественника не имеет уполномоченного института старейшин. Знание согласно демократическим принципам в равной мере принадлежит всем. Все могут его использовать, а также создавать.

Тем самым знание глобальной деревни в условиях невероятного широкого распространёния может обратиться по Маклуэну – обесцениться, достигнув предела распространённости. Эта судьба уже постигла Интернет – он обратился, превратившись из удобного хранилища в сложно поддающиеся систематизации и фильтрации массы данных. Да, сейчас развиваются технологии фильтрации информации, подачи её соответственно «вкусу потребителя». Но согласно ли современное общество на власть «старейшин», подающих по своему решению племени ту или иную информацию? Не будет ли это той самой медиакратией – властью старейшин глобальной деревни?

В древности с появлением алфавита, власть жрецов, старейшин уменьшилась. Произошла детрайбализация – переход от племенного состояния, когда информацию давали племени лишь некоторые люди, к обществу, где каждый теперь мог получать и создавать знание. С распространением грамотности, а как следствия этого и ошибок в копировании знания, информация постепенно обесценивалась, утрачивала свою истинность и качество.

В последнее время с появлением новых медиа, ситуация меняется коренным образом. Общество вновь возвращается к власти старейшин – жрецов, способных объяснить мир, способных сориентировать людей в невероятно интенсивном в наши дни потоке информации.

Бессмысленно относиться к этому хорошо или плохо. Процесс не остановить, так как медиа, согласно широкому кибернетическому взгляду Маклуэна, являются продолжениями нервной системы человека. Это его утверждение уже находит косвенное подтверждение на примере интернет-аддикции, невозможности большинства людей по своей воле отказаться от электронных средств. И хоть многие смелые утверждения

Маклуэна имеют слишком не научный вид, чтобы быть принятыми в академическом сообществе, его теории всё больше просматриваются в явлениях и процессах современного мира.

Книга Маклуэна научно-популярна, причём содержание её скорее популярно. Множество аналогий и метафор, которыми автор объясняет свою теорию – большое достоинство этого произведения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация