Детская тележурналистика в формировании медиакультуры

Бондаренко Е.А.

Е.А. Бондаренко
Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, Лаборатория медиаобразования

В статье раскрыта роль телевидения в формировании медиакультурыподростков, описаны формы работы с современным телевидением в школе.

Ключевые слова: медиакультура, телевидение, детская тележурналистика, медиаобразование, информационная среда.

Teenager TV journalism in the formation of media culture

E.А. Bondarenko  

Keywords: Media culture, television, teenager TV journalism, information environment.

The summary: Article describes the role of television in the formation of media culture of adolescents and the forms of work with modern TV at schools.

Cкачать стаmью в pdf.

 В настоящее время наличие сложной, развитой информационной среды  и отсутствие планомерного использования в образовании материалов и коммуникативных механизмов средств массовой информации приводит к отрыву образования от жизни, превращению его в абстрактный набор знаний и частных умений, который в жизни с помощью практического опыта обучаемого должен быть интегрирован и преобразован в набор личностно значимых качеств. А поскольку авторитет средств массовой информации часто превышает  значимость других референтных групп для формирования мнения школьника (особенно подростка) о предмете, проблеме, явлении, — необходимо подробное рассмотрение возможностей  использования средств массовой информации в образовании.

Рассмотрим сферу формирования медиакультуры, выделяя взаимодействие подростка и массовой коммуникации, в частности, телевидения. Отметим, что медиакультура здесь не тождественна общей информационной культуре школьников, хотя речь идет об одних и тех же информационных навыках и умениях (собирать, обрабатывать, трансформировать информацию, анализировать и интерпретировать как медиатексты, так и собственное их восприятие, уметь реализовать собственную концепцию в предлагаемой информационно-коммуникативной среде). Под медиакультурой мы далее будем понимать ту область культуры, которая формируется во взаимодействии подростка с массовой коммуникацией (массовая печать, радио, кино, телевидение, видео + некоторые виды сетевых компьютерных технологий). Можно также вспомнить одно из первых российских определений: «Медиакультура – культура диалога со СМИ, формируемая в процессе образования в двух аспектах: восприятие и понимание медиатекстов – и их создание. [Е.А.Бондаренко. Медиакультура (учебная программа) / Основы экранной культуры. Медиакультура/Комплект программ. М.: МИОО, 1996. 76 с.  – С.68].

Современное телевидение выступает для подростка не только как источник информации, имеющей образовательное значение, но и как повод для  формирования системы взглядов на мир.

Телевидение в наше время обретает особое значение в решении задач воспитания и образования. Телевизионная информация часто используется на уроках, в процесе изучения различных предметов. Однако изучение телевидения, попытка самому создать экранное сообщение всегда вызывает у подростков живой интерес. Сфера детской телевизионной журналистики для нас не исчерпывается только непосредственной работой детских телестудий. Попробуем показать весь спектр деятельности, который, с нашей точки зрения, способствует формированию медиакультуры с позиций детской журналистики.

Часто подросток не сопоставляет то, что он видит по телевизору, слышит по радио, читает в газетах и журналах, с тем, что он видит и слышит на уроках. Чтобы "подтолкнуть" его в этом направлении, необходимо вводить в школу систему использования в качестве примеров различных медиатекстов (текстов из средств массовой информации); кроме этого, необходимы специальные занятия или виды деятельности, которые помогали бы формированию системы восприятия и анализа информации - такие, как изучение языка и выразительных средств СМИ (спецкурсы по основам экранной культуры, детской журналистике, в том числе и телевизионной), как проектная деятельность - выполнение творческого проекта ставит подростков перед необходимостью освоения различных видов информационных умений - от отбора, накопления, переработки информации и изложения ее в другой форме до умений чисто технологических (видеомонтаж или компьютерная верстка).

Поскольку недостаточная образованность и даже своеобразная неряшливость слова  стала подлинным бичом современного телевидения, за одни сутки телевещания можно "выловить" из эфира столько ошибок и неточной информации, что хватило бы на месяц разбираться, где допущена неточность или чего не знал автор текста. Практически любая информация может иметь образовательное значение. Занимательность и зрелищность телевизионных передач усиливает их учебный аспект; передача по экологии подмосковных свалок, например, может стать поводом для того, чтобы запомнить несколько названий химических веществ и соединений, которые на уроке не вызвали активного внимания школьника. И услышав в подобном контексте, что прессуемый мусор в числе прочих вредных веществ выделяет газ этилен, подросток рискует, использовав впоследствии данную информацию на уроке или экзамене, попасть впросак, поскольку по своим свойствам этилен не относится к ядовитым и опасным веществам, в чей ряд он попал, вероятно, просто по оговорке. "Просто не совсем точная" информация в учебном контексте выступает совершенно в другой роли - она дезориентирует подростка, способствует формированию ущербной или искаженной картины мира. Когда в рекламном телевизионном ролике говорят о микроорганизмах и показывают изображение клещей, биолог вправе принять это как грубую смысловую ошибку. Между тем изготовителей рекламы просто не очень интересовала точность соответствия текста и изображения. Клещ выглядит более зрелищно, производит нужное впечатление; однако, используя именно это изображение, авторы рекламы дают материал для медиаобразовательных упражнений типа «найди ошибку». Однако мало просто найти смысловые ошибки и неточности в рекламе или телевизионных передачах; необходим также анализ причины появления этих ошибок – иначе процесс исправления и уточнения информации рискует стать бесконечным.

Помимо умений собирать и проверять информацию необходимо развитие критического мышления - умения анализировать, выделять типическое в данных ошибках и делать выводы, вырабатывать индивидуальную степень доверия к информации. Данная работа не должна носить эпизодический характер, хотя и может иметь различные формы по отношению к различным областям знания; следует добавить, что она наиболее важна в начальной и средней школе, когда закладывается система восприятия, обработки, соотношения информации. Для старшего школьного возраста более существенно именно развитие критического мышления - мир предстает перед старшими школьниками во всем многообразии своих информационных связей, и умения сопоставлять, анализировать, отбрасывать несущественное и концентрироваться на необходимом, убедительно аргументировать свою точку зрения и понимать, что могут существовать несколько правомерных позиций по одной и той же проблеме помогают как социальной адаптации старшеклассников, так и их профессиональной ориентации.

С различных сторон мы приходим к одной и той же идее - идее необходимости планомерной и целенаправленной работы по формированию медиакультуры подростка. И поскольку телевидение стоит на первом мести в предпочтениях подростков 11-16 лет (по данным опросов в московских школах в 1996-2009 гг.), именно работа с телевидением может дать возможность интеграции научного знания, в логике которого формируется процесс познания каждого учебного предмета, и собственного опыта общения с миром информации.

Наиболее популярными у подростков 13-14 лет, по результатам опросов, являются следующие жанры: телеигры; новости - музыка, кино, спорт; видеоклипы; телепередачи типа “познание с развлечением”; ток-шоу; особое место занимают телесериалы. Наблюдается также и рост интереса к практическому освоению технологии телевидения как одного из экранных искусств - видеосъемка, монтаж, озвучание и т. п., а также к тем вариантам освоения экранной культуры, которые подразумевают непосредственное освоение медиатехнологий - работа над “компьютерными рефератами”, слайдфильмами в компьютерной записи, над дизайном  WEB-страниц и т. п.
Наблюдается диспропорция образовательных и воспитательных возможностей телевидения и низкого уровня развития (в том числе и художественного) подавляющего большинства подростков, их возможностей воспринимать, понимать, интерпретировать аудиовизуальную - в том числе и экранную - информацию.

Один из вариантов разрешения этой проблемы - реализация  спецкурса, который давал бы возможность научиться рассматривать телевидение  двояко:

А) как источник информации;
Б) как особый способ мышления (мышления при помощи экранных образов, или интеллектуальной игры на основе всех присущих художественному образу качеств: эмоциональной окраски информации, способа ее изложения, а также таких факторов, как создание иной - экранной - реальности с помощью электронного монтажа, влияние личности диктора или комментатора на суть излагаемой информации и степень доверия к ней зрителей и т. п. )

В настоящее время в школах развернут интенсивный поиск здоровьесберегающих технологий обучения. В этих рамках медиаобразование представляет большой интерес, поскольку психологический комфорт и психическое здоровье современного подростка находятся под угрозой. Одним из источников этой угрозы является и телевидение, поскольку бесконтрольное восприятие разнородного и разнонаправленного потока информации по этому каналу массовой коммуникации приводит к формированию коммуникативных барьеров, «информационного кокона» личности, состоянию  постоянного  трудно снимаемого стресса.

Забота о психическом здоровье личности заставляет обратить внимание  на наше восприятие телевизионных образов.  И прежде всего учителей волнует создание краткого спецкурса по восприятию рекламы. Эта сфера массовой коммуникации настолько значима, что ее влияние легко зафиксировать. Часто современная телевизионная реклама пользуется своеобразными "запрещенными приемами" - прямым воздействием на подсознание. По отношению к рекламе действительно надо принимать какие-то меры – ограничить ее количество и заметно повлиять на качество мы не в состоянии, следовательно, остается только действовать методом "прививки" – переводить восприятие рекламы на сознательный уровень, бороться с механистичностью восприятия и с эффектом, который специалисты уже называют «теленаркоманией».

Сейчас перед нами стоит проблема:  следовать в своей деятельности бесчисленным предлагаемым образцам - образцам поведения (приобретения только определенных товаров - согласно рекламному имиджу), следования одним и тем же схемам, - или “идти своей дорогой”, да еще и постоянно ощущать ответственность за свой выбор. Реальность жизни требует самостоятельности принятия решений, ответственности, умения видеть вопросы и проблемы с разных сторон; умения ставить задачи ( в том числе и самому себе), разрешать их и адекватно оценивать ситуации. Один из вариантов выхода - освоение образного мышления; эстетическое восприятие определяет внешнюю незаинтересованность оценки событий или явлений, а это, в свою очередь, способствует многоплановости видения и подхода к проблемам, овладению различных уровней восприятия и анализа, умению найти выход практически из любой ситуации, потому что кроме объема знаний оказываются задействованными такие сферы мышления, как интуиция, использование различных типов логических построений, поиск аналоговых ситуаций в бытии и динамике культуры.

Именно поэтому формирование медиакультуры – насущная необходимость времен развитой технологии. Человек двадцать первого века должен быть прежде всего человеком информационно грамотным и творческим. Для ориентации в информационных системах и работы в высокотехнологичных структурах типа компьютерных сетей просто необходимы практические навыки диалога и развитое образное мышление; и ничто не заменит искусства и культуры в образовании и воспитании. При этом для процесса обучения важна не столько историческая хронология, сколько именно способ мышления и познания, определяемый существованием и развитием как системы искусств, так и информационно-коммуникативной среды.

За истекшие годы наблюдались также: резкий сдвиг возрастных пределов и возможностей восприятия формы экранного "текста" - монтажной структуры, визуальной насыщенности кадра, четкости мизансцен (например, наиболее популярные в среде подростков фильмы по возрастной шкале переместились “вниз” в среднем на три-четыре года; при этом, с одной стороны, наблюдается тенденция к расширению возможностей восприятия: 1987 год - монтажная структура экранного повествования параллельного типа четко осознается и анализируется 30% пятиклассников; 1995 год - экранный текст той же степени сложности не вызывает затруднений при идентификации и анализе у 74% аудитории того же возрастного состава. В 1999 году 80 % опрошенных школьников 7-11 классов понимали и пытались анализировать параллельный монтаж трех смысловых линий. Однако с 2003 года зафиксировано начало противоположного процесса. Экранные тексты сложного смыслового монтажа воспринимаются как лишенные смысла, ориентированные на клиповые формы (9-11 классы, от 65 до 78%, опросы 2003-2008 гг.) С другой стороны, были зафиксированы и такие тенденции в  восприятии телевидения, как возрастание информационных и эмоциональных перегрузок, падение внимания, быстрое наступление усталости, сужение индивидуальной сферы интересов и потребностей по отношению к предлагаемым возможностям, образование своего рода “информационного кокона".

Кинематограф, телевидение, видео в ХХ веке дали весьма наглядный пример невероятной по размаху и скорости системы распространения информации в художественной форме. Искусство экрана по сути  явилось синтезом всех существовавших ранее искусств. Это искусство, которое определило новый тип восприятия, сформировало широчайший круг зрителей, прошло несколько революционных этапов технологических преобразований; искусство, чьи связи с многовековыми традициями других искусств (живописью, литературой, музыкой) дают невероятный по силе воздействия и совершенно своеобразный эффект. Искусство, где наиболее остро проявляется противостояние культуры и антикультуры - и все это на глазах у нас, зрителей, ежедневно. ежеминутно, ежесекундно... Стало уже банальным говорить о том, что искусство экрана - “машина времени”, которой доступны любые перемещения - десятилетия, века, эпохи, а о путешествиях в пространстве и говорить не приходится - за десятиминутную передачу новостей по любому из телевизионных каналов вы побываете во стольких местах и узнаете о такой массе событий, что зачастую наступает пресыщение информацией Крестьянин девятнадцатого века за всю свою жизнь не видел столько катастроф, пожаров, наводнений, дипломатических визитов и прочих великих событий, сколько мы можем узреть за одну передачу новостей. И это меняет не только ритм жизни и насыщенность информацией - это диктует новую структуру интересов, где потребность в остросюжетном экранном зрелище превращается порой в наркотическую зависимость, где зрелище должно становиться наступательным, агрессивным, чтобы удержать зрителя у экрана, приковать его внимание если не к содержанию, так хотя бы к визуальной форме сюжета – цвету. свету. ритму монтажа. Невольно вспоминается утверждение о том, что антикультура есть естественная часть культуры, и разрушение – тоже способ самоутверждения. Однако, активизируя восприятие до предела чисто внешними факторами, мы неизбежно теряем активность зрителя. Если уходит цельность экранного зрелища - возникает раздражение, которое обычно выливается в бесцельное блуждание по телевизионным каналам в поисках зрительного образа, за который можно “зацепиться”, реализовать пассивный тип восприятия.
Поэтому работа с искусством экрана необходима именно в рамках образования. Не замечать искусства, воздействие которого на идеалы подростков особенно наглядно;  искусства, которое формирует наше восприятие  и пытается формировать наши потребности, - это стало традицией. А между тем именно на материале экранных искусств наиболее наглядно проявляются современные формы общения. Кризис традиционной монологической педагогики достаточно просто связать с демократией экранного зрелища: у всех теперь равные права появления на телеэкране, система ценностей реализуется в совершенно других проявлениях. Но формально высказать свое мнение может каждый.

Если мы вспомним ставшее уже притчей во языцех советское телевидение - контраст очевиден. Там говорили избранные, которые диктовали так называемое “общественное мнение” - здесь говорят все. Но говорят не сами. а “прячутся” за мнение своих персонажей - тех, кого снимают; однако любой школьник в состоянии понять, как из положительного интервью можно смонтировать отрицательное, как снять “огромную толпу” на полупустой площади и т. п. Возникает парадокс: на самом деле наше восприятие определяют личные пристрастия и профессиональное мастерство тех, кто “делает” телевидение; так называемой “объективной” информации не существует, она в каждом случае изначально субъективна  - но оценить степень этой субъективности, скорректировать информацию, увидеть, что стоит за ситуацией можно лишь обладая навыком в области художественного восприятия экрана, а также умением анализировать  собственное восприятие, сравнивать его результаты с уже имеющимися знаниями. Специализированный курс по изучению телевизионной рекламы для подростка и подразумевает выработку такого навыка, когда увиденное не слепо “потребляется”, но осмысливается: а что именно я увидел? Почему воспринял это именно так? Хотели ли мне внушить какую-то мысль - и с какой целью? Как мне на это реагировать? Эта  цепочка восприятия относится лишь к уровню осознания; а поскольку , по данным НИИ физиологии РАН [Материалы семинара “Восприятие и мышление”, Москва, РАН, 1990. –С.59], 95% мышления происходит на уровне подсознания (там, где работают и механизмы эстетического восприятия - чувственно-эмоционального воздействия, мгновенной оценки, интуитивного поиска, принятия ситуации на уровне эмпатии или отторжения), необходима работа по формированию комплекса навыков, которые способствуют рождению не только  мировосприятия, но и мировоззрения, где активность по отношению к миру проявляется через законы красоты, любви, гармонии.

Экранные искусства оказывают огромное влияние на развитие личности. Работа с этой сферой может стать поводом для перестройки всей системы общения, если педагог выберет для себя правильную позицию. В первую очередь для успешной работы необходимо элементарное соблюдение условий диалога:


     Желание понять собеседника.
     Равенство всех участников диалога по отношению к новой информации.
 

3. Отсутствие жесткого диктата в подведении итогов; ценность дискуссии - в разнообразии мнений, а не в приведении всех размышлений к единому выводу, единому знаменателю.

Таким образом, спецкурсы по медиакультуре на основе экранных искусств могут стать базой для выработки у подростков новых форм познания, развития и совершенствования мышления, коррекции эстетического восприятия, реализации творческого потенциала, освоения новых форм взаимодействия с миром.

 При этом чрезвычайно важно для педагога точно определить свою задачу, найти собственную цель, определить смысл процесса преподавания новой дисциплины. Решение задачи заключается в том, чтобы сделать проблемы, возникающие в связи с восприятием экранных искусств, предметом общего поиска, когда интересы ученика и учителя не сталкиваются в борьбе, к примеру, с нелепыми идеалами или дурным вкусом, а переплетаются, служат поводом для процесса, в котором  обязательно столкнутся эрудиция и набор умений учителя с желанием ученика освоить еще одну сторону нашего многообразного бытия. Именно на стыке этого поиска и будут рождаться те индивидуальные формы восприятия и интерпретации, которые могут стать стимулом творческой деятельности. Это необходимо отнюдь не только  для того, чтобы готовить профессионалов для сферы массовых коммуникаций, но в первую очередь для развития личности, формирования индивидуальности на материале экранных искусств.

Следует учитывать, что индивидуальный процесс развития мышления подростка далеко не всегда совпадает с логикой учебного предмета. А педагогический диалог продуктивен лишь тогда, когда он обслуживает те вопросы и проблемы, которые возникают в логике формирования и развития мышления подростка. Процесс обучения имеет свое целью достижение состояния того самого “ученого незнания”, о котором писал еще Николай Кузанский. Отсюда и стремление перевести нынешнее образование в ракурс самообразования; и именно сейчас, когда авторитарная педагогика борется с диалогической, следует использовать те формы обучения, которые не только помогли бы подросткам формировать аргументированную независимость мышления, но и позволили бы педагогам сделать саморазвитие и самореализацию  наиболее ценным итогом образования - как для ученика, так и для учителя.

Разумеется, к аналитическим дискуссиям по материалам телевидения лучше готовиться заранее - иначе можно упустить очень много подтекстов, обогащающих восприятие, дающих нам ощутить безграничные возможности нашего восприятия - то, что через чувства и эмоции было понято практически мгновенно, может служить материалом для многочасового разговора. Однако не следует и упускать из вида возможные импровизации - обычно по ходу дискуссии всегда возникают парадоксальные на первый взгляд мнения, которые балансируют на грани настоящего художественного открытия. 

Важно и то, что лучший способ борьбы с западным “попкорновым” телевидением (зрелищем, которое пригодно только для того, чтобы занимать глаза, пока заняты зубы - по меткому определению американской прессы)  - смотреть "по-русски", всерьез, - и тогда в примитивных вещах вдруг открываются глубочайшие фольклорные пласты наряду с довольно убогой концепцией мира, а в простых сюжетах выявляются поистине трагические высоты - или бездонная глубина бытия, или, напротив, яростное неприятие авторами многообразия нашей жизни. Именно поэтому при подборе видеоматериалов главное - выявление бесконечного разнообразия форм существования художественного в телевидении.  

Восприятие подростка всегда ситуативно; в наши дни, когда рядом сосуществуют не только разнородные, но и разнонаправленные потоки информации, это обуславливает повышенную избирательность  аудиовизуального восприятия подростков. Практически в рамках учебного спекурса по телевидению должна быть представлена попытка не формировать систему идеалов извне, а сделать идеалы подростка, уже сформированные во всем процессе взаимодействия со средствами массовой информации, материалом для анализа - как для школьника, так и для педагога.  

Лучшим способом пробуждения самостоятельности мышления становится - на основе дифференциации эмоциональных реакций - выявление наличия резкого “разброса” мнений по поводу одного и того же сюжета. Подведения итогов под “мнение большинства” лучше избегать. Постоянная возможность нравственного и психологического выбора должна быть неотъемлемым качеством подобных занятий.  Этим и должен в идеале достигаться эффект перенесения закладываемых основ критического мышления на отношение к общему потоку информации, получаемому подростком от средств массовой коммуникации.

Однако тот же самый разброс мнений возможен и эффективен лишь тогда, когда есть нечто объединяющее в самом процессе восприятия, проявление интеграции восприятия в данной группе учащихся. Таким объединяющим моментом и является обретение навыков работы с информацией. Однако здесь есть опасность свести все к узкому, утилитарному взгляду на мир. И обращение к самостоятельному творчеству становится следующим закономерным шагом на этом пути.

Собственное творчество является именно той точкой, где изменяется взгляд подростка на мир, где потребительское отношение к миру, спровоцированное подачей информации в  системе массовых коммуникаций, и утилитарное отношение к искусству должны быть замещены творческим, активным началом. Очень важной стороной этого процесса является развитие собственно восприятия, направленное на то, чтобы сам акт восприятия в идеале становился процессом сотворчества - актом наивысшей зрительской активности. В педагогическую практику  это воплощается через выполнение комплекса игровых заданий и творческих упражнений, которые моделируют возникновение экранного художественного образа. Это, в частности, игры, направленные на развитие монтажного мышления на материале литературы, изобразительного искусства, фотографии (наиболее яркий пример - изготовление коллажа); упражнения, направленные на развитие контрапунктического мышления (сочетания двух различных по характеру музыкальных фрагментов с одним и тем же кадром, подбор к одной и той же фонограмме двух различных изобразительных рядов  и т. д.).

Отметим: восприятие экранного образа является определяющим фактором восприятия и электронных мультимедиатекстов. Экранный тип коммуникации является доминирующим в компьютерных технологиях, и поэтому разработка новых информационных ресурсов для Интернет и решение проблемы информационной безопасности невозможны без учета опыта, накопленного экранной культурой в течение ХХ века.

Освоение масс-медиа как специфической сферы современной культуры предполагает особое внимание к каналам массовой коммуникации (массовая печать, радио, телевидение, компьютерные сети). Именно в среднем школьном возрасте интерес к специфике языка и профессиональным особенностям того или иного типа массовой коммуникации (при наличии минимальной базы умений и знаний) совпадает с реальной физической возможностью попробовать свои силы  в интересующей области (удержать видеокамеру без дрожи кадра, быть в состоянии освоить технику монтажа и звукозаписи, компьютерную верстку для школьных печатных изданий или компьютерный дизайн для WEB-страниц). Однако тут следует учитывать и факторы, которые связаны с возрастом. Начиная с 9-10 лет, подростки пробуют свои силы в самых различных областях человеческого знания и действия. Для этого периода характерны:
•    интенсивность увлечений;
•    их кратковременность;
•    обостренное эмоциональное восприятие собственных удач и ошибок;
•    нереалистичная (заниженная или завышенная) самооценка;
•    формирование комплекса эмоциональных и интеллектуальных предпочтений и постепенная  концентрация усилий на профессиональной ориентации.

Поскольку далеко не все ученики изберут профессиональную ориентацию в сфере масс-медиа, это предопределяет неизбежную потерю интереса у большей части учащихся к изучению основ медиакультуры после первых достижений на этом поприще. Таким образом, для среднего школьного возраста представляется оптимальным поиск такого варианта, который удовлетворял бы всем вышеперечисленным условиям и давал бы возможность вариативного выбора непосредственно для школы (по наличию аппаратуры, педагогов-энтузиастов, желающих работать в этой области, реальных школьных нужд и т. п. Так, например, учитель литературы охотно реализует идею литературного альманаха, учитель мировой художественной культуры поможет ученикам подготовить серию коротких телевизионных сюжетов, посвященных истории и проблемам культуры, учитель информатики реализует проект по созданию WEB-страниц или целого сайта для Интернет). Поэтому оптимальным вариантом для реализации данных учебных курсов курса представляется использование проектных, кружковых, студийных форм работы. При этом переход в область дополнительного образования отнюдь не означает необязательности изучения медиакультуры; напротив, именно в этом случае освоение специальных знаний, технологических навыков и умений работать с информацией будет иметь наибольший эффект и способствовать развитию личности и формированию индивидуальности подростка. В целом подобный вариант освоения медиакультуры должен способствовать:
•    реализации художественно-творческого потенциала подростков в формах, нацеленных на профессиональную ориентацию;
•    формированию равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира;
•    формированию личной и активизации общественной позиции школьника;
•    освоению ряда умений и навыков, необходимых для полноценного  понимания информации и создания собственных медиатекстов;
•    возникновению реальной, действенной системы межпредметной интеграции через работу над конкретными творческими проектами;
•    интенсификации освоения знаний по базовым предметам и формированию целостной,  единой картины мира.

Добавим, что в лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО разработан комплекс программ по медиаобразованию, которые основаны на перечисленных выше принципах и могут быть использованы как для общего развития учащихся, так и для профориентации:
для 5-6 классов - Программа для школьной радиостудии; Программа «Первые шаги в ТВ-журналистику».
для 7-8 классов - Программа по детской журналистике (для школьной газеты, альманаха или др. печатного издания);
для 8-9 классов - Программа кружка видеолюбителей;
для 9-11 классов - Программы  "Детская телевизионная журналистика"; «Современный киноклуб»; «История кино и телевидения», «Современная реклама», «Основы экранной культуры», «Основы медиакультуры», «Информационная культура эпохи Интернет», «Ориентирование в Интернет» и др.

Библиография


1.    Бондаренко Е.А. Медиакультура (учебная программа) / Основы экранной культуры. Медиакультура/Комплект программ. М.: МИОО, 1996. 76 с.  – С.68
2.    Кантор А.Р. Телевизионное образование в современных условиях: проблемы и опыт развития / А.Р. Кантор // Актуальные задачи медиаобразования. Сб. науч.-метод. статей. — Екатеринбург, 2009. — С. 18—34
3.    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotm/06.php Ю.М.Лотман Семиотика культуры.О двух моделях коммуникации в системе культуры
4.    Материалы семинара “Восприятие и мышление”, Москва, РАН, 1990
5.    Чудова Н.В. Евлампиева М.А. Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернет//СПиМО. 2009. №5. С.50-57.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация