Медиаинформационные объединения в системе дополнительного образования школьников

И. Ю. Прасолова
ГБОУ ЦД(Ю)ТТ «Пилот» СВОУО ДО г. Москвы

В статье представлен опыт работы медиаобъединений «Школа юного журналиста «Парламентский вестник» (ГБОУ ЦДТ «Щит» СЗОУО ДО г. Москвы) и «Школа юного журналиста» (ГБОУ ЦД(Ю)ТТ «Пилот», СВОУО ДО г. Москвы). Основываясь на многолетнем опыте реализации молодежных медиапроектов, автор статьи пытается определить роль медиаинформационного образования детей среднего и старшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: медиаинформационное пространство, детская и молодежная журналистика.

MEDIAINFORMATION UNIONS IN THE MODERN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

I. U. Prasolova
A teacher of additional formation of a 1st category
GBOU CD(U)TT «Pilot» SVOUO DO, Moscow

Basign a long – tern experience of realization of youth projects the author of the article tries to define the role of education of children and teenagers, middle and senior school age in the system of additional education.

Key words: Mediainformation space, children's and youth journalism

Cкачать статью в формате .pdf


Специфическая часть коммуникаторов

Информационно–коммуникативное пространство ― неотъемлемая часть жизни социума. Информационная деятельность человека, начинаясь со звуков и жестов, сегодня представляет собой сложную систему межличностной и массовой коммуникации, отвечающую условиям социальной, экономической, технологической действительности. Ребенок с первого мига жизни включен в процесс этой деятельности; он, как и предки, проходит все этапы становления коммуникативного поведения: от трансляции личной информации через плач или агуканье до выражения мыслей с использованием современных технических средств.

С. Б. Цымбаленко, президент творческого объединения ЮНПРЕСС, определяет суть данной деятельности как «систему взаимодействий и отношений, позволяющих принимать решения, корректировать и предвидеть результаты своей деятельности посредством информации. Ребенок в этом пространстве ― специфическая часть коммуникаторов и информационных коммуникаций».

В последние годы теоретики и практики журналистики ведут речь о новом определении этого пространства и обозначают его как медиаинформационное: «Сегодня понятие «медиа» включает в себя широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю. Это и реклама во всех ее разновидностях, и произведения искусства в форме книги, картины, кинофильма, и теле– или радиопрограмма, это ― публичное выступление, официальный документ, праздничная открытка, зашифрованное послание, SMS–сообщение, либо сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ».

Каким бы ни было определение пространства информационных потоков, ребенок постоянно находится внутри него и пытается приспособиться к нему. То есть, нарабатывает определенный опыт поведения в медиасреде ― так называемое медиаповедение. Детская и молодежная журналистика ― один из способов медиаповедения, который становится инструментом для самоопределения, самовыражения, самореализации детей и подростков.
С каждым годом поведение подрастающего поколения в медиапространстве изменяется, реальное общение часто подменяется виртуальным. «Девочка, живущая в сети»: запутавшаяся в Интернете и поглощающая все, что там «плавает». В довесок ― блокбастеры с телеэкранов, «клубняк» из наушников, последние сплетни из спальни любимого певца со страниц журналов. Весьма типичный образ для современной действительности. Его альтернатива ― иное восприятие медиапространства, когда для многих представителей молодежи «виртуальный мир сначала стал предметом исследовательского интереса, затем развлечением, потом сферой общения, далее источником информации и, наконец, площадкой для создания собственного контента».  Медиапространство стало площадкой для самовыражения через социальные сети, блогерство, страницы газет и журналов, выпуски теле– и радиопередач.
Тем местом, где дети и подростки находят применение своим способностям не только воспринимать, но и создавать определенный медиапродукт, стали самостоятельные редакции молодежных СМИ, школьные пресс–центры, творческие объединения на базе Центров дополнительного образования, Домов детского творчества и т.д. Детская и молодежная журналистика в современном своем виде активно начала развиваться в 90–х годах 21 века. Появились и объединяющие платформы для юных талантов, например, Лига юных журналистов России и Творческое объединение ЮНПРЕСС.

Главред, дебильдредактор, версталкер…

Впервые я столкнулась с преподаванием журналистики детям в 2005 г., имея за плечами «молодежку» небольшого сибирского города, журфак Томского госуниверситета и опыт работы в региональных газетах и на телевидении. Тогда меня пригласили развивать в одной из средних школ г. Тольятти теленаправление в детском медиахолдинге. 4 года работы с медиаобъединением оказались весьма плодотворным на достижения и победы для его воспитанников. В их портфолио ― дипломы и грамоты профильных конкурсов разного уровня: от городского до международного. А в моей педагогической копилке ― ценнейший опыт и множество вопросов по медиаобразованию, решение которых продолжаю искать и в Москве.

Работая в Тольятти с юными журналистами, приняла участие в I Всероссийской научно–практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» (г. Томск, 2007 г.), где впервые столкнулась с понятиями «медиаобразование» и «информальная журналистика». Это стало новым этапом в понимании собственной педагогической деятельности в сфере начального журналистского образования подростков. С одной стороны, напоминала о себе редакция молодежки, в которую писала, будучи школьницей. Когда отсутствие теории журналистики компенсировалось практической составляющей. С другой ― желание выпускницы журфака хотя бы обзорно дать как можно больше знаний по теории журналистики, чтобы сделать из ребят юных профессионалов. Конференция же обозначила третье направление развития молодежного медиаобъединения ― информальное, когда пресс–центр объединяет в себе и традиционные СМИ, и «клуб по интересам», и «медиа» в широком понимании этого термина в рамках дополнительного образования. Такое триединство является важным не просто для формирования профессиональных навыков юных журналистов, развития их творческих способностей и профориентации, но для развития медиаинформационной культуры подрастающего поколения: и потребительской, и ретрансляционной.

Московские центры детского творчества, где продолжился мой преподавательский путь, стали новым этапом в осмыслении вопросов детского и подросткового медиаобразования.

На базе Центра детского творчества «Щит» (СЗОУО ДО г. Москвы, директор В. И. Султановский) в феврале – мае 2011 года действовало объединение «Школа юного журналиста «Парламентский вестник». Ее воспитанниками стали ребята из комиссии по связям со СМИ Окружного парламента школьников. Молодые, целеустремленные, но упускающие из вида то, что информационные потоки требуют серьезной фильтрации. Медиацентром в полном смысле данное объединение назвать нельзя в силу временной ограниченности занятий, а также потому, что конечного продукта журналистской деятельности ребята создать не успели. Это обусловлено и тем, что одной из целей «Школы юного журналиста «Парламентский вестник» стояла теоретическая и практическая разработка модели информационного центра в рамках школьного самоуправления. Школьное самоуправление ― один из способов формирования социально активной личности подростков, их социализации, выработки навыков самосовершенствования, принятия жизненно важных решений и т.д. А потому на первоначальном этапе работы данного объединения с педагогической точки зрения для меня стояла задача сформировать понятийный аппарат подростков в медианформационной сфере. Как в Тольятти, так и в Москве начинаю общение с подростками с вопросов «Что такое информация и информационное пространство?», «Чем отличается обыденная информация от журналистской?», «Зачем мы хотим говорить об этом со страниц газет, страничек сайтов, телеэкранов?» и т.д.
В основу образовательной программы медиаобъединения лег практико–ориентированный подход. Практический материал превалировал над лекционным, для занятий использовались игровые и тренинговые формы работы. Именно через совместное проигрываение и обсуждение заданной ситуации ребенок быстрее усваивает материал. При этом он старается делать свои выводы, доходить до результата своим умом. В ходе работы стало понятно, что функционирование школьного медиаобъединения в рамках молодежного самоуправления не должно сводиться лишь к выпуску того или иного СМИ. Здесь одним из важнейших элементов работы становится коммуникативная составляющая, когда подростки учатся грамотно строить свои публичные выступления и т.д.

Кроме того, в процессе работы обозначился неутешительный факт: даже у думающей молодежи слабо развита культура потребления и анализа информации. Для многих, например, стало открытием, что классика российского, советского кино может быть интересна и актуальна. Этот вывод был сделан на основе занятий, когда школьникам предлагались вопросы киновикторин или построение выступлений от лица литературных и киногероев. Известные фразы из кинолент в викторине («Я мзду не беру, мне за державу обидно», «Замуровали, демоны» и др.) заставили их задуматься о названии фильмов. Если же фильм узнавался, и даже назывался герой (к слову, не с первой попытки), то имена многих актеров вызывали большое затруднение. Зато с легкостью угадывались блокбастеры и лидеры мировых прокатов. Ребята быстро представляли защитную речь от лица Джека Воробья, но с трудом формулировали обвинительную речь от имени Глеба Жеглова. Дело не только и не столько в самих подростках, сколько в современном медиаинформационном пространстве, когда сложно сделать адекватный выбор в пользу не только развлекательных вещей, но и заставлять работать мозг. Через анализ и сопоставление. Одна из главных задач руководителя медиаобъединения ― помочь учащимся начать размышлять более глубоко, расширить их кругозор. Например, неоценимую помощь в этом оказывает трилогия документалиста Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР», когда дети, прослеживая судьбы сверстников, могут увидеть в них себя и представить собственное будущее.

Ситуации диалога, беседы, игры, сотворчества в процессе обучения играют немаловажную роль в формировании медиаинформационной культуры подростка. В объединении создается атмосфера открытости, что позволяет эффективнее доносить материал. Кроме того, определенная раскрепощенность рождает творческие находки. Например, в молодежном медиахолдинге г. Тольятти при подготовке к городскому конкурсу юных журналистов «Журналистский капустник» ребята создали веселую азбуку, ставшую популярной в их профессиональном сообществе. Именно тогда мне был присвоен статус «главного вредактора», у нас появились дебильдредактор, версталкер и т.д. В таких условиях наиболее полно раскрываются способности ребенка, определяются его наклонности, что помогает эффективному распределению обязанностей между учащимися. Чередуя поручения и меняя роли (например, сегодня ребенок ― корреспондент, а завтра ― редактор), дети учатся воспринимать информацию и ретранслировать ее в окружающий мир в соответствии с заданной ситуацией.

В ЦД(Ю)ТТ «Пилот» (СВОУО ДО г. Москвы, директор А.В. Укладов) складываются иные условия развития медиаобъединения. В первую очередь, это связанно со спецификой деятельности центра. Если ЦДТ «Щит», на базе которого действовала «Школа юного журналиста «Парламентский вестник» имеет в основе своей гражданско–патриотическую направленность дополнительного образования, то в «Пилоте» образовательная деятельность имеет научно–технический характер. Развитие научно–технического творчества детей и подростков обозначено как одно из приоритетных во многих основополагающих документах государственного уровня. Это связано и с развитием информационных технологий во всех сферах жизни общества. «Современные дети не такие, как были мы. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что «никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети». Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах» ― заявлял в 2010 году президент РФ Д. А. Медведев в ежегодном послании Федеральному собранию.  Обучение детей работе с медиа непосредственным образом входит в научно–техническую направленность дополнительного образования в этом центре. Корме того, большое внимание в «Пилоте» уделяется профориентационной работе с подростками. Обучение ребят основам журналистики соответствует и данному виду деятельности центра.

«Школа юного журналиста» в «Пилоте» возникла в феврале  2011 года на основе объединения «Театр профессий», в котором упор делался на театральное направление. Дополнив соответствующим образом образовательную программу «Театра профессий», мне удалось создать базу для обучения детей основам журналистики. К 2011–2012 учебному году программа была преобразована, и объединение из ознакомительного стало профориентационным в сфере медиаинформационного образования. Занятия проходят в компьютером классе, что позволяет реализовывать основные цели и задачи образовательного учреждения в целом и объединения в частности. Здесь ребята знакомятся с основами подготовки материалов и верстки печатных изданий, с основами создания телематериалов, монтажа видео, работы с интернет–ресурсами.

Несмотря на то, что в «Пилоте» упор делается на технические специализации, «Школа юного журналиста» гармонично объединяет в себе и этот профиль, и гуманитарную составляющую образовательной программы. Объединение актуально для центра и в том ключе, что сегодня на уровне первых лиц государства ведется разговор об информационной безопасности детей. Речь не только об информационных технологиях, но и медиаинформационной безопасности и культуре детей и молодежи. «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные технологии в рекламе, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны — теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции», — заявил Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, комментируя инициативу проведения 1 сентября 2011 года  уроков медиабезопасности в школах России.  Поэтому логично предположить, что объединение органично вливается в направление российской государственной политики, касающейся детей и молодежи. Тем более, с 1.09.2012 года вступит в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». И это делает еще более ценным медиаинформационное образование детей и подростков.

О подготовке педагогов

Анализируя семилетний опыт работы с детскими медиаобъединениями в разных регионах России, опыт участия в различных профессиональных конкурсах вместе с воспитанниками, хочется сделать следующие выводы. Очень важно в работе с детскими медиобъединениями (или, как пока более привычно называть их, пресс–центрами) помнить, что работа в данном направлении требует определенной подготовки педагогов. Учителя литературы или информатики, другие специалисты, руководящие объединением, должны отдавать себе отчет, например, в том, что газетный или сетевой текст — это не сочинение на заданную тему. И что даже стенная газета — не просто красочно оформленная поздравительная открытка или маленький отчет о мероприятии. Это инструмент для развития детей и подростков, для их профориентации и повышения медиаинформационной грамотности.

Кроме того, важно выходить за пределы образовательного учреждения, повышая уровень мастерства как педагога, так и воспитанников. Большую роль в этом играет связь со специалистами вузов, работающих в данном направлении, другими коллегами. Например, замечательной площадкой для обмена опытом по медиобразованию стала I Всероссийская научно–практическая конференция «Молодежь и медиа. Цели и ценности», организованная на базе МГГУ им. М.А. Шолохова в апреле 2011 года. Взгляд на проблему теоретиков, опыт практиков, дискуссии вместе со студентами кафедры журналистики и медиаобразования, мастер-классы — все это стало важной вехой в понимании процессов, связанных с медиапространством и культурой медиаповедения детей и взрослых. Выстраивая собственное понимание этого, педагог может качественно выстроить и работу с детьми в данном направлении. Мне, как преподавателю основ журналистики для школьников, было интересно апробировать свои наработки со студентами, поскольку это уже иной уровень восприятия, как с точки зрения возраста, так и с точки зрения профессиональной подготовки. То, что из этого получилось, ярко отразила студентка журфака МГГУ им. М. А. Шолохова Валерия Шибина: «… все гости разошлись на секции и мастер–классы, один из которых вела И.Ю. Прасолова. Студенты и гости участвовали в тренинге, главной задачей которого являлось помочь молодым  журналистам понять, что такое объективная точка зрения, где правда, где ложь, задуматься над различными проблемами, с которыми сталкивается человек на протяжении всей жизни. Мастер-класс прошел динамично. Больше всего студентам понравилась игра, в которой каждый мог представить себя продавцом плохих или хороших качеств человека. Оказалось, что «добро» раскупалось быстрее, чем «жадность» и «злость». Благодаря этому мастер-классу студенты смогли задуматься над неоднозначными проблемами, рассмотреть их с разных точек зрения и, возможно, переосмыслить некоторые взгляды на них».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация