Сайты интернет-знакомств как средство коммуникации для одиноких

М.А. Трубецкой
Кандидат социологических наук
Финансовая группа «ЛАЙФ»
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Cкачать статью в .pdf

По количеству сайтов знакомств и представленных на них анкет российский сегмент Интернета — на одном из ведущих мест в мире. Объединенная база сайтов знакомств mamba.ru насчитывает более 9 миллионов анкет, база LovePlanet.ru — более 4 миллионов. А в 2007 году LovePlanet был куплен медиа-холдингом РБК. Интернет-знакомства стали серьезным бизнесом. Или как минимум перспективным.

По результатам социологических исследований Научно-исследовательского центра проблем молодежи (НИЦ ПМ), люди считают главным преимуществом знакомств по Интернету возможность спокойно выбирать кандидатуру. До первой встречи можно просто общаться в Сети, постепенно узнавая внутренний мир потенциального партнера. Очень удобно, что можно воспользоваться своей анонимностью и прервать общение, если партнер разонравился. Сайты знакомств — это брачные агентства наоборот: в последних видно, как выглядит человек, но ничего о нем не известно. В Сети довольно быстро становится понятно, кто перед тобой, но внешность до последнего момента остается загадкой, ведь фотография не обязательно будет совпадать с оригиналом.
  
Постоянная посетительница сайта знакомств, 24-летняя офис-менеджер Анна С. объясняет: «На работе никто не нравится, в метро тесно, в кино темно, с тележкой в супермаркете — неудобно, в театры ходят одни женщины или женатые пары, да еще по статистике в России женщин больше, чем мужчин, в несколько раз». Ирина О., коренная москвичка, сотрудница одной из коммуникационных фирм, начала увлекаться знакомствами в Интернете со студенческих лет. Сегодня ей уже 29 и она отчаялась встретить в Сети родственную душу: «Во-первых, — признается Ирина, — я не отвечаю на сообщения, содержащие в себе откровенные предложения о сексе. Для этого есть другие сайты и объявления с расценками. Но даже если в анкете указано «познакомлюсь для серьезных отношений», часто попадаешь на завуалированные предложения опять-таки сексуального характера. Во-вторых, встречается большое количество молодых людей, стремящихся закрепиться за счет девушек в столице. Эти начинают свои ухаживания с роскошных букетов и банальной лести, но фальшь не скроешь, поэтому такие отношения во многих случаях изначально обречены. В-третьих, социальный уровень и моральные качества, далеко не сразу открываются в процессе общения по Интернету. Любой грузчик может изображать из себя олигарха, и наоборот».
  
42-летний московский плейбой Александр Морозов охотится в Интернете на иногородних девушек: «Обычно предлагаю приехать на поезде за мой счет на уикенд в Москву — «попить вина». Соглашаются почти все, при этом 99% приезжающих негде переночевать — останавливаются у меня дома и на двух квартирах, которые я снимаю. Пока я с одной, другие гуляют по Москве, думая, что я занят делами, и ожидая похода в кино или кафе. Тех, кто задерживается дольше чем на выходные, я знакомлю со своими холостыми друзьями, — чтобы девушки переезжали к ним, освобождая жилплощадь для новых. В итоге все довольны, только вот фильмы, идущие в кинотеатрах приходится смотреть в компании разных девушек по два-три раза».

Говорят, самый молодой зампред «Газпрома» 30-летний Кирилл Селезнев развлекался, приезжая на свидание с интернет-девушкой, на старенькой «шкоде» и в поношенной одежде — в прямом соответствии с одним из самых известных рассказов О'Генри. Девушек, которых это не смущало, он приглашал уже на ужин в ресторан «Марио». 45-летний Игорь Иванов (гендиректор «Тольятти Каучук»), напротив, на фото в Интернете позировал на фоне роскошного «мерседеса». Ужин в ресторане «Vаниль» или «Вертинский» при первом же свидании давал желаемый результат — если под «результатом» понимать завлечение девушки в постель. Позирование на фоне «мерседеса» приносило «результаты» и сыну ректораЮридической академии, хоть «мерседес» и был отцовский.

Общеизвестна история сына спикера Дмитрия Грызлова, ставшего жертвой желтой прессы после появления Дмитрия в марте прошлого года на одной из вечеринок сайта «Дамочка», где он познакомился с девушкой, работавшей по заданию газеты «Жизнь». В действительности Дмитрий имеет непосредственное отношение к бизнесу сайта и является постоянным завсегдатаем вечеринок «Дамочки», которые мало похожи на описанные в желтой прессе свингерские оргии.

Ветеран Рунета вице-президент интернет-провайдера Red Net Михаил Косыж вспоминает: «Бизнес по созданию сайтов знакомств начался в России в 1997 году. Тогда в Москве и Питере у местных провайдеров модно было открывать интернет-кафе. В Москве они окупались за счет большого наплыва клиентов, а в Питере клиентов было гораздо меньше, а самих интернет-кафе больше. Посетители довольно часто просили наших администраторов помочь им составить письма с целью знакомств с иностранцами, поэтому возникла идея сделать службу знакомств, взяв за основу американский образец. За довольно приличную абонентскую плату мы заполняли и переводили их анкеты на английский, вешали у себя на сайте, менялись баннерами с аналогичными сайтами за рубежом. К началу 2002 года бизнес стал затухать — желающих непременно выйти замуж за иностранца или жениться на иностранке сильно поубавилось».
  
То есть сначала Интернет играл роль именно электронной свахи, а также быстрого и эффективного средства связи с далекой, экзотической и манящей заграницей. Когда граждане России, по мере неуклонного роста своего благосостояния, оценили наконец, что и в России жить неплохо, а за кордоном, наоборот, медом не намазано, они обратили внимание на интернет-контакты с себе подобными, теми, кто рядом. С этого момента, собственно, и начался бум знакомств по Интернету.
Действительно, сначала бизнес на сайтах знакомств делался по западному образцу — за счет внесения анкетируемыми ежемесячной абонентской платы. Но в России эта схема оказалась невыгодна и получила применение только на тематических сайтах знакомств для женщин, желающих создать семью за границей, всевозможных клонах amnity.com — znakomstv.com и им подобных. После диверсификации рынка сайты знакомств перешли на более успешные для интернет-коммерции схемы — повышение стоимости рекламы, продажу позиций на топовых сайтах, всевозможные дополнительные сервисы. Ветеранам-альтруистам вроде «Кроватки» и «Кисс», «рыбакам с удочкой», предоставлявшим в основном площадку для виртуального общения, пришлось уступить место настоящим промысловым бригадам. Создание сайта знакомств сейчас — заведомо прибыльный бизнес при условии, что портал будет быстро раскручен и его ежедневная посещаемость превысит 300 человек.

Бренд «Мамба», созданный ЗАО «Финам», включает в себя объединенную систему порталов mamba.ru — крупнейшую на сегодняшний день службу интернет-знакомств в России. Именно база «Мамбы» используется в службах знакомств популярных поисковых и почтовых порталов. Одна из новых услуг «Мамбы» позволяет открыть службу знакомств на любом сайте, их владельцы и являются основными клиентами. Примерный годовой доход портала, учитывая расценки на его сервисах, — около $ 4 млн. в год. «Мамба» — очень спартанский портал: поиск по анкетам, фотоальбомы и информация о встречах. Хотя количество мужчин и женщин в базе примерно одинаковое, анкеты слабо модерированы — а за предложениями о встрече со стороны женщин в основном размещены объявления интим-услуг. Но основной доход, по признанию владельцев, приносят дополнительные услуги — продажа места под размещение фотоальбомов и продажа позиций в рейтинге. Максим Трухин, исполнительный директор Единой службы знакомств и общения «Мамбы», рассказывает:
— Примерно в 2002 году группа инициативных людей обратила внимание на сайты знакомств в западном Интернете. Оказалось, они очень быстро развиваются и процветают. Мы решили сделать свое, но при этом существенно отличное по идеологии.
— В чем разница?— Например, в том, как зарабатываются деньги. Западный Интернет чаще берет некую абонентскую плату за долгосрочное пользование ресурсом. Вы платите, условно говоря $50–100 и полгода-год пользуетесь сайтом бесплатно. У нас же для пользователя все абсолютно бесплатно. Любой может завести анкету в системе «Мамба» и полноценно пользоваться службой знакомств. Одно «но»: некоторые дополнительные сервисы — к примеру, поднятие анкеты на верх списка (что увеличивает возможность знакомства) — платные. — Почему не пошли по западной модели?
   — Для российского менталитета это не совсем эффективно. В чем уникальность бизнес-схемы? Мы зарабатываем все деньги на платежах наших пользователей, а подавляющее количество ресурсов в Рунете зарабатывают на продаже рекламы.— Контролируется ли качество анкет?— Глубину мысли и распространенность информации в анкете мы не контролируем — это личное дело каждого. Но у нас есть правила, которые регламентируют возможность размещения той или иной информации. Любая входящая информация — текст, фотография — проходит модерацию. Если анкета не удовлетворяет нашим требованиям, то модератор связывается с пользователем и объясняет причины отказа в размещении. На Западе через Интернет знакомятся обычно адекватные мужчины и не очень адекватные женщины. В нашей же стране — наоборот.
  
Система LovePlanet после недавнего приобретения портала концерном РБК стала основным конкурентом «Мамбы». Лидерам ничего не оставалось, как попросить своих партнеров выйти из баннерообмена РБК и потерять на этом около 3 млн. показов в сутки. Хотя большинство партнеров «Мамбы» уверены, что LovePlanet пока не созрел до прямой конкуренции, лидер интернет-знакомств в России может смениться уже к следующему январю. Новый президент «Мамбы» Никита Шерман, наоборот, считает, что обострение конкуренции пойдет на пользу всем крупным игрокам рынка. LovePlanet представляет собой копию «Мамбы» с чуть менее строгим и чуть более насыщенным интерфейсом. На основном портале помимо анкет и фотографий есть служба поиска друзей (похожая на проект odnoklassniki.ru, только по базе LovePlanet), где можно найти знакомых по интересам. Аналогичная мамбовским «Стрелкам» система расписания встреч, есть блог, разделы викторин и юмора, свой почтовый сервис.

«Дамочка» — радикально отличающийся от первых двух портал. Помимо анкет здесь есть масса интересных сервисов, рассчитанных на любителей пообщаться в онлайне. Портал нацелен на более молодую аудиторию, чем у «Мамбы», и сделан со значительной долей юмора. Присутствуют всевозможные форумы, чаты, мессенджеры, тесты, видео, блоги, проводятся лотереи, игры. 60% посетителей портала — мужчины. Бизнес-концепция «Дамочки» — реализация множества дополнительных сервисов, с другой стороны, этот портал по сравнению с «Мамбой» и LovePlanet выглядит гораздо менее коммерциализированным. Но только выглядит. В «Дамочке» ранжированный рейтинг анкет и, чтобы повысить его (а значит, напомним, и вероятность знакомства), надо либо проявлять большую активность на форумах, вести блог, общаться с другими регулярными посетителями, либо покупать фишки, то есть платить. Учитывая, что срок действия привилегированных анкет на сайте — один месяц, доходность портала сравнима с порталами онлайн-игр. Самые высокие расценки — на запрет показа топовых анкет и получение особого статуса. Помимо этого «Дамочка» также регулярно проводит оффлайновые клубные вечеринки портала. Модерация по сравнению с другими порталами очень суровая — анкету могут удалить за любое из нарушенных правил, две страницы которых лучше прочитать каждому пользователю, во избежание дальнейших недоразумений. В целом «Дамочка» скорее представляет собой интернет-сообщество, чем портал знакомств, у этого ресурса есть даже собственная любительская футбольная команда.
  
SingleCity — крупный портал знакомств с хорошей графикой. Есть поиск по городам и тесты на психологическую совместимость, а также гороскоп. Доступ к анкетам — только после обязательной регистрации. Что характерно, сайт находится в американском секторе Интернета, но имеет 100-процентную русскоязычную аудиторию. На портале внедряется очень интересная модель — показ фотографий анкет только по конкретному запросу от заинтересованного анкетой лица и с разрешения владельца анкеты. Сегодня более 20% финансового оборота всего коммерческого сегмента Рунета связано с виртуальными службами знакомств, а по абсолютному количеству клиентов этот сегмент — безусловный лидер. По данным НИЦ ПМ, на рынке довольно высокая концентрация — три ведущих игрока (mamba, LovePlanet и «Дамочка») контролируют около 70% рынка. Еще 20% — в секторе средних порталов с базами около 500 тыс. анкет. Оставшиеся 10% приходятся на тематические, небольшие и местные сайты.
Общее количество зарегистрировавшихся на сайтах знакомств в Рунете, по данным исследований НИЦ ПМ, — около 10 млн. человек и около 15 млн. анкет (многие используют сразу две-три службы знакомств, около 4% анкет — программы-роботы). Бизнес-модель российского портала знакомств образца 2007 года практически везде одинакова. Регистрируем свою анкету, отправляем SMS за один доллар по указанному на сайте адресу для того, чтобы поставить анкету на верх списка, чтобы ее вообще хоть кто-то увидел, и ждем. Часа через два, благодаря активному наплыву посетителей, анкета пользователя уходит в седьмую-восьмую сотни. То есть за эти два часа 700–800 человек отправили такие же SMS, чтобы попасть на верх рейтинга. Удержание анкеты наверху достаточно продолжительное время также влетает пользователю в копеечку.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация