Очередное издание краевой детско-юношеской газеты «Сами» из серии «Медиаопыт Алтая»

Юмашева Н.В. Использование технологии МПЦУ в довузовской подготовке журналистов: Из опыта работы руководителя редакции детско-юношеской газеты: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: САМИ, 2012. – 44 с.

Cкачать статью в .pdf

Методическое пособие издано редакцией краевой детско-юношеской газеты «Сами» и стало уже седьмым по счету в серии «Медиаопыт Алтая». Газета «Сами», авторами которой являются школьники, издается на Алтае уже более двадцати лет и нередко занимает призовые места в профессиональных журналистских конкурсах, оставляя позади старших, опытных коллег. Ее коллектив работает не только как редакция средства массовой информации, но и выполняет функции краевого центра медиаобразования: на базе «Сами» действуют региональный филиал Сибирской академии медиаобразования, местное отделение Российской Лиги юных журналистов, редакция проводит фестивали, конкурсы юных журналистов, выставки школьных изданий, профильную смену «Журналистский пленэр», семинары для медиапедагогов. В 2008 году начато издание серии «Медиаопыт Алтая», призванной зафиксировать и распространить опыт ведущих медиапедагогов края, среди которых школьные учителя и психологи, педагоги дополнительного образования и руководители центров детского творчества.

Автор пособия «Использование технологии МПЦУ в довузовской подготовке журналистов» – Наталья Юмашева, главный редактор газеты «Сами». В пособии описывается опыт применения технологии мотивационного программно-целевого управления при работе со школьниками, выбирающими журналистику в качестве будущей профессии. Теория МПЦУ, интегрировавшая достижения двух направлений в управленческой науке: рационалистического и поведенческого, – была разработана профессором Алтайской государственной педагогической академии И.К. Шалаевым, его диссертационное исследование, посвященное данной методологии, стало первой в СССР   докторской диссертацией по управлению образованием. В рамках школы МПЦУ защищено более полусотни кандидатских и докторских диссертаций, последователи И.К. Шалаева исследовали эффективность применения методологии в различных сферах образования – и в управлении педагогическим коллективом, и в учебной деятельности; при работе с различными категориями обучаемых: воспитанниками детских садов, школьниками, студентами, а также педагогами и руководителями образовательных учреждений в рамках профессионального дополнительного образования.

В пособии Н.В. Юмашевой впервые предпринимается попытка обобщить опыт работы с использованием специфических методов МПЦУ в сфере организации издания самодеятельных детско-юношеских СМИ. Автор рассматривает пути формирования оптимального мотивационного комплекса у обучаемых – школьников, осваивающих в ходе работы по выпуску школьных газет, журналов, созданию интернет-ресурсов основы профессиональных знаний.

Впервые традиционные для производственного редакционно-издательского процесса формы работы, такие, как редакционная планерка, например, рассматриваются в качестве специфической формы организации учебно-воспитательного процесса, позволяющей неназойливо предъявлять обучаемым норму-образец и конструировать социально-психологические зеркала, которые дают возможность членам коллектива видеть себя как бы со стороны, с обнаженными недостатками и достоинствами.
В пособии описывается механизм создания ситуации делегированной инициативы в процессе коллективного обсуждения вопросов, возникающих в ходе работы над очередным номером издания, «мозгового штурма», рассматриваются факторы, способствующие формированию внутренней мотивации к действиям. Автор представляет различные варианты конструирования в учебно-воспитательном процессе ситуации установки и ее воздействия как на морально-психологический климат в коллективе, так и на ценностные доминанты его членов.

Пособие демонстрирует, как применение технологии мотивационного программно-целевого управления позволяет добиться интериоризации социально значимой цели и создания стимульной напряженности, детерминирующей активизацию созидательной деятельности. В результате повышается эффективность учебно-воспитательной деятельности, осуществляемой педагогами в ходе их руководства изданием самодеятельных детско-юношеских СМИ. Конструирование стимульных ситуаций рассматривается автором на многочисленных примерах из практики как сотрудников редакции «Сами», так и алтайских медиапедагогов – руководителей других творческих коллективов, что свидетельствует о мультиплицируемости предлагаемой педагогической технологии.

Пособие предназначено для педагогов, реализующих в своей деятельности программы медиаобразования, представленная в нем педагогическая технология может быть применена при организации широкого спектра форм организации учебно-воспитательного процесса, направленного на повышение коммуникативно-информационной компетентности школьников.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация