УДК 316.77
ББК 87.7

Коммуникативные барьеры в интернет-общении

 

С.А. ГусевС.А. Гусев
Студент отделения журналистики и PR 
Института языка и коммуникаций МГГУ им. М.А. Шолохова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.
Данное исследование представляет собой обзор основных коммуникативных барьеров и их преломление в интернет-общении, а также возможные пути преодоления таких барьеров.

Ключевые слова: медиа, интернет-общение, коммуникативные барьеры

Barriers in online communication

Sergey Gusev
Russia, Moscow
student of journalism faculty of M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University


Abstract
This research is about communication barriers in online-communication. This topic is highly of current interest nowadays. In the research we examine into kinds and sorts of communication barriers and their transformations in the web-sphere. Also, we try to find the way to deal with these barriers effectively.

Key words: media, online-communications, communication barriers

Cкачать статью в .pdf

Сегодня тема интернет-общения как никогда актуальна. Это обусловлено всё более глубоким проникновением интернета во все сферы жизни человека – от бытовой до деловой. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, в 2014 году аудитория российского сегмента Сети достигла 68 млн пользователей, из них 56 млн пользуются интернетом ежедневно.

В то же время, для значительной части российской аудитории коммуникация посредством интернета может вызывать некоторые трудности. Основной причиной видится перестройка старшего поколения с привычных, «оффлайновых» форм общения на онлайн-коммуникацию, обладающую рядом отличительных особенностей.

В связи с этим, требуется рассмотреть сложности, которые могут возникать в процессе интернет-общения, а также их возможные причины. Таким образом, объектом данной работы выступает коммуникация в Сети, а предметом – коммуникативные барьеры в этой среде.

Особенности интернет-общения

Среди основных особенностей сетевой коммуникации в рамках данного исследования необходимо выделить следующие.

  • Упор на вербальное общение. Собеседники в большинстве случаев не имеют возможности видеть друг друга, поэтому мощная невербальная составляющая в виде жестов, мимики, положения тела и прочего оказывается исключённой из процесса коммуникации.
    Отсюда вытекает другая особенность: использование специальных слов и значков для обозначения эмоций.
  • Разорванность, «клиповость» коммуникации. Интернет-общение в этом плане представляет гибрид почты и личного разговора: от почты ему досталась схема сообщений "до востребования", на которые можно ответить не сразу; от разговора - тяготение к непрерывному диалогу. В итоге происходит нерегулярный обмен репликами.
  • Высокая степень анонимности. Сюда стоит включить не только «классическую» анонимность, при которой собеседники не знают личности друг друга, но и ту анонимность, которую можно назвать «эмоциональной». При общении посредством интернета и отсутствии прямой видимости расширяются возможности сокрытия своих истинных эмоций и намерений, поскольку собеседник не может выдать себя невербальным признаками.
  • Глобализация общения. Развитие технологий сделало возможным общение между почти каждым жителем планеты, независимо от географического положения и социального статуса.

Коммуникативные барьеры

Здесь представляется целесообразным привести классификацию коммуникативных барьеров с параллельными пояснениями, как именно такие барьеры проявляются в онлайн-коммуникации.

  1. Коммуникативные помехи (шумы). Искажение или неполная передача сообщений – актуальная проблемы для интернет-общения, в основном в связи с техническими неполадками. Несмотря на постоянное совершенствование средств связи, равно как прогресс в скорости и стабильности интернет-связи, проблемы остаются и останутся впредь.
  2. Барьеры непонимания:
  3. Семантический барьер, или несоответствие тезаурусов (систем значений) собеседников. В Сети это распространённая проблема ввиду разорванности и клиповости общения. Особенно остро несоответствие значений проявляется в коммуникации между представителями разных социальных групп. Решение проблемы возможно при чётком понимании статуса и положения собеседника, что автоматически диктует свой этикет. С другой стороны, такое решение бывает невозможным из-за анонимности сетевого общения.
  4. Стилистический барьер, или несоответствие стиля речи ситуации общения. В онлайн-коммуникации, в связи с её дискретностью и неопределенностью во времени, такие ситуации возникают регулярно.
  5. Логический барьер, или несоответствие логических систем собеседников. Здесь проблема схожа с оффлайн-общением, следовательно, нет нужды рассматривать её более подробно в рамках данного исследования.
  6. Социокультурный барьер. С учётом глобализации и глобальности интернет-общения, этот барьер возникает повсеместно. Решением проблемы может являться распространение курсов межкультурных коммуникаций вкупе со службами геолокации, встраиваемыми в большинство современного "коммуникационного" программного обеспечения.

Заключение. Пути выхода

Одним из ключевых способов преодоления почти всех упомянутых барьеров является распространение медиаобразования и, возможно, отдельной дисциплины по интернет-общению. Учитывая растущую вовлечённость общества в интернет-общение вкупе с глобализацией, такие учебные программы приобретают всё большую актуальность.    

  • Одегов Ю. Г. Психология делового общения. – 2006.
  • Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //Вестник Московского университета. – 1996. – №. 4. – С. 14-20.
  • Тищенко В. А. Барьеры общения в электронной коммуникации //Образовательные технологии и общество. – 2008. – Т. 11. – №. 2.
  • Михайлов В. А., Михайлов С. В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества //Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр.—СПб. – 2004. – С. 34-52.

Дополнительная информация