Специфика военного репортажа

П.М. ИбрагимлиП.М. Ибрагимли
г. Москва,
МГГУ им. М.А. Шолохова

Аннотация
Военный репортаж – один из сложнейших журналистских жанров, в котором живописно, в наиболее ярких деталях и одновременно кратко, документально точно изображается конкретная действительность, правдивые факты и люди непосредственно с места событий. Рассмотрим особенности военного репортажа в прессе, на телевидении, в Интернете и на радио.

Ключевые слова: военный репортаж, фоторепортаж, радиорепортаж, социальные сети, телевизионный репортаж

P.M. Ibragimli
                                                                                                     Russia, Moscow
student of journalism faculty of Moscow State
Humanitarian University named after MA Sholokhov

Abstract
Military report - one of the most difficult genres of journalism, which is picturesque, in the most vivid detail and also briefly documented accurately portrayed concrete reality, the true facts and the people directly from the scene. Consider the features of the military reporting in the press, on television, online and on radio.
Keywords: Military report, photos, running commentary, social networks, television programming.

Cкачать статью в .pdf

Военный репортаж – один из самых сложных журналистских жанров. Репортаж заставляет якобы собственными глазами видеть предмет описания, словно чувствовать прикосновение к нему. Это свойство данного жанра объясняется тем, что репортаж изображает события и явления в деталях, в отдельных выразительных элементах, интересными штрихами. Он не рассказывает о них, а изображает действительность динамичной, живой картиной.

Военный репортаж настоятельно требует: во-первых, документальности, строгого соблюдения фактов жизни, а во-вторых, эмоциональности, личного восприятия события, внимание к деталям факта, явления.

Поэтому к характерным признакам военного репортажа можно добавить, что в репортаже главное место занимает наглядное изображение фактов. Автор субъективно, эмоционально воспринимает отдельные факты и рассказывает о них читателю как очевидец.

Каждый репортаж, прежде всего, – это личность репортера, его творческая одаренность. Таким образом, военный репортаж – это жанр, призванный передать событие таким образом, чтобы максимально предоставить аудитории возможность почувствовать себя на месте происшествия. Репортаж не только показывает, но и рассказывает.

Детали придают репортажу достоверность. Читатели убеждаются, что журналист на самом деле был на месте событий. Деталь добавляет наглядности. Деталь влияет на чувства, потому что воссоздает атмосферу (картина на стене, книга на столе и т.п.).

Далее рассмотри особенности различных видов репортажа в зависимости от средства массовой информации. Начнем с особенностей телерепортажа.

Возможность подать репортаж во всем богатстве его изобразительно-выразительных функций появляется только на телевидении. Именно телерепортаж может отразить настоящую жизнь. Описательная функция в телерепортаже обеспечивается оператором, а журналист должен связать различные куски действительности логичным объяснением с элементами анализа действия, которое разворачивается у него на глазах. И если в печатных СМИ репортаж это один из многих жанров, то на телевидении он – жанр № 1.

Требования к подготовке текста для телематериала определяются следующими критериями: это точность, ясность изложения и лаконичность.
Репортаж в прессе использует исключительно словесно-логическую символику письменной речи, его желательно иллюстрировать фотографиями. Наличие фото в репортаже не обязательно, но весьма желательно, имеют распространение и самостоятельные фоторепортажи, где основную информативную функцию осуществляют фотографии, а текст лишь дополняет их или вообще отсутствует. Радиорепортаж существенно ближе к событию, потому что отражает ее реальное действие с помощью звучание. Но оба они лишены самого главного – зрелищности. Назначение репортажа на радио или газетной полосе – чисто информационное.

В газете наблюдается интенсивное сближение книжного и разговорного стилей речи. Выбор языковых средств и стилистическая тональность текста в ряде случаев обнаруживает функциональную зависимость от темы сообщения и от характера речевых отношений между участниками коммуникативного акта. 

Для военных фоторепортажей характерна определенная грубоватость подачи материала и «непричесанность» снимаемых событий, что позволяет зрителю окунуться в беспощадный и жестокий мир войны.

Отличительным свойством военных репортажей является насыщенность специальной терминологией (в среднем на страницу текста приходится 13-15 терминов).

Далее рассмотрим особенности радиорепортажа.

Интервью в радиорепортаже берут непосредственно на месте события. В интервью радиорепортажа журналист должен направить разговор либо на характеристику самого события либо на проблему, обсуждаемую его участниками.

В радиорепортаже также не должны преобладать элементы комментария. Их задача пояснить слушателям то, чего они не видят, т.е. рассказать из происходящего самое главное. Трудность же радиорепортажа заключается в том, что журналисту на месте события нужно найти точные эпитеты и сравнения, подметить характерные детали.

Очень важно начало радиорепортажа, т.к. оно вводит слушателя в курс дела, настраивая его на определенные ожидания. Начало должно заинтриговать слушателя, чтобы он дослушал до конца. Для этой цели можно использовать необычный журналистский «ход», яркая характеристика происходящего.

Радиорепортаж требует и небольшого заключения, в котором журналист подводит итог, дает маленькое резюме. В заключение желательно повторить, что и где проходило.

В последнее время военные корреспонденты стали активно использовать социальные сети для размещения новостных, фото-, видео- и других репортажей. Рассмотрим основные правила интернет-репортажей в соцсетях.

Ошибка, которую допускают репортеры в соцсетях, – это обилие сообщений. Подписчик медиа в фейсбуке или твиттере просматривает не все сообщения, потому что ему не все интересны и на всё не хватает времени. Отправляя в соцсеть новость на сайте, медиа должны предлагать наиболее актуальное или самое ценное в данный момент. Также следует учесть и то, что, прочитав эту новость через соцсеть, читатель, скорее всего, захочет почитать и другие новости на сайте. «Бомбардировка» сообщениями в соцсетях перегрузит ленту читателя и создаст впечатление, что на сайте СМИ попросту кладбище новостей. Нет смысла ретранслировать в соцсетях более 5% суточного контента сайта.

В соцсетях должны писать первые лица СМИ – главный редактор, редакторы и даже директор. Если управление контентом в соцсетях будет у одного человека,  который не принимает ни единого решения в медиа и чьего имени никто не знает, читатели не будут вступать с ним в контакт только потому, что не знают его. По сути, нет смысла общаться в соцсетях с тем, кто не в состоянии поддержать беседу.

Кстати, в современных западных компаниях работников поощряют писать в блоги и соцсети. Темы и содержание никто не контролирует. Сотрудники просто должны помнить два базовых правила: ни в коем случае не навреди компании, в которой ты работаешь и не навреди самому себе.

Литература
1. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2012
2. Князев, А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст] / А. Князев. – М., 2013. – 456 с.
3. Радиожурналистика [Текст] / Под ред. А. А. Шереля. – М., 2010. – 468 с.
4. Солганик, Г. Я. Стилистика жанров [Текст] / Г. Я. Солганик // Стилистика газетных жанров. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 96 с.

Дополнительная информация