УДК 37, 1174

Влияние медиа на развитие умственных способностей ребенка

Японова Мария ДмитриевнаЯпонова Мария Дмитриевна,
студентка 4 курса
Института языка и коммуникаций
МГГУ им. М. А. Шолохова

Аннотация
Данная статья представляет собой аналитический материал о проблемах использования мультимедийных устройств в процессе воспитания детей. Проанализированы различные исследования ученых о влиянии медиа на развитие умственных способностей ребенка. Представлены материалы психологов о плюсах и минусах медиа воспитания. Проведен анализ фактов, выводов и различных мнений специалистов в этой области.
Ключевые слова: МЕДИА, МЕДИАВОСПИТАНИЕ, МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ.

IMPACT THE MEDIA ON THE DEVELOPMENT OF MENTAL ABILITIES OF THE CHILD

Yaponova Maria D.,
4th year student
Institute of Language and Communication
Moscow State University for the Humanities MA Sholokhov

Annotation

This article is an analytical material on the problems of multimedia devices in the upbringing of children. Scientists analyzed the various studies on the impact of the media on the development of the mental abilities of the child. Materials of psychologists about the pros and cons of media education. The analysis of the facts, conclusions and opinions of various experts in the field.

Keywords: MEDIA, MEDIA EDUCATION, TRAINING, PSYCHOLOGY.

Cкачать статью в .pdf

Сегодня мультимедийные средства информации окружают нас повсюду. Медиа появились совсем недавно, а уже успели завоевать высокие позиции в жизни каждого человека. Мы и глазом не успели моргнуть, как оказались в мире полном информационных технологий. С каждым днем мультимедиа все активнее врываются в нашу жизнь. Наши дети, братья и сестры сегодня рождаются окруженными техническими приспособлениями. Они с самого рождения находятся в мультимедийной среде и не представляют жизни без медиа, только потому, что в прямом смысле не видели такой жизни. Дети становятся активными «юзерами» гаджетов и девайсов, учатся говорить, писать и читать с помощью мультимедийных устройств. Родители также повсеместно используют информационные технологии в воспитании ребенка. Какую пользу приносят медиа в процессе воспитания детей? Вредно ли злоупотреблять технологическими новинками? Можно долго вести дискуссии на тему вреда и полезности мультимедийных приспособлений в области воспитания и обучения детей, но кто же даст правильный ответ на этот вопрос?  Эти вопросы мы поднимаем в нашей работе и постараемся дать на них более или менее развернутый ответ.

На сегодняшний день написано огромное количество работ, проведено множество исследований на тему пользы и вреда мультимедиа. Исследование о воздействии мультимедийных технологий на человека проводил немецкий исследователь Райнер Пацлав. В своей работе «Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей» он изучал влияние телевидения на развитие ребенка. Он описывает последствия, к которым могут привести просмотры телевизора малышом. В итоге Райнер приходит к выводу, что телевидение очень серьезно влияет на физиологию человека. До сих пор наука о Масс-медиа занималась изучением таких вещей, как оформление программ, телепередач, новостных выпусков. Никто до сегодняшнего дня не задавался вопросом об исследовании воздействия операторской работы и монтажа на зрителя. Немногие задумывались о прямом физиологическом воздействии с экрана на человека. Райнер Пацлав в своей работе делает упор именно на физиолого-антропологический аспект .

Одной из глав исследователь посвятил описанию воздействия телевизионных передач и вообще экранного изображения на физиологию глаза. Известно, что человеческий глаз при просмотре чего-либо из окружающей среды совершает определенные движения. Такие физиологические колебания глаза в науке принято называть саккадами. Выяснилось, что при просмотре экранной продукции, изображение которое имеет свойство двумерности, человеческий глаз находится в состоянии замирания. Часто такой взгляд в народе называют «взглядом зомби». Когда глаз направлен на поверхность экрана, то он смотрит на одну плоскую поверхность. Он практически не двигается и производит за 20 секунд просмотра телевизора 5-7 саккад. Тогда как при рассматривании природы на улице зрительный орган за 20 секунд совершает 40-100 саккад.

Такая неподвижность приводит к заторможенности человека в целом. Развивается инертность, пассивность, происходит деградация активности и что самое главное – личности человека.

Все чаще сегодня врачи-педиатры называют причиной гиперактивности ребенка – чрезмерное воздействие медиа технологий. Например, исследователи American Academy of Pediatric пришли к выводу, что дети, которые смотрят телевизор в возрасте от 1 до 3 лет имеют вероятность заполучить расстройство внимания в возрасте 7 лет. Данные исследований подтверждают, что каждый час просмотра телевизора в возрасте от 1 до 3 лет увеличивает риск развития гиперактивности и потери внимания на 10 %. Однако, исследование так и не обнаружило причинно-следственную связь с просмотром телевизионных программ и развитием дефицита внимания и гиперактивности у детей.
В университете Айовы провели похожее исследование на детях. Ведущей целью было отследить привычки детей: телевизионные и видеоигровые. За 13 месяцев эксперимента обнаружили связь между количеством времени проведенным ребенком перед телевизором с последующими нарушениями внимания. Большую степень нарушения внимания проявляли дети, которые смотрели телевизор более двух часов в день.

Влияние медиа на речевое развитие

Долгосрочные исследования Нью-Йоркский университет медицины Soultana Tomopoulos. Исследовали частоту и продолжительность воздействия медиа на ребенка, проверяли его когнитивные и языковые возможности. За 8 месяцев эксперимента ученые сделали вывод о том, что у детей, которые смотрели программы, предназначенные для более старшего возраста с большой продолжительностью по времени, умственные способности значительно отставали в отличие от тех, которые подвергались меньшему воздействию медиа.
Ученые утверждают, что фоновая работа телевизора так же негативно сказывается на развитии ребенка. Фоновое ТВ – это многочисленные отвлекающие моменты. Некоторые родители даже не догадываются, что их ребенок подвергается влиянию телевидения в то время, пока сами смотрят телепередачи. Объясняется это тем, что от телевизора идут сигналы, которые мешают ребенку сосредоточиться, тем самым разделяют его внимание на более мелкие отрезки. Из-за этого ребенку становится труднее сконцентрироваться на каком-то определенном объекте или конкретной ситуации. Другими словами, информация, которую воспринимает ребенок, поступает в виде отрывков. Также фоновая работа телевизора нарушает процесс игры у детей. Выяснилось, что продолжительность игры ребенка гораздо меньше при фоновом просмотре передачи, чем при отключенном ТВ.

Мультизадачность

Однако при таком совмещении нескольких действий может формироваться мультизадачность – когда человек выполняет одновременно несколько действий. Наряду с этим развиваются способности вычленять из большого потока информации главное, а ненужное оставлять за пределами своего внимания. Сегодня современные школьники могут делать несколько дел одновременно. Например, писать, слушать музыку, смотреть телевизор, принимать пищу и сидеть в социальной сети. То есть клиповое мышление способствует развитию мультизадачности. Но тут возникает противоречие в мнениях исследователей. Дело в том, что человек в принципе не может делать одновременно несколько дел, потому что качество его работы будет ухудшаться. Выполнение одновременно двух дел возможно только в том случае, если одно из дел выполняется автоматически. Например, жевать пищу и смотреть телевизор. Но что в обоих случаях выполняется автоматически?

Очевидно, что оба действия не задействуют особо умственные способности и мозг отдыхает, выполняя задачи автоматически. Но, слушая музыку со словами или же смотря фильм и уча при этом стихотворение, мозг постоянно будет переключаться с одной задачи на другую. Соответственно, тратится больше времени на выполнение какого-либо задания, обуславливая это работой мозгового центра. Исходя из этого, можно сделать вывод, что скорость восприятия материала ухудшается, качество усвоения информации тоже уменьшается. Теряется до 40 % времени в среднем на выполнение какого-то задания, при одновременном выполнении двух дел. Исследование Kaiser Family Foundation показывает, что школьники, которые выполняют домашнюю работу с включенным ТВ гораздо хуже. Это происходит из-за постоянно отвлечения от главной работы.

В общем, некоторые ученые сходятся во мнении, что наличие отвлекающих факторов и использование мультимедийных устройств оказывают значительное влияние на развитие умственных способностей у детей и школьников.

Развивающие программы для детей

Сегодня с приходом медиа в нашу жизнь появилось огромное количество развивающих программ для детей: различные диски, игры, интерактивные игры, сказки и книги. Многие родители могут почувствовать облегчение с появление таких игр в семье. Ведь, что может быть проще, чем включить ребенку определенную обучающую программу на компьютере, а самим уйти заниматься своими делами? Но на самом деле эффективность такого способа обучения недостаточно обусловлена.

Психологами доказано, что на раннем этапе развития (в возрасте до 3 лет) детям необходимо сенсорное и зрительное восприятие. С экрана дети получают очень мало информационных стимулов, способствующих усвоению знаний. В реальной жизни, познавая все своими руками и глазами наяву умственные способности ребенка улучшаются. Иными словами, ребенку нужен трехмерный мир для лучшего развития.

С экранов компьютеров и телевизоров он видит только двумерный мир. При обучении со специальной программой ребенок практически не взаимодействует с реальными людьми. Тем самым ему не хватает информации живой, которую ему могли бы дать взрослые. Соответственно, живое общение для ребенка с реальными людьми гораздо привлекательнее, чем общение с компьютерными обездушенными голосами. При просмотре телевизионных передач, даже специально предназначенных для обучения, тоже в свою очередь ведет к уменьшению развития умственных способностей. Объясняется это тем, что в передаче ребенок просто смотрит в телевизор и с экрана с ним нет никакого взаимодействия. Это может вырабатывать привычку мозга к безактивности.

Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей

Во многих СМИ сегодня можно встретить различные сообщения о том, что среди молодежи увеличивается уровень агрессии. Молодые все более открыто проявляют насилие и враждебность. В связи с появлением интернета у молодежи появился безграничный доступ к информации. В сети можно легко наткнуться на различные ролики, содержащие в себе сцены насилия и элементы жестокости. То же самое можно сказать и о программах на телевидении. По новостям ежедневно сообщают факты об убийствах, ограблениях, жертвах и других проявлениях жестокости. Дома в компьютерах легко можно обнаружить видеоигры чрезвычайно агрессивной тематики. Многие исследователи утверждают, что все эти факторы влияют на увеличение агрессии среди молодежи. Но на сегодняшний день это лишь доводы и предположения.

Вопрос о пользе и вреде мультимедиа сегодня остается открытым. Обсуждений на эту тему огромное количество и подвести все мнения под общий знаменатель сегодня не представляется возможным.

Список литературы

  1. Райнер Пацлаф. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. http://bookz.ru/authors/rainer-paclaf/pazlavrnr01/1-pazlavrnr01.html (Дата обращения 10.04.2015)
  2. Филиппова О.В. Влияние СМИ на развитие детской агрессивности (Педагогика). http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38101.php (Дата обращения 15.04.2015)
  3. Джишкариани Т.Д., Кокарев И.С. Влияние СМИ на формирование личности подростков как педагогическая проблема. http://www.rae.ru/forum2012/284/2509 (Дата обращения 15.04.2015)

 

Дополнительная информация