УДК 316. 774
ББК 6/8

Специфика региональной интернет-журналистики на примере сетевых изданий Республики Мордовия

К.М. АнтиповаК.М. Антипова
Россия, г. Москва
Студентка отделения журналистики и PR
Института языка и коммуникаций МГГУ им. М.А. Шолохова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В статье анализируется региональная интернет-журналистика и ее отличия от федеральной. На примере сетевых изданий Республики Мордовия рассматривается специфика работы журналиста в онлайн-редакциях, особенности взаимодействия с аудиторией. Выявляется ряд проблем, с которыми сталкиваются регионы в процессе развития и преобразования интернет-журналистики.
Ключевые слова: журналистика, региональная интернет-журналистика, специфика сетевых изданий, провинциальный журналист, конвергентная журналистика.

The specificity of the regional online journalism by the example of online editions in Republic of Mordovia

K.M. Antipova
Russia, Moscow
student of journalism faculty of M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Summary
The author analyzes the regional Internet journalism and its differences from the federal. The article is considered the specifics of journalistic work in the online editions, features of the interaction with the audience by the example of online publications in Republic of Mordovia. It was revealed a number of problems which the regions is faced to in the process of development and transformation of Internet journalism.

Key words:journalism, regional Internet journalism, the specificity of online editions, provincial reporter, convergent journalism.

Cкачать статью в .pdf

В настоящее время происходят изменения в системе средств массовой информации: появляются сетевые аналоги печатной прессы, растет количество интернет-изданий, традиционные редакции уступают место конвергентным. В Интернете постепенно трансформируются привычные форма и содержание, меняется характер взаимоотношений журналиста и аудитории. В большей степени подобные преобразования охватывают федеральные СМИ, оставляя позади региональную журналистику. Модификация прессы, радио и телевидения в субъектах РФ имеет свои специфические особенности. Республика Мордовия – один из регионов, в котором проявляются типичные черты провинциальной интернет-журналистики и на примерекоторого можно рассмотреть общие закономерности ее развития.

Сетевые издания республики представляют собой как интернет-версии печатных СМИ с ежедневно  обновляемым контентом («ProГород», «Известия Мордовии»), так и СМИ без печатных аналогов (Новости Саранска, Gazeta13). Имеется и региональное информационное агентство «INFO-RM». Несмотря на хороший дизайн, достаточно удобную и простую навигацию, информационные ресурсы отличаются от федеральных электронных массмедиа. Причина различий заключается в географических особенностях, нехватке квалифицированных кадров и технических ресурсов – все это влияет на качество и количество информации.

Для начала рассмотрим предоставляемую ресурсами информацию. Специфика журналистских текстов в сетевых изданиях республики заключается в том, что на 90% контент состоит из рерайтов. Журналисты посвящают много времени мониторингу сайтов официальных органов, новостей в поисковых системах и даже социальных сетей. Таким образом, источники информации для всех электронных ресурсов одинаковые–что приводит к повышенной конкуренции в борьбе за аудиторию. Журналисты, работающие в интернет-СМИ Мордовии, в новостях делают акцент на заголовки, а также способ подачи материала в официальных сообществах социальных сетей. В последнем случае для того, чтобы поддерживать интерес своей аудитории и привлекать новых людей к чтению и просмотру, журналисты сопровождают тексты фотографиями и аудиозаписями. Прикрепленные к новостям файлы всегда носят юмористический или комический характер.

На сегодняшний день важно включение мультимедийных элементов в публикуемые новости. В республиканских онлайн-изданиях они используются редко. Сопровождающие текст фотографии берутся из открытых источников, собственных репортажей мало. К примеру, в редакции «ProГорода» стараются разнообразить такую подачу интерактивными фото, инфографикой или народными новостями, которые горожане присылают вместе со снимками. В целом это издание, имеющее и бумажный аналог, стремится быть ближе к людям и их проблемам. Но в то же время особенности работы журналиста в нем обнаруживают ряд проблем.

Первое, на что сразу обращают внимание и коллеги из других редакций, и сами горожане – невысокий уровень грамотности. В команде «ProГорода»работает корректор, но он занимается вычиткой текстов только в бумажном формате. За публикации на сайте отвечают сами журналисты: и за достоверность фактов, и за отсутствие любого рода ошибок. Наличие комментария, в котором пользователь указывает на ошибку автора – не редкость для данного ресурса. Причина заключается в неопытности корреспондентов: большая часть редакции состоит из студентов-журналистов местного университета. Отсюда вытекает и вторая проблема – нехватка квалифицированных кадров  – и она касается не только этого издания.

Около половины журналистов, работающих на территории республики, не имеют специального профессионального образования.Это обстоятельство влияет не столько на качество работы, сколько на процессы развития журналистики в регионе. Включение мультимедийных элементов в сетевые издания идет медленно, потому что не хватает людей, способных выполнять эту работу. Но в то же время интернет-СМИ не нуждаются в дополнительных кадрах, поскольку для небольшой, по сравнению с крупными городами, площади г. Саранска (где сосредоточены все онлайн-редакции) на данный момент хватает журналистов. И перед ними нередко стоит проблема поиска инфоповодов. Конкурирующие издания стремятся выделиться, предложив аудитории уникальную новость. Но сделать это крайне сложно, потому что у каждой редакции налажены связи с представителями одних и тех же государственных структур в столице и в районах. Имеясхожие источники информации, журналисты стремятся к оперативной подаче новостей. Это еще одна из характеристик информации, которая особым образом проявляется в рассматриваемом регионе.

Темп жизни в Мордовии более размеренный, чем в крупных городах, и эта особенность накладывает отпечаток и на работу журналистов. Если посмотреть на сюжеты новостей в поисковых системах, то можно заметить, что разница во времени публикаций составляет до 4-5 часов. При этом в рейтинге по количеству просмотров верхние позиции занимают те сетевые изданий, которые позже выкладывают новость. Дело в том, что в этих изданиях работает более молодое поколение журналистов, выросшее в момент появления и становления в России сети Интернет как средства связи. И, как следствие, эти представители СМИ лучше ориентируются в виртуальном пространстве, создавая и курируя официальные сообщества в социальных сетях. Именно за счет этого они набирают большое количество просмотров, а также имеют возможность изучать аудиторию (географическое положение, пол, возраст).

Взаимоотношения с аудиторией складываются у региональных интернет-СМИ особым образом. Сетевые издания Мордовии имеют те же возможности, что и федеральные: каждый пользователь может оставить комментарий и поделиться записью из новостной ленты (тем самым увеличив количество просмотров). Кроме того, территориальная близость способствует более тесному общению журналиста и аудитории. Так, к примеру, официальные группы в социальных сетях содержат ссылки на главных редакторов, администраторов сайта, продюсера телеканала и авторов материалов. Поэтому каждый желающий может задать вопрос действующему сотруднику СМИ напрямую. Также в случае комментариев-жалоб или замечаний в адрес редакции, журналисты должны отвечать пользователям. Ведение диалога с аудиторией – одна из составляющих работы региональных изданий.

Другая немаловажная часть работы провинциального журналиста – поддержание взаимоотношений с постоянными ньюсмейкерами. К особенностям региональной журналистики можно отнести характер устанавливаемых отношений. Сетевые издания Мордовии, рассматриваемые нами, располагаются в столице – г. Саранске. Компактность и небольшая, по сравнению с крупными агломерациями, площадь города приводят к более тесным и частым межличностным контактам. Поэтому большая часть ньюсмейкеров  – это друзья или знакомые журналиста. Таким образом, в основе получения информации от них лежат личные связи и интересы, а уже после – профессиональные. В федеральных изданиях ситуация складывается по-другому: вначале устанавливаются общественные связи − общение для решения проблемы, анализа ситуации, зачастую в интересах ньюсмейкера − а уже после они могут перерасти в близкие, дружеские отношения.
Редакции региональных интернет-СМИ также подвержены видоизменению: на данный момент они в переходной стадии между классическими и конвергентными. В г. Саранске существует объединение «Телесеть Мордовия», в которую входит местный «10 канал» и региональное информационное агентство «INFO-RM». Они работают согласованно: телевизионщики предоставляют своим коллегам информацию для публикаций в сети, а коллеги в свою очередь ищут инфоповоды для телевизионных сюжетов.  Таким образом, «INFO-RM» имеет преимущества по сравнению с другими интернет-редакциями. Кроме того, пишущие журналисты из онлайн-редакции выезжают вместе со съемочной группой для интервьюирования героев и дальнейшего пополнения контента информагентства.

В целом можно отследить динамику развития региональных интернет-СМИ, тяготение в подаче информации и оформлении ресурсов к федеральным масс-медиа. Отличие сетевой журналистики субъектов России состоит в том, что там работает меньшее количество журналистов, которые готовят материалы не только для сайта, но и для печатного варианта (при наличии). Профессиональное образование, отличное от журналистского, позволяет грамотно и оперативно выполнять работу, но не дает возможности отслеживать и понимать тенденции развития и преобразования в данной области. Характер журналистской работы в сетевых изданиях Мордовии офисный: контент почти полностью состоит из рерайтов; для того, чтобы взять комментарий, достаточно сделать телефонный звонок. Территориальная близость влияет на отношения между редакцией и аудиторией, на оперативность подачи информации и на характер взаимосвязи с ньюсмейкерами. Региональная интернет-журналистика развивается в том же направлении, что и федеральная, но только более медленными темпами. Она также использует возможности интернета – интерактивность и мультимедийность – для расширения аудитории и установления контакта с ней, для привлечения внимания к СМИ и развлечения пользователей.

Источники:

  1. Интернет-СМИ «ProГород», имеет печатный аналог: http://pg13.ru
  2. Региональное информационное агентство «INFO-RM»: http://info-rm.com
  3. Электронный аналог газеты «Известия Мордовии», с ежедневно пополняемым контентом: http://izvmor.ru
  4. Интернет-издание «Gazeta13»: http://gazeta13.ru
  5. Информационный городской портал «MordovMedia»: http://www.mordovmedia.ru/news/

Дополнительная информация