УДК 316.77
ББК 87.7

Проблемы обеспечения безопасности журналиста в горячих точках

Е. И. МиловаЕ. И. Милова
МГГУ им. М. А. Шолохова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В настоящее время с большими угрозами для здоровья и жизни сталкиваются журналисты, работающие в зоне вооруженного конфликта. В связи с обострением мировой военно-политической обстановки журналист вынужден собирать информацию именно в таких условиях. Как следствие – значительное учащение случаев гибели корреспондентов.

Ключевые слова
Военный корреспондент, безопасность, правовой статус, МГП, МККК, Женевские конвенции, Гаагское право

 

Problems of ensuring the safety of journalists in conflict zones

                                                                                             E. I. Milova
Russia, Moscow
                                          student of journalism faculty of Moscow State
   Humanitarian University named after MA Sholokhov
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Abstract
Currently, a great threat to the health and life faced by journalists working in the conflict zone. In connection with the aggravation of the global military-political situation forced the journalist to gather information in such circumstances. As a consequence - a significant increase in cases of death of journalists.

Key words: War correspondent, security, legal status, IHL, the ICRC, the Geneva Convention, the Hague Regulations

Cкачать статью в .pdf

Правовое обеспечение безопасности, безусловно, является важнейшей составляющей творческой деятельности журналиста, оказавшегося в зоне вооруженного конфликта. Однако прежде чем говорить о законодательной базе в этой области, следует определить, что подразумевает под собой понятие «безопасность». В самом общем смысле данный термин предполагает состояние того или иного объекта, при котором отсутствуют различного рода угрозы, способные нанести вред (ущерб) его нормальному функционированию. Малейшее отклонение расценивается как возникновение условий опасности или чрезвычайной ситуации.

Главным регулятором взаимоотношений враждующих сторон выступает Международное гуманитарное право (МГП).  Оно представляет собой совокупность юридических норм и принципов, применяемых в период вооруженных конфликтов (как международных, так и локальных), запрещающих или ограничивающих применение определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивидов в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность за их нарушения.
Очевидный прогресс в истории становления правовых норм помощи жертвам войны был достигнут благодаря инициативе швейцарского предпринимателя и общественного деятеля Жан Анри Дюнана (1877-1942 гг.). Дюнан является основателем гуманитарной организации «Международный Комитет Красного Креста» (МККК). Именно она сегодня осуществляет контроль исполнения предписаний МГП.

Никогда МККК не оставлял в беде солдат обоих враждующих сторон и убеждал придерживаться такой же позиции и других помогающих. Обращение Дюнана «Tutti Fratelli», что означает «Все мы братья», впоследствии стало девизом системы помощи.

Труд Дюнана «Воспоминание о битве при Сольферино», написанный после австро-итало-французской войны 1859 года, говорил о том, что нужно формировать общества помощи пострадавшим в случае войны и разрабатывать правовую базу по защите военных госпиталей и медицинского персонала путем созыва конгресса. После состоялась первая международная конференция в Женеве, где и была подписана Женевская конвенция об улучшении положения раненых воинов в действующих армиях в присутствии представителей 16 государств. С учетом опыта пережитых вооруженных конфликтов в 1906, 1929 и 1949 годах конвенция была пересмотрена и дополнена рядом важных положений.

Несколько позже прошли международные конференции в Гааге. Состав участников существенно расширился, присоединились такие страны как Япония, Китай, Мексика, Сиам (общее количество – 26). В 1907 году в роли активистов выступили Соединенные Штаты Америки и собрали представителей уже 44 государств. К гуманитарной деятельности приобщились Доминиканская Республика, Чили, Гаити, Колумбия, Бразилия, Аргентина и многие другие.

В рамках мероприятий было принято 16 конвенций и 4 декларации, которые установили законы и обычаи войны, в том числе по запрету некоторых видов оружия, права и обязанности стран, придерживающихся нейтралитета, а также порядок мирного разрешения возникающих международных споров.

Таким образом, мы видим, что развитие Женевского и Гаагского права шло параллельно. Они нацелены на закрепление человечного отношения соперников друг к другу, проявление милосердия, сострадания, уважения к жизни и достоинству каждой отдельной личности. Особенности и специфические различия их в том, что право Женевы или как еще часто его именуют «собственно гуманитарное право» обеспечивает защиту тем, кто не принимает активных действий в ходе вооруженного столкновения – это гражданское население, воины, попавшие в плен или получившие ранение. В свою очередь право Гааги регулирует поведение воюющих: ограничивает их в выборе способов и средств нанесения ущерба врагу, не допускает насилия, не обусловленного военной необходимостью.

Что касается непосредственно журналистов, оказавшихся в зоне боевых действий, то отстаивание их интересов связано с обеими отраслями МГП. Затрагивая Гаагское право, нужно сказать, что именно в нем впервые был определен статус корреспондента на период вооруженного конфликта (конвенция «О законах и обычаях сухопутной войны» 1907 года). Статья 13 приложения к документу гласила: «Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие собственно к ее составу, как то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождали».

Схожая формулировка была зафиксирована и Женевской конвенцией от 27 июля 1929 года. Следует заметить, что наличие удостоверения, выданного вооруженными силами, на тот момент являлось обязательным условием безопасной жизнедеятельности журналистов. После Второй мировой войны обстоятельства изменились. Международное гуманитарное право подверглось радикальным преобразованиям, в результате которых требование документа смягчилось. Во внимание были приняты многочисленные случаи потери удостоверений и разрешений в атмосфере военных беспорядков. Тем не менее, представитель прессы в любом случае должен получить разрешение следовать за войсками, а удостоверение личности будет просто служить подтверждением одобрительного решения, доказательством, которое противник может потребовать предъявить для определения его статуса при намерении захвата в плен. При этом в соответствии со статьей 5 действующей Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными» 1949 года, в случае сомнений относительно статуса лица, претендующего на статус военнопленного, такое лицо остается под защитой конвенции до решения компетентного суда.

Отметим, что преимущественно обеспечение сохранности здоровья и жизни журналистов стало во введении именно Женевской правовой отрасли, так как представители прессы на войне приравниваются к гражданским лицам. А их защитой занимается собственно гуманитарное право.

8 июня 1977 года были приняты Дополнительные Протоколы к Женевским конвенциям. В первом из них месту репортеров в зоне военного конфликта посвящена глава III «Журналисты». Статья 79 снова упоминает о причислении представителей СМИ  к гражданским лицам. Однако вносятся уточнения: «Как таковые, они (журналисты) пользуются защитой в соответствии с Конвенциями и настоящим Протоколом при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц…». То есть, как только в руках корреспондента оказалось оружие, и он включился в боевой процесс, распространение на него права защиты мгновенно прекращается. Он переходит в разряд комбатантов (комбатант (от фр. «Combatant» — «сражающийся») — лицо, входящее в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Подводя итог разговора о правовой защите журналистов в условиях военного противоборства, следует обратить особое внимание на то, что действующие Женевские конвенции 1949 года были ратифицированы всеми государствами мира, однако с Дополнительными протоколами этого не произошло. В настоящее время Дополнительный протокол I подписан 168 странами, а Дополнительный протокол II – 164.

Проблема обеспечения безопасности мирного населения, в том числе и военных корреспондентов, сегодня поставлена настолько остро, что оставаться в стороне и равнодушно наблюдать за бесчинствами невозможно.

Согласно официальной статистике, приведенной в ежегодном докладе Комитета по защите журналистов , среди работников средств массовой информации, погибших в связи с их профессиональной деятельностью в ушедшем году, непривычно высокую долю составили международные корреспонденты. Если раньше, по данным тех же исследований, девять из каждых десяти убитых были местными репортерами, то в 2014 году почти четверть погибших были представителями других государств. А странами-лидерами по случаям журналистских смертей выступают Сирия, Ирак, Украина, Израиль, Сомали, Пакистан.

Кроме того, та же организация публикует список стран, где случаи убийства журналистов не просто имеют место быть, но и остаются нераскрытыми, так называемый «Индекс безнаказанности». По итогам 2014 года его возглавили Ирак, Сомали и Филиппины. Россия стоит на 10 месте.

В нашей стране одно очевидно: после Закона о СМИ, принятого в 1991 году, не было ни одного государственного акта, облегчающего жизнь журналиста. Хотя это, как показывают весьма трагические аналитические годовые итоги, необходимо. А что касается корреспондентов, работающих в условиях повышенной опасности, то меры по разработке их дополнительной защиты, корректировке уже имеющейся базы должны предприниматься безотлагательно.

Список литературы:
1. Абрамов В.В. Работа журналиста в особых условиях. – М., 2005
2. Глебов И.Н. Международное право. – М., 2006
3. Дзялошинский И.М. Журналисты в «горячих точках»: технология профессионального поведения. Сборник статей.  –  М., 2000

Библиографические ссылки на электронные ресурсы:
1. Международный комитет Красного Креста. http://www.icrc.org/rus
2. Русская радиослужба Организации Объединенных Наций. http://www.unmultimedia.org
3. Союз журналистов Москвы. http://ujmos.ru
4. Международная федерация журналистов. http://www.ifj.org

Дзялошинский И. М. Журналисты в «горячих точках»: технология профессионального поведения. Сборник статей.  –  М., 2000.

Глебов И.Н. Международное право. – М., 2006.

Международный комитет Красного Креста. [Электронный ресурс] http://www.icrc.org/rus (дата обращения: 22.04.2015).

Дополнительная информация