УДК 316.77
ББК 87.7

Использование мультимедийных технологий в учебном процессе

 

Р.В. СаадР.В. Саад
Студент отделения журналистики и PR 
Института языка и коммуникаций МГГУ им. М.А. Шолохова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Аннотация
Данное исследование представляет собой систематизированный обзор основных подходов для применения медиатехнологий в ходе учебного процесса.

Ключевые слова: медиа, образование, учебный процесс

Use of multimedia technologies in the educational process

Saad Roman
Russia, Moscow
student of journalism faculty of M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University

Abstract

This study represents a systematic overview of the main approaches for the application of media technologies in the teaching process.

Keywords: media, education, educational process

Cкачать статью в .pdf

В настоящее время медиатехнологии развиваются очень быстрыми темпами, и все большее распространение находят программные продукты, позволяющие практически полностью перевести классический формат обучения и преподавания на новый уровень. Это открывает для обучающихся, совершенно новый мир, новую реальность, которая будет сопровождать их с периода дошкольного образования до высшей школы и далее. В данный момент Россия находится на этапе реформирования старой системы образования, что таит в себе очень много весьма сложных процессов. Перед государством стоит цель: от старой системы перейти к новой. Но как это сделать, не разрушая основополагающие принципы российской образовательной школы? И тут приходит час медиа. Уникальная возможность повысить уровень эффективности образовательных технологий сразу во всех направлениях.

Таким образом, объектом данной работы выступает образовательный процесс, а предметом – мультимедийные технологии, которые могут быть использованы в данном процессе. Задачей данного исследования является обзор технологий, которые могут быть внедрены на основных этапах образования: дошкольного, школьного и вузовского.

Дошкольное образование

На данном этапе очень важно помочь ребенку адаптироваться к условиям социализации, ведь следующим серьезным периодом в его жизни будет школа. Необходимо в игровой форме заложить в неокрепшей психике основополагающие фундаментальные доминанты, которые впоследствии станут базисными. И в этом очень сильно помогают медиатехнологии. Разные логические и развивающие интерактивные игры в синтезе с традиционными методами обучения, помогут ребенку более эффективно развивать его навыки.

Например: программное обеспечение с функцией голосового ввода-вывода, которое диктует алфавит, словосочетания и ребенок их повторяет. Мультимедийные рисовальные доски, программы с использованием датчиков движения, типа Kinectи т.д.

Стоит отметить, что новые технологии помогают социализировать даже детей с инвалидностью, которые по физическим причинам не могут присутствовать в детском саду. Теперь, с помощью симбиоза робототехники и мультимедиа, они могут общаться со сверстниками с эффектом присутствия. Для этого достаточно наличие роботизированной платформы, совмещенной со смартфоном или планшетом. Возможно, это звучит нереалистично, однако, такие технологии уже существуют на рынке. В пример можно привести отечественную компанию R.BOTи ее детище SynergySwan. Эта разработка уже внедрена в некоторые дошкольные учреждения России, в то время как в Европе и США это уже давно практикуется.

Школьное образование

Данный этап жизни ребенка становится ключевым в формировании его психологического портрета и становлении личности. Тут медиатехнологии открывают огромную ниву для творчества школьников. Различные тематические кружки и секции, а так же распределение на профильные классы, начиная со средней школы. Новые методы обучения допускают использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста, а также возможность постоянного обновления, размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради. Стоит отметить нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок.

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют учителю оперативно совмещать всевозможные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Одной из таких мультимедийных технологий является технология MacromediaFlash, которая в последнее время сильно набрала популярность. Использование данной программной среды в учебном процессе значительно повышает мотивацию к обучению, вызывает любознательность учащихся, кроме этого способствует развитию профессиональных навыков в области компьютерной графики и программирования. Данное направление становится престижным, в стране полным ходом идет обустройство наукоградов. Ярким примером тому является Сколково.
Нужно совершенствовать школьный период обучения, чтобы дети не только в теории, но и на практике применяли свои навыки и умения. Школа не должна быть фикцией. Выпускники должны уже иметь опыт разработок и ознакомительную практику.

Вузовское образование

На данном этапе мультимедийные технологии помогают студентам и преподавателям взаимодействовать из разных концов планеты. Создание авторизованных внутриуниверситетских локальных сетей стало первым серьезным шагом к образованию без границ. Вы можете жить в России и учиться в Оксфорде или Гарварде, используя подобные системы. Благодаря данным разработкам можно присылать домашние задания на отдельный, специально отведенный для этого сервер, преподаватель программирует системе дату сдачи материала, после которой система перестает принимать сообщения от студентов. Еще подобная схема работы помогает  осуществлять общение между всеми университетами-партнерами, что весьма удобно для магистрантов. В России подобные проекты только зарождаются. Ярким примером стала экспериментальная система LMS, реализованная в НИУ ВШЭ. Несмотря на то, что к данной системе есть множество нареканий, как по качеству исполнения, так и по удобству использования, это можно рассматривать как огромный шаг на пути слияния классической системы образования с передовыми мультимедийными технологиями.

 

Заключение

Исходя из результатов проделанного исследования, можно выделить ключевые позиции решения проблемы совмещения медиа и классической формы образования.

  1. Полное оснащение всех образовательных учреждений интерактивными системами, оборудованием и локальными сетями.
  2. Очень серьезная работа на государственном уровне по реформе образования. Невозможно построить современную мультимедийную модель обучения, полностью разрушив устоявшуюся классическую модель. Симбиоз должен проходить плавно, но не находиться в стазисном состоянии. Это очень серьезная проблема.
  3. Обязательное разделение школ на профильные, начиная со средней школы. Дети должны иметь представление о той профессии, которую они выбирают. В свою очередь, работодатели должны предоставлять школьниками ознакомительные экскурсии и практики на места будущей работы. В США компании Apple и Microsoft взращивают поколение программистов со школьной скамьи. Это должно быть примером для всех сфер образования в нашей стране.

Наша система образования, на данный момент, представляет собой конструкцию, которая, при неправильном развитии, может рухнуть. Этого допускать нельзя. Надо при помощи новых технологий давать ученикам и студентам поле для творчества, саморазвития и роста, стимулировать желание учиться. Это должно стать престижным.

Список использованной литературы:

Пчелина В. С. Австрийский опыт использования медиатехнологий в дошкольном образовании // Ярославский педагогический вестник Том II (Психолого-педагогические науки) – № 3 – 2010

Половина Г.Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителей-предметников // Информатика и образование2009. №5.

Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании – технология будущего // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы Третьей Всероссийской научно - практической конференции. - Йошкар-Ола, - 1995г.- С. 101-103.

Дополнительная информация