УДК 929.7.097
ББК 85.3

Сэм Клебанов. Крестный отец артхауса в России

Е.Н. ПайЕ.Н. Пай
Студентка отделения журналистики и PR
Института языка и коммуникаций
МГГУ им. М. А. Шолохова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В этой статье рассказывается о человеке, благодаря в России узнали о такой важной разновидности кино, как артхаус. Это целая ниша в кинематографе с собственными иконами, правилами и историей. В нашей стране он появился относительно недавно, но факт состоялся. Он есть. И все благодаря ему, Сэму Клебанову. Здесь изложен его путь развития как одного из главных прокатчиков страны и известного телеведущего тематических программ.

Ключевые слова
Сэм Клебанов, артхаус, «Магия кино», «Кино без границ»

SAM KLEBANOV. THE GODFATHER OF ARTHOUSE IN RUSSIA

Elena Pay
Russia, Moscow
student of journalism faculty of M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ABSTRACT
This article is about the person thanks to whom we have arthouse in Russia. It is one of the widest kind of movies with its icons, rules and history. In our country, arthouse have appeared about recently but the fact is proved. It is for real. It is only because of Sam Klebanov. Here we tell about his way as one of the main distributor in our country and famous anchorperson of thematic programs.

TAGS
Sam Klebanov, arthouse, «Magic of cinematography», «Boundless cinematography»

Cкачать статью в .pdf

«Я не ставлю себе грандиозных задач: стать миллионером, построить империю. Меня привлекает другой процесс. Вот с моей помощью изменился российский киноландшафт, и это уже победа, потому как начинал я с нуля...»

Сэм Клебанов – тот человек, которому Россия обязана появлением на кинорынке артхаусного кино. Если бы не он, кто знает, насколько наша страна была бы переполнена массовым голливудским кинематографом.

Самое интересное, что его путь начинался далеко не киноиндустрии. Самуил Яковлевич Клебанов (его настоящее имя) родился в 1965 году в Ленинграде, но детство и юность его прошли в Москве. После окончания школы служил в Советской Армии в войсках ОСНАЗ, был радиоразведчиком на территории ГДР. Затем закончил факультет экономической кибернетики. Московского экономико-статического института. В 1991 г. после неразберихи в стране поехал в Европу. Первое время путешествовал автостопом, но появилась необходимость зарабатывать на жизнь. Он обосновался в Швеции, сменил множество профессий от гувернера через садовника к программисту. Приходилось работать даже на хлебозаводе. И вот в жизни Клебанова случился большой взрыв, который привел к зарождению вселенной кинематографа в его жизни.

В 1995 году ему поступило предложение работать эксклюзивным агентом, представляющим шведское телевидение на территории России и СНГ. Вскоре стал совладельцем и президентом компании Maywin media AB, которая занималась продажей фильмов в странах бывшего Советского Союза. В ходе этой деятельности Сэму пришло осознание, что Россия – непаханое поле, на котором можно взрастить семена целой нишевой категории кинематографа, а именно артхауса. По всему миру независимые фильмы вызывали резонанс, завоевывали всевозможные награды, но до нас их слава не доходила.  Тогда он создал дистрибьютерскую компанию «Кино без границ». Именно ее можно считать точкой отсчета жизни артхауса в нашей стране.

Первооткрывателем на российской земле стала лента японского режиссера Такэси Китано «Фейерверк», которая участвовала кинофестивале Sundance в 1999 году. После него началось активное погружение Клебанова в глубины киноиндустрии.
В начале нулевых на телеканале «Культура» он совместно с Марией Дубовой и Натальей Москальоновой создает еженедельную информационно-аналитическую новостную программу «Магия кино». Прообразом для нее послужила советская передача «Кинопонарама», но у «Магии», в соответствии с временным контекстом был отредактирован формат. «Мы стараемся делать интеллигентную и нескучную программу для людей, которые любят кино и хотят знать о нем больше. Мы предлагаем зрителям увидеть и услышать самых интересных и актуальных кинематографистов современности. При этом для нас мир кино — это весь мир, а не только Россия и Голливуд», - говорил Клебанов о своей программе.

Самое интересное то, что у Сэма Клебанова не было ни кинообразования, ни, тем более, журналистского. У него не было даже возможности посмотреть на процесс подготовки выпусков изнутри, допустим, ассистируя кому-то на площадке. Его сразу же поставили ведущим. Это служило причиной некоторых трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться в ходе работы над программой. При первой съемке он записал приветствие только с седьмого раза: «Если я с седьмой попытки поздоровался, то что же будет дальше?». При всех сложностях Клебанов сам писал для себя тексты для эфира и никому не позволял делать это за него. Одним из приоритетов выбора кинолент для каждого выпуска было наличие интервью с создателями. Естественно, в передаче участвовали те фильмы, продажей которых занималась компания «Кино без границ». В интервью для портала «Вокруг ТВ» Клебанов признался, что ему говорить со зрителем проще о тех фильмах, которые ему нравятся и, соответственно продвижением которых он занимается. Но если эти ленты не попадали в передачу, он создавал из этого трагедии и, тем более, скандал. Роль главного прокатчика артхауса в России определенно давало свои плюсы для программы: он обладал такой информацией, которой не было ни у кого другого. Стоит отметить, что «Магия кино» – единственная передача, которая шла в субботний прайм-тайм. В то время два других основных источника информации о кино вещали в крайне нерейтинговое время: небольшая сводка новостей в шесть утра на «Первом» и программа «Кинескоп» на «России» в два часа ночи.

В 2012-2014 годах Клебанов создал для телеканала «Культура» цикл авторских передач «Особый взгляд. Кино нового тысячелетия». Эта еженедельная программа была специализирована строго на артхаусном кинематографе. В «Особом взгляде» участвовали фильмы, взятые из коллекции компании «Кино без границ».

Как бы это ни было странным, журналистская деятельность Клебанова на этом не ограничилась. Причем проявил он себя в самом неожиданном направлении. В конце 2004 года Сэм Клебанов стал свидетелем землетрясения в Индийском океане, которое было признано одной из самой разрушительной катастроф в современной истории. В это время он помогал местным жителям, вел репортажи с места событий и совместно с Александром Камионским и Василием Масленниковым создал документальный фильм «Дорога на Галле – Дневники добровольцев».

Сегодня Сэм Клебанов продолжает свою прокатную деятельность, запустил новый дистрибьютерский проект «Артхаус», который занял место «Кино без границ». Также он активно ведет блог на портале «Сноб», публикуется в «GQ». В планах у него и дальше продвигать некоммерческое авторское кино, но не только на традиционных платформах, но и в Интернете.

 

Список литературы

  1. Сэм Клебанов (Артхаус): Наша идея – это симбиоз дистрибуции онлайн и офлайн http://cinemaplex.ru/2015/04/05/sam-klebanov-arthaus.html (дата обращения: 30.05.2015)
  2. Сеанс,  № 19/20, декабрь, 2004/ Кино на показ http://seance.ru/n/19-20/prokat/kino-na-pokaz/ (дата обращения: 30.05.2015)
  3. Фильмография http://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=1&e_person_id=429
    «Коммерсантъ»  № 95, 4 июня 2008 / Кино без границ (дата обращения: 30.05.2015)
  4. Вокруг ТВ. Петренко Татьяна. Сэм Клебанов: Мы открываем такие двери, какие другому не открыть http://www.vokrug.tv/article/show/SEM_KLEBANOV (дата обращения: 30.05.2015)

Дополнительная информация