Телевидение как социальный лифт

В.А. Беспалова В.А. Беспалова
студентка факультета менеджмента и международных коммуникаций,
Казахский университет международных  отношений и мировых языков имени Абылай хана,
Казахстан

Аннотация
В статье представлен анализ феномена КВН-щиков, представленный на казахстанском телевидении. Анализ феномена молодых людей, пришедших из студенческой самодеятельности, дан в сопоставлении  с российскими телевизионными реалиями.

Ключевые слова: телевидение, КВН, социальные лифты, казахстанская молодежь

Television as a social elevator

V. A. Bespalova,
student of the faculty of management and international communications,
Kazakh University of International Relations & World Languages

Аbstract
The article presents an analysis of the  phenomenon of former players of the club  presented in the Kazakhstan television. An analysis of the phenomenon of young people who came from a student initiative, given in relation to the realities of Russian
Tags: TV, club cheerful and resourceful, social mobility, young people living in Kazakhstan

Cкачать статью в .pdf

Почему на телевидении все чаще стали мелькать лица давно нам знакомых КВНщиков?  Откуда они взялись? В большинстве своем не актеры, не журналисты по образованию, не выпускники сценарных школ, но на наших с вами глазах они довольно быстро добились общественной славы и популярности.

Самородки, которые вызывают любопытный интерес и запоминаются публикой,  успешно находят себе место в телевизионной медиасфере. Возможно, этот феномен не  так очевиден рядовому обывателю у нас в Казахстане, но он уже неоднократно отмечен медиа-специалистами в России.

Многие известные КВН-щики после ухода из игры, никуда не исчезли: одни реализуют свой потенциал на телевидении, другие снимают собственные фильмы, в которых играют главные роли, третьи пишут сценарии.

Ярким примером тому может послужить  – учитель истории по образованию и бывший КВН-нщик Нурлан Коянбаев, который после участия в молодежной юмористической программе реализовал себя на телеэкране в качестве ведущего и продюсера. «Намысдода» (аналог программы «Большие гонки»), «Тойбастар», «Кызыкстан», «Шатакхана», «Түнгі студияда» (казахстанский аналог популярной  российской программы «Вечерний Ургант») -  и это не полный перечень тех телевизионных «продуктов», который шоумен успел сотворить.  

Многие люди сравнивают Нурлана и его передачу «Түнгі студияда» с телеведущим программы «Вечерний Ургант» Иваном Ургантом. Действительно, на современном  телевидении Иван Ургант - яркая личность российского шоу-бизнеса. Известность Ивана строится не на скандальных сводках желтой прессы, а на том, как он смотрит на жизнь сквозь очки юмора. Порой курьезно, забавно, порой интригующе  и с самоиронией Ургант выражает свои мысли. Его шутки и экспромты пользуются большим успехом у зрителей. Коянбаев,  как и его российский «аналог»,  тоже пытается преподнести передачу с долей юмора. Но не стоит забывать, что Нурлан Коянбаев поднялся за счет КВНа, где шутки совершенно другие. Его юмор можно назвать своеобразным. Иногда выпуски «Түнгі студияда» проходят  ярко с позитивным настроем и искромётным юмором. Но чаще всего преобладает желание переключить, потому что последние ничего не предлагают кроме банальных скетч-шуток сомнительного качества. Бесконечные переодевания телеюношей в женские одежды тоже трудно отнести к колоритным телепроявлениям. Верно заметил один из комментаторов в социальных сетях: «Захочешь посмеяться, а не над чем».

КВН всегда был командной игрой, в которой для каждого участника команды отведена только его функциональная роль. Один участник знает одну ноту, второй другую – все смотрится как ансамбль.  А когда экс-квнщики в одиночку выходят на телеэкраны и преподносят ту ноту, которую все слышали уже неоднократно, то складывается ощущение, что ничего другого они делать не умеют.  Какие-то из телевизионных скетч-шоу – более изысканные по игре участников и остроумному сюжету, другие напоминают примитивную клубную самодеятельность. Но априори отнести все это только к проявлениям мещанской культуры было бы слишком просто. В этом «варианте» казахстанского ТВ очевидны упрощенные, но при этом массовые представления, стереотипные образы.

Нурлан Коянбаев далеко не единственный казахстанский экс-участник КВН, который сумел пробиться на казахстанском  телевидении. Можно назвать такие имена как: Нуржан Бейсенов, Турсынбек Кабатов, Гульнара  Сильбаева, Нурдаулет Шертим, Даут Шайхисламов и Нуртас Адамбаев.

На наших телеэкранах образовалось много  юмористических скетч-шоу, созданных бывшими кавээнщиками: «Наша KZаша» - на телеканале «КТК» (http://www.ktk.kz/ru/news/video/2012/03/16/16583),  «Лица столицы» - на телеканале «Астана» (http://astanatv.kz/program/index/id/28/lang/ru.html), «Әзіл студио» (http://www.31.kz/project/about/project_id/1735/lang/ru), «Городские легенды» - на 31 канале (http://www.31.kz/news31/show/id/520/lang/ru), «KZландия» и «Куырдак» - на 7 канале (http://tv7.kz/ru/projects/about/show/752; http://tv7.kz/ru/projects/about/show/214 ).

Вообще феномен кавээнщиков на телевидение не нов, он существовал и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е годы. Зрелое поколение телезрителей может вспомнить такие имена как: Геннадий Хазанов, Леонид Якубович, Юлий Гусман, которые после КВН ушли в настоящее творчество (режиссерское, актерское, сценаристское). «Постсоветскому пространству свое понимание жизни и речи в ней c 90-х годов тотально навязал КВН, с купеческим размахом выродившийся в поп-культуру. Здесь уже глаголят все: вьюноши, постаревшие и погрузневшие, и красны девицы, потасканные временем и судьбой. В определенной мере они — явно напоминающие комсомольских активистов прошлого столетия — навязывают нам свои жизненные категории», - сетует казахстанский журналист[Гиздатов Г. Язык молодых 2011:http://expertonline.kz/a1898/]

Известный теоретик коммуникации, специалист по массмедиа и культуролог Маршалл Маклюен указывал: «Телевидение — это такое средство коммуникации, которое отвергает резко очерченную личность и отдает предпочтение представлению процессов, а не продуктов. Приспособленность телевидения к процессам, а не к изящно упакованным продуктам объясняет то разочарование, которое испытывают многие люди, когда используют это средство коммуникации в политических целях» [Маклюен М. Понимание медиа 2003:157].

Формат сегодняшнего телевидения заключается в развлечении. Не аналитика новости является приоритетом, а развлекательная составляющая. Нынешнему телевидению не выгодно выпускать детские и научные телепрограммы, в которых нельзя во время сетки вещания вставить рекламу. Именно поэтому большая часть эфирного времени  отведена сериалам и юмористическим ток-шоу. Информационный  блок в телевизионной сетке вещания занимает  ничтожно малое количество времени.
На сегодняшний день любительщина и самодеятельность расцветают на наших экранах. С другой стороны, в условиях отсутствия реальной конкурентной среды, КВН стал неким социальным лифтом,  который и пытаются использовать наши молодые и не очень люди.

Социальный лифт – способ, с помощью которго люди меняют  свой социальный статус, добиваются жизненного успеха. Общепринят тот факт, что самый правильный социальный лифт это тот, который поднимается только наверх.  У молодых новаторов с креативным мышлением есть большая возможность  не постепенно продвигаться, а  сразу «взлететь» вверх по карьерной лестнице.
В книге «Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи» говорится: «Казахстанская молодежь довольно серьезна и рассматривает свой молодой статус как период создания фундамента и накопления ресурсов для дальнейшей взрослой жизни. Лишь незначительная часть молодых критически относятся к нормам и правилам социального устройства страны, большая же часть находится в поиске стратегии успешной адаптации во взрослом мире, при этом активно используя наследуемый социальный статус и поддерживая существующие правила жизни» [Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи 2014:100].
Не так давно и сами участники КВН-игр были той частью молодых людей, которые смотрели на все голодными глазами и мечтали об успехе и деньгах. И всеми возможными способами были готовы подняться  на последний этаж, выдвигая себя на новый уровень. Неважно, каким способом они это делали, главное для них было добиться поставленных целей. На наших с вами глазах потихоньку КВН-щиками становятся депутатами, вице министрами, кто-то из них уже начинает мелькать в этой роли.
Квнщики начинают претендовать на неофициальное звание лидеров общественного мнения в молодежной среде. К примеру, Нуртас Адамбаев считает, что, он выражает точку зрения здравомыслящего большинства: «Особый интерес всегда вызывает роль молодежи в политических процессах. Тем более последние события в мире показывают, что именно эта часть общества становится основной движущей силой революционного сценария», -  так оценивают заинтересованность молодежи в политике группа казахстанских политологов [Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи 2014:89].

Любые двери открыты лишь для той части молодежи, которые умеют презентовать себя в телеформате.  Из Клуба веселых и находчивых как с конвейера выходят знаменитыми и узнаваемыми. Можно назвать такие российские и казахстанские медийные лица как: Михаил Галустян, Сергей Светлаков, Павел Воля, Роман Альманский, Мурат Оспанов, Нурлан Коянбаев. Нынешние кавээнщики (и российские, и казахстанские) благополучно переродились в нечто прямо противоположное давнему протестному, идеально воплощенному в телефразе: «Партия, дай порулить!». Современные скетч-зарисовки одновременно криминальны, принципиально  грубы, а потому и экспрессивны. Помимо этого, как и многие другие казахстанские проявления «от» молодежи, скетч-ТВ  последних лет запоминается странным, но весьма типичным и показательным для «взрослого» телевидения зубодробительным сочетанием канцелярита с молодежными словечками. Они (эти словечки и обороты), кстати,  совсем простенькие и вовсе не абсурдистски вызывающие, как того хотелось бы от современной культуры.

Литература

  1. Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи / Коктейль Молотова -  Алматы: Альянс Аналитических организаций, 2014 -  89,100 с.
  2. Маклюен М. Понимание медиа. / М. Маклюен – Москва 2003
  3. Маклюен М. Война и мир в глобальной деревне. / М. Маклюен – Москва 2011
  4. Гиздатов Г. Г. Язык молодых. [Электронный ресурс: http://expertonline.kz/a1898/]
  5. Гиздатов Г. Г. Скетч-ТВ.  [Электронный ресурс:  http://vecher.kz/node/19577]
  6. Веб-сайт телеканала «КТК»(Скеч-шоу «Нашаказаша») [Электронный ресурс: http://www.ktk.kz/ru/news/video/2012/03/16/16583]
  7. Веб сайт телеканала «Астана» (Скеч-шоу «Лица столицы) [Электронный ресурс: http://astanatv.kz/program/index/id/28/lang/ru.html]
  8. Веб-сайт 31 канала (Скеч-шоу «Әзілстудио», «Городские легенды») [Электронный ресурс:http://www.31.kz/project/about/project_id/1735/lang/ru;http://www.31.kz/news31/show/id/520/lang/ru]
  9. Веб-сайт 7 канала (Скеч-шоу «KZландия», «Куырдак») [Электронный ресурс: http://tv7.kz/ru/projects/about/show/752; http://tv7.kz/ru/projects/about/show/214]

 

 

 

Дополнительная информация