Федеральный образовательный стандарт среднего образования и медиа-информационная грамотность: тара и упаковка

Ольга Константиновна ГромоваОльга Константиновна Громова,
гл. редактор журнала
«Библиотека в школе – Первое сентября»
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Аннотация
Статья посвящена проблемам введения в систему российского образования основ медиа-информационной грамотности (МИГ). Автор в своей работе опирается на основополагающий документ – Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).  МИГ – это умение не просто запрашивать, искать и обрабатывать информацию, а умение получать ее из различных медийных источников и уметь работать именно с нею. Информация из медиа требует специальных навыков её оценки. Это требование напрямую коррелирует с идеологией новых образовательных стандартов для средней школы, введение которых для начальной и средней школы – это уже даже не ближайшая перспектива, а наступившая реальность. Руководители школ, методисты, учителя либо уже включились в работу по ним, либо изо всех сил готовятся к вступлению на этот путь.

Ключевые слова: медиа-информационная грамотность, ФГОС, метапредметные навыки, фундаментальное ядро, национальные ценности.

Cкачать статью в .pdf

Где бы вы, уважаемый наш читатель, ни работали – в библиотеке (школьной, детской, юношеской, вузовской или сельской, которая вообще – для всех) в вузе или где-то ещё, введение новых федеральных образовательных стандартов для средней школы коснётся и вас. В этой статье автор не ставит себе целью рассказать вам ВСЁ про ФГОСы. Если вы никак не связаны профессионально ни с образованием, ни с библиотеками, ни с чтением, то для ориентировки в вопросе вам хватит этой статьи. Если же одна из упомянутых сфер – ваша профессия, то читать сами стандарты вам всё равно придётся. Если вы, конечно, хотите понимать, что происходит в нашем образовании. Задача этой публикации – лишь обратить ваше внимание на ключевые установки и основные идеи ФГОСов, помочь увидеть то, что может, по нашему мнению, из них следовать. А уж насколько нужно дальше углубляться в содержание стандартов, решать вам.

ЗАЧЕМ НАМ ЭТО?

«Медиа- и информационная грамотность – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев». (Московская декларация о МИГ, 2012)

По сути говоря, цитата, с которой мы начали, и отвечает на вопрос «зачем?» применительно к новым образовательным стандартам среднего образования.

По данным исследований РИА-Новости (Д.Пенчилова) интернет-аудитория проводит в социальных сетях более 60% всего времени пребывания Сети. В соцсетях люди за день рассказывают о себе больше, чем можно узнать за время длительного исследования. При этом интернет-аудитория воспринимает свой профиль в соцсети как личное пространство. Включение в него отражает либо некий уровень доверия, либо интерес. (Исключение – интернет-маркетинг).

Привычки интернет-аудитории меняются относительно получения информации во всех направлениях:

  • Среда (переход с получения информации из одного типа источников на разные, полученные из самых разных мест)
  • Время и место (теперь информация может быть получена в любое время, в любом месте и в режиме «здесь и сейчас»)
  • Частота контактов возрастает в десятки раз, возможность бесперебойной связи для обсуждения проблем, проверки и распространения информации в режиме онлайн, независимо от места нахождения интересантов.
  • Проблема оценки достоверности информации становится всё более актуальной: с одной стороны способы теперь информацию можно проверить немедленно по множеству независимых источников и через очевидцев, даже если новость касается из дальних стран; с другой – любая информация несёт отпечаток личности распространяющего и стносится всё труднее отделить факты от их окраски, оценки и т.д.

Из этого следует, что всеобщая медиа- и информационная грамотность (МИГ) – это новое требование времени. МИГ – это умение не просто запрашивать, искать и обрабатывать информацию, а умение получать ее из различных медийных источников и уметь работать именно с нею. Информация из медиа требует специальных навыков её оценки.

Это требование напрямую коррелирует с идеологией новых образовательных стандартов для средней школы.

Введение новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной и средней школы – это уже даже не ближайшая перспектива, а наступившая реальность. Руководители школ, методисты, учителя либо уже включились в работу по ним, либо изо всех сил готовятся к вступлению на этот путь. Но зачем знать содержание ФГОСов библиотекарям других ведомств и совсем не библиотекарям?

Переход школы к тотальному обучению по новым ФГОС влечёт за собой не только изменение и повышение требований к школьной библиотеке, но и изменение структуры читательского спроса во всех библиотеках, обслуживающих детей-школьников и педагогов. Он также потребует от всех структур, связанных с детским чтением, образованием детей и т.п. понимания процессов, происходящих в средней школе.

Что же нужно понимать про стандарты специалисту, работающему с детьми – школьниками и просто родителю?

  • В чём главные отличия новых стандартов от старых и отчего столько шума;
  • Что будут спрашивать в библиотеках, и в каких;
  • Кто про это писал и когда;
  • Где это искать;
  • И почему «мы» – крайние?

Этими вопросами и займёмся. В данной статье рассмотрим только основные позиции, отличающие новые стандарты от старых. Потом уже легче будет читать их внимательно с карандашом в руке хотя бы основные материалы ФГОС.

Рассматривать и выборочно читать мы будем базовый документ, именуемый Фундаментальное ядро содержания общего образования, который можно найти на официальном сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619

Конечно, придётся переводить с русского на русский, но что ж поделаешь. Не впервой.

Документов по ФГОСам много, тогда почему мы начинаем именно с него? Вот ответ из текста: «Основным назначением

Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

  1. системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
  2. системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
  3. системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования».

Вроде бы всё понятно. Однако документ этот устроен так, что я бы рекомендовала читать его не строго по порядку. Начнём, как полагается, с вводной части («Концепция фундаментального ядра содержания общего образования») и будем читать её до с. 8 включительно или, если хотим, ещё и следующий раздел («Система базовых национальных ценностей»). А можно этот второй раздел оставить на потом, поскольку он к теме нашего сегодняшнего чтения имеет косвенное отношение. Знать его, разумеется, надо, но ничего трудного или нового там в общем-то нет. Так что можно и отложить. Дальше мне кажется разумным сразу перейти на с. 66 к разделу «Система универсальных учебных действий». В нём-то и содержится всё самое главное, отражающее суть перемен, которые приходят в нашу школу.
Итак, что же меняется?

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ИДЕАЛЕ

По идее новые стандарты несут в себе не больше не меньше как радикальную смену принципов обучения и оценки его результатов. Именно радикальную. Тем, кто привык работать в рамках традиционной трансляционной системы обучения, а не, скажем, в системе Эльконина – Давыдова, школы-парка или настоящего проектного обучения, кажется, что это разрушение образования. На самом деле в идеях, заложенных в новом ФГОСе, нет ничего страшного и даже ничего уж совсем нового. Но повсеместное введение таких принципов – давняя мечта многих педагогов, числившихся до сих пор в разряде «альтернативных».

В тексте «Фундаментального ядра» это звучит так:

«Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает “умение учиться”, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  •  создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  •  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области».

Если вычленить из введения и приведённой цитаты то, что важно увидеть нам, получаем четыре простых позиции.

  • Возвращение воспитания в задачи школы.
  • Социализация и коммуникативность как цели образования и воспитания.
  • Итог обучения: не готовый набор знаний, а умение вычленять потребность в информации, находить, обрабатывать и корректно использовать информацию, а также создавать на её основе свою, превращая её в знание.
  • Смена принципов оценки.

С возвращением воспитания всё понятно: его долго не было в официальных задачах школы, и педагоги действовали (или не действовали) в этом направлении на своё усмотрение. Работа школы оценивалась по учебной успешности её учеников. Хорошо или плохо возвращение воспитания в официальные задачи школы (а значит и в показатели её работы!), педагоги, кажется, спорят по сей день. Трудно понять, как можно оценить воспитание и решить, справилась с ним школа или нет. Но оставим сейчас эти разногласия за скобками. Примем как факт.

То, что школа до сих пор почти никак не была озабочена социализацией своих учеников (или была, но опять же – только по усмотрению конкретных педагогов!) – правда. Всё обучение нередко получалось максимально оторванным от реальной жизни, и социализация школьников происходила как-то в стороне от школы и почти без её влияния. Теперь школе придётся помнить о том, что ученики – не просто «получатели знаний», но и активные члены общества, в котором им надо уметь жить.

А вот пункт 3 из нашего списка вам, коллеги, ничего не напоминает? Ну конечно! Это основные признаки информационной грамотности! И наконец-то умение самостоятельно работать с информацией поставлено во главу угла. Ведь, как известно, нельзя ничему научить, можно только помочь научиться. И это – главное в смене принципов обучения.
В принципах оценки тоже грядут серьёзные изменения, но о них нужен отдельный разговор.
Ключевые установки стандарта можно выразить следующими тезисами.

  • Ориентация на результат образования, а не регламентация процесса обучения.
  • Переход на деятельностную парадигму образования.
  • Смена образовательных технологий.
  • Информационное обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам.

Универсальные учебные действия составляют теперь основу обучения. То есть по идее должна принципиально измениться роль учителя: из основного «поставщика» знаний, усвоение которых проверяется путём повторения учеником того, что объяснял учитель (или учебник), учитель становится организатором процесса самообучения школьников – как самостоятельно, так и в группе. Для тех, кто не работал раньше в системах развивающего обучения и других «альтернативных» школах (а таких большинство), это чрезвычайно трудный переход, требующий, прежде всего, перемен в головах.

Именно в связи с появлением УУД в структуре учебного процесса должны меняться образовательные технологии, используемые учителем:

  • Замена трансляции на постановку проблемы;
  • Исследовательские технологии на уроке;
  • Проектная деятельность вне класса.

Это практически революционная смена всех основ учебного процесса в нашей школе. И по идее она приведёт к исчезновению классно-урочной системы или как минимум резкому уменьшению её доли среди педагогических технологий.
Справедливости ради заметим, что ничего особенно революционного в мировом масштабе разработчики ФГОСов не выдумали. Именно по этим принципам работает большинство школ во многих странах Европы, Америки, Австралии. Но для нашей школы, сохранившей почти в неприкосновенности (со времён Яна Амоса Коменского) классно-урочную систему, это и правда революция.

МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НОВЫЙ ФГОС

О педагогических технологиях мы заговорили не случайно. Для того, чтобы понимать, может ли (и если да, то как) современный процесс образования помогать школьнику жить в том современном мире, о котором говорилось в первой части статьи, нужно чётко представлять себе, как устроен учебный процесс в классе, на любом уроке или в учебном проекте. Как построен урок? Что требует учитель от детей на уроке? Чего ждёт «на выходе» от их самостоятельных исследований и как «это» может выглядеть?

Вчитаемся в некоторые фрагменты из «Фундаментального ядра» – опять про УУД.

Познавательные УУД (общеучебные) – это:

  • «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой  информации  из  прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих закономерностей».

Если пробраться через абракадабру канцелярита (что там про «осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме»? Где оно в этом тексте?), то можно сделать три вывода.

Вывод первый: познавательные УУД – это все признаки информационной грамотности, развитием которой пока мало кто, кроме библиотекарей, занимается и мало кто из учителей понимает и умеет это делать.

Не будем утверждать, что все библиотекари это умеют и делают, но всё же им по роду профессии положено как минимум самим хорошо владеть навыками информационной грамотности и помогать своим читателям её развивать.

Вывод второй: следуя идеологии новых ФГОС, навыки ИГ должны развивать ВСЕ учителя на ВСЕХ уроках и библиотекари в ходе работы учеников в библиотеке.

И как следствие сказанного, складывается и вывод третий.

  • Полноценная реализация замыслов нового стандарта должна предусматривать активную деятельность библиотек (и вовсе не толькошкольных!) по крайней мере в трёх направлениях:
  • информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в тех аспектах, которые прописаны в стандарте;
  • развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности.
  • информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Перед публичными библиотеками встанет ещё одна, не менее актуальная задача: разъяснение принципов новых ФГОС всем интересующимся и подбор литературы по вопросам, с ними связанным.

Однако даже эти, вполне «революционные» ФГОС никак не учитывают новую реальность: получение информации в социальных медиа. Если сравнить понимание УУД разработчиками ФГОС и понимание МИГ (определений МИГ есть множество, но суть, как мне лично кажется лучше всего отражена в том, что цитируется ниже), то мы увидим существенную разницу. «Медиаграмотность (media literacy) –это способности экспериментирования, интерпретации/анализа и создания медиатекстов» [Worsnop, C. Screening Images: Ideas for Media Education (1999)].

Иначе говоря, УУД – это:

  • выявление информационной потребности;
  • умение искать, отбирать, оценивать информацию и превращать её в знание
  • ориентация на традиционные («статичные») источники информации без учёта работы в соцсетях.

МИГ – это:

  • Умение работать в любой медиасреде, в том числе быстро реагировать на информацию, оценивать её, видеть окраску и отличать факты от мнений

Таким образом, мы видим, что школа, вводя новые и довольно революционные для нашего образования ФГОСы, тем не менее, уже отстаёт от требований времени и разрыв этот будет увеличиваться.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НА ДЕЛЕ

Главная проблема внедрения новых стандартов в нашей школе в том, что реальное освоение учителями новых форм обучения отстаёт не только от новых явлений жизни, но даже от скорости введения стандартов.

Эта проблема раскладывается на ряд более частных. Кто учит учителей? Насколько технологичны приёмы и методы, предлагаемые педагогам, чтобы результат перехода как можно меньше зависел от личных особенностей учителя? С какой подготовкой придут новые учителя – выпускники педвузов? Можно ли на самом деле переучить педагога за курс объёмом 72 часа, или можно только успеть «начитать» ему ряд установок и выдать сертификат? И ещё множество других вопросов.

К сожалению, если смотреть правде в глаза, процесс обучения педагогов часто сведён к формальности. Их учат произносить и главное писать новые слова, формулируя в плане каждого урока, какими УУД (по всем видам надо писать, не вообще!) овладеет ученик в ходе занятий, что будет результатом его «исследовательской» работы и т.п. Учитель не виноват, что от него сразу начинают требовать это море отчётов. Но беда в том, что при этом на деле совсем не обязательно происходит смена принципов организации учебного процесса, заложенная в идеологии новых стандартов.

Как же это коснётся библиотек?

Во-первых, все библиотеки в той или иной степени ждёт смена структуры спроса.
В самом схематичном виде она будет выглядеть примерно так:

  • От конкретного запроса ученика по факту, теме и т.п. – к проблемному запросу (работа над проектом) и поиску различных точек зрения на проблему;
  • От спроса педагогов на разработки мероприятий и планы уроков по теме – к запросу на методику организации учебной деятельности;
  • Учителя и родители будут искать тексты стандартов и разъяснения к ним;
  •  Ученикам потребуется больше навыков информационной грамотности (кто и когда будет учить?);
  • Новое требование к информационному обеспечению учебного процесса: представление разных точек зрения, разных источников информации на разных видах носителей.

Только не спрашивайте, как этот последний пункт соотносится с резким уменьшением числа линеек учебников в федеральном комплекте, с идеей единого учебника истории и литературы и т.п. У меня нет ответа. Тем не менее, требование это написано в тексте ФГОСов чёрным по белому.

И всё же главная проблема видится мне не в этом. Она в том, что социальные медиа станут для большинства школьников главными поставщиками информации в самом ближайшем будущем, а мы, взрослые, enmasse, за этими «поставками» не успеваем и современные способы доставки/получения информации неясны или неизвестны многим учителям и библиотекарям.
Современная доставка информации – это ещё и другая упаковка:

  • Большие объёмы, но дробными порциями, очень часто и быстро.
  • Сведения эмоционально окрашены и не всегда проверены.
  • Одна и та же информация идет в разных «контейнерах» и сильно различается по подаче.

Необходимо на всём протяжении школьных лет учить детей управляться с этой тарой и упаковкой, чтобы извлекать то, что нужно. А кто будет учить? Мы сами умеем?

«Почему мы – крайние?!» Этот вопрос регулярно возникает у библиотекарей самых разных библиотек.

Во-первых, потому, что – библиотекари. Раз вокруг столько изменений, да ещё сразу, да ещё не понятно, чего от учителей и детей хотят, следовательно, нужно искать дополнительную информацию. Все, кто не понимает, что такое деятельностное обучение, что заложено в новых стандартах и как это реализовать; все, кто перейдет на новые формы работы, требующие иного информационного обеспечения, пойдут в библиотеки, причём вовсе не только в школьные. И именно библиотекарям придётся отвечать на вопросы: кто про это писал и когда, где это искать, и почему так мало понятной информации. А много ли в наших фондах книг, которые могут помочь учителю, а тем более – родителю?
Что ещё нужно понимать библиотекарю?

  • В чём отличие учебных проектов от традиционных видов обучения.
  • Что теперь ждёт учитель от ученика, задавая ему задание.
  • Чем отличается набор библиотечно-библиографических знаний от медиа- и информационной грамотности.
  • Чему может научить школьника библиотекарь при работе над учебным проектом, при самостоятельном исследовании.

Ну и конечно нужно просто знать новую терминологию (УУД, деятельностная парадигма образования, учебная задача и т.д.)

  • В одиночку школьному библиотекарю это не осилить. Да и сотрудникам других библиотек рано или поздно придётся с этими вопросами столкнуться. Вот возможные варианты решения проблемы нового спроса и недостатка предложения.
  • Совместное обучение школьных и детских библиотекарей в связи с новыми стандартами. Это же логично: ведь понимать принципы новых ФГОСов нужно всем.
  • Консультации друг с другом и согласованное комплектование фондов в поддержку образования. А иначе никаких денег не хватит. Значит, надо делить сферы комплектования: литературу для педагогов собирает, например, школа, а книг для родителей по умению учиться, по организации детского режима и т.п. – районная библиотека. А при необходимости выдают друг другу по принципу МБА.
  • Совместная проектная работа библиотек и поддержка ученических проектов разными библиотеками. Это хлопотно и сложно, но примеры подобного сотрудничества у нас есть. По ним видно, что такое сотрудничество очень эффективно, кроме того, оно добавляет авторитета и читателей каждой библиотеке – участнице проекта.

Конечно, предложенные идеи – вовсе не панацея, а только наброски, но ведь их может быть множество. И возможно у многих есть варианты лучше. Главное – понимать, что библиотекарям (и не только им!) в этом процессе тоже придётся меняться. Это непросто, но неизбежно.

 

Дополнительная информация