О кризисе формата бумажной школьной газеты: к проблеме типологической неопределенности ювенильных изданий

В.Н. ТитоваВ.Н. Титова,
 аспирант ТГПУ, преподаватель ФЖ ТГУ,
руководитель Школы молодого журналиста ФЖ ТГУ
  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Томский государственный педагогический университет

Аннотация: Мы живем в эпоху переизбытка информации, когда внимание аудитории атакует огромное количество источников. Медиа трансформируются: новые форматы, новые виды коммуникации. На фоне этих глобальных изменений формат бумажной школьной газеты устаревает и больше не подходит для СМИ школ и образовательных учреждений.

Ключевые слова: школьные СМИ, кризис формата,  актуальный портрет издателя,  сегментация аудитории

 

TRADITIONALSCHOOL NEWSPAPER FORMATCRISIS:
ON THE PROBLEM OF TYPOLOGICALINDETERMINACYOF THE CHILDREN MEDIA

V. Titova,
TGPU graduate student,
teache of the Department of Journalism of TSU,
leader of The School of Young Journalist
of the Department of Journalism of TSU
  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Tomsk State Pedagogical University

Annotation: We live in the era of overloaded information when the attention of the audience is attacked by the huge number of sources. The media are being transformed: new formats and  new forms of communication appear. Compared to these global changes the format of the traditional school newspaper is getting old and is no longer suitable for schools' media.

Keywords: school media, crisis format,portrait of the publisher, audience segmentation

Cкачать статью в .pdf

Большинство издателей школьных СМИпри всех многократно возросших в последнее время медийных возможностях до сих пор продолжают выбирать в качестве основного формата издания тип ежечетвертной газеты общего назначения. Результаты разноаспектного анализа большого количества ювенильных* СМИ, а также проводившаяся в течение трех лет с 2012 по 2014 гг. экспертиза конкурса «Формат Медиа» Регионального центра Развития образования Томской области наглядно подтверждают гипотезу о «монотипизме» школьных СМИ. Из 28 проанализированных за последний год печатных изданий 18 имеют унифицированное типологическое воплощение –  газета, выходящая раз в четверть, широкой тематики и неопределенной аудиторной направленности. Почему в век мобильных приложений, баз данных, спутниковых снимков Земли и он-лайн трансляции приземления аппарата на летящую далеко в космосе комету школьные издатели продолжают выбирать тип газеты общего назначения, так называемых «медиа для всех»?

Дело в том, что буквально за последнее десятилетие кардинально изменился способ коммуникации современной аудитории со СМИ. Медиаполе сегодня гораздо богаче, а современные технологии дают огромное количество возможностей, форматов и идей для экспериментов. Эпоху недостатка информации, которую застало старшее поколение ныне живущих, сменила эпоха переизбытка информации. С появлением сети Интернет, в которой за внимание аудитории борется несчетное количество информационных ресурсов, функция «сортировать» и «выбирать» становится важнее функции «искать».
Кроме того, современные подростки – основная аудитория ювенильных изданий – не  привыкли читать газеты и бумажные издания в принципе, они общаются посредством смс, сидят в социальных сетях, читают электронные книги и играют на планшетах.

Все это приводит к осознанию, причем самими издателями, очевидного факта кризиса формата школьного бумажного «медиа для всех».

На наш взгляд, чтобы наметить пути выхода из данной кризисной ситуации необходимо на новом витке развития теории масс-медиа еще раз вернуться к рассмотрению актуального портрета современного издателя школьных СМИ, ключевым целям издания, сегментации целевой аудитории. Закономерно, что данные три позиции приводят нас к проблеме определения типологической сущности современных школьных медиа.

Актуальный портрет современного издателя школьных СМИ

Издатель как индивидуальный или коллективный актор–самый влиятельный фактор для внутренней системы СМИ, определяющий концепцию издания, его направленность, содержание, время выхода и тираж.

Для «взрослых»СМИ значимо разделение руководящих ролей на учредителя и издателя. Часто это два разных субъекта, объединенные единой целью и единым пониманием концепции издания. Если позиции учредителя и издателя расходятся, то один из них просто перестает быть издателем, и на его место приходит другой субъект, более соответствующий  требованиям учредителя.

В ювенильных СМИ руководящие роли не дифференцированы. Одновременно в функции издателя и учредителя выступают сразу три заинтересованных стороны: ученики, участвующие в создании СМИ, учителя-редакторы издания, работники администрации учебного учреждения. Однако ни единой целью, ни общим пониманием того, как и для чего создается школьное СМИ,  эти стороны не обладают. 

Данный тезис ярко демонстрируют результаты пилотажных опросовакторов школьных СМИ на предмет целей, которые ставят перед собой отдельные участники издательского процесса – школьники, учителя и директора школ.

Для исследования мотивации школьников мы провели опрос в сети Интернет. Сначала на основе анализа бесед с учащимися, а также исследования о деятельностных мотивациях подростков Д. Косолаповой (1), был составлен список мотиваций, причем формулировки этих мотиваций были авторскими, то есть вербализованными самими подростками.

Мы попросили школьников, занимающихся в газетах, ТВ-студиях, радио-студиях разных городов и учреждений, выбрать три на их взгляд приоритетные мотивации из следующего списка, в котором рядом с формулировкой мотивации в скобках указано ее обобщенное обозначение:

  • Это интересно! (Самовыражение)
  • Хочу стать журналистом. (Профориентация)
  • Это возможность высказать свою позицию и обсудить ее с другими. (Социально-значимая коммуникация)
  • Это возможность общаться с новыми людьми. (Коммуникация)
  • В школе должны знать об интересных событиях. (Информирование)
  • Сегодня важно уметь работать с информацией. (Медиаграмотность)

Всего в опросе, результаты которого можно найти по ссылке https://docs.google.com/forms/d/1cYombTPvQ37s7osznMkq5edLGjTbpiLXmLM4aCGnZms/viewanalytics, на данный момент  приняли участие  48 школьников от 7 до 17 лет, большинству из которых от 15 до 17. В общем списке лидирует ответ «Это интересно!»  –  мотив самовыражения, самозанятости. Однако в группе подростков 15-17 лет на первое место выходит ответ «Хочу быть журналистом» – мотив профориентации.

Общий рейтинг мотиваций по степени их важности для подростков выглядит таким образом (Схема 1):

 
Схема 1. Мотивации учеников.

Мотивации второго сегмента издательской составляющей – учителей, руководящих школьными СМИ,в целом, сходны с интересами подростков, но приоритеты распределяются иначе. Как и в опросе школьников, формулировки мотиваций мы вывели на основе бесед с педагогами:

  • Занимаюсь для себя, свое дело. (Самовыражение)
  • Получаю радость от процесса. (Самовыражение)
  • Привлекает журналистика, как деятельность. (Самовыражение, реализация)
  • В школе должны знать о происходящем. (Информирование)
  • Нужно научить детей создавать медиапродукт. (Профориентация)
  • Нужно научить в информационном шуме выделять главное. (Медиаграмотность)
  • Важно создать команду. (Развитие детей)
  • Никто не хотел заниматься, и я взялась. (Организационный фактор)
  • Были созданы условия для творчества. (Организационный фактор)
  • Материальный интерес. (Организационный фактор)
  • Создать положительный образ СМИ у молодежи. (Социально-значимая деятельность)

Предварительный анализ распределения данных мотиваций на шкале значимости, сделанный по результатам опроса 16 педагогов-редакторов (см.: https://docs.google.com/forms/d/1RXdYmlKC8m4K6BvSEd7WKld3DTKi8ujg9iekFNGtaKg/viewanalytics#start=publishanalytics) позволяет говорить о нескольких тенденциях. Так,  вопрос по первому приоритету дает нам разброс мотиваций: на первое место с небольшим отрывом выходит мотив самовыражения, затем одним блоком идут информирование, профориентация, развитие детей и оргфактор, на третьем месте – медиаграмотность и социально-значимая деятельность. Во втором приоритете уверенно лидирует ответ «Важно создать команду», определяя значимость мотивации развития детей; в третьем приоритете выбор педагогов – мотивация профориентации («Нужно научить детей создавать медиапродукт»).

В итоге схема мотиваций педагогов-редакторов школьных СМИ выглядит так:
 
Схема 2. Мотивации педагогов.

С административными работниками школ было проведено несколько экспертных интервью. Беседы с директорами учреждений, в которых есть средства массовой информации, не подтвердили нашу первоначальную гипотезу о значимости пиар-функция издания для руководства школы. Оказалось, что администраторы ставят на первое место воспитательные функции (развитие, профориентация, медиаобразование, просвещение). Важной функцией представляется также информирование как способ вовлечения учащихся в жизнь учреждения, в общее школьное информационное пространство. Пиар-функция же уходит на последний план и вообще актуализируется только в редких случаях (см. схему 3).
 
Схема 3. Мотивации администрации школы.

Паутина мотиваций

Как видим, мотивации трех сегментов издательской группы весьма противоречивы и не демонстрируют общего единства целеполагания. Так мотив «Коммуникация» присутствует у детей, но отсутствует у учителей и администрации. О пиар-функции иногда задумываются директора, но это не важно для детей и учителей. Нередко две эти мотивации вступают в конфликт, когда ребята хотят обсудить проблемную школьную ситуацию, но в пиар-издание такие материалы не вписываются.

Функция «Информирование» вроде бы объединяет все издательские сегменты, это ведущая функция для «взрослых» изданий. В ювенильных изданиях она имеет очень низкий приоритет для школьников и педагогов, но значима для руководства.  Исходя из мотивации учителей и учеников, создание СМИ – это скорее медиатворчество, чем медиапроизводство, что должно подразумевать большую свободу в выборе средств и инструментов самовыражения, большее пространство для эксперимента, поиска новых форм представления контента и взаимодействия с аудиторией. Словно лебедь, рак и щука, эти приоритеты тянут издания в разные стороны, а издатели ждут от СМИ разных результатов.

Попытка схематично изобразить обобщающую модель единого мотивационного комплекса издателей школьных СМИ привела нас к созданию некоей «паутины мотиваций» (см. схему 4)

 

 
Схема 4. Пересечение мотиваций и направленность на аудиторию.

Аудитория ювенильных изданий

В данной схеме мы добавили с помощью оранжевых стрелок еще один типоформирующий медийный фактор – фактор направленности на аудиторию. В любой медиакоммуникации аудитория тесно связана с мотивациями и целями издателя, деятельность издателя невозможна без запроса аудитории. Однако парадоксальность ситуации в школьных СМИ заключается в том, что, что половина основных мотиваций нацелены на внутреннюю аудиторию, то есть на самого издателя и только вторая половина (имеющая, к слову сказать, не очень высокий приоритет) направлена на аудиторию внешнюю. Отсюда становится очевидным, почему в школе часто выходит газета «в себе», интересная только авторам. Авторы и являются основной аудиторной группой для ювенильных изданий, удовлетворяя мотивации «самовыражения», «развития детей», «воспитания» и «профориентации».

Если же пристально взглянуть на оставшуюся внешнюю аудиторию, мы можем сегментировать ее минимум на четыре больших группы: школьники, учителя, администрация, родители. Сегмент «школьники», в свою очередь,должен быть разделен на подсегменты: старшие, средние и младшие (тоже деление можно применить и к большой группе родителей, но родители редко выбираются основной аудиторной группой, чаще они выступают в роли дополнительной группы). В итоге мы имеем 6 крупных аудиторных групп, каждая из которых имеет свои информационные и коммуникативные интересы, а в случае группы «школьники» - еще и разный уровень владения навыком потребления СМИ и информации в целом.

Издатели часто даже не допускают мысли, что для каждой аудиторной группы может выпускаться свой медиапродукт, соответствующий информационным потребностям и уровню навыка потребления информации. Доказательством этому может послужить дискуссия, которая развернулась на секции «Потенциал медиаобразования для развития личности и социализации обучающихся и расширения информационно-образовательного пространства региона»в рамках VI Межрегиональной научно-практической конференции «Современные модели общественного участия в управлении образованием» (ноябрь 2014, Томск). Начинающие издатели испытывают некоторую гордость, говоря, что их продукт «для всех», что он охватывает все аудиторные группы: и для малышей есть страничка, и для родителей три слова – и не согласны отказаться от этого сомнительного преимущества.

Стремление ювенильных изданий удовлетворить все имеющиеся интересы и запросы (как внутренней, так и внешней аудитории) приводит к выбору формата «медиа для всех», «газета общего назначения», которая никому в итоге не нужна, кроме авторов. Совмещение же большого количества задач под одной обложкой было возможно в эпоху недостатка информации, но в эпоху переизбытка информации, когда на внимание аудитории претендует огромное количество информационных ресурсов, подобное ненаправленное, нетаргетированное, спрейное воздействие не оправдано и губительно для издания.

Интерпретируя этот факт на фоне глобальной трансформации процесса медиакоммуникации, мы получаем кризис формата, неразрешимое противоречие между устаревшей формой бумажной газеты «про все и для всех» и современными информационными и коммуникативными запросами аудитории, причем как внешней, так и внутренней.

Пути выхода из кризиса

Итак, можно  с  уверенностью утверждать, что формат  бумажной школьной газеты больше не подходит для СМИ школ и образовательных учреждений. Современные технологии,  новые тенденции, свойственные медиаотрасли в целом, позволяют ив школе творить в области медиа практически без ограничений.

Необходимые трансформации должны максимально учитывать сегментацию аудитории, адаптировать формат и контент под конкретную аудиторную группу, а также под цели и задачи самого издателя. Так, в случае смещения акцента на цели самовыражения мы можем получить творческие медиапродукты (альманахи, сборники стихов, рассказов, сказок, эссе, экспериментальные форматы), ориентация на информирование вызывает к жизни чисто информационные форматы (листовки, молнии, экстренные и тематические спецвыпуски и др.), а приоритет пиар-мотивации определяет тип презентационных изданий (буклеты, презентационные журналы, брошюры).

Таким образом, отказ школьных СМИ от «монотипичности» сделает более яркой и вариативной типологическую принадлежность СМИ, а также позволит школьным изданиям находить новые, еще не освоенные форматы и стать реальной площадкой для эксперимента, поиска, оттачивания форм и выработки новых подходов в медиа.

 

Литература:
1. Косолапова Д.И.Мотивы участия подростков в юнкоровской деятельности // Ломоносов – 2008. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 23-25

 

Дополнительная информация