Медиапедагогика в сжатые сроки

М. А. БобровскаяМ. А. Бобровская,
преподаватель Регионального школьного технопарка
 АИСИ по направлению «Журналистика»
 г. Астрахань, Россия

Аннотация
Автор статьи делится опытом работы в телевизионной студии Регионального школьного технопарка г. Астрахани, обучение в котором проводится по системе краткосрочных проектов, а также рассказывает о достижениях в развитии медиаобразования в Астраханской области.

Ключевые слова
Медиаобразование, г. Астрахань, технопарк, телестудия.

 

Margarita Bobrovskaya,
Astrakhan Regional School Technopark AICE,
lecturer in Journalism

Media education in a short time

 
Annotation
The author shares his experience of working in the television studio of Astrakhan Regional School Technopark. Training in this studio is held on the system of short-term projects. Also the article talks about the achievements in the development of media education in the Astrakhan region.

Key words
Media Education, Astrakhan, Technopark, TV studio.

Cкачать статью в .pdf

Региональный школьный технопарк был организован на базе Астраханского инженерно-строительного института и начал свою работу в сентябре 2013 года.

Его целью является развитие научно-технического и художественного творчества школьников. Технопарк предоставляет учащимся возможность пройти бесплатное обучение на профессиональном современном оборудовании, в профессиональном программном обеспечении и получить представление о современных профессиях. Региональный школьный технопарк (РШТ) обучает школьников с 5 по 11 класс, но на некоторые направления принимаются учащиеся 4-го класса.  

Занятия в технопарке проводятся по системе краткосрочных проектов. Это значит, что на каждый проект отводятся не более 36 академических часов. При продолжительности занятия в среднем 3 академических часа с периодичностью 1-2 занятия в неделю проект занимает примерно полтора месяца.

Отделение медиатехнологий или телевизионная студия возникло на базе Регионального школьного технопарка как одна из лабораторий наравне с лабораториями робототехники, микроэлектроники, прямого цифрового производства, естественных наук и IT-академии.

Внутри самой телевизионной студии проводится обучение по таким направлениям как режиссура, видеомонтаж, операторское мастерство, журналистика, звукорежиссура и фотография. Преподаватель каждого направления может предложить учащимся меню проектов. «Создание режиссёрского и литературного сценария» по режиссуре; по журналистике – создание репортажа, интервью, журналистского эксперимента, написание журналистского произведения в жанре «житейская история» и другие. По направлению «звукорежиссура» - это создание музыкальной композиции, озвучивание видеоролика, запись песни, сведение композиции. По фотографии – создание студийной, натурной, предметной и подводной фотосъёмки. На проектах по монтажу видео учащихся знакомят с основными законами монтажа и работой в программе Adobe Premiere Pro CS6.

Занятия по всем этим направлениям проводятся в группах в среднем по четыре человека в каждой. Такая форма организации работы учит школьников взаимодействовать друг с другом в команде, то есть коллективе, сплочённом общей идеей и целью.

Группой в составе от 10 человек учащиеся могут работать над проектом «Создание видеосюжета». В этом случае ребята распределяются по направлениям и берут на себя роли режиссёров, журналистов, операторов, монтажёров и звукорежиссёров. Работа над таким масштабным проектом охватывает три этапа. Этап теоретической подготовки, во время которого обсуждаются тема и идея будущего видеосюжета, затем процесс съёмки и финальный этап – запись закадрового текста, монтаж и подготовка к защите готового проекта. Во время работы школьники знакомятся со всеми этапами создания телевизионного сюжета, погружаясь в специфику медийных профессий.

Результатами обучения являются готовые проекты по выбранному направлению. Это может быть статья, опубликованная в региональной прессе (меньше чем за полтора года существования технопарка было опубликовано более 20 статей), смонтированный ролик, созданная и записанная музыкальная композиция, серия фотоснимков или телевизионный сюжет как коллективная работа.

Телевизионная студия, также как и остальные лаборатории Регионального школьного технопарка, оснащена современной аппаратурой, позволяющей учащимся реализовать любые идеи. В распоряжении школьников две профессиональные видеокамеры, профессиональные фотоаппараты и фотообъективы, наборы студийных фонов, штативов и света, дым-, снег- и buble-машина, телесуфлёр и подводный бокс.

В системе занятий по краткосрочным проектам есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, из-за сжатых сроков обучения невозможно охватить большой объём информации. Учащийся, выбравший направление «журналистика» может освоить только один жанр, например, репортаж или интервью. Невозможно разработать методический комплекс, рассчитанный на планомерное освоение программы по введению в журналистику. Практически невозможно наладить периодическое издание газеты.

Но в такой системе обучения есть несомненные положительные стороны. В частности, в режиме загруженности дисциплинами общешкольной программы учащийся тратит не так много времени на проект. С психологической точки зрения школьнику легче начать заниматься какой-либо деятельностью, когда временные рамки обозримы – месяц-полтора. В этом случае ребёнок легче включается в работу, чем когда срок обучения предполагает период от года до нескольких лет. Даже зная о том, что договор об образовательных услугах можно расторгнуть в любой момент, школьнику тяжелее «подписаться» на долгосрочное обучение.
Однако, если школьника ограничивают во времени, затраченном на один проект, то его не ограничивают в количестве выполненных проектов. При желании продолжать обучение учащийся вновь подаёт заявление на обучение и попадает в электронную очередь, из которой его приглашают на следующий проект при достаточном количестве проектантов в группе.

Ребёнок может выбрать то же направление, например, журналистику, а может перейти к другому преподавателю в рамках одной лаборатории (отделения), либо совершенно иных. Так учащийся, попробовав себя в микроэлектронике, записывается на фотографию, а затем на проекты по химии.

Из проектантов, переходящих с проекта на проект в рамках одной лаборатории/направления, формируется группа обучающихся, уровень подготовки которых позволяет принимать участие в конкурсах и фестивалях. Вне зависимости от количества выполненных проектов обучение в технопарке для всех школьников остаётся бесплатным.

Каждый подготовленный проект завершается обязательной защитой на публичной конференции. Конференция предполагает презентацию школьником своей работы в виде доклада и демонстрации и активное обсуждение проекта преподавателями, гостями и приглашёнными экспертами.

Во время защиты школьник получает опыт публичных выступлений и представление о защите своих будущих работ: курсовых, дипломов и т.д. Кроме того, приглашённые эксперты во время конференции делятся с учащимися профессиональными советами относительно ученических работ. По завершении защиты учащийся награждается сертификатом о выполненном проекте.
Несмотря на известные временные ограничения, за первый учебный год существования технопарка и телевизионной студии школьники получили возможность принять участие в III Всероссийском молодёжном фестивале научно-популярного фильма «KinnoFest» (г. Пенза, 2014г.), заняв по России 4-е место; пройти семинар в Школе журналистики "Известия" (г. Москва, 2014г.); занять призовые места в фестивале «Крупный план» в рамках Международного молодёжного фестиваля телевизионных идей «Ты можешь!» (г. Астрахань, 2014г.); пройти обучение на мастер-классе Сергея Абрадова «Режиссура монтажа» в Киношколе Александра Митты (г. Москва, 2014г.).

Таким образом, медиаобучение по системе краткосрочных проектов, которое реализуется в телевизионной студии Регионального школьного технопарка, позволяет учащимся познакомиться с особенностями медийных профессий, предоставляя возможность дальнейшего обучения в качестве подготовки к поступлению на факультеты вузов, специализирующихся в медиаиндустрии.   

Дополнительная информация