УДК 37
ББК 74.5

Медиа-информационная грамотность и медиаобразование

Г. В. АладьинаГ. В. Аладьина,
преподаватель, «Лучший работник образования Дона»,
руководитель клуба «Эколог».
Таганрогский филиал ГБОУ
 СПО  РО «Донской строительный колледж».
Таганрогский  педагогический институт имени Чехова
(филиал) ФГБОУ ВПО  «Ростовский экономический университет(РИНХ)»,
аспирант 3-го года обучения.

  Е-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация
Эта статья о проблемах, способах и возможностях применения медиатехнологий в образовательных целях и, в частности, в СПО.

Ключевые слова
Критическое мышление, коммуникация, медиатехнологии, медиабезопасность, медиакультура, мотивация.

 

MEDICAL SCHOOL MEDIA-INFORMATION LITERACY AND MEDIA EDUCATION



G. V. Aladinа
lecturer, "the Best worker of education of the don",
the head of the club "Ecologist".
Taganrog branch GBOU
Str RO "don construction College".
Taganrog pedagogical Institute named after Chekhov
(branch) of Federal STATE budgetary educational
institution of higher professional education "Rostov University of Economics (rinkh)",
postgraduate student of the 3rd year of study

E-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Abstract
This article is about the problems, methods and possibilities of application of technologies for educational purposes and particularly in STRs.

Key words
Сritical thinking, communication, IU-biotehnologii, mediaasset, media culture, and motivation.

Cкачать статью в .pdf

Педагогическая наука облекает процесс воспитания и образования в наиболее доступную для усваивания форму. Поэтому педагогика не может не использовать в своей работе такой мощный, проникший во все формы жизни современного общества, инструмент как медиасредства. С их помощью наметилась возможность перевода образовательного процесса на более качественный уровень, как инструмента, обладающего необозримыми пока возможностями.

Медиапедагогика, как наука о процессе воспитания и обучения человека, посредством роста его образования даёт возможность понимания этих процессов путём применения медиасредств. Система общего образования предполагает для его получения применение строго регламентированных средств и способов.  Дополнительное образование допускает применение нестандартных решений в использовании современных медиатехнологий. При достаточном уровне мотивации собственного образования человек может выбирать несколько способов его получения. Наличие в свободном доступе интернета таких общеобразовательных ресурсов как дистанционные интернет-уроки дают возможность образования практически любому желающему. Однако в силу меньшей привлекательности проведения досуга, самообучаясь, в сравнении с рекреационными видами деятельности, популярность данных ресурсов невелика.  Наряду с  мощнейшим образовательным потенциалом современные медиасредства обладают большим отвлекающим от основных целей, а зачастую и вредным свойством.  Согласно проведенному мной мониторингу среди студентов 1-го и 2 –го курса менее 10% опрошенных учащихся знают о возможности дистанционного обучения и только 5% ею эпизодически пользуются. Вопросы задавались в форме тестирования для возможности опроса большего  количества учеников и проводились на добровольной основе, с последующим  обсуждением как данных ответов, так и формы задаваемых вопросов. Это наблюдение совпадает с точкой зрения доктора философских наук  профессора Батыгина Г.С..  «То обстоятельство, что в сети доступны многообразные материалы, представляющие интерес для преподавателей социологии (систематизация этих источников проведена П.Г.Арефьевым), не меняет положения дел: доступность информационных массивов зависит не от их доступности, а от умения пользователя сформировать запрос.».[2]

Следует отметить, что такие опросы подростки воспринимают с большим интересом и проявляют заинтересованность в их продолжении. Многие из них указывают на приобретение знаний именно из текстов тестирования, а также отмечают дальнейшую заинтересованность в поиске  незнакомой им до начала исследования информации. Можно предположить, что толчком к мотивации самообразования служит проявление конкретного, а потому искреннего внимания педагога  к степени заинтересованности обучаемого.

Цель исследования заключалась в, по возможности, наиболее полном определении направления и степени заинтересованности всей группы учащихся. На основании полученных ответов можно предположить, что 50% не воспринимают всерьез процесс обучения посредством медиасредств (просмотра телепередач, газет и журналов, компьютерных игр и др). 25% осознают влияние медиа, но считают его бессистемным и случайным, не подозревают о наличии вредной и ложной информации. Только 25% осознано занимаются поиском конкретной, нужной для решения текущей задачи информации, используя медиасредства. Более 93% учащихся доверяют получаемой информации, по большей части бессистемной в соответствии с её оригинальностью и новизной, руководствуясь принципом подражания и признавая авторитет по привычке и без особых сомнений. Менее 7% учащихся критически относятся к получаемой медиаинформации, доверяя авторитету источника в соответствии с объёмом собственных знаний. Менее 24% считают дополнительное образование формой досуга. Более 76% не считают привлекательной запрограммированную форму обучения, предпочитая ей неопределённые развлечения с получением случайных результатов. Более 76% прошедших тестирование считают себя читающей аудиторией, однако без определённой тематики. Менее 24% не видят в чтении достаточной привлекательности и информативности, 99% понимают принципиальные возможности и важность медиаресурсов в современной жизни, и только около 7% умеют широко использовать эти возможности для конкретных целей. 90% отожествляют образование с профессиональным образованием. 90% отожествляют образование и культуру. Около  80% проводят досуг за компьютерными играми и не осознают рисков, связанных с игровой зависимостью. Меньше 20% понимают опасность ложной и вредной информации, необходимость её проверки. Около 65% пользуются исключительно офисными программами, не подозревая о широких возможностях других проблемно ориентированных пакетов программ.

Однако всё нарастающий, трудно контролируемый информационный медиапоток порой превращается в источник серьёзных личностных проблем.  Исследуя данную форму коммуникации, Батыгин Г.С. опасался – «что в жизнь войдет поколение, практически не умеющее писать «от руки» и все социологические опросы будут осуществляться через сеть»[2] По мнению многих исследователей уже сейчас молодёжь утрачивает возможность воспринимать сложные тексты и умение выражать связную мысль, доводить её до конца.  Получению образования ассоциативными и невербальными методами, несомненно, эффективными в ранних возрастных группах обучающихся, очень привлекательна. Но без применения вербальных,  чисто человеческих способов общения невозможно становление творческой личности. Это не голословная полемика. Процессы речи и мелкой моторики взаимосвязаны. На земле только человек умеет вербально общаться и создавать произведения искусства. Понимая, что ход обучения неразрывно объединяет в себе развивающую, образовательную, воспитывающую, а также побудительную и организационную функции, полагаю, что вопрос развития мотивации у обучаемого всё же является достаточно важным для педагога. Принятие идеи, что человеку не должно быть легко,  ему должно быть интересно, может явиться весомым мотивом самосовершенствования.

На общем фоне роста  спортивных достижений и общего усложнения жизни в целом, упорно продвигаемый тезис о том, что учиться должно быть легко, несколько странен. К сожалению, направленность образовательного процесса посредством медиасредств редко совпадает с мнением об образовательном процессе Министерства образования и науки. «Не следует преувеличивать возможности Интернет как источника научной информации. Если учесть репертуары запросов, то объем использования Интернет в научном сообществе для получения именно научной информации по сравнению с развлечениями и поиском более полезных сведений о товарах и услугах можно определить как совершенно незначительный. Проблема заключается здесь не в телекоммуникации, а в информационно - библиографической культуре научного сообщества» [2].

Кроме того, отсутствие реального планирования является препятствием к самообразованию. Ещё в 1978г. профессор П. Л. Капица, выступая на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей, предупреждал: «Но, чтобы воспитывать у всех людей умение проводить досуг, государство, очевидно, должно будет предоставить всему населению возможность получать высшее образование независимо от того, нужно это для профессии человека или нет». [3] Отсутствие образования у индивидуума ведёт к нежеланию «образовываться», ограничиваясь стремлением к развлечениям. Роль педагога в данном контексте, вероятно, должна быть направлена на приобщении молодёжи к активным формам образования.    Понятно, что в данный период процесс развития индивидуума при п

осредстве медиаобразования интенсивно изучается. Появляются мотивации его развития и использования. Для более качественного процесса обучения возникают новые методы использования медиаобразования.  Например,  А.В. Федоровым была предложена условная система   классификации его теоретических моделей:   практико-утилитарные модели;  эстетические модели (ориентированные на ознакомление с лучшими произведениями медиакультуры), развитие художественного вкуса;  воспитательно-этические модели (рассмотрение моральных, психологических, идеологических,  религиозных, философских проблем на материале медиа);  социокультурные,  культурологические модели (социокультурное, культурологическое развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.;   образовательно-информационные модели (изучение теории и истории  медиа и медиаобразования, языка медиакультуры и т.д.).

Отношение к мультимедийным технологиям у разных  слоёв человеческого общества неоднозначно и очень отлично даже у индивидуумов в одной социальной и возрастной  группе. Эти отношения варьируются от полного, почти слепого доверия воздействию средств массовой информации с явной имитационной составляющей воздействия и чёткой обучающей программой – « делай как я, пей то  же, что и я, живи,  как я…», до полного отрицания такого воздействия медиатехнологий. Трудно отрицать, что медиатехнологии позволяют человеку предаваться  своим слабостям  в несравнимо больших масштабах, чем любые известные до сих пор формы праздности, лени и пороков, Вызывает тревогу индустрия компьютерных  игр.  Являясь, бесспорно, одним из средств познавания и едва ли не единственной формой обучения ребёнка дошкольного возраста, такая  форма обучения в дошкольном учреждении, по мере взросления, постепенно уступает  другим имитационным и активным формам обучения.

Однако согласно исследованиям, опубликованным на сайте MCZone.ru: Игровые новости «Виртуальные игры вошли в нашу жизнь одновременно с появлением в ней компьютеров. У всех владельцев ПК есть пара-тройка любимых игр, в которые они играют в свободное время. Сегодня же многие предпочитают играть в Интернете, ведь здесь можно играть без всяких ограничений. Индустрия игр очень развита, и каждый имеет возможность выбрать игру в соответствие со своими предпочтениями. Основную массу увлеченных геймеров составляют подростки. Но это вовсе не означает, что люди постарше равнодушны к виртуальным играм. Просто предпочтения у представителей разных возрастных групп различаются. Существуют игры, в которые увлеченно играют как подростки, так и довольно зрелые мужчины. Это всевозможные гонки, стрелялки и тому подобное.

Зачастую отец семейства с азартом гоняет на автомобиле по Сети.»[1].  Для некоторых категорий населения это явление носит угрожающий характер, сравнимый по степени наносимого вреда с наркоманией и алкоголизмом. Однако без серьёзной поддержки всего общества с этой проблемой придётся смириться. Рост доходов в данном секторе рынка –  слишком большой соблазн для бизнеса: «В 2011 году мировой рынок онлайн-игр вырос на 23% и составил 20 млрд. USD, подсчитали в J’son & Partners Consulting. Наибольшую долю на рынке – 30,5% – занимает США. Рынки стран – США, Япония, Южная Корея, Великобритания – в совокупности составляют больше половины мирового рынка онлайн-игр. Доля России в общемировом рынке незначительна и составляет чуть больше 3%. ( Tasstelecom.ru - Онлайн-игры являются самым прибыльным сегментом. При этом уже сейчас можно отметить рост сегмента социальных игр в мире, так как объем данного канала увеличился на 39% в 2011 году. Рост доходов от социальных игр можно объяснить массовым характером такого рода игр и растущей популярностью социальных сетей интернет-бизнеса в России – J’son)[1].

И всё же кроме рекреационного и гедонистического воздействия досуг может и должен способствовать расширению кругозора, приобретению полезных навыков и развитию интереса и осмысленности, что способствует постоянному росту личности наряду со стремлением к улучшению жизненных условий индивидуума. В подростковом возрасте наступает период первичной социализации, происходит выбор и обучение профессии. На этом этапе заметно разграничиваются способности и интересы учащихся, развивается и определяется их жизненная позиция. Поэтому данный этап жизни подростка очень важен. На сегодняшний день разработаны программы по медиаобразованию для различных возрастных групп школ и вузов. Но вот среднее профессиональное звено осталось неохваченным программами по медиаобразованию, а это около 2.9 тысяч организаций подготовки специалистов среднего звена, около одного миллиона абитуриентов, ежегодно поступающих в учреждения НПО и СПО.  24 апреля 2013 года в Москве состоялся VII съезд директоров ссузов России, на котором с речью выступил министр образования РФ Д.В. Ливанов. Он сказал: «И самое важное: повысились требования к уровню, масштабам и качеству подготовки высококвалифицированных кадров.»[4]

Система среднего профессионального обучения столкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики. Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника хотя самым существенным образом и осложнили положение выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального образования. «Социологические опросы показывают, что наряду с нежеланием многих выпускников работать по полученной специальности (прежде всего, в связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакантных рабочих местах), знания, полученные в учебных заведениях, они рассматривают как необходимые для своего трудоустройства и работы»[5] Интеграция средних  профессиональных учебных заведений, с одной стороны, с высшей школой, а с другой –  с учреждениями начального профессионального образования делает эти учебные заведения востребованными в современных экономических условиях. Поэтому, на мой взгляд, актуален ввод в процесс обучения программы по медиаобразованию, пусть  даже на начальном этапе в виде факультативных занятий, что сейчас и делается в Таганрогском строительном колледже при поддержке доктора педагогических наук,  профессора А.В. Федорова.

По собственным наблюдениям, не противоречащим выводам серьёзных исследователей, я могу выделить и другие линии поведения  студентов при обработке медиаинформации. Они отличаются, в первую очередь, осмысленностью при поиске и фильтрации  информации, чётко осознаются причины, побуждающие их к поиску. При этом эти ребята всегда имеют больший потенциал для обучения и запас знаний в сравнении с «неопределившимися» в своих целях молодыми людьми, которые пользуются медиа средствами с «целью» посмотреть, что получится в результате их бездумного и бесцельного времяпровождения. Очевидно, что основным элементом мотивации медиаобразования может  служить необходимость и желание решения практической, желательно первоочередной важности задачи.

В 1991 году профессор Александр Шариков напечатал первую в России медиаобразовательную программу для средних учебных заведений. С  1995 по 1998 год под руководством профессора Юрия Усова, заведующего лабораторией экранных искусств Российской академии образования, написан ряд медиаобразовательных программ. В 1998 году Людмила Зазнобина, профессор Российской академии образования, разработала первый в России проект стандарта по медиаобразованию для средних школ.

Исходя из собственного опыта,  могу предположить,  что внимание молодёжи могут привлечь перспективы решения проблемных вопросов экологической, строительной, энергетической тематики. Но и при условии стабильного интереса к обучению, определённая  трудность видится в разработке содержания дополнительного образования.  Беспроигрышным в этом вопросе представляется экологическая направленность медиаобразования .

Наряду с доступом к самообразованию, к неисчерпаемым ресурсам проведения досуга медиасредства представляют личности широкие возможности коммуникации, для чего они, по сути, и придуманы, а также открывают огромные возможности для самовыражения и творчества. Тот контролируемый поток информации, который представляли полиграфия, грамзапись, киноискусство, радио, позднее, телевидение, кажется очень ограниченным в сравнении с океаном возможностей, принесённых с собой интернетом и мобильной связью. Попытки дискредитации этих достаточно новых технических средств, сравнивание  с помойкой и мусорной кучей мне представляются малоэффективным способом борьбы с их вредными факторами. В этих условиях совершенно понятна тревога передовых исследователей проблем медиаобразования.

Профессор А.В. Федоров, отмечая неотвратимость воздействия медиаинформации, считает одним из способов решения проблемы использование методик, помогающих развитию критического отношения к поступающей информации. «В современных условиях произведения медиакультуры во многом способствуют, хочет человек этого или нет, формированию его ценностных ориентаций, интеллектуальной и эмоциональной сферы, а в конечном итоге – и жизненной позиции настоящих и будущих поколений. Теория развития критического мышления имеет цель научить школьников и молодежь ориентироваться в информационном потоке, а также нейтрализовать возможность манипуляции сознанием аудитории со стороны медиаисточников. Нужно отметить, что положения данной теории имеют все больше сторонников…»[6]

Основной проблемой медиабезопасности представляется именно развлекательная составляющая медиазоны. Хотя следует отметить, что заинтересованность  учащихся самообразованием в свободное время, является активной и действенной борьбой с опасностью, которую представляет часть медиаинформации. Очевидно, что проблема медиабезопасности тесно связана с проблемой свободного времени и не только молодёжи. На это обращал внимание общественности П.Л. Капица,  ещё в 1972 году: «Есть высказывания, что неумение людей использовать свой достаток и досуг может стать для человечества не менее опасным, чем гибель от всеобщей атомной войны.» - «, задача, поставленная перед образованием, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира.»  «Поэтому сейчас задача ставится иная: как придать досугу рядового человека творческий характер с тем, чтобы он мог его любить и осмысленно использовать. Жизнь показывает, что такая деятельность в период досуга для большинства людей вполне осуществима. Она может лежать либо в области гуманитарных интересов, либо в области научно-технических, либо в области социальных проблем. Многие люди уже стали этой деятельности отдавать свой досуг. Но жизнь также показывает, что только тот человек может с интересом проводить свой досуг, который достаточно образован и, главное, приучен вносить в свою деятельность творческий элемент.»[3]

Кроме выполнения возложенных на меня Министерством образования профессиональных обязанностей, я вижу свою задачу и в том, чтобы научить учащихся ставить и решать проблемы, всестороннем гармоничном развитии личности.  В современном мире эти понятия означают для людей разных социальных групп и просто отдельных личностей часто совершенно не тождественные понятия. В любом случае основное –  это личность обучающегося, смысл использования медиатехнологий, а не они сами.

Список литературы.

  1. MCZone.ru: Игровые новости /Режим доступа к статье URL : http://www.mczone.ru/reviews/igry-v-internete-nabirayut-populyarnost-418 (дата обращения:14.12.2014) (3)
  2. Батыгин Г.С. Социологический журнал. 2001. № 1 С.1. (1)
  3. Капица П. Л. «Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи». Доклад на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы. Опубликован в журнале «Вопросы философии», № 7, 16 (1972). (2)
  4. Профессиональное образование. Столица №6 2013. Режим доступа к статье URL : http://m-profobr.com/files/7---------------6.2013--..pdf (дата обращения:14.12.2014)
  5. Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 21 (177) . - стр. 72.
  6. Федоров Александр Викторович, Челышева Ирина Викториновна «Медиаобразование в России: краткая история развития». Монография. Таганрог. Пер. Тургеневский, 43

 

«Статья публикуется впервые»

Дополнительная информация