Развитие творческой активности и профессиональная актуализация будущих  журналистов в вузе


   Степанова Л.АСтепанова Л.А,
соискатель ученой степени кандидата
культурологи, научный руководитель
доктор псих., наук, профессор Ященко Е.Ф.

Аннотация

В статье рассмотрен процесс реализации социального заказа на творческую личность, принимающую участие во всех значимых социокультурных изменениях в обществе.

Ключевые слова

Творчество, профессиональная деятельность, поиск ценностно-смысловой направленности личности.

 Development of creative activity and professional formation of future journalists in the University

Stepanova L.

Abstract

The article considers the social order implementation on creative person that involved in all significant social-cultural changes in society.


Keywords
Creativity, professional activities, search for semantic and value orientation of the individual.

Cкачать статью в .pdf

Феномен творчества во многом обусловлен той ситуацией современности, когда невозможно преодолеть проблемы профессионального становления без активизации творческого начала личности. Изменения всех социальных систем общества  требует от личности   прочного запаса профессиональных знаний и  самостоятельного выстраивания стратегии собственной жизни. Опыт творческого решения возникающих проблем помогает осознать, что реализация личностных целей будет зависеть от умения соотносить потенциальные и реальные творческие возможности. В образовательной среде актуальность проблемы состоит в  формировании гармонично развитой творческой личности, в преодолении её кризисных процессов и в решении конкретных творческих задач. В процессе осуществления творческой деятельности человек получает новый для себя опыт и новое знание.

С учетом потребностей общества в специалистах-универсалах, готовых к творческой практической работе, возрастают требования к творческой основе образования, к творческому потенциалу человека.  Социальный заказ на творческую личность, принимающую участие во всех значимых социокультурных изменениях в обществе, предопределяет необходимость разработки принципиально новых теоретических,  методических и практических  подходов в реализации воспитательно-образовательного процесса, способствующих развитию и совершенствованию творческих способностей личности. Понятие «творчество» в контексте профессиональной деятельности,  включает в себя креативность и  отражает процесс взаимодействия новизны и прошлого опыта. «На практике творчеством («творческой») называют не только деятельность, застывшую в продукте, ставшем «творческим»,  но и деятельность, сходную с той, что уже  стала  «творческой» [3, с. 17]. Одной из важных в образовательном процессе является поиск ценностно-смысловой направленности личности, который выступает важным качеством профессиональной готовности к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. От будущих специалистов требуется мобильность в пополнении профессиональных знаний для достижения уровня самоактуализации в лично-деятельностном контексте.

А.В. Карпов рассматривает самоактуализацию как систему «трех уровней (функционально-генетического, личностно-деятельностного, ценностно-смыслового), а также эта система показала себя системой со «встроенным» метасистемным уровнем…» [2, с. 350]. Самоактуализация личности включает как самореализацию, так и  профессиональный и творческий рост. Структура самоактуализации состоит из  следующих компонентов: целевого, мотивационного, рефлексивного, эмоционально-волевого, когнитивного, деятельностного. Проявлением названных компонентов у студентов университета является удовлетворение потребностей личности в самоактуализации и самореализации; совершенствования знаний и умений проектирования, обобщения и презентации собственных материалов самообразования,  формирование ценностных ориентиров и развитие внутренней мотивации на постоянное самообразование.  В исследованиях Е.Ф. Ященко самоактуализация рассматривается как «комплекс системных качеств, способствующих раскрытию внутреннего потенциала человека в процессе его социальной индивидуализации» [4].

Психолого-педагогический аспект в изучении феномена творчества связан с исследованием психической структуры личности в процессе ее развития в результате  социализации и воспитания. Феномен творчества в контексте деятельностного подхода позволяет определить творчество как специфическую для человека форму активности, которой принадлежит  важная роль в социально-историческом процессе, выявить особенности творческой деятельности, состоящей в создании нового, в привнесении качественных изменений в действительность. Сущность личности следует рассматривать с позиции социальных отношений, присущих той общности, которой она принадлежит. Поэтому творчество можно рассматривать и  как деятельность профессиональную. При таком подходе результат творческой деятельности представляет собой продукт, созданный с конкретной целью – удовлетворения определенной потребности. Другая особенность творчества как профессиональной деятельности состоит в построении социальной коммуникации на основе совместного осуществления процесса творчества.

Современная ситуация характеризуется организацией творческих сообществ, носящих профессиональный характер и позиционирующих себя как самостоятельный субъект творчества. В процессе профессиональной социализации наиболее полно раскрываются и развиваются творческие способности каждой индивидуальной личности. Помимо познавательных возможностей, актуализируются такие аспекты личности, как воображение, интуиция, развивается гибкость мышления, креативность. В исследованиях В.Н. Дружинина указаны факторы влияния образовательной среде на креативность личности. Задача педагога помочь студенту «выйти за пределы собственного Я»[1, с. 231]. Поскольку творчество есть сущностная характеристика личности, любая личность потенциально оказывается творческой. Становление творческой личности зависит от степени и возможности проявления и реализации внутренних возможностей, то есть во многом зависит от самой личности и от социальной среды. Человек включён в общественную систему, в том числе и благодаря его сознательной целесообразной деятельности, которая по своей сути носит общественный характер. Деятельность представляет собой универсальный способ бытия человека  в мире, в обществе и  осуществляется через освоение  исторического опыта,  формирует основу дальнейшей творческой деятельности.

Творческая активность личности, в том числе и в профессиональной деятельности, имеет четко выраженную социальную обусловленность и является показателем уровня развития общества. В проявлении творческой активности особую роль играет мотивация, которая  выступает связующим звеном в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, потребность в определенном виде деятельности, в организации социального взаимодействия в образовательной,  а затем и в  профессиональной среде, совершенствование личности как специалиста с целью реализации потребностей в творческой деятельности. 

Мотивация влияет на выбор деятельности и может выступать как активный стимул развития и перестройки личности в целом. Мотивацию следует считать тем сложным психологическим механизмом в сфере профессиональной деятельности, с помощью которого выражается отношение личности к труду, к людям, к сфере познания. Механизм формирования мотивов связан с осознанием потребностей, приданием им личностного смысла.

В поисках определения основной характеристики личности в психолого-педагогической литературе выделяют творческий потенциал личности, включающий следующие качества: профессиональные знания и умения, интеллектуальные способности  и желание создавать новое. Эти потенциалы образуют систему, где основным элементом является гуманистическая направленность личности педагога.  Настоящие теоретические принципы актуальны при решении научной и профессиональной проблемы реализации творческой стратегии педагогической деятельности. В сочетании с методами активизации мыслительной деятельности (поисковым, эвристическим, проблемным) они обеспечивают целенаправленный образовательный процесс.

Реализовать социальные ожидания современного общества может человек творчески-продуктивного типа. Теория творчества выступает здесь как базовая теория междисциплинарного свойства, объединяющая разработки вокруг проблемы человека как человека культуры, актуальным бытием которого становится творчество – продуктивная программа и способ жизни. Личность строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи. Следовательно, творческая деятельность личности складывается из следующих этапов: возникновение замысла, проработка замысла, преобразование замысла в идею – гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Но без специальной подготовки и знаний успешное творчество невозможно. В сфере личности творчество проявляется как самореализация личности на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей и построения программы самосовершенствования. Подлинный профессионализм подразумевает наличие творческих способностей, творческой активности, а его творческая деятельность – достижение творческих результатов.

Список литературы

  • Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000. – 368 с. Э
  • Карпов, А.В. Психология способностей: учебное пособие/ А.В. Карпов, Е.Ф. Ященко. –   Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 383 с.
  • Нестерова,  О.Ю. Социально-философские  аспекты концептуализации творчества: Автореф. Дис… кан. философ. наук / О.Ю. Нестерова. –   Кемерово, 2007.
  • Ященко,  Е.Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов/ Е.Ф. Ященко // Вопросы психологии. – 2007. - № 1. – С.80-90.

Дополнительная информация