Детская газета как средство развития литературно-языковых навыков школьников

 

И.А.ФадееваИ.А.Фадеева,
к.ф.н., преподаватель Дальневосточного

 федерального университета,
педагог дополнительного образования
Центра детского творчества

 г. Владивостока.

 

Аннотация. В статье рассказывается о выпуске газеты литературно-художественной направленности как о результате деятельности кружка литературного краеведения.

Ключевые слова. Детская газета, родной край, кружок литературного краеведения


FadeevаIrina , Ph.D. ,
professor of Far Eastern Federal University ,
teacher of additional education
 Children's Creativity Center
in Vladivostok.

The newspaper as a means of development of the children's literary language skills

Аnnotation
The article discusses the teaching of regional literature students grades 8-9 as an additional extra-curricular subject within the sectarian activities. Suggests possible approaches intensify the knowledge gained. The newspaper serves as the final product,  the final cognitive module.

Keywords
 Literary regional studies, literary and artistic, publication, children's newspaper, activation skills
.

Cкачать статью в .pdf

Патриотизм начинается с малого – с чувства гордости за то место, где родился и живешь.  Изучение культуры своего региона позволяет ребенку почувствовать значимость своей малой родины, пробуждает желание беречь  ее. Программы краеведческой тематики во многом способствуют этому. Участие в конкурсах, направленных на активизацию интереса к  родному краю, должно  занимать важное место  в развитии школьника. Реальный результат своей поисковой деятельности дети видят, когда готовят различные творческие проекты.

В Центре детского творчества  (ЦДТ) г. Владивостока третий год работает кружок литературного краеведения, в рамках которого школьники занимаются сбором материалов о приморских писателях и изучением их творчества.  Основное направление – работа в архивах писателей, которые хранятся в городских библиотеках, краевом архиве, краеведческом музее и Союзе писателей. Такая деятельность имеет своим результатом подготовку проектов по литературе и истории края, создание литературного музея на базе ЦДТ. Кроме того, обязательными являются встречи с писателями и написание рецензии на одно из произведений. Участие же в городских литературных проектах  расширяет кругозор, круг общения.

«Отчетным» моментом работы является выпуск газеты литературно-художественной направленности, где дети обобщают все то, чем они занимались в течение  месяца. В прошлом году ребята  участвовали в конкурсе проектов дополнительного образования в Приморском институте повышения квалификации работников образования. Проект занял второе место. Ниже приведен разворот одной из конкурсных газет. Материалы этой страницы посвящены творчеству приморского писателя Ивана Ульяновича Басаргина.

Достоинства такого вида деятельности бесспорны. Во-первых, дети видят результат своего труда, что является мощной мотивацией для продолжения работы. Во-вторых, активируются навыки письменной речи, что немаловажно  в рамках сегодняшней школьной практики сокращения часов на письменные виды речи. В-третьих, развиваются поисковые навыки: умение работать с источниками, библиотечными и архивными каталогами, интернет-сайтами.  В-четвертых, происходит  развитие собственно  навыков литературного редактирования и газетного дизайна – ребята обучаются работать в компьютерных программах газетной верстки.

При разработке концепции газеты были учтены все направления деятельности кружка, что нашло отражение на страницах газеты. На сегодняшний день это  - четыре полосы с обязательной рубрикацией:  «Встреча с интересным человеком» - интервью для первой полосы; «Владивосток литературный» - памятные места, связанные с литературой, городские литературные мероприятия; «Большая литература» - статьи на основе собственных научных поисков в архивах, анализ произведений приморских авторов; последняя полоса отдана собственному творчеству – стихи, проза, иллюстрации к прочитанному.

Каждая из заявленных рубрик сопровождается эпиграфом-афоризмом, идею которого авторы материала пытаются реализовать. Концепцией последней газеты этого учебного года стало высказывание Френсиса Бекона: «Книги- корабли мысли» - попытка связать морскую тематику, без которой Владивосток немыслим, и литературу. Во многом эпиграф был обусловлен и материалом газеты – выпуск был посвящен памяти недавно ушедшего приморского писателя Владимира Щербака, многие произведения которого посвящены морю. На материале этой газеты проиллюстрируем нашу деятельность.

Этот год был юбилейным для Центра детского творчества. Кружок литературного краеведения готовил выставку своих «музейных» экспонатов. Выяснилось, что ровно 30 лет назад Владимир Щербак руководил, тогда еще во Дворце пионеров, кружком литературного творчества. Было решено посвятить его творчеству расширенную экспозицию.

Вдова писателя, филолог, профессор Дальневосточного федерального университета Елена Алексеевна Стародумова встретилась с кружковцами, рассказала о писателе, передала в дар  детскому музею книги и фотографии В. Щербака. Ребята разработали и несколько раз провели тематическое занятие о писателе, литературную викторину на морскую тему по произведениям маринистов.

Каждое мероприятие, проходящее в кружке,  документируется в виде фотоотчета с краткой сопровождающей информацией к фотографиям. Эти виды деятельности развивают как навыки создания фоторабот – компоновка кадра, ракурс, свет, так и умение подобрать яркий, говорящий заголовка к теме.

Последний выпуск газеты отличался от предыдущих тем, что вместо привычного интервью, которое обычно пишется на диктофон, расшифровывается, оформляется в газетный материал необходимого формата (отрабатывается навык, готовящий к выполнению задания ГИА по русскому языку – написать изложение  с определенным количеством знаков), школьники подготовили биографический материал о В. Щербаке. Ответы же на типизированные вопросы рубрики нашли в произведениях писателя – чтение литературы, поисковое чтение, обсуждение и выбор наиболее интересного из возможных ответов.

Газета пронумерована единицей, поскольку новая редколлегия – вновь пришедшие восьмиклассники  (деятельность кружка рассчитана на 2 года) – решила дать газете собственное название.

Пожалуй,  самым замечательным моментом  в этом виде  деятельности является чтение готовой газеты – сколько радости ребенку приносит: «Мой материал!» -  на реальной, пусть пока детской газетной полосе. А подспудно закрепляется тот образовательный материал по русскому языку и литературе, который необходим как для успешного образовательного процесса, так и для развития гармоничной творческой личности.

Дополнительная информация