Мотивационный потенциал молодого поколения: дискурс-пространство подростков в Интернете

П.С. Макеев
аспирант кафедры социологии социальной сферы
Российского государственного социального университета, г. Москва, Россия

 

Аннотация: в данной статье приведены краткие результаты исследования пространства дискурса современного молодого поколения в интернете. Представленный материал раскрывает особенности формирования новых ценностных ориентаций у подрастающего поколения, описывает новые механизмы взаимодействия между поколениями, и отношение детей и подростков  к изменяющейся реальности. Представлен краткий описательный материал по языковым особенностям подрастающего поколения.

Ключевые слова: поколение, взаимодействие, дискурс, ориентации, интернет, диалог, подростки.

 

MOTIVATIONAL potential of young generation: TEENAGERS’ Discourse-SPACE ON THE INTERNET

P.S. Makeev

PhD student, Department of Sociology insocial services field
Russian State Social University, Moscow, Russia

Abstract: this article provides a summary of the study of Internet discourse space of today's younger generation. The presented material reveals the peculiarities ofthe formation of new value orientations inthe younger generation, describes the new mechanisms of interaction between the generations, and attitudes of children and adolescents to the changing reality.The article provides a brief descriptive material of linguistic features of the younger generation.

Keywords: generation, interaction, discourse, orientations, Internet, dialogue, adolescents.

Cкачать статью в .pdf

Социальные и культурные изменения последнего десятилетия сильно отразились на образе жизни подрастающего, молодого поколения. Изменились механизмы получения и передачи информации, возникли новые формы социального взаимодействия между поколениями. Данные трансформации открыли новые возможности для формирования новых жизненных ориентаций и мотиваций представителей молодого поколения. В данной работе приведены краткие аналитические выводы по проведенному исследованию дискурс-пространства молодого поколения в интернете, целью которого было выявить важнейшие языковые особенности молодого поколения в интернете, влияющие на формирование жизненных ориентаций и появление новых форм мотивации.

Сам термин «дискурс» обладает широкой синонимией. В нашем исследовании мы использовали подход, который характеризует дискурс как способ говорения, основанный на определенной идеологии. В качестве единиц анализа были определены тексты, графические знаки интернет-форумов и групп в социальных сетях сервисов Vkontakte, Facebook, а также короткие сообщения - ответы на открытые вопросы анкеты массового опроса.

Подробный качественно-количественный анализ ответов на открытые вопросы в анкете массово­го опроса позволил описать дискурсивное пространство языка современных детей, которые в своей социальной реальности используют интернет. В качестве основных категорий анализа, были выделены сферы жизнедеятельности подростков, в отношении которых они определяли собственное язы­ковое поле[1, 59]. Было выделено два своеобразных круга отношений: «Я и мои сверстники», «Я и окружающий мир, среда». При помощи данного разделения стало возможным выявить индикаторы дискурсивного пространства коммуникации.

В результате было отобрано 50 наиболее характерных ответов на открытые вопросы, которые представляют ценность с точки зрения языковых и дискурсивных особенностей. Количественный анализ частоты употребления представленных выше категорий дискурса подростков показал, что наиболее важной информацией внутри дискурса подростков, по их мнению, является информация о глобальных проблемах современности. Среди ответов ярко прослеживается тенденция компетентного отношения к мировым проблемам. Контекст отношения подростков к ситуации в мире четко определен их собственной принадлежностью к миру, чувствами солидарности с происходящим на глобальном уровне. Некоторые ответы вбирают в себя целый комплекс интересующей информации. Причем проблемы собственного «я», особенности повседневного дискурса подросток ставит отнюдь не на первую позицию.

Это подтверждает тот факт, что в результате массового овладения интернет-пространством для российских подростков характерна такая черта, как глобальность. Их среда жизни расширилась до планетарных масштабов[2, 78].

Немаловажное место в жизни подростков занимают межличностные отношения, это 24 % от всех анализируемых текстов. Еще 20 % ответов касаются отдельных проблем, связанных с семьей. Очевидно, что второй круг дискурса занимают личные переживания детей, которые, так или иначе, оказывают мощное влияние на языковое пространство под­ростка. Можно предположить, что данными про­блемами они делятся со сверстниками в сети, но не могут изложить в процессе очного контакта. Это относиться к категории трудных, а порой и табуи­рованных тем для обсуждения: «О состоянии моих близких и родных», «О моих близких, друзьях, как они себя чувствуют, все ли у них в порядке». Интернет в данном контексте предлагает все возможности по обсуждению данных тревог и затруднений.

Степень понимания области используемого дискурса внутри изучаемой аудитории во многом зависит от «неофициальных» каналов передачи информации. В частности, чтобы понять глубину и силу влияния интернета на язык подростков, в анкете задавался вопрос о распространении слухов. Было также отобрано 50 высказываний респондентов, из которых сформирован категориальный ряд понимания дискурса слухов. Это – отношения, события, оценки. Вторым кругом идет окружение – друзья, школа, увлечения, интимные отношения, привычки. Далее тайны, сплетни и особая категория «интернет-мемов», показывающая силу влияния современной интернет культуры на язык подростков. Анализ ответов показал следующее. Слухи в понимании подростков, прежде всего, формируются на почве отношений как таковых. Процент по сравнению с другими позициями высок и равен 36 %.

Причем отношения совершенно разно представлены в ответах респондентов. «Кто с кем встречается, кто против кого», «Когда говорят, что моя лучшая подруга не хочет со мной говорить», «О взаимоотношениях между людьми». Иногда отношения проявляются с оценочным оттенком и с ис­пользованием грубых норм русского языка: «о том какой Лаврухин дебил», «Антоша не пожал сотку». Оценка поступков, поведения, действия, по мнению 10 %, имеет место быть в социальном поле дискурса «В школе говорят, что я плохо одеваюсь, хотя я одева­юсь в бутиках».

Так же 10 % затруднились или в прин­ципе не используют / не доверяют слухам. Равная группа ответов выделена в категориях «события», «друзья», «увлечения», «привычки» – по 8 % от общего числа текстов. Ответы респондентов в этих категори­ях констатируют фактическое состояние дел согласно слухам. «Что я один раз чуть не умерла», «Только о моих плохих поступках», «О том, кто женился, кто умер». Что касается привычек, то здесь слухи распространяются менее активно, и в основном это связано с желанием навредить ближнему / сверстнику, или перевести новость в разряд важных собы­тий. Интимные отношения, согласно полученным данным, менее всего интересуют подростков (4 %), даже при условии того, что информация распространяется в виде слухов.

Интернет-мемы проявляются по-разному, но в основном можно констатировать сильное влияние массовой интернет-культуры на данных респондентов. С одной стороны, они приоб­ретают фактологический характер, с другой носят саркастический оттенок в высказывании: «Что в лесу бывает снежный человек», «Что я Бибер».

Подводя итог, можно сказать, что современная интернет-культура влияет на речь подростков стихийным образом. В своих сужде­ниях в виде коротких ответов на вопросы исследуе­мая группа (подростки от 11 до 17 лет) показывает, в первую очередь, общее поле дискурса волнующих их мировоззренческих проблем и обстоятельств. Дети говорят о своих потребно­стях в новых формах взаимодействия, где, конечно, интернет занимает одну из ведущих ролей, о ролях и статусах, которые являются желаемыми для них. И, наконец, респонденты способны оценить масштабы происходящего в сети и в мире в целом, чтобы, по меньшей мере, не оставаться индифферентно на­строенными к данным вызовам современности.

Данные результаты говорят, о том, что с помощью новых видов взаимодействия изменяется оттенок жизненных стратегий молодого поколения. Мотивационное поле формируется таким образом, что подросток стремиться сориентироваться  во всем информационном потоке. В своих суждениях это поколение мыслит более глобально, интересы семьи и «ближнего круга» играют важную, но уже не ключевую роль в их жизни. Перспективы собственного роста и развития они видят в формировании своей собственной, четкой информационной картины мира, которая определяет векторы движения и взаимодействиями внутри поколения, и в обществе в целом.


Список литературы:

      • Childhood in a Global Perspective. Karen Wells. Polity Press, 2009.
      • Цымбаленко С.Б. Подрастающее поколение в информационно-писхологическом пространстве общества (психолого-педагогические и акмеологические проблемы и перспективы). Международная академия акмеологических наук М. – 2011. – 200с.

 

Дополнительная информация