Дмитрий Семенов: история становления медиапедагога нашего времени

Н.А. КоротаеваН.А. Коротаева
Россия, Москва
студентка факультета журналистики МГГУ им. М. А. Шолохова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В статье на конкретном примере представлена история становления медиапедагога в условиях современного информационного общества, показан опыт преподавания в молодежной пресс-студии.
Ключевые слова: медиапедагог, медиаобразование, журналистика, пресс-студия, школа журналистики

Dmitry Semenov: the history of the formation of modern media educator

Summary
The author by specific example presents the history of the formation of a media educator in the modern information society and shows the teaching experience in the editorial office for youth.

Key words: media educator, media education, journalism, the editorial office, school of journalism

N.A.Korotaeva
Russia, Moscow
student of journalism faculty of Moscow State Humanitarian University named after MA Sholokhov
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Cкачать статью в .pdf

В последнее время в средствах массовой информации все чаще стали мелькать термины «медиаобразование» и «медиапедагог», раскрывающие реалии современного образования в рамках информационного общества. Термины мелькают, а люди, непосредственно работающие в этой области, остаются за кадром телепередач и вне страниц печатных изданий. Одной из таких личностей является Дмитрий Семенов – социальный педагог по специальности, журналист в профессиональном плане и действующий медиапедагог молодежной пресс-студии «Авось-ка» города Глазова.

- Кому-то это покажется забавным, но специальность социального педагога выбрал не я, а моя мама, - возвращается к истокам его становления как медиапедагога Дмитрий. - Молодые люди «созревают» поздно, так что к концу одиннадцатого класса я так и не определился, куда поступать и чему посвятить свою жизнь. Так я и оказался на факультете социальной педагогики в местном педагогическом институте .
О годах учебы в институте Дмитрий вспоминает с доброй улыбкой. Углубляясь в тонкости профессии, он начал осознавать, что социальная педагогика неразрывно связана с психологией, с  погружением в сущность человеческой личности. Тогда он начал лучше присматриваться к людям, проявлять интерес к их деятельности, к окружающей его действительности. А летом Дмитрия направили на практику вожатым в оздоровительный детский лагерь, где он впервые обнаружил свои скрытые таланты.

- Дети – это вечная радость, и они многому учат. Именно в окружении детей я начал писать – раз в смену выходил выпуск печатной газеты, который мы заполняли вместе с ребятами. Здесь я и публиковал первые, еще не совсем журналистские, тексты. И здесь я осознал, что педагогика и журналистика идут рука об руку. По крайней мере, для меня.

Поэтому, решив самолично вершить свою судьбу, Дмитрий записался в действующую в рамках института «Школу журналистики» при поддержке редакции районной газеты «Красное знамя», где периодически и начали выходить его первые публикации.

- Я никогда не отказывался даже от самой скучной или мелкой журналистской работы, будь это написание небольших новостных заметок или посещение унылых мероприятий. За что и был вознагражден – ни одна из моих публикаций не оставалась в рамках студенческой газеты, а сразу выходили в главной газете Глазова и района . Было приятно видеть свою фамилию на страницах такой качественной газеты, как наша. И мне захотелось писать еще больше.

В школе журналистики Дмитрий занимался весь последний год своего институтского обучения и остался здесь до самого выпуска – учился различать журналистские жанры, профессионально общаться с разными людьми, писать журналистские тексты. Тогда же впервые услышал такие понятия как медиаграмотность и медиаобразование.

- К началу года нас в «школе» было двенадцать человек. Под конец осталось двое – я и еще одна девушка. Но это, пожалуй, даже лучше повлияло на нас. Объем журналистской работы увеличился, и занятия стали более продуктивными. Мы чувствовали себя оставшимися в живых героями среди этих информационных джунглей, - улыбается Дмитрий. - А потом меня ждал выпускной…

И с этого момента жизнь Дмитрия начала кардинально меняться. Его преподаватель из школы журналистики, а по совместительству заместитель главного редактора районной газеты, сообщил, что в молодежной пресс-студии «Авось-ка» при редакции освободилось место педагога.

- Тогда я еще не знал, что такое пресс-студия и чем там занимаются. Но после выпуска у меня появилось свободное время, и надо было определяться с полем профессиональной деятельности. Поэтому я, хоть и с большими сомнениями, но дал свое согласие.
Первый месяц  в пресс-студии был для Дмитрия ознакомительным, где он вникал в суть обучения молодежи медиаграмотности, следил, как ведет себя по отношению к молодым людям медиапедагог, которым ему предстояло стать.

- На тот момент я чувствовал себя мальчиком со студенческой скамьи, который, наравне с ребятами, просто обсуждает насущные темы и заполняет выходящую раз в месяц молодежную газету. Однако амбициями и желаниями все получалось. И уже через месяц я начал свою работу с детьми в качестве медиапедагога.

Дмитрий сразу «влился» в коллектив и заслужил уважения у своих подопечных. Он простыми словами обучал детей закономерностям массовой коммуникации, раскрывал основные тенденции развития различных СМИ, углублял в сознании подростков медиаграмотность.

Иными словами, учил понимать окружающий мир медиа и давал советы, как правильно действовать в его рамках. Проведение совместных акций и подготовка медийных проектов, посещение мероприятий и журналистских слетов, а, главное, совместное производство молодежной газеты навсегда заняли уголок его сердца. А еще через пару месяцев Дмитрия пригласили в газету «Красное знамя» в качестве журналиста на полставки.  Так, по его словам, он и нашел дело всей своей жизни.

- Несмотря на полставки, я писал не меньше остальных.  Да и поначалу сложно было совмещать журналистику и педагогику. Я был новичком в профессии – на меня вешали все дыры в газете, досконально проверяли все мои тексты, постоянно контролировали, указывали на малейшие недочеты и ошибки. Я чувствовал себя как загнанная лошадь. А под конец рабочего дня мне еще надо было учить в пресс-студии детей. Однако, оглядываясь назад, я понимаю, что начинать что-либо всегда сложно. Зато сейчас я действительно наслаждаюсь своей работой, поэтому и журналистские тексты хорошо выходят, и с детьми легче найти общий язык, -  радуется Дмитрий.

По словам Дмитрия, ему нравится работать с молодыми, талантливыми и креативными ребятами в «Авось-ке»: учить их основам журналистского дела, обсуждать самые актуальные темы, заниматься версткой и объяснять принципы расстановки текстов.

- Ты словно проживаешь с ними эту жизнь, и взрослеешь вместе с ними, - улыбается медиапедагог. -  Особенно врезаются в память первые ученики. Сейчас им уже по двадцать лет, а то и больше, а мы до сих пор поддерживаем контакт, устраиваем дружеские встречи, интересуемся, что происходит друг у друга в жизни. Я стал не только их учителем, но и их другом. И это еще одна положительная черта моей профессиональной деятельности.

За пять лет Дмитрий выпустил из пресс-студии около тридцати учеников. Круг интересов у детей был самый обширный, и каждый пошел своей дорогой. Некоторые поступили на факультет журналистики и готовятся посвятить профессии свою дальнейшую жизнь.

- Через нашу пресс-студию прошло немало детей за эти пять лет. И, сравнивая «поколения», чувствуется, как меняются интересы детей и молодежи, как меняется их отношение к разным вещам. Молодежь перешла на иной медийный уровень, но, в какой-то мере, стала менее ответственной. Полагаться на таких детей все сложнее и сложнее, но я не сдаюсь и пытаюсь приучить их к порядку. Ведь каким бы не был журналистский талант, в рамках газеты одним из важнейших качеств является ответственность.

Дмитрий и сейчас учит детей ответственности. И он уже без особых сложностей совмещает работу медиапедагога и журналиста. А все потому, что журналист – это, в первую очередь, и опытный педагог, который помогает сориентироваться в огромном потоке информации и, незаметно для всех, всегда наставляет окружающих.

- За прошедшие годы я определил для себя, что одно без другого быть не может. Во мне всегда было что-то педагогическое, и я всегда любил познавать окружающий мир, как и любой журналист. Мне кажется, я на правильном месте и занимаюсь правильным для себя делом. Думаю, я все-таки нашел себя в этом переполненном информацией мире. И теперь моя задача как медиапедагога – направлять моих талантливых детей.

 

Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко

МУП Редакция газеты «Красное знамя» МО «Город Глазов»

Дополнительная информация