УДК 37.032

Опыт организации медиаобразовательных занятий: теория и практика

Челышева И.В.Челышева И.В., к.п.н.,
доцент Таганрогский институт имени А.П.Чехова
(филиал) РГЭУ «РИНХ»




Мурюкина Е.В.Мурюкина Е.В., к.п.н.,
доцент доцент Таганрогский институт имени А.П.Чехова
(филиал) РГЭУ «РИНХ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы  организации медиаобразовательного процесса, методика использования творческих заданий на материале произведений медиакультуры различных видов и жанров. Авторами представлены приемы и технологии современного медиаобразования в школе и вузе.
Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, критическое мышление, анализ медиатекста. 

Experience in organizing media education lessons: theory and practice

Chelisheva IV, Ph.D.,
assistant professor of Taganrog Chekhov Institute
(branch) RGEU "RINH"
Muryukina EV, Ph.D.,
assistant professor of Taganrog Chekhov Institute
(branch) RGEU "RINH"

Abstract. The article deals with the organization of media education, the technique of using creative tasks on the material of media culture of different types and genres. The authors presented methods and technologies of modern media education in schools and universities.
Keywords: media, media culture, media education, critical thinking, analysis of media texts.

Cкачать статью в .pdf

В связи с актуализацией проблем взаимодействия современного человека с миром медиакультуры,  определением путей и перспектив медиаобразования,  активно осуществляется  осмысление и освоение мирового опыта   медиапедагогики. Неслучайно последние годы общество все активнее обращается к опыту медиаобразовательной деятельности, проблемам развития медиакомпетентности школьников и   студентов. 
Разработан и внедрен в учебно-воспитательный процесс средних и высших учебных заведений  целый ряд учебных программ  и  курсов повышения квалификации (Е.А. Бондаренко, О.А. Баранов, С.Н. Пензин, И.В. Жилавская, А.В. Федоров, Е.В. Мурюкина, И.В.Челышева и др.),  накоплен обширный объем научно-методических материалов по тематике медиаобразования, имеющих большое значение для практической реализации медиапедагогических идей.

  1. Педагогические приемы медиаобразования определяются общедидактическими методами, и каждая конкретная методика или педагогическая технология может включать множество сочетаний педагогических приемов, выбор которых обусловлен особенностями содержания обучения, способами и планируемыми уровнями усвоения учебного материала, имеющимися средствами их реализации, степенью эффективности применения того или иного приема и т.д.

Основные методические приемы медиаобразования с использованием индивидуальных, групповых и коллективных форм работы нацелены  на активизацию  творческой деятельности на материале медиа, направлены на  развитие полноценного восприятия медиапроизведений. Неслучайно процесс развития медиакомпетентности многогранен: он включает изучение теоретического материала, а также практические занятия, реализация которых предполагает активное использование творческих и игровых заданий на основе изучения произведений медиакультуры. Методические приемы медиаобразовательного процесса базируются на циклах (блоках, модулях) творческих и игровых заданий, которые используются в учебной и внеучебной деятельности. Использование тех или иных приемов в медиаобразовательном процессе обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями аудитории, ее потребностями и интересами в медиамире, мотивами общения с медиа, уровнем восприятия информации и т.д. Также выбор определенных методических приемов тесно связан с целями и конкретными задачами, которые ставит перед собой педагог при осуществлении медиаобразовательного процесса (развитие познавательного интереса, коммуникативных умений, творческих способностей и т.д.). Важным определяющим моментом выбора определенных педагогических приемов в медиаобразовании является и то, какой медиаматериал используется педагогом на медиаобразовательных занятиях (печатные, аудиовизуальные медиа, компьютерные технологии и т.д.). Учитывая интеграцию различного медиаматериала, чаще всего в процессе медиаобразовательных занятий используется комплекс приемов, учитывающих специфику различных медиа.

Элементы медиаобразования все активнее интегрируются  в учебно-воспитательный процесс. Наряду с традиционными  (просмотр учебных фильмов), в последние годы появляются все новые формы включения элементов медиаобразования в учебные курсы.   Например, такая форма  интегрированного медиаобразования как устный журнал,  представляет собой специально подготовленную информацию в  различных областях знаний. Выпуски такого журнала могут быть посвящены разным темам: «Информационное общество», «Компьютерная анимация», «Экология» и т.д.

Еще одной интересной формой работы на занятиях с привлечением медийных источников может стать обзор научных статей в периодической печати. Регулярно, по мере выхода в печать того или иного издания аудитория   может знакомиться с наиболее интересными публикациями, готовить устные или письменные рецензии  (в виде рефератов или творческих работ).

Медиалекторий – эффективная форма активизации познавательных интересов, и, одновременно, приобщения к медиаобразовательной деятельности. Для подготовки лектория участники с помощью педагога определяют тему выступления, подбирают соответствующие видео-, кино- или компьютерные   материалы. Выступление с презентацией  групповых проектов, как правило, вызывает интерес у аудитории, особенно, если проводится на конкурсной основе.

Последние годы в практике вузовского медиаобразования стали все активнее проводиться Интернет-форумы. Данная форма работы представляет собой обмен мнениями с помощью электронных писем определенной тематики. Интернет-форумы отличаются мобильностью, возможностью осуществления обратной связи, использованием дополнительных информационных ресурсов (фотографий, видеороликов и т.д.).

Адекватный отбор информации, ее полноценное восприятие, интерпретация и творческое применение выступают основой формирования собственных позиций по отношению к медиатексту, его критической и самостоятельной оценке, составляют основу для практического использования во всех сферах деятельности человека. Неслучайно в медиаобразовательной практике находит широкое применение технологий развития критического мышления.  Приведем краткое описание некоторых приемов данной технологии.
Ключевым понятием в развитии критического мышления на материале медиакультуры становится анализ медиатекстов различных видов и жанров. Трудно переоценить эффективность данного вида вид работы  в деятельности школьного или студенческого  медиаклуба. 

Анализ исследований по проблемам современного медиаклуба, позволяет заключить, что структура медиаклубного движения  значительно изменилась: кроме кинематографического  материала, на котором строилась деятельность киноклубов, современные медиаклубы широко  используют возможности различной медиатехники:  DVD, видео, компьютеров и т.д.  Среди основных форм работы современных медиаклубов – не только просмотры высокохудожественных фильмов, но и их обсуждения, дискуссии, конкурсные программы, викторины, выполнение творческих и игровых заданий на медиаматериале  и т.д. Современные медиаклубы становятся центрами досуга и развития школьников, студентов и людей старших поколений. Таким образом, медиаклуб является сегодня одной из перспективных форм медиаобразования.

Целью занятий медиаклуба выступает развитие медиакомпетентности аудитории на материале изучения лучших образцов кинематографического искусства. Использование в работе медиаклуба киношедевров  основано на  анализе работ классиков кинообразования – О.А.Баранова, И.В.Вайсфельда, И.Н.Гращенковой, С.Н.Пензина, Р.Г.Рабиновича, Ю.Н.Усова, которую разделяют многие наши коллеги – Л.М.Баженова, Е.А.Бондаренко, Г.А.Поличко, А.В.Федоров, И.В.Челышева и мн. др.


Коллективное обсуждение  – неотъемлемая составляющая любого вида творческой  работы с произведениями   медиакультуры, в  процессе которого аудитория имеет возможность решить поставленные перед ней задачи, сформулированные Ю.Н.Усовым таким образом:    сохраняя «целостность впечатления от увиденного на экране, прояснить причины эмоциональной реакции на фильм, многосторонне рассмотреть систему взглядов художника на мир, которая раскрывается в развитии звукопластических тем, развернутых в пространственно-временной экранной реальности» [5, 13].

Таким образом, коллективный анализ включает несколько основных компонентов:
- рассмотрение внутреннего содержания ключевых эпизодов, наиболее ярко выявляющих закономерности построения произведения в целом;
- попытку разобраться в логике авторского мышления (целостное воссоздание развития основных конфликтов, характеров, идей, звукопластического ряда и т.д.);
-   выявление авторской концепции;
- оценку аудиторией системы авторских взглядов, выражение ею личного отношения к данной концепции [5, 253].

Кстати сказать, основы воспитания школьников на материале киноискусства, заложенные российскими кинопедагогами, такими как О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, позволили получить новый вектор развития в реализации медиаклубов для  школьников и студентов  во многих регионах России. Проблемные обсуждения аудиовизуальных медиатекстов могут включать сопоставление и обсуждение рецензий, написанных педагогами,  анализ работ  медиакритиков-профессионалов (статей, книг, эссе и т.д.).

Заседание студенческого медиаклуба может быть посвящено одному или нескольким медиапроизведениям. К примеру, занятие на материале фильма С.Бондарчука «Судьба человека» (1959 г.) имеет следующие цели:
-  развитие чувства патриотизма, гордости за свою страну, которая смогла победить в войне с фашизмом;
- получение специфических медиаобразовательных знаний (о творчестве режиссера Сергея Бондарчука, об анализе кинематографического произведения);
- приобщение к высоким образцам российского кинематографического искусства.
В ходе достижения цели выдвигаются следующие задачи:

  1. Знакомство студентов с биографией, творчеством режиссера, актера Сергея Бондарчука;
  2. Просмотр и рецензирование фильма «Судьба человека».  

При организации занятия была использована традиционная схема обсуждения медиатекстов, представленная  О.А.Барановым, С.Н.Пензиным в учебном пособии «Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью».  Она включает в себя:
- «вступительное слово ведущего (его цель – дать краткую информацию о создателях фильма, напомнить их предшествующие работы, чтобы аудитория могла выйти за рамки конкретного произведения и обратиться к другим произведениям этих авторов, если в этом есть необходимость, остановиться на историческом или политическом аспекте событий, не касаясь художественных, нравственных или иных оценок авторской позиции, не пересказывая фабулу произведения), то есть установка на восприятие;
- коллективное «чтение» фильма (коммуникативный этап);
- обсуждение фильма, подведение итогов занятия» [1,  83].

Кроме осуществления анализа медиатекстов в  ходе медиаобразовательных занятий школьникам и студентам может быть предложен целый ряд заданий, направленных на развитие медиакомпетентности.   К примеру, перед началом  обсуждения можно предложить аудитории  подготовить небольшие творческие работы – сообщения  об авторах и создателях фильма, о роли и значении медиакультуры в жизни подрастающего поколения и т.п.  Данная форма работы может осуществляться в форме дискуссии.  Дискуссионные методы  на материале произведений медиакультуры различных видов и жанров активно включаются в процесс анализа медиатекстов, становятся одним из ключевых моментов его обсуждения.  

Например, участвуя в дискуссии «Возможности медиакультуры для образования, воспитания и развития личности»,   учащиеся и студенты  высказывают достаточно интересные мнения о своем видении  данной проблемы.     Как показывает практический опыт проведения занятий,  также  очень оживленно  обсуждаются проблемы, связанные с историей медиакультуры и  медиатворчеством.

Кроме того, как  на факультативных занятиях, так и в работе медиаклуба хорошо зарекомендовали себя различные формы работы, позволяющие аудитории существенно углубить свои знания по теории и истории медиакультуры, развивать критическое мышление, научиться развернуто и логично излагать свою точку зрения в устных выступлениях и письменных работах, используя аргументацию и доказательную базу.  К примеру,  прием  Ключевые термины особенно продуктивен при изучении новых терминов медиа и медиаобразования. Педагог выбирает из текста журнальной статьи четыре-пять ключевых терминов и выписывает их на доску. Аудитория делится на пары, каждой из которых отводится пять минут на то, чтобы методом мозговой атаки представить  общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться на занятии. Когда пары обмениваются мнениями, им предлагается информация по теме занятия. В конце занятия возможно повторное обращение к данному приему: участникам предлагается  сравнить, как трактовки изученных терминов соотносятся с их первоначальными предположениями.

Еще одной формой работы в процессе развития критического мышления аудитории на примере работы  с медиатекстом (например, с фильмом) являются перепутанные логические цепи. Этот прием обычно применяется в работе с группой. Педагог выписывает пять-шесть отдельных событий (к примеру, из просмотренного фильма), причем помещает каждое на отдельный лист. Листы перетасовываются и выставляются на край доски. Группе предлагается восстановить правильный порядок событий. Когда аудитория приходит к единому мнению, педагог просит их обратить пристальное внимание на повторный просмотр ключевых фрагментов из фильма с тем, чтобы было ясно, правильно ли выполнено задание. Возможен и еще один вариант данного задания, заключающийся в моделировании возможных ситуаций при изменении хода ключевых событий медиатекста.

В методике медиаобразования хорошо зарекомендовал себя прием свободного письменного задания: аудитории предлагается за пять минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по определенной теме (к примеру, «Популярные телевизионные передачи»). По истечении пяти минут можно предложить прочитать написанное своему партнеру. Существует целый ряд вариантов выполнения данного задания. Допустим, можно предложить парам поделиться своими идеями со всей группой и создать ситуацию групповой мозговой атаки, или предложить подчеркнуть в своем сочинении те мысли, в которых менее всего уверен автор, и затем при обсуждении проверить их правильность.

Методический прием взаимообучение достаточно часто применяется в практике медиаобразовательных занятий на материале прессы. Данный прием, как и прием взаимоопроса, позволяет всем участникам образовательного процесса оказаться в роли педагогов и направлять остальных в работе над медиатекстом (который должен отличаться информативностью, актуальностью темы, вызывать интерес у аудитории). Взаимообучение организуется в группах из четырех-семи человек. Каждой группе  раздаются экземпляры одного и того же текста. Когда все члены группы прочитали текст про себя, «педагог» делает следующее:
1) суммирует содержание абзаца;
2) придумывает вопрос по тексту и просит аудиторию на него ответить;
3) разъясняет моменты текста, которые для остальных участников остались непонятными;
4) дает прогноз возможного содержания следующего абзаца;
5) дает задание перед чтением следующего абзаца.

  1. Неотъемлемым компонентом современного образования выступают интерактивные формы работы.  Под интерактивным обучением понимается «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [4,  8]. Среди основных принципов интерактивного обучения в медиаобразовательном контексте можно выделить диалогическое взаимодействие участников учебного процесса, работу в группах на основе кооперации и сотрудничества, игровую и тренинговую организация работы с медиапроизведениями.

Принципы и приемы проблемного обучения также находят широкое применение в медиаобразовательных занятиях.  Проблемные задания способствуют решению  несколько взаимосвязанных задач: актуализации опорных знаний о мире медиакультуры (ее теоретических, терминологических и историко-педагогичес­ких основ), способов работы с медиапроизведениями различных видов и жаров и т.д.;  усвоения новых понятий и способов действия; а также применения их в медиатворчестве.

  1. Все активнее в школьном и в вузовском медиаобразовании применяется проективная деятельность. Медиаобразовательные проекты выступают важным средством развития познавательной активности, креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов, ориентированный на исследовательскую деятельность, направлен на применение уже полученных и освоение новых знаний о медиакультуре. Проективная деятельность на материале медиа позволяет аудитории стать активными участниками учебно-воспитательного процесса, способствует умению работать в коллективе.
  2. Педагог в работе над медийным проектом должен суметь оказать помощь аудитории в поиске информации, выступая  одновременно и источником информации, и координатором работы аудитории. Его важной задачей становится поддержка и поощрение, активизация творческой деятельности. Поэтому перед тем, как перейти к практической реализации  медиаобразовательных проектов, аудитории могут быть предложены следующие проблемные вопросы:

- для какой целевой аудитории будет готовиться тот или иной медиаматериал (фильм, презентация, выпуск газеты, журнала, радиопередачи и т.д.);
- какие педагогические цели и задачи ставит перед собой автор (группа авторов) проекта;
- какие основные приоритеты и идеи будут заложены в его основу и т.д.

  1. Работа над творческими медиаобразовательными проектами  может включать в себя такие виды проективной деятельности, как создание и творческое воплощение собственных медиапродуктов (фильмов, газет, рекламных роликов социально-педагогической направленности и т.д.), разработку  сценариев,  докладов, аналитических обзоров, рефератов, презентаций    и т.п.
  2. Создание собственных произведений медиакультуры (фильмов, сценариев, фотоколлажей и др.) выступает важной рефлексивной формой в медиаобразовательном процессе.  В качестве примера здесь можно привести работу по видеосъемке.

После изучения теоретических основ аудитория апробирует основные приемы съемки. Эта практическая работа представляет собой съемку отдельных кадров в каждом виде техники, в процессе которой приобретаются навыки выражать определенную мысль в объеме одного кадра,  передавать настроение и свои художественные замыслы.
Затем начинается работа над  видеосъемкой простых сюжетов. Здесь аудитория постигает основы преемственности кадров, овладевает навыками простейшего связного экранного повествования. Первые сюжеты, которые школьники и студенты снимают самостоятельно, могут быть совсем  небольшими - их продолжительность – 3-5 минут. Вместе с тем, в каждом, даже небольшом сюжете, которой снимают начинающие операторы,  должны быть использованы художественные средства, а каждый вид техники   -  отвечать основной идее видеоматериала.  

На следующем этапе работы происходит знакомство  с понятием композиции кадра, определения  основной идеи произведения и главных  линий его воплощения в съемке. Здесь очень важными моментами  выступают и основная идея фильма, и сюжетные линии, и выразительные средства, цветовые и звуковые решения.  Каждому видеооператору необходимо научиться находить и выделять главное в кадре, осуществлять поиск нужных цветовых решений, «поймать» нужный ракурс. Именно эти кадры станут затем эстетической и эмоциональной основой хорошего видеофильма. С этой целью можно предложить аудитории просмотр и анализ  несколько фрагментов из  любительских фильмов с целью определения  качества отснятого материала. После просмотра проводится обсуждение наиболее и наименее удачных фрагментов, проводится анализ основных ошибок.

Любой видеоматериал непременно ориентируется на определенную аудиторию. Поэтому при подготовке к съемке  необходимо заранее  определить целевую аудиторию будущего фильма. Для начинающих видеолюбителей неоценим опыт профессионалов. Поэтому на занятиях практикуется демонстрация фрагментов из художественных и документальных фильмов мастеров – классиков  операторского искусства – М. Рома, В. Монахова, Р. Леонтьева и др. 

Например, при выполнении творческого задания  «Видеоэтюд» можно   отснять  несколько видеофрагментов по  определенной теме для создания будущего фильма с целью приобретения умений использовать фон, окружающую обстановку.    Видеоэтюд – состоящее из нескольких монтажных фраз законченное повествование. Оно также должно передавать определенную мысль, идею, настроение, раскрывать сущность какого-либо явления или события. Этот этюд может быть озвучен закадровой музыкой или авторским текстом.

Еще одно творческое задание заключается в подборе музыкального сопровождения к видеофильмам, которое должно обязательно соответствовать настроению, идее, содержанию видеоэтюда. На следующем этапе  творческого  задания  необходимо  озвучить видеофрагменты с сюжетом, в котором есть действующие лица, таким образом, чтобы в результате получился фильм определенного жанра (комедия, трагедия, вестерн и т.д.). Эти задания позволяют аудитории убедиться на практике, что от звука и музыкального сопровождения в фильме  зависит очень многое.


Итак, изучение теории и истории медиакультуры и  медиаобразования открывает  возможность медиапедагогам по-новому использовать широкий спектр инновационных образовательных технологий с использованием  произведений медиакультуры;  разрабатывать новые формы работы  на материале телевидения, Интернета, кинематографа, прессы; интересно проводить анализ аудиовизуальных и печатных медиатекстов. Подготовка медиаобразовательных проектов, интерактивные формы работы с произведениями медиакультуры, постановка проблемных вопросов и т.п.,  позволяют успешно решать основные задачи медиаобразования, способствовать развитию медиакомпетентности.

Результативность этой работы обуславливается   не только  определенной суммой приобретенных знаний или количестве  усвоенной информации, но и  в способности действовать в различных проблемных ситуациях, осуществляя поиск, отбор и анализ информации.

Вне зависимости от формы медиаобразовательной работы, приемов, которые используются при организации медиаобразовательного занятия, медиапедагогическая деятельность должна строиться как целостная система, а каждое занятие иметь четкую цель и включать комплекс педагогических задач. Важно, чтобы замысел конкретного медиаобразовательного занятия отвечал интересам и возможностям школьной или студенческой аудитории, ее жизненному опыту, способствовал получению новых знаний, активизации познавательной активности и развитию творческого потенциала. Видение и понимание главной идеи, цели и задач медиаобразовательных занятий помогает педагогу обеспечить творческое участие каждого школьника и студента в процессе медиаобразования.

Медиаобразование школьников и студентов включает не только  изучение теоретических вопросов медиакультуры и медиапедагогики, но и   практические занятия, реализация которых предполагает активное использование творческих и игровых заданий на медиаматериале. В результате их выполнения используется целый арсенал методов медиаобразования: словесных, наглядных, репродуктивных, исследовательских, эвристических, проблемных, игровых.

Различные виды  заданий на материале медиакультуры    включают не только просмотр фильмов, но и обсуждение эстетических, нравственных, философских  проблем  медиапроизведений; но свободное общение; диспуты; анкетирования; письменные работы (рецензирование, отзывы, сочинения на тему просмотренных фильмов и т.д.), медиатворчество.

Список литературы

  1. Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. – Тверь. Твер. гос. ун-т. 2005. 189 с.
  2. Мурюкина Е.В. Диалоги о киноискусстве: практика студенческого медиаклуба. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2009,
  3. Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 c.
  4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. Под ред. Т.С. Паниной. М.: Академия, 2006. 
  5. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 362 с.
  6. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: 2007.  615 с. 
  7. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д.: ЦВВР. 2001. 708 с.
  8. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
  9. Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: Изд. Центр ГОУВПО ТГПИ, 2009. 320 с.
  10. Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008 300 с.
  11. Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Рыжих Н.П.  Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: подготовка будущих педагогов. Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 232 c.

Дополнительная информация