Трансформация «клипового мышления» подростков в процессе медиаобразования

Д.О. БерезуцкаяД.О. Березуцкая,
преподаватель кафедры лингвистического образования
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Статья посвящена проблеме «клипового мышления» подростков, актуализированной функционированием средств массовой коммуникации и информации как постоянной «среды обитания» современного человека. Её содержание раскрывается в двух аспектах: 1) роль массмедиа в формировании «клипового мышления», 2) возможности медиатекстов для формирования самостоятельного, творческого, критического мышления подростков. В статье описываются зарубежные и отечественные подходы к осмыслению экранной культуры и медиаобразованию. Автор обосновывает необходимость выстраивания процесса образования современных подростков исходя из реалий сегодняшней жизни, принимая как данность постоянно увеличивающийся поток разнородной и не всегда полезной информации. Особый акцент ставится на работу с медиатекстами, направленную на развитие самостоятельного, аналитического, творческого, критического мышления. Даются ссылки на модели медиаобразования, в основе которых лежит анализ произведений медиакультуры, способствующий развитию умений воспринимать, интерпретировать, эстетически оценивать информацию, что снижает манипулятивное воздействие на сознание.

Ключевые слова: клиповое мышление; экранная культура; молодежь; медиаобразование, медиапедагог; восприятие медиатекста.

D.O. Berezutskaya
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

TRANSFORMATION OF THE CLIP THINKING OF TEENAGERS IN MEDIA EDUCATION

Abstract. The paper deals with the issue of clip thinking; it analyses the role of mass media in shaping clip thinking, and the idea of using media texts for creating critical and imaginative thinking. Teenagers’ clip thinking has appeared in the communication and information environment of the modern society abundant with different kinds of information that are not always useful for teenagers. However, the existing communication and information environment can be used for shaping critical and imaginative thinking. It is important to work with media texts; this encourages the teenagers’ ability to perceive, interpret and assess the information, and reduces the negative effect that the modern communication and information environment can produce on teenagers.
Key words: clip thinking; screen culture; media education; teenagers; media texts.

Cкачать статью в .pdf

В настоящее время вопросы общественного развития и «сред обитания» приобрели не только особую остроту, но и принципиально новое содержание, затрагивая интересы как всего человечества, так и каждого человека в частности. Актуализация проблемы обусловливается, по мнению Д.И. Фельдштейна, таким обстоятельством, как «сложившаяся исторически новая ситуация развития современного общества, которая определяется принципиально новым уровнем коммуникативных связей и высокой плотностью информационного поля» [3. С. 128].

На смену игнорированию проблемы «человечества и медиа» пришло её осознание, которое проявило себя в педагогике как медиаобразование, которое «выступает за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [1. С. 555].

В рамках данной статьи хотелось бы рассмотреть проблему «клипового мышления» подростков в двух аспектах: 1) роль массмедиа в формировании «клипового мышления» и 2) возможности медиатекстов для формирования самостоятельного, творческого, критического мышления подростков.

Говоря о «клиповом мышлении», можно обратиться к проблеме подросткового чтения, давно нашедшей отражение в исследованиях многих ученых. Не отрицается и тот факт, что общение с книгой заменило взаимодействие с миром медиа во всем его разнообразии: телевидение, радио, видео, компьютер и компьютерные игры, Интернет и т.д. Так, известный кино / медиапедагог Ю.Н. Усов в своей книге «В мире экранной культуры» (1995 г.) писал: «…отправной точкой совместных раздумий может быть позиция… отечественного ученого О. Рейзена о том, что мы и не заметили, как быстро и прочно утвердилось видео в повсе- дневности, как изменило ее. В доме Грема (речь идет о герое фильма С. Содерберга «Секс, ложь и видео», США, 1989), например, совсем нет собственных книг. Но умирание культуры чтения – лишь первый пласт многозначной темы “видео” в этом многозначном исследовании жизни. Видео подменяет культуру, секс, творческие способности, становится способом и методом познания... видео же, ибо подменяет саму жизнь...» [2. С. 129].

Итак, представлен взгляд на видео, экранную культуру, согласно которому она представляет собой некую замкнутую систему, которая, подменяя реальную жизнь, культуру, творчество, ничего не дает зрителю (в нашем случае подростку), кроме этой же системы подмен. Именно таким способом, по мнению психологов и педагогов, формируется стереотипность сознания подростка, а характерной чертой его мышления становится клиповость. Часть исследователей полагают, что эта ситуация опасна для зрителей, «потребителей» информации, так как существует опасность манипуляции сознанием, развития инфантильности, несамостоятельности и т.д. мышления. Такая точка зрения, безусловно, имеет право на жизнь и даже находит своих сторонников, преимущественно на Западе. Существует даже теория медиаобразования, которая получила название «инъекционной» («защитная», «протекционистская», «прививочная»), её суть заключается в направленности против вредного влияния медиа. Но по нашему мнению, необходимо брать во внимание тот факт, что, во-первых, медиа – неотъемлемая часть нашей жизни. А во-вторых, мы не согласны с мнением Ворснопа (в частности с его второй частью) о том, что «…хотя современные дети испытывают большое влияние со стороны медиа, оно оказывает на них меньшее воздействие, чем, скажем, на их родителей в пору их юности. Будучи первым “телевизионным поколением”, нынешние сорокалетние испытывали куда больший интерес к техническим медиановинкам, чем нынешние, пресыщенные информацией дети» [5. С. 34].

На наш взгляд, воздействие на детей на современном этапе никак не уменьшилось. Так как массмедиа развиваются «семимильными шагами», наряду с совершенствованием уже существующих СМК появляются абсолютно новые, например Интернет, который сейчас все сильнее привлекает к себе интерес со стороны молодого поколения и особенно подростков.

Итак, на наш взгляд, необходимо выстраивать процесс образования современных подростков исходя из реалий сегодняшней жизни, принимая как данность постоянно увеличивающийся поток разнородной и не всегда полезной информации. Наличие необходимых знаний у подростков, которые могут быть применены по отношению к любой информации, поступающей по различным каналам массмедиа, способно противодействовать формированию «клипового мышления». Парадокс современной ситуации заключается в следующем: самообразование, саморазвитие в области медиа является нормой для современных школьников. Они «вынуждены» мобилизовать все имеющиеся у них в арсенале, преимущественно практические, знания для освоения новых средств медиа и познания на более глубоком уровне уже знакомых, часто широко распространенных. К сожалению, такое самообразование не предполагает активной творческой позиции в различных аспектах деятельности (игровой, художественной, исследовательской и т.п.), связанной с медиа, повышения уровня медиаобразованности. Это следствие отсутствия теоретической базы, основанной на систематизированных знаниях о структуре медиа, механизмах, позволяющих воздействовать на несовершеннолетнюю аудиторию, и т.д. По мнению многих медиапедагогов нашей страны (О.А. Баранов, С.Н. Пензин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.), грамотно организованная работа с медиатекстами способна снизить манипуляцию сознанием, а также ограничить «тиражирование» «клипового мышле- ния» у несовершеннолетней аудитории. Так, Ю.Н. Усов считал, что «основное заблужде- ние – в недооценке зрительских возможностей» [2. С. 131].

Помимо негативных свойств воздействия информации на личности можно выделить и блестящие возможности для развития тех же творческих способностей, если иметь в виду адекватное восприятие медиатекстов. По мнению медиапедагогов России, необходимо принимать во внимание несколько важных моментов: 1) любой несовершеннолетний зритель (относительно возраста, социального статуса, материального положения и пр.) является постоянно развивающейся личностью независимо от того, какие экранные произведения он смотрит: фильмы Феллини или телевизионные сериалы; 2) существует несколько основных факторов, влияющих на формирование эстетического сознания подростка: это жизнь во всем многообразии ее проявлений; общение с родными, учителями, сверстниками, друзьями и т.д.; и, конечно, взаимодействие с массмедиа; 3) психологи признают, что главной развивающей силой, способной как к созидательной, так и к разрушающей деятельности по отношению к личности подростка, являются не СМК (не умаляя уровня их влияния на развивающуюся личность), а семья и школа. Именно эти институты с первых лет сознательной жизни формируют стереотипное, клиповое мышление.

Медиапедагогами нашей страны разработано множество моделей, направленных на повышение уровня медиаобразованности несовершеннолетней аудитории, где работа с медиатекстами способствует развитию самостоятельного, аналитического, творческого, критического мышления. Во многих моделях в основе медиаобразования лежит анализ произведений медиакультуры, который способствует развитию умений воспринимать, интерпретировать, эстетически оценивать информацию и снижает манипулятивное воздействие сознанием, убирает основу «клипового мышления». Вот один из вариантов анализа (А.В. Федоров, Ю.Н. Усов), воссоздающего этапы восприятия медиатекста:
– осмысление образного обобщения (результата восприятия), процесса его формирования в сознании подростка;
– выявление конфликта, главной и побочных тем в экспозиции;
– определение художественной закономерности построения произведения искусства, которая помогает нам рассмотреть развитие основного конфликта в противостоянии ведущих тем, приблизиться к пониманию концепции автора, т.е. системы его взглядов на мир, современную действительность в форме художественного повествования;
– обоснование своего отношения к произведению искусства, к позиции автора.

Это лишь одна из многочисленных методик, на которых базируется медиаобразование в России. Необходимо отметить, что в основе медиаобразовательного процесса лежат эвристические, игровые, проблемные задания, способствующие развитию самостоятельного, аналитического, критического мышления, активизации творческих способностей. Таким образом, по нашему мнению, в качестве эффективного противодействия «тиражированию» «клипового мышления» у подростков может стать медиаобразование.

ЛИТЕРАТУРА
1. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. М. : Большая Российская Энцик- лопедия, 1993. Т. 1. С. 555.
2. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. Книга для старшеклассников. М. : SVR-Аргус, 1995. 224 с.
3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М. : Московский психолого-социальный институт ; Изд-во «Флинта», 2004. 672 с.
4. Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов н/Д : Изд-во ООО «ЦВВР», 2001. 708 с.
5. Worsnop C.M. Screening Images: Ideas For Media Education. Missisauga : Wright Communication, 1994. 179 p.

 

 

Дополнительная информация