УДК 316.77:001.8

Медиарекомендация в учебном процессе высшей школы: роль и значение

Зяйняб Рузвиновна ГафуроваЗяйняб Рузвиновна Гафурова
НИУ «Московский институт стали и сплавов» 

В последнее время в учебном процессе высшей школы место «списка рекомендуемой литературы» к занятиям постепенно занимает медиарекомендация – совокупность концептуально взаимосвязанных источников разных видов медиа, тематически соотносимых с актуально изучаемым фрагментом учебной программы. В  статье делается попытка анализа роли и значения медиарекомендации, а также выявления её связи с контекстом учебного процесса.

Ключевые слова: медиарекомендация, медиа-информация, коммуникационное изобилие, новые образовательные технологии, навигатор, усвоение, освоение.

Zyaynyab Ruzvinovna Gafurovа
National University of Science and Technology MISIS

The role and importance of mediarecommendation in the educational process of higher education

Recently, in the educational process of High school the place of "recommended reading list" for classes gradually has been taken by the mediarecommendation - a set of conceptually interrelated sources of different media types, thematically correlated with actually studied  curriculum's  fragment. The article attempts to analyze the role and importance of mediarecommendation, as well as identify its connection with the context of the educational process.

Keywords: mediarecommendation, media information, communicative abundance,  new educational technologies, navigation, mastering, exploration.

Cкачать статью в .pdf

Наше общество – это сверхинформационное общество. По мнению авторитетного современного  социолога Джона Кина, «сегодня у нас есть электронные книги, облачные вычисления, сканеры, умные часы и умные очки, твиты, сотовые телефоны, превратившиеся в спутниковые навигаторы, музыкальные инструменты и многопользовательские видеочаты. Даже изобретателям неясно, что будет дальше, однако эти и другие изобретения в сфере медиа, вышедшие на рынок только в последние десятилетия, убедили многих в том, что мы живем в революционную эпоху коммуникационного изобилия» [1, 8].

Однако коммуникационное изобилие, как отмечает автор далее, «не приведет к раю на земле», ибо есть множество локаций так называемой «коммуникационной бедности». Ясно, что наиболее неприемлема «коммуникационная бедность» в образовательной среде, формирующей будущее общества, но «даже среди молодежи, которая в богатых обществах считается наиболее грамотной в цифровом отношении стратой населения, социальное неравенство в доступе и способах применения цифрового медиа просто поражает» [1,10].

Если же мы окинем бесстрастным взором также область нецифровых медиа: видеоарт, выставки, театры, перформансы, библиотеки, акционное искусство, «глянцевые журналы», то отмеченное Кином неравенство предстает еще в более выпуклых формах.

Медиарекомендация снимает (частично, конечно) это неравенство в доступе, поисках и даже способах применения. При этом не следует забывать и о классических медиа. Хотя «коммуникационные возможности всех классических медиа – телеграфа, телефона, газет, кино, радио- и телевещания существенно ограничены по обратной связи и часто значительно ограничены аудиторно, так как могут служить лишь для коммуникации двух-трех человек» [2, 64],  включение их видов в состав медиарекомендации существенно расширяет аудиторию классических медиа.

Выступая своеобразным навигатором в мире медиа, медиарекомендация, по Джону Кину, «спасает» и сами медиа. Согласно Кину, очень тщательно проанализировавшему взаимодействие общества и медиа в своем последнем труде «Демократия и декаданс медиа» [1], к упадку медиа ведет то обстоятельство, что общество еще не в полной мере  научилось (овладело) новым технологиям контроля, поэтому все чаще просто закрывается от информации, блокируя (как, например, недавно Rutracker) источники на время или «навечно». Будучи избирательным по своей природе, как любой рекомендательный феномен, медиарекомендация  является наиболее приемлемым для сообщества лабильным  вариантом работы с информационным пространством.

Когда же  медиарекомендация рассматривается как элемент новых образовательных технологий, то мы подразумеваем её направленность – в фарватере направленности всех образовательных инноваций – на овладение обучающимися методами познания, являющимися предпосылкой  для самостоятельной возможности  студентом  усваивать и осваивать знания. Роль медиарекомендации в данном случае заключается в построении контекста учебного процесса: это должна быть не просто определенная информация исключительно по теме актуального занятия, а наработка студентом (по пути усвоения и освоения одновременно) знаний из разных областей личной и общественной экзистенции. Можно сказать, что медиарекомендация оформляет понятийный бэкграунд, сопровождающий изучение какого-либо конкретного вопроса. Наличие такого контекста расширяет перспективы видения студента, развивает его проактивность и креативность  по сравнению с традиционным методом по объему и формам подачи информации.

Рассмотрим, в качестве примера, факт использования медиарекомендации в учебном процессе изучения дисциплины «социология» бакалавров второго года обучения нашего университета. Возьмем частный случай – изучение студентами отдельной темы учебной программы.
Так, в двух параллельных группах при изучении темы «Социальные группы и общности» были составлены:

  1. в группе а – в традиционном ключе – список литературы (включая электронный ресурс);
  2. в группе б – медиарекомендация, которая, наряду с электронным ресурсом, имела в своем составе следующие рекомендации:
  • посетить выставку  Луизы Буржуа «Структуры существования: клетки» (музей «Гараж», сентябрь 2015-февраль 2016);
  • посмотреть фильм  Т. Дэвиса «Песнь заката» (XVI Фестиваль Нового британского кино, октябрь 2015, кинотеатр «Формула Кино Горизонт»);
  • прослушать лекции образовательной программы в рамках выставки «Вне зоны действия» в Московском музее современного искусства (октябрь-декабрь 2015, Гоголевский бул., 10);
  • посетить выставку Светы Шумовой «Только бумага» (ноябрь-декабрь 2015, галерея «Пересветов переулок»).

Примечание: в данную медиарекомендацию входят  мероприятия, которые, во-первых, в рамках проекта располагают образовательными программами, а, во-вторых, представляют определенные льготы студентам при их посещении.

Зафиксированные (в устной и письменной форме) результаты усвоения студентами обеих групп указанной выше темы показали большую осведомленность в проблематике темы и интерпретации её понятий студентами группы б. В целом, при одинаковой лекционной и учебно-временной наполняемости курса социологии, студенты группы б демонстрировали на протяжении семестра более релевантное (по сравнению со студентами группы а)  усвоение учебной программы по социологии и, что самое важное, реальное освоение социологической проблематики. Так, в рамках отмеченной темы студенты не только демонстрировали ответы на вопросы о влиянии социально-экономических перемен эпохи на структурирование социальных групп и общностей, но и указывали на современные, еще не исследованные, аспекты формирования национальной идентичности, замкнутых групп и влияния на деформацию идентичности изолированных общественных пространств.

Приведенное выше достаточно впечатляюще, прежде всего, для самого педагога и говорит об эффективности применения медиарекомендации в учебном процессе. Вместе с тем, применение медиарекомендации требует повышения  медиакультуры и медиакомпетентности самого педагога.

Источники

  1. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. - М.: Изд.дом Высшая школа экономики, 2015. – 312с.
  2. Жилинская Т.С. Развитие медиакультуры как необходимое условие профессиональной подготовки культуролога// Медиаобразование и медиакомпетентность: Всероссийская научная школа для молодежи: сб. научн. тр./под редакцией А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. – 240с.            

        

Дополнительная информация