УДК 372.881.161.1

 

Школьное сочинение в условиях информационного общества

Татьяна Владимировна ВасиленкоТатьяна Владимировна Василенко
Московский педагогический государственный университет

Статья посвящена проблеме обучения старшеклассников написанию сочинения в соответствии с требованиями информационного общества. Современные критерии оценки сочинения не соответствуют этим требованиям и должны быть пересмотрены. Образцом для сочинения могут стать медиатексты, в которых не только излагаются и анализируются факты, но и выражается позиция автора.

Ключевые слова: выпускное сочинение, русский язык в школе, текстовые компетенции учащихся, медиатекст, анализ текста в школе, публицистический стиль.

Tatiana VladimirovnaVasilenko
Moscow Pedagogical State University

School Essay under the Conditions of Information Society

The article deals with the problem of teaching the high school students to write their essays considering the contemporary challenges. Assessment criteria in school do not coordinate with these challenges and must be revised. As a model the graduation essay has to consider those media texts that include facts description and analysis alongside with representation of the author’s opinion.

Keywords:graduation essay, Russian language teaching in high school, text competences, media texts, text analysisin high school, journalistic style.

Cкачать статью в .pdf

За годы, прошедшие с отмены традиционных выпускных экзаменов и введения ЕГЭ, в российской школе успела сложиться катастрофическая ситуация: большинство выпускников не в состоянии составить связный письменный текст. В школах практически перестали учить работе над сочинением: мини-сочинение в ЕГЭ по русскому языку пишется по заданной схеме в условиях  жесткого ограничения в объеме и времени.

Наконец, с 2014 года в школы было возвращено итоговое (выпускное) сочинение. Его введение в свою очередь вызвало множество проблем: выпускникам пришлось сдавать экзамен в форме, к которой их уже давно не готовили, учителям необходимо было срочно вспоминать методику подготовки к сочинению, разработанную «до ЕГЭ» и практически не развивавшуюся в течение нескольких лет. В итоге мы возрождаем эту методику, опирающуюся на образцы русской классической литературы и литературной критики. Эта методика активно разрабатывалась в конце ХХ века и до сих пор сохраняет свою актуальность при обучении литературе в старших классах[1].Но почему-то никто сейчас не задаётся вопросом: где могут понадобиться современному выпускнику школы навыки, приобретенные при работе над выпускным сочинением?

Если рассмотреть социально значимые сферы общения, в которых сейчас требуется навык составления текста, то их окажется только три: сфера официальных отношений, обслуживаемая официально-деловым стилем, сфера научного знания и исследований, в которой реализуется научный стиль, и, наконец, медиасреда, в которую сейчас погружен практически каждый человек. Очевидно, что выпускное сочинение не может быть ориентировано ни на официально-деловой, ни на научный стиль: они существуют в довольно узких нишах. Остается то, без чего сейчас не обойтись никому: блоги, в том числе профессиональные и корпоративные, общение в социальных сетях, в том числе и с малознакомыми людьми, написание новостных и аналитических материалов в сфере гражданской журналистики, – то есть  составление медиатекстов. Именно они востребованы современным обществом, и на них должна бы ориентироваться школа при работе над сочинением.

Анализ экзаменационных творческих сочинений абитуриентов факультета журналистики позволяет сформулировать гипотезу исследования: требования к школьному выпускному сочинению и критерии его оценки не отвечают запросам современного общества, школьники в результате подготовки к этому виду работы не получают компетенций, необходимых для составления собственных текстов, востребованных в социально значимых сферах медиапространства.

Критерии оценки итогового сочинения, методические рекомендации для учащихся и экспертов размещены на сайте Федерального института педагогических исследований (ФИПИ) [2]. Там же можно найти образцы сочинений. Анализ критериев оценки и методических рекомендаций показывает, что к сочинениям предъявляются определенные требования с точки зрения содержания, композиции и стиля. Однако эти требования во многом уже не соответствуют современным реалиям.

Обязательная опора на литературные источники обосновывается авторами методических рекомендаций для экспертов «традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место» [3]. К сожалению, для большинства школьников литература не является приоритетным источником информации и проблем для осмысления. Основными источниками жизненного опыта для них становятся фильмы, музыка, сообщения СМИ, реальные события. Это вовсе не означает, что подростки перестали задумываться над проблемами окружающего мира и анализировать их, просто изменился сам мир и место человека в нём. Отсутствие интереса к предложенной для осмысления проблеме не позволяет школьнику отнестись к ней творчески и создать полноценный текст. В критерии оценки итогового сочинения «Аргументация. Привлечение литературного материала» не прописано количество аргументов, но школьники и учителя в этом случае ориентируются на требования сочинения в ЕГЭ по русскому языку, где указано, что аргументов должно быть не меньше двух (из разных произведений). Ставший привычным для школьников малый объём такого сочинения не позволяет использовать развёрнутые аргументы, поэтому их использование стало скорее формальным критерием: не учитывается ни их убедительность для читателей, ни оригинальность.

Требования к логике и композиции сочинения предъявляются довольно расплывчатые, но тоже восходящие к традиционному представлению о строении текста (вступление – основная часть – заключение), которое давно трансформировалось в текстах СМИ, использующих разнообразные композиционные приемы привлечения и удержания внимания. Старая и неактуальная композиционная схема располагает школьников к пространным и бессодержательным рассуждениям во вступлении и заключении в ущерб изложению фактов, которые можно было бы анализировать  и оценивать.

Критерий «Качество письменной речи» в методических рекомендациях для экспертов также раскрыт очень расплывчато. Но анализ сочинений, приведенных в качестве образца проверки, показывает, что в них вполне допускаются клишированные формы выражения мысли, которые давно не применяются в медиатекстах. Надо отметить, что не только клише, но и штампы используются самими учителями-словесниками в их журналистских материалах, записях в профессиональных блогах: отложив все дела... устремились, должно оставаться тайной, предстоит счастливая возможность. Подобные формулировки выглядят устаревшими, пригодными только для школьных сочинений.

В итоге сочинение воспринимается школьниками как «мертвый» жанр, «вещь в себе», не имеющая практического применения в реальной жизни.

Преодолеть это восприятие можно, если взять за образец для сочинения современные медиатексты, в которых наиболее ярко проявляются черты публицистического стиля. Т.Г. Добросклонская, анализируя типологию англоязычных медиатекстов, относит их к группе feature, в которой «при освещении той или иной темы на первый план выдвигаются такие факторы, как общечеловеческий интерес, занимательность, индивидуально-авторский подход» [4, с. 124]. В современной системе жанров российских СМИ эти черты наиболее характерны для авторской колонки и записи в авторском блоге на сайте издания. Анализ таких текстов мог бы быть полезен школьникам для выработки своего стиля, индивидуального подхода к предложенной теме.

Надо отметить, что в некоторых школах есть опыт анализа медиатекстов на уроках русского языка или элективных курсах [5], но он не находит продолжения в творческой работе над текстами сочинений, и главная причина этого – существующие критерии их оценки.

Опыт работы с абитуриентами на курсах по подготовке к творческому сочинению при факультете журналистики МГГУ имени М.А. Шолохова показывает, что одной из главных трудностей становится преодоление школьных стереотипов сочинения, изменение отношения к тексту и к самому процессу письма. Когда это, наконец, происходит и слушатели курсов понимают, что письмо должно приносить удовольствие, а результат его ни в коем случае не должен вызывать у читателей скуку, качество их текстов начинает меняться уже само по себе.

Анализ актуальных медиатекстов особенно важен на следующем этапе обучения. Он показывает абитуриентам, как не уйти исключительно в развлекательные жанры, как писать не просто интересно, но и доказательно, поднимая и анализируя проблемы, значимые для общества. Слушатели курсов стараются отбирать значимый и убедительный фактический материал, начинают поиск оригинальных композиционных форм, наиболее соответствующих задачам их текстов, учатся представлять свои мысли наглядно и выпукло, в соответствии с требованиями к современным СМИ. Такой подход к экзаменационному сочинению позволяет будущим журналистам более осознанно подходить к выбору профессии, понимать её специфику в современных условиях.

В условиях информационного общества подобный подход к созданию сочинений мог бы стать актуальным не только для будущих работников сферы массовой коммуникации, но и для всех, кто так или иначе оказывается вовлечён в неё, т.е. для всех выпускников школы.

 

Источники

  1. См.: Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М.,  1986; Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., 1992; Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М., 1987; Мурашов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994; Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М., 2000 и др.
  2. Официальный сайт ФИПИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie. Дата обращения – 13.11. 2015
  3. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)// Официальный сайт ФИПИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie. Дата обращения – 13.11. 2015.
  4. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskaya-medialingvistika.pdf. Дата обращения – 13.11. 2015.
  5. См.: Никиточкина М. А. Использование СМИ при формировании
    читательского кругозора старшеклассников// Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства. М., 2014. С. 251-255.

Дополнительная информация