Школьные медиа в условиях ФГОС

Татьяна Валентиновна ГородилинаТатьяна Валентиновна Городилина,
Московский институт открытого образования, ГБОУ школа 1253   

Данная статья представляет опыт, собранный по результатам проектной деятельности в условиях перехода образовательной структуры на новый стандарт образования. В основе медиадеятельности лежит системно-деятельностный подход. В связи с этим рассмотрены вопросы и возможности образовательной системы по созданию пространства, способствующего саморазвитию учащегося как субъекта деятельности. В работе представлена методика, способствующая раскрытию авторского самосознания учащихся и овладению навыками саморегуляции, необходимыми в современном мире.

Ключевые слова: медиаобразование, деятельностное развитие, личностные компетенции, ценностно-смысловая регуляция, смыслопорождающая функция мотива, личностный смысл, школьное телевидение.

Tatyana Valentinovna  Gorodilina.
Moscow institute of  Open Education

Media School

This article presents the experience gathered according to results of project activity in the conditions of transition to the new structure of the educational standard. The media activity is based on a system-deyatelnost approach. In case of this situation, different questions and possibilities of educational system, concerning creating space for development of students as deyatelnost subjects, were examined. The paper describes the methodology that will contribute to the disclosure of the author's consciousness of pupils and to the development self-mastery skills needed in today's world.
Keywords: media education, deatelnost(al) development, personal competences, valuable-semantic regulation, sense-arise function of motive, personal meaning, school television.

Cкачать статью в .pdf

В эпоху глобализации и быстрой смены технологий, перед школой стоит задача создать динамичное образовательное пространство, способствующее подготовке поколения, способного решать постоянно изменяющиеся, нестандартные проблемы.

Последние изменения в системе образования в рамках ФГОС направлены на развитие ценностно-смысловой регуляции учащегося, что позволяет школьникам самостоятельно ставить перед собой новые познавательные цели и находить пути их решения.

В тоже время, усовершенствование новых технологий и способов общения, повышение интенсивности культурных контактов, а также значительное расширение актуального коммуникативного пространства способствовали формированию массовой культуры, базовые формы которой стали популярными в большинстве современных обществ. С одной стороны, это приводит к стиранию границ между различными национальными образованиями и этническими культурами, и в тоже время способствует формированию стереотипных подходов к прочтению культурных текстов, эксплуатации тем, понятных большинству людей. Динамичность, доступность, гибкость массовой культуры, популяризация определенных особенностей разных культурных традиций, смещает акценты с многообразного понятия культуры на единообразное понятие массовая культура.

Стереотипизация мышления, формируемая массовой культурой, порождает шаблонное поведение, что приводит к упрощению процесса коммуникации и является помехой в освоении инноваций. Поэтому мы говорим о необходимости инкультурации при подготовке учащихся. Именно сегодня особенно важно понимание того, как информационная среда воздействует на учащегося, и как мы можем, используя системно-деятельностный подход, способствовать формированию механизмов ценностно-смысловой регуляции учащихся в образовательной среде.

Сегодня на первый план выходит задача обеспечить способность системы образования гибко реагировать на запросы личности, одновременно с учетом изменения потребностей экономики и нового общественного устройства. В рамках решения этой задачи в системе школьного образования активно обсуждается идея массового становления школьного телевидения. Однако критерии и взаимодействие всех участвующих в процессе школьных СМИ ещё не определены. Если рассматривать школьное телевидение как одну из форм медиаобразования, то тогда мы говорим сразу о двух направлениях. С одной стороны, именно медийное образование как составная часть культуры эволюционного процесса обогащает мир ребёнка, предоставляя ему возможность познакомиться с ценностями культуры и мировыми шедеврами.

С другой стороны, медиаобразование - это процесс самореализации учащегося, на основе деятельностного подхода, через осознание ценности своих действий. Только когда появляются смыслы, человек начинает применять знания, в том числе и владеть собственными интеллектуальными способностями. Тогда мы говорим о зоне ближайшего развития, где учащийся вместе с педагогом являются субъектами одного процесса. В концепции Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, деятельностный подход, основывается на идеи, что психические способности человека «есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований» [3]. Исходя из этого положения, «общность, деятельность и сознание, как три стороны целостной человеческой реальности, являются одновременно и следствиями, и предпосылками» друг друга [там же].

Общение как особый вид деятельности включает в себя стремление к познанию и оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке, что в процессе формирования личности с помощью средств массовой коммуникации является составной частью медиаобразования. С позиции Жилавской И.В. «…в основе новой концепции медиаобразования должна быть заложена идея субъектности мира, его разнообразия и изменчивости, глобальной сбалансированности и взаимозависимости всех участников информационного обмена. Она должна строиться на активизации внутренних ресурсов личности ученика, как человека медийного, органично погруженного в медиасреду. Пока еще малоизученное, информальное образование – это ненаправленное освоение социально- культурного опыта вне жестких рамок организованного педагогического процесса … оно определяется потребностями учащегося и реализуется в любом месте и в любое время. В этом контексте информальное образование проявляется во внутренней мотивации человека к восприятию мира, в самоорганизации и самоопределении» [7].

А это значит, что, учитывая возможность развития подростком навыков саморегуляции через порождение смыслов и осознавание ценностных оснований своей деятельности, педагог может создавать условия, в которых обучение способствует решению подростком основных задач этого возраста - развитию самосознания и коммуникативных компетенций.

Однако, если мы говорим о школьном телевидение, не надо забывать, что это средство массовой информации. Поэтому вполне логично, что школьное телевидение является составным звеном процесса управления школой. И тогда мы говорим о пиаре школы средствами школьного телевидения, которое играет роль зеркала. И тогда учащийся с точки зрения пиара, становится инструментом, составной частью рекламного процесса. А если речь идёт о коммерческих вопросах, связанных с возможностями школьного телевидения, тоесть риск, что возможности школьников используются для достижения администрацией поставленных целей.

Педагог, работающий в школьных СМИ зачастую вынужден совмещать в себе эти два различных подхода в медиаобразовательной среде. В связи с переходом на подушевую систему оплаты труда, сейчас школа превращается в бизнес модель, и, соответственно, использование специалистов по всем трём направлениям требует их специальной подготовки. Преподаватель работающий с ребёнком над созданием творческого проекта не всегда готов заниматься пиаром административных задач школы, точно также как специалист по связям с общественностью в меньшей степени будет способствовать формированию механизмов ценностно-смысловой регуляции учащихся, и неизвестно кто из них сможет "держать руку на пульсе" постоянно меняющихся технических достижений и программ в медиаобразовательной информационной среде.

Помимо этого, медийность охватывает и традиционные области образования: гуманитарные и естественнонаучные. Преподаватели-предметники также хотят от детей творческих проектов с последующим их использованием в процессе обучения. И здесь уже от преподавателя требуется знание не только в области медиа, но и в культуре, широко понимаемом смысле как эволюционный процесс от древних времён до сегодняшнего дня. Такие специалисты встречаются крайне редко, но даже при согласии администрации и желании преподавателя иметь подобную подготовку, это не оправдывает ожидания. Сегодня практически полностью сведена на нет система повышения квалификации в области культурологии и мировой художественной культуры (даже внебюджетные курсы массово сокращаются), а подготовка в области медиа сводится к обучению техническим и композиционным азам. Поэтому с детьми в области медиаобразования зачастую работают не слишком компетентные педагоги.

Данная ситуация усугубляется ещё и бальной системой оценок деятельности школы и педагога. Совсем недавно педагог мог получить 50 баллов за пройденные компьютерные курсы или те же 50 баллов, защитив диссертацию. Часто школы готовы участвовать в любых конкурсах департамента образования, не всегда высокого уровня и продуманной системой оценки детского труда, для того, чтобы получить заветные баллы и повысить рейтинг школы. Тоже касается и педагогов. Учитываются те курсы повышения квалификации, которые рекомендованы департаментом, тогда как за последние годы база квалифицированных педагогов и методистов подобных курсов значительно поредела. Поэтому сейчас идет начальный этап осмысления медиапроцесса школьного телевидения. Современный человек не мыслит себя вне медийного контекста. Социокультурный анализ современности подчеркивает разрыв между реальностью и виртуальном миром, разрыв между поколениями с явной утратой культурной памяти.

Дети, в силу особенностей пребывания в медиасреде, уже имеют сформировавшиеся стереотипы мышления, которые надо учитывать, а для поставленной нами задачи формирования и развития личностных компетенций эту ситуацию «стереотипизации» надо менять. Современный мир требует от человека умения ориентироваться в информационных потоках, способности интегрироваться в них и творчески самореализоваться. Для вырабатывания у подростка навыков саморегуляции, необходимо создавать медийную среду, в которой обучение, помимо приобретения знаний, умений и навыков, будет способствовать решению основных задач, необходимых для успешной социализации – рост самосознания и формированию коммуникативных компетенций. Но для этого необходимо сформулировать основные направления в школьном медиаобразовании, четко разграничить пиар, творчество и журналистику, понимая, что между ними общего и чем они отличаются, подготовить соответствующих специалистов.

Современные ФГОСы рассматривают различные варианты решения новых требованиях российского образования, учитывающих становление личностных компетенций каждого обучающегося. Например, одно из этих решений – «Индивидуальный проект». Новый образовательный стандарт рассматривает проектную деятельность как обязательную часть учебного процесса: «Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)» [1].

Вид проекта и форма медийного воплощения проектного продукта меняется в зависимости от определяющей его содержательной специфики, а выполнение проекта требует решение конкретной проблемы при получении заранее запланированного продукта, т.е. средства решения проблемы.

Результаты проекта в виде продукта достигаются через изменение авторского самосознания, овладение навыками саморегуляции, которые необходимы в индивидуальной проектной деятельности. В процессе работы нами были разработаны и использованы различные педагогические технологии и методики в медиаобразовании, в том числе и на основе ступенчатой модели при работе над индивидуальным проектом. Подобный методический подход позволяет варьировать процесс обучения для каждой конкретной аудитории в зависимости от её особенностей и степени подготовки. Работа над проектом позволяет сформироваться «проектному мышлению»[9], способствует становлению коммуникативных компетентностей учащихся, формирует мотивации к самообразованию и готовность к переобучению. Именно такой тип «проектного мышления» характерен, по мнению психологов, для лидеров современного общества в любой профессиональной деятельности.

Если представить школьные СМИ как долговременный групповой проект, то возможно найти точку совмещения описанных выше проблем. И тогда этот масштабный проект рассчитан на решение, во-первых, административных задач, где администрация школы выступает заказчиком, во-вторых, в рамках этого многоуровневого проекта учащиеся могут создать собственную нишу для реализации своего индивидуального проекта. Последнее позволяет учащимся приобрести умение формировать собственную позицию, способствующую развитию творческой компетентности и динамической готовности к переобучению. И тогда, школьные СМИ на базе проектной деятельности в современной образовательной системе можно рассматривать как процесс подготовки и формирования самосознания и коммуникативных компетенций современной личности.

Источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.pdf (дата обращения 22.09.2014)
  2. Бондаренко Е.А. Технологии медиаобразования. [Электронный ресурс]. URL: http://fgoscom.ru/page/061aa4eb-2e5b-4708-8729-fbd66a6c01bd (дата обращения 15.10.2015)
  3. Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростка: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии; под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980 г. [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/gameso_vosrast/01.aspx (дата обращения 09.12.2013)
  4. Городилина Т.В. Практический опыт по развитию механизмов ценностно-смысловой регуляции у подростков (на основе работы медиастудии «Открытый мир») // Вестник ЧелГУ . 2013. №21 (312). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskiy-opyt-po-razvitiyu-mehanizmov-tsennostno-smyslovoy-regulyatsii-u-podrostkov-na-osnove-raboty-mediastudii-otkrytyy-mir (дата обращения: 14.05.2014)
  5. Городилина Т. В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе Федеральных государственных образовательных стандартов / Т. В. Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. Т. 2. №. 6. C. 37-41. DOI: 10.12737/7622
  6. Городилина Т.В. Развитие ценностно-смысловой регуляции у подростков в образовательном пространстве медиастудии // МНИЖ . 2015. №2-4 (33). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsennostno-smyslovoy-regulyatsii-u-podrostkov-v-obrazovatelnom-prostranstve-mediastudii (дата обращения: 21.11.2015).
  7.  Жилавская И.В. О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования. [Электронный ресурс]. URL: http://mic.org.ru/pr-ob/38-3-mediaobrazovanie (дата обращения 10.09.2014)
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt (дата обращения 12.21.2013)

<p align="jus

Дополнительная информация