Медиапедагогические комплексы Свердловской области: этапы становления и опыт институциализации

Анна Рувимовна КанторАнна Рувимовна Кантор
Уральский центр инновационных образовательных технологий

В статье представлены этапы  становления медиаобразования в системе государственного и негосударственного образования Свердловской области в рамках авторских медиапедагогических комплексов (АМПК), созданных на базе телевизионных информационно-просветительских программ «Час Дворца» и «Камертон», а также образовательной программы повышения квалификации «Основы медиапедагогики», разработанной на основе концептуального осмысления уникального опыта АМПК («Региональный центр медиаобразования» и «Час Дворца») и ставшей стратегическим вектором медиапедагогического комплекса «Страна медиаграмотных граждан»

Ключевые слова: медиапедагогика, медиаобразование, авторский медиапедагогический комплекс(АМПК), институциализация, медиа и информационная грамотность, телевизионное медиаобразование, конвергентное медиаобразование.

Anna Ruvimovna Kantor
Ural Center of Innovative Educational Technologies

Mediapedagogical complexes of the Sverdlovsk region : the stages of formaition and experience of institutionalizing

 The article presents the stages of development of media education in the system of state and non-state education of the Sverdlovsk region in the framework of the author's media pedagogical complexes (AMPС). This complexes were created on the basis of the  informational television and educational programs , "Hour of the Palace" and "The tuning-fork "and professional educational training program "Fundamentals of the media pedagogy", which was work out on the basis of conceptual perception of unique experience of AMPС ("The regional center of media education" and "Hour of the Palace"). Today it became a strategic vector of the media pedagogical complex "Country of Media Competent Citizens"

Keywords: media pedagogy, media education, the author's media pedagogical complex (AMPС), institutionalizing, media and information literacy, television media education, convergent media education.

Cкачать статью в .pdf

Медиаобразование в настоящее время представлено достаточно большим спектром различных направлений, которые могут быть интегрированы как в учебный гуманитарный и естественнонаучный процессы, так и во внеучебную деятельность школы, создавая особую информационно-просветительскую, социально-культурную социализирующую образовательную среду. Как отмечает Е.А. Бондаренко, «…это и работа над исследовательскими мультимедийными проектами, и создание школьных сайтов или печатных изданий, и школьное телевидение, и школьные блоги, и кружки по ориентированию в Интернете…»[1]. Список форм и направлений можно продолжать и дальше, но вместе с тем по-прежнему остаются актуальными проблемы системного, комплексного, а главное, стабильного и непрерывного развития медиаобразования, его  институциализации в региональных образовательных системах.

Причин этому немало. Прежде всего, отсутствие профессиональных кадров в школьных коллективах, несмотря на острую востребованность медиапедагогов, о чём свидетельствуют многие исследования, проведённые Уральским центром инновационных образовательных технологий в школах Свердловской области в течение пяти лет с 2011 по 2015гг. Результатом этого становится «кампанейщина», формальность в проведении медиаобразовательных мероприятий, их «разовость» и «точечность». Эффективность медиаобразовательной деятельности зависит во многом и от степени «открытости» школ. Но, как пишет Жилавская И.В., и с ней трудно не согласиться, «долгие годы школа оставалась, да и сегодня ещё по-прежнему остаётся довольно закрытым учреждением»[2]. Открытая школа – интерактивна, в режиме он-лайнведёт диалог с образовательным сообществом, не страшится конкуренции и предоставляет пространство своего сайта для контента, который организуют и создают не только учителя, но и дети, и родители. Пока о такой модели приходится мечтать.

Вместе с тем приблизительно с такой медиаобразовательной конструкции начиналась деятельность первого авторского медиапедагогического комплекса (дальше – АМПК) Свердловской области «Час дворца» в далёкие 90-ые прошлого века. Е.А. Бондаренко отмечала, что опыт региона по развитию в течение более чем 20-ти лет так называемых медиапедагогических комплексов, авторских проектов А.Р.Кантор чрезвычайно интересен, уникален и заслуживает не только особого внимания, изучения, но и широкого распространения в образовательных учреждениях России[3].

Стартапом медиаобразовательного движения в регионе стал 93-ий год. За 22 года было создано триАМПК, прошло испытание более 20 моделей, проектов и подпроектов.

Этапы этого движения: 1993-2007гг – АМПК «Час Дворца»; 2007-2011гг – АМПК «Региональный центр медиаобразования» областного министерства образования; 2011г. и по сегодняшний день– «Уральский центр инновационных образовательных технологий», продвигающий в образовательное пространство области АМПК «Страна медиаграмотных граждан». Этот проект ориентирован на образовательную деятельность, повышение квалификации профессионалов в сфере образования, культуры, медиа, на формирование системы медиа и информационных компетенций медиаграмотности учителей и учащихся, на дальнейшее развитие комплексных медиапедагогических стратегий, на взаимодействие школы с такими информационными службами, как библиотеки, музеи, архивы на платформе конвергенции традиционных и новых медиа.

Спецификой развития регионального медиаобразования в Свердловской области стали модели телевизионного и конвергентного медиаобразования.

Авторское понятие «телевизионное медиаобразование»  впервые дано мною в диссертации «Телевизионное образование как фактор формирования информационной культуры учащихся в современных условиях». «Телевизионное медиаобразование – это процесс целенаправленного использования экранной информации для углубления и расширения знаний личности об окружающем мире, её развитии и саморазвитии под воздействием осознанной познавательной потребности; активного медиатворчества посредством телевизионных мультимедийных технологий»[4].

Необходимо отметить универсальность телевизионных технологий, которые способны синтезировать все виды обучения и просвещения. Под телевизионным медиаобразованием подразумевается не только передача знаний, умений, навыков, но и процесс преобразования личности зрителя, поведенческая модель, призванная формировать человека-творца, способного подходить к решению любой проблемы с высоких культурных и нравственных позиций.

Другими словами, телевизионное медиаобразование – это комплексный процесс обучения, просвещения, воспитания, реализуемый посредством телевизионных технологий на основе принципов гуманной педагогики, педагогики сотрудничества.

Конвергентное медиаобразование (конвергент от лат. «convergo» – сближаю и англ. «convergence» – схождение в одной точке). Конвергентная журналистика, как известно, процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс.

Конвергентная модель медиаобразования «РЦМО» концептуально близка моделям, описанным  Фёдоровым А.В.[5] и Жилавской И.В. [6]: образовательно-информационной, воспитательно-этической, утилитарной, социокультурной, интерактивной (журналистской).

Таким образом, медиапедагогические комплексы

  1. Обеспечивали системность и преемственность в формировании медиакомпетенций учителей и учащихся.
  2. Создавали комплекс условий для развития эмоционального интеллекта учащихся, их профессионального самоопределения в будущем.
  3. Обеспечивали экспертизу медиапедагогической деятельности в процессе конвергентного медиатворчества детей в разных медийных форматах: аудиовизуальном, газетно-журнальном, сетевом, создании контента для Интернета. (Можно сказать, что уже в то время мы создавали универсальных медийщиков, востребованность которых сегодня достаточно высока).
  4. Надо сказать, что АМПК ещё создавали перспективу для возвращения воспитанников в такие, как наш, медиапедагогические коллективы. И сегодня во многих медиапедагогических проектах «Уральского центра инновационных образовательных технологий» работают наши  выпускники, дипломированные журналисты, дипломанты и победители различных медийных конкурсов, они продолжают заниматься медиаобразованием с учителями и с детьми.

Медиапедагогические комплексы стали платформой, на которой формировались, развивались и взаимодействовали тринаправления регионального медиаобразования: создание медиаконтента – социального, культурного, информационно-просветительского, художественно-публицистического; формирование медиакомпетенций учителей и учащихся; обобщение, оценка, анализ уникального регионального опыта, встраивание его в методологическую структуру мирового и российского медиаобразования.
В рамках первого медиапедагогического комплекса, который базировался на платформе телепроекта «Час Дворца», были созданы медиашкола и киноклуб, которые формировали полноценное восприятие учащихся через качественные экранные и печатные тексты, умениеанализировать материал, оценивать и интерпретировать его, давали знания разных жанров масс-медиа. Телепроект «Час Дворца» обеспечивал медиапрактику, связь учащихся с социокультурной средой региона. Позже был разработан сайт и стали выходить  совместные проекты «Часа Дворца» с региональной вкладкой газеты «Труд» и «Областной газетой», журналом «Уральский следопыт».

Уникальность проекта заключалась ещё и в том, что учащиеся – студенты как гуманитарных, так и технических вузов, старшеклассники–имели возможность выхода в профессиональный эфир, обучались азам журналистики, формируя медиа- и информационные компетенции в рамках образовательных программ «Телекультура» и «Медиажанры» в творческом общении с практикующими журналистами, уральскими кинодокументалистами, педагогами факультета журналистики, медиапсихологами.

Региональные телевизионные проекты, ставшие доминантой АМПК, ставили именно такие задачи и были достаточно эффективны в их реализации. Примером могут быть документальные фильмы художественно-публицистического сериала «Эпоха». Это телефильмы «Екатеринбургская сага» и «Непростая фамилия Шеины», которые были сняты по сценариям, созданным совместно с юными авторами исследовательских работ. Юные соавторы Василий Ласкин и Евгения Бабич были в кадре, брали интервью, «начитывали» текст фильма. Сериалы «Герои нашего времени» и «Кумиры нашего времени» также создавались при непосредственном участии учащихся медиашколы при телепроекте «Час Дворца».

В 2007 году на базе первого медиапедагогического комплекса распоряжением Правительства Свердловской области и по инициативе областного Министерства образования на основании пакета документов, разработанного нами, был открыт Региональный центр медиаобразования –второй региональный медиапедагогический комплекс,реализующий конвергентную модель медиаобразования. Эта структура объединила «под одной крышей» в режиме единого управления четыре взаимодействующих между собой проекта: региональный педагогический телеканал «Камертон», Учебный центр, в который вошли медиашкола и курсы повышения квалификации (по Образовательной программе «Основы медиаобразования), видеопортал и журнал «Образование. Медиа. Общество. Пространство сотрудничества», который выходил в печатном и электронном вариантах.

Телепроект «Камертон» стал доминантой, ядром всей медиаобразовательной деятельности РЦМО.«Камертон» создавался в рамках национального государственного гранта для будущего педагогического телевидения региона, которое должно было возникнуть с запуском цифрового телевидения Свердловской области(запуск планировался в 2009 году). Всей этой масштабной работе предшествовало социологическое исследование по разработке концепции и элементов художественно-информационной модели такого канала.

К исследованию были привлечены девятьэкспертных групп, охвачены все уровни образования. Разработанная в результате этого программа действий актуальна и сегодня, она убедила нас в правильности того, что мы делали и что реализуем в данный момент.

Педагогические работники, родители, учащиеся, медийщики, несмотря на ряд разногласий, которые у них возникали по поводу основного содержания канала, сходились в одном: учащихся надо делать активными зрителями, т.е. созидателями, творцами самого контента. Линия сближения потребностей всех групп участников исследования была в интересе к местному региональному контенту: проблематике краеведения, экологии, профориентационной работе.

«Камертон» стал многожанровым, в эфир в то время уже выходило девятьпрограмм: диалоговые, полилоговые(дебаты), интервью, сериалы «Учитель – это судьба», «Диалог поколений», «Эпоха», ток-шоу юных изобретателей, музыкальное шоу, информационная программа «События образования». Расширился круг профессиональных творцов: журналистов, режиссёров-документалистов, сценаристов и операторов, видеомонтажёров.

Вместе с тем, в проектах «Камертона» по-прежнему работали учащиеся, и как авторы сюжетов, и как сценаристы документальных фильмов по своим исследовательским проектам, и как участники дискуссионных программ. Крупный план «Камертона» был отдан образовательному сообществу, его членыбыли героями, авторами и экспертами. «Камертон» реально становился интерактивной коммуникационной площадкой, где в диалоге и полилоге встречались взрослые и дети. Проекты выходили стабильно, системно, активно встраиваясь в образовательную среду региона, становились предметом обсуждения на ежемесячных семинарах в учебном центре РЦМО. Всё это формировало свою аудиторию, «Камертон» стал той редкой территорией общего просмотра, которой сегодня нет на телевидении.

В Федеральном документе «Стратегия развития воспитания в Российской федерации: 2015-2025 годы» идёт речь о развитии центров медиаобразования. У нас такой центр был создан в 2007 году.  Для российской системы образования периода реформирования и модернизации он был знаковым.Активно поддержанный педагогическим сообществом Свердловской области, он во многом опережал образовательную ситуацию, но этим и был интересен, так как формировал перспективу, стратегию современного образования. Проекту была дана высокая оценка экспертов Федерального Министерства, Российской Академии образования, он стал Федеральной площадкой РАО.

Итоги деятельности РЦМО и открытых им шести педагогических площадок были представлены на четырех межрегиональных конференциях, две из них прошли с иностранным участием: в 2007 году гостем стала медиапедагог и продюсер ВВС Ники Кроутер, а в 2010 году медиапедагог из Германии Рони Лайбельт, руководитель молодёжного образовательного центра «Европейский образовательный проект», с которым мы продолжаем взаимодействовать через нашу медиапедагогическую площадку – лингвистическую гимназию №37 г.Екатеринбурга.

В 2011 году мы проводили социологические исследования в шести муниципалитетах, где были созданы экспериментальные медиаобразовательные площадки.

Результаты исследованиявразличных формах мультимедийной деятельности: в создание сюжетов для школьных теленовостей, учебных фильмов, сайтов, социальных роликов – было включено 69 % учащихся и 48 % педагогов. Всё это превышало показания начала 2007 года – 31% и 23% соответственно. В 2,5 раза увеличилось количество учащихся, занимающихся медиатворчеством, в тех образовательных учреждениях, руководители и педагоги которых проходили обучение в РЦМО, участвовали в телевизионных проектах.

Целью этого исследования также стала проблема приобретения учащимися ключевых медиакомпетенций, содержание многих из них идентично метапредметным результатам, которыми должны обладать выпускники школы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В исследовании участвовало более 200 респондентов, педагоги и родители. Исследование дало следующую картину: системные медиапрактики с акцентом на аудиовизуальные форматы, формируют у учащихся устойчивую потребность в медиатворчестве, умение перерабатывать и предъявлять информацию в словесных, образных, символических формах, навыки самостоятельного поиска и отбора информации из разных источников, в том числе умение работать с электронными архивами и в библиотеках, музеях, архивах,умениевыражать свои мысли в монологовой, диалоговой, полилоговой формах речи, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, умение работать в команде. Но главное, что отмечали родители, учащиеся приобретали такие необходимые каждому человеку качества как ответственность, дисциплина, эмпатия и рефлексия. Таким образом, региональным АМПК удалось запустить в образовательное пространство области механизм активной медиаобразовательной деятельности.

В настоящее время создаётся виртуальный музей АМПК Свердловской области: архивы «Часа Дворца», «Камертона», РЦМО оцифровываются и частично выкладываются на портале «Камертон-канал»(адрес www.kaisl-omo.ru). Уникальный опыт мы продолжаем изучать, планируется издание методического пособия.

В 2011 году телепроекты «Камертона» вошли в шорт-лист лучших просветительских проектов России по версии престижного журналистского конкурса, который ежегодно проводит международный благотворительный фонд имени Артёма Боровика.

В 2011 году в регионе был открыт Уральский центр инновационных образовательных технологий. Один из его крупных проектов – «Страна медиаграмотных граждан» – третий медиапедагогический комплекс региона.

Структура проекта «Страна медиаграмотных граждан» включает семьмодулей:

  1. Образовательная программа повышения квалификации «Основы медиапедагогики»;
  2. Оцифровка архивов телепроектов «Час Дворца» и «Камертона» и деятельности медиапедагогических комплексов;
  3. Медиашкола «Камертон-профи» по четыремнаправлениям: операторское мастерство, сайтостроение, телекультура и техника речи, фотография, пластилиновая анимация, режиссура документального кино;
  4. Производство культурно-образовательного контента;
  5. Мастер-классы ведущих медиапедагогов России, журналистов, киноведов, кинокритиков, режиссеров документального кино, т.к. документальное кино мы считаем чрезвычайно эффективной медиапедагогической моделью социализации и развития критического мышления;
  6. Социологические исследования;
  7. Система творческих конкурсов «Добрый интернет», которую мы развиваем на платформе евразийского экономического форума молодежи.

Системообразующий вектор проекта – это программа повышения квалификации «Основы медиапедагогики» объемом 250 часов. В основе программы концепция взаимодействия двух моделей медиаобразования: журналистской и педагогической. Это единственная в регионе программа в сфере дополнительного профессионального медиаобразования, адресованная специалистам образования, культуры, социальной работы, массмедиа.

Концепция проекта основана на взаимодействии двухмоделей медиаобразования: журналистской и педагогической.

Журналистская модель медиаобразования направлена на развитие медиактивности аудитории в сфере практического создания и распространения медиатекстов. Эта модель подробно рассматривается в статьях И.В. Жилавской и И.М. Дзялошинского.Последний, в частности, таким образом формулирует данную модель: «Медиа рассматриваются в качестве инструмента формирования социального опыта школьников и студентов, формируемого в процессе изучения истории, структуры и теории средств массовой коммуникации, а также овладения умениями самостоятельного отбора и критического анализа информации, поступающей по различным каналам, а также самостоятельного создания ими сообщений с использованием различных знаковых систем и информационных технологий.[7]

Педагогическая модель медиаобразования – это:

  • Интегрирование медиаобразования в гуманитарные и естественнонаучные школьные предметы. (Эти вопросы достаточно широко рассматриваются в статьях Е.А. Бондаренко и монографии А.А.Журина [8])
  • Развитие медиакомпетентности и аналитического мышления аудитории на основе современных медиа: телевидения, кино, рекламы, фотографии, интернет-изданий. (Этим проблемам посвящены монографии и статьи А.В. Федорова, И.В. Челышевой, Е.А. Бондаренко)

Программа практикоориентирована, приближена к реальному образовательному процессу, к тем воспитательным задачам, которые ежедневно приходится решать образовательному сообществу. У современного подростка восприятие информации происходит через экран монитора. Доминирует экранный тип коммуникации. Поэтому овладение навыками электронной культуры невозможно без погружения слушателей в основы экранной культуры, её историю и теорию. Модуль «Основы экранной культуры» переходит в практикоориентированные построенные на технологиях тренингов и сюжетно-ролевых игр модули «Формирование коммуникативных способностей личности посредством телевизионных технологий» и «Телевизионное образование как фактор формирования медиакультуры личности».

Со слушателями программы «Основы медиапедагогики» с самого первого дня мы ведем индивидуальную работу, разрабатывая с каждым из них алгоритмы авторских медиапроектов. Тематика медиапроектов широка и актуальна:«Проектирование виртуальных школьных музеев: опыт сотрудничества с муниципальным городским музеем», «Документальный фильм на уроке как модель социализации молодого человека», «Разработка проекта городского молодежного интернет-канала как информационного ресурса и коммуникативной площадки краеведческого волонтерского детско-юношеского движения» и многое другое.  Доклады были представлены на Всероссийском семинаре «Сохранение электронной информации. Медиа и информационная грамотность, как ключевая компетенция современного специалиста»(прошёл в рамках НПК «Система управления знаниями в информационной сфере российского общества: новые вызовы и возможности»). Организатором семинара стал Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», УРФУ им. Б.Н. Ельцина,  АСМО, Уральский центр инновационных образовательных технологий(региональное отделение АСМО). Экспертное жюри, которое возглавили Е.И.Кузьмин, председатель российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», и И.В.Жилавская,  президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО), дало этим проектам высокую оценку.

В 2014 году 93 процента учителей(было опрошено 123 человека) отметили, что в школе необходимо медиаобразование, более половины опрошенных подчеркнули, что это должны быть специальные, т.е. внеучебные формы. Остальные выступили за медиаобразование,интегрированное в предметные области.
При этом 62% уверены, что медиаобразованиемдолжны заниматься специально обученные педагоги, 21% хотели бы пройти обучение на курсах повышения квалификации. И только 10% опрошенных заявили, что они сами могут проводить эти занятия.

Из этого следует простой вывод. Школа остро нуждается в профессионалах-медиапедагогах, универсальных специалистах, которых давно пора обучать на студенческой скамье в педагогических вузах. Учить в течение пятилет, как учат словесников и географов, математиков и биологов. Однако, несмотря на высокие министерские документы, которые легализовали медиаобразование и подчеркивают всестороннюю важность этого направления для социализации, духовно-нравственного становления подрастающего поколения,  вопрос массовой подготовки медиапедагогов в стенах высших учебных заведений, интеграции медиаобразования в систему официальной подготовки педагогов, остается открытым.

В этой ситуации чрезвычайно важна консолидация всех медиапедагогических ресурсов, общественных организаций и ассоциаций, государственных и негосударственных учреждений по выработке единых подходов, единых стратегий к формированию медиа- и информационных компетенций, медиакультуры подрастающих поколений.

Источники:

  1. Бондаренко Е.А. Региональные аспекты медиаобразования в постиндустриальном обществе. Подросток в море СМИ – Плыть? Бороться? Использовать?//Медиаобразование 2014: Сб.тезисов Всероссийской научно-практической конференции(с международным участием) Медиаобразование 2014г./под редакцией И.В. Жилавской, Е.А. Карягиной. М.:РицМГГУ им. М.А.Шолохова.С.178.
  2. Жилавская И.В. Школьная пресс-служба. К постановке задачи.// Медиаобразование 2014: Сб.тезисов Всероссийской научно-практической конференции(с международным участием) Медиаобразование 2014г./под редакцией И.В. Жилавской, Е.А. Карягиной. М.:РицМГГУ им. М.А.Шолохова.С.79
  3. Бондаренко Е.А. Региональный центр медиаобразования как модель реализации новой образовательной стратегии в России.// Сб. «Актуальные задачи медиаобразования в условиях расширения общественного участия в управлении образованием» - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009 - 200с. С 96-101.
  4. Кантор А.Р. Телевизионное образование как фактор развития информационной культуры учащейся молодёжи в современных условиях. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук. 43 – УРГУ: Екатеринбург, 2010-22 с.
  5. Фёдоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов// Педагогика. – 2004 №4. С. 43-51
  6. Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования.                                  // Журнал «Медиатека и мир» №3 2009; www.zhilavskaya.ru
  7. Дзялошинский И.М. Медиа и информационное пространство: новые теории и смыслы. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа и информационная грамотность в информационном обществе (Москва, 24-27 апреля 2013г.). С.23.
  8. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе: монография/ А.А.Журин; УРАО ИСМО. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. – Саров: СГТ, 2009. – 300 с.

Статья предоставлена Уральским центром инновационных образовательных технологий (г. Екатеринбург) – региональным отделением Ассоциации специалистов медиаобразования.

 

 

Дополнительная информация