УДК. 316.77

Мультимедийная, художественно-профилактическая и образовательно-интеграционая невербальная киберсреда музыки и физики великого Л. С. Термена

А.А. МаченинА.А. Маченин,
кандидат педагогических наук

 

(от электромузыкальных киберсистем «Терменвокс» и «Терпситон» до лазерно-лучевой образовательно-профилактической киберсреды
«Opti Music» и «Reactable»)

Что мы знаем об аудиовизуальной невербальной арт-профилактике XXI века? Какие невербальные кибертехнологии будущего разработаны и применяются уже сегодня для образовательной, развивающей и художественно-творческой выразительности, социальной адаптации и профессиональной реализации, как обычных людей, так и людей с ограниченными возможностями здоровья? В данной статье мы приоткроем завесу в мир интегративных кибертехнологий, ключевыми компонентами которых являются элементы систематизации восприятия музыки и электроники, свето-лучевой магнитной акустики и кинематики человеческого тела, представленные на примерах современных электро-музыкальных киберсистем «Терменвокс» и «Терпситон», а также лазерно-лучевых образовательно-терапевтических интерактивных киберкомплексов «ИК-Термен», «Лазерная арфа», «Opti Music» и «Reactable».

Ключевые слова: физика, музыка, электромагнетизм, акустическая лазерно-лучевая киберсистема, кинетика человеческого тела, социальная адаптация, образовательная аудиовизуализация, невербальная арт-профилактическая киберсреда, школьные сенсорные доски.

A.A.Machenin

Multimedia, art-therapeutic and educational-integrational cyber area nonverbal of  music and physics by L. S. Termen

(from electro-music cyber systems «the Thermin» and «Terpsitone», to laser bean art-educational cyberarea «Opti Music» end «Reactable»)

What do we know about the 21st century audiovisual nonverbal art therapy? What nonverbal cyber technologies are created and how they applied today for the educational, developmental, artistic and creative expression, social adaptation and professional progress as ordinary people, end of people with disabilities? In this article we will open the curtain into the world of integrative cyber tecgnologies, key components of which are elements of the systematization of music and electronics perception, light-beam magnetic acoustics and kinematics of the human body, which are shown in the examples of modern electro-musical cyber systems «Terminvoks» and «Terpsiton» and laser beam educational and therapeutic interactive cyber complexes «Mini IR Theremin», «Laser Harp controller», «Opti Mus» and «Reactable».

Keywords: physics, music, electromagnetism, acoustic laser beam cyber-system, the kinetics of the human body, social adaptation, educational audio visualization, nonverbal art terapevticheskii cyber crud, multi-format touch boards for schools.

Cкачать статью в .pdf

Cкачать фотоприложение в .pdf

В предыдущей статье «Синтез музыки и физики в процессе самореализации личности в киберпространстве», напечатанной в MIC №14 2015 г., мы рассказали о необычном киноуроке физики, о синтезе искусств и наук, о невербальных формах взаимодействия, о хариографических коммуникативных танцах и кибертехнологиях, способствующих художественно-творческому невербальному общению и самовыражению как обычных, так и людей, по тем или иным причинам имеющие ограничения в возможностях здоровья. Мультимедийные кибертехнологии в оприори призваны выполнять, дополнять и многообразно пополнять человеческий функционал, особенно говоря о проблемных обстоятельствах жизненной социальной среды. Оригинальность человеческого естества неоспорима. Но и параллель последовательного функционирования жизненно важных систем несомненна.

Исторический опыт показывает: уже сегодня в России и мире достаточно широко распространены многофункциональные мультимедийные арт-профилактические, терапевтические, оздоровительно-восстановительные, реабилитационные техники и технологии, основные задачи которых фокусируются на совокупности электротехнических реальных и виртуальных киберсистем, гармонично интегрируемых с тончайшими областями как вербального, так и невербального коммуницирования людей с помощью классических и современных выразительных искусств.

И действительно, продолжая отталкиваться от основной идеи художественного фильма французского кинорежиссёра Люка Бессона «Дансер» («The Dencer») отметим, что исследовательский путь подобных технико-технологических интеграций, гуманитарных и точных наук включает в себя период более 100 лет, а первооткрывателем, автором основополагающих концепций кибернетики невербального взаимодействия и управления свето-акустикой и музицирования за счёт кинетики человеческого тела, является советский музыкант и физик-экспериментатор Лев Сергеевич Термен (1896–1993), но всё по порядку ...

Всё началось с исследований российского, а точнее, тогда ещё советского музыканта и физика-экспериментатора Льва Термена. Именно он является родоначальником современных передовых интеграционных, коммуникационных, аудиовизуальных арт-профилактических кибертехнологий, с помощью которых происходят теснейшая коммуникация, социальная адаптация и реабилитация, проявляющиеся в  художественно-творческих волевых усилиях у людей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет им поверить в себя и свои силы, что впоследствии помогает превратить физическую ограниченность возможностей здоровья в социальную физиологическую, морально-психологическую и художественно-творческую безграничность.

В 1921 году в политехническом музее состоялся необычный, для того времени, музыкальный концерт. Одно только название на афише «Электричество и Музыка» заставляло читающего ожидать от представления чего-то невозможного, невообразимого и удивительного. Выступал молодой учёный-физик и музыкант-экспериментатор Лев Термен. Он впервые публично продемонстрировал своё неординарное изобретение, которое позволило учёному за счёт флуктуации электромагнитных полей, не касаясь инструмента, преобразовывать кинетическую энергию собственного тела в прекрасную, завораживающую музыку. Учёный назвал своё изобретение «Ротон». И действительно, происходящее на сцене было больше похоже на магию, фокус. Учёный совершал кроткие взмахи рук, словно дирижер, но при этом на сцене не было оркестра. Вместо него перед исполнителем находился прибор с двумя антеннами, а звук, казалось, рождался из воздуха. Так слушатели впервые познакомились с новым музыкальным инструментом, который позднее назвали «Голос Термена» или «Терменво́кс» (англ. theremin или thereminvox).

Музыка и физика существовали в жизни Льва Термена параллельно. Он не только окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, но и учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1919 году, сразу после Октябрьской революции, знаменитый академик А. Ф. Иоффе пригласил молодого инженера возглавить лабораторию физико-технического института, где неизвестный, но подающий надежды исследователь занимался разработкой новых технологий в направлении модификации компонентов промышленной электротехники. Работая над своим первым изобретением, которым считается «бесконтактная сигнализация», Л. Термен заметил, что стоит поднести руки к источнику электромагнитных колебаний, как звук тотчас изменяет свою высоту. Наблюдение удивило и академика А. Ф. Иоффе. Он изумился ещё больше, когда его научный сотрудник исполнил на магнитно-ламповом электроприборе знакомую мелодию. Со временем оказалось, что если немного усовершенствовать  звукочастотные параметры магнитно-волнового сигнального устройства, прибор превращается в необычно звучащий полноценный музыкальный инструмент.

В марте 1922 года Л. С.Термена пригласили в Кремль на встречу с В. И. Лениным для обсуждения проекта охранной сигнализации. Деловой ход встречи быстро перешел в дружеский, и Л. Термен продемонстрировал вождю пролетариата возможности звучания единственного в своем роде электромагнитного музыкального инструмента. Л. Термен с легкостью исполнил «Этюд» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки, после чего предложил помузицировать и Владимиру Ильичу. Ленин, будучи человеком увлекающимся, без промедлений согласился. В течение нескольких минут практики под руководством изобретателя всем стало очевидно, что Ленин может играть самостоятельно. Он завершил исполнение «Жаворонка» Глинки уже без помощи Льва Термена. Л. Термен позднее вспоминал: «На встрече с Лениным я сразу почувствовал, что он музыку очень хорошо понимает. Владимир Ильич отметил, что ему было очень приятно самому играть и очень хорошо, что этот инструмент не очень большой. Очень важно, что бы вы такие чудеса показали во всех городах, деревнях и сёлах нашего Советского Союза. Нужно всем показать, какие интересные вещи творит электричество». Мало кто знает, что именно тогда Ленин, вдохновившись этим необычным музыкальным прибором, бросил знаменитую фразу: «Хорошо, что именно у нас электрифицирована даже музыка» [10, 11].

В результате этой встречи Владимир Ильич потребовал организовать для изобретателя-музыканта всероссийский образовательно-исполнительский тур, в рамках которого Лев Термен несколько лет ездил по стране с лекциями и концертами. Также, несмотря на все трудности того времени, был подписан декрет о создании физико-технического отдела при Государственном рентгенологическом и радиологическом институте, где Л. Термен продолжил свои исследования [9].

Несмотря на турне по СССР и успехи в модернизации первой модели «Терменвокса», в Советском Союзе уникальный инструмент не получил всенародного признания. Но в США изобретение Льва Термена быстро стало популярным. Его, советского музыканта и физика, приглашают показать своё чудо техники в лучших концертных залах мира – Карнеги-холле и Метрополитен-опере. Кроме того, он получил бесчисленное количество заказов на изготовление чудо-инструмента. Компания-производитель электроники, концерн RCA купила у советского инженера патент на первую модель «Терменвокс». Успех принёс не только громкое имя, но и многомиллионное состояние. Встретив столь неожиданный интерес у заграничной публики к своим исследованиям и предвкушая широчайший художественно-творческий и научно-экспериментальный потенциал в заграничной жизни, Л. Термен принимает решение остаться жить и работать в США. Известно, что Л. Термен арендовал многоэтажное здание в самом центре Нью-Йорка сроком на 99 лет и основал в нём электронно-музыкальную танцевальную студию.

Важное наблюдение! 1936 год: именно тогда Л. Термен создаёт в Америке совершенно новый прототип музыкального прибора, отличного от первоначального «Терменвокса». Принцип работы устройства заключался в усовершенствованном управлении звуком за счёт кинетической энергии не только кистей рук исполнителя, но и  всего тела в комплексе. К примеру, при исполнении танца. Новый прибор он назвал  «Терпситон». Именно его и  воссоздаёт в 2000 году французский кинорежиссёра Люк Бессон в своей киноленте «Дансер» («The Dencer»).

В экспериментальной студии Термена постоянно кипела работа. Здесь бывали Морис Равель, Яша Хейвец и Джордж Гершвин. С Львом Сергеевичем были дружны Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн. Также среди знакомых Термена были финансовый магнат Джон Рокфеллер и Дуайт Эйзенхауэр – будущий президент США. На волне популярности Термен познакомился с известной чернокожей балериной Лавинией Вильямс, на которой впоследствии женился.

Несмотря на то, что Лев Сергеевич жил жизнью настоящего американского аристократа, прежде всего он был настоящим патриотом своей страны и гордился тем, что является гражданином СССР. В 1938 г. учёного-изобретателя, а также советского разведчика вызывают в Москву. Срочно и тайно, облачившись в парик и нацепив накладные усы, пароход «Советский большевик» возвращает Льва Сергеевича на родину, в СССР. В Америке его объявили умершим. В справочнике того времени стоит дата (1896–1945). Через год Льва Термена арестовали по ошибочному обвинению в подготовке убийства Сергея Кирова. Но он выжил. Будучи на каторжных работах, Лев Сергеевич придумал рельсовую тележку, позволяющую перевозить сотни килограммов каменной руды одному арестанту. За изобретение ему добавили продуктовый паёк и перевели работать в «шарагу», цех для заключённых. В ссылке он продолжает свои исследования в направлении акустической радиоэлектроники, более того, именно здесь он придумывает универсальное беспроводное прослушивающее устройство, которое сыграло важную роль в противостоянии советских и американских спецслужб.

В 1945 году советские пионеры подарили послу США Уильяму Гарриману деревянный герб США без проводов, батареек и вообще без намёка на электронику. Герб провисел 7 лет в кабинете посла, и только по случайности обнаружили, что именно с ним связана утечка важной информации. Только в 1952 году герб был вскрыт, и американские ученые в течение года не могли понять принцип работы устройства, которое представляло собой металлическую капсулу с длинным штифтом. Фактически именно эта капсула в течение долгого времени работала как микрофон. За это после Второй мировой войны, в 1947 году, полностью реабилитированный Лев Термен получил Сталинскую премию. Сначала премия была II степени, но при подписании наградных документов Иосиф Сталин собственноручно исправил  степень на I.

В 60-е годы Лев Термен работал в Московской консерватории, разрабатывал новые электромузыкальные инструменты: «Ритм машину», «Ритмекон», «Электронную виолончель», «Терпситон» и даже первую свето-лучевую телевизионную установку дальновидения. Эксперты плохо понимали суть его изобретений, поэтому патентов он не получал. Когда в Америке вышла публикация о том, что Лев

Термен, оказывается, жив и продолжает свои эксперименты, из консерватории изобретателя уволили, а практически все его инструменты уничтожили.

Почти до самой смерти он работал в исследовательских лабораториях на скромных должностях и умер в 1993 г., немного не дожив до своего 100-летнего юбилея.

Сам Лев Термен, описывая первые результаты своих собственных исследований в направлении интеграции музыки и физики, утверждал, что «большой прогресс от применения электричества возможен не только в сельском хозяйстве или промышленности, но также в области науки и искусства, особенно театрального и музыкального…». «Электричество – это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но, помимо этого, оно является и средством наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами музыкальных созвучий» [10]. Для этого при создании инструмента (помимо электрической генерации звука) учёный решил обратить особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижерским жестам, на расстоянии от инструмента.

Техника игры на «терменвоксе»
Игра на «терменвоксе» заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного электромагнитного контура и, как следствие, частота и уровень громкости звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная – за его громкость. Для игры на «терменвоксе» необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух. Инструмент предназначен для исполнения любых музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, завывание и свист ветра), имитирует объёмное шумовое наполнение фантастических пространств космоса или завораживающей атмосферы глубоководной морской среды и др., которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках и концертных программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей «терменвокса» – «Вокализ» С. Рахманинова.

Существует несколько разновидностей «терменвокса», различающихся конструкцией. В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые «терменвоксы», а также существуют школы игры на нём. Дальнейшее развитие идея «терменвокса» получила в инструменте под названием «терпситон», где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя. Именно терпситон, а точнее его терапевтические, художественно-творческие и популяристическо-выразительные возможности, воссоздаёт французский кинорежиссёр Люк Бессон в художественной киноленте 2000 года «The Dancer».

Разновидности моделей. Существует несколько разновидностей «терменвокса», различающихся конструкцией. В исполнении «терменвоксы» могут быть как серийными, так и мастеровыми, индивидуальной сборки. Также существуют различные школы игры на нём, исповедующие различные технологии в исполнении.

1. Терменвокс «Классический».В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне. Именно эта модель «терменвокса» получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Техникой игры на этом типе «терменвокса» виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена, американка Клара Рокмор, и дочь Льва Термена Наталья Термен [7].

2. Терменвокс «Etherwave», разработанный Робертом Мугом, является терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный «Etherwave» из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии «Etherwave» различных модификаций. Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания [8].

3. Терменвокс «Paia» от фирмы Paia представляет из себя конструктор, контроллер аналоговых синтезаторов.

4. Терменвокс «T-voxtour» разработан мужем российской исполнительницы на терменвоксе Лидии Кавиной, Георгием Павловым. Инструмент был выпущен ограниченным тиражом. Его отличает оригинальный тембр, диапазон из 8 октав. На «T-VOX» играют Барбара Буххольц, Лидия Кавина, Олеся Ростовская. В 2006 году Кавина и Буххольц совместно создали международный проект Touch! Don’tTouch!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса [14].

5. Терменвокс системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ученика Льва Термена). Высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя. Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам Ковальского – Льву  Королёву и Зое Дугиной-Раневской, создавшим в Москве свою школу. Конструктор Лев Королёв (1930–2012) в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы [4, 6]. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса – «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум с ярко выраженной звуковысотностью. Л. Королёв создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса – визуализатор.

6. Существуют также виртуальные аналоги терменвокса в виде приложений, которые встречаются преимущественно на смартфонах и КПК, оборудованных сенсорными дисплеями. Программа российского программиста Александра Золотова SunVox имеет данную функцию как дополнительную для быстрой проверки (удобно задать несколько, например пять-восемь, октав на экране) фильтров и других частотнозависимых элементов, создаваемых инструментом. Использовать этот инструмент в самой композиции, создаваемой в SunVox, нельзя. Виртуальный терменвокс представляет собой подобие графика координат, перемещая стилус или палец по которому, можно извлекать звуки. Аналогично использованию настоящего терменвокса перемещение по горизонтали экрана меняет высоту звука, а передвижение по вертикали изменяет его громкость. Однако, пользуясь данным режимом на КПК с достаточно высоким разрешением экрана, можно, в случае разбиения экрана на 1 или 2 октавы, играть  не только для забавы. Практика показывает, что можно играть вокальные партии. Используется амплитудное и частотное вибрато. Которое, кстати, и придает выразительность звучанию реального терменвокса. Два вида вибрато удобно вводить, делая стилусом непрерывные движения по окружности или эллипсу. Подобному использованию SunVox способствует и наличие формантных фильтров. Существуют также программы для обучения игре на терменвоксе, например «Music Pitch Trainer HD» для iPad отображает воспроизводимую ноту в реальном времени, помогая ученику более точно играть различные мелодии и интервалы.

Школы обучения и фестивали
Школ обучения игре на классических и мультисенсорных терменвоксах существуют достаточно мало. Находятся они, преимущественно, в Европе и Америке. В России есть только одна школа классического формата исполнения под руководством Петра Термена, правнука знаменитого изобретателя. Как факт уникальности и глубокого уважения к делу советского учёного и ко всему мультикультурному наследию СССР в Японии под руководством музыканта-экспериментатора Масами Такэути также живёт и развивается школа «Терменвокса». Более того, в 2003 году молодой  японский терменвоксир Масами Такеучи придумал новый музыкальный инструмент – «Матремин». Уникальность данного прибора заключается в том, что этот терменвокс имеет всего одну антенну, оригинально замаскированную в русской матрешке [7].

Во Франции проходит ежегодная Академия терменвокса Каролины Айк. В 2001 году терменвокс-концерт исполнялся в рамках межзвездного радиопослания «Детское послание» к другим цивилизациям по программе METI. В России популярность пришла только с 2010 года, и уже в конце августа 2011 года в Москве прошёл первый музыкальный фестиваль современной терменвокс-культуры «ТЕРМЕНОЛОГИЯ». С октября 2011 года в Москве функционирует проект «Терменация». Каждые две недели проходят бесплатные мастер-классы и лекции, посвященные терменвоксу и Льву Сергеевичу Термену.

Многие музыканты и композиторы-электронщики с мировым именем используют в своих высокотехнологичных шоу идеи великого, но забытого советского физика Льва Термена. Тысячи музыкальных и театральных произведений, где можно воочию увидеть чудеса электромагнетизма, кинетики танца, терпситонику светолазерного представления, покоряют наши сердца и вселяют новые надежды на реальность самых нереальных вещей.

Жан-Мишель Жарр —  ThereminMemories и Oxygene 10; Том Уэйтс — на альбоме Alice; The Rolling Stones — 2000 Light Years from Home (Their Satanic Majesties Request, 1967); Led Zeppelin — Whole Lotta Love (Led Zeppelin II, 1969); PinkFloyd — Echoes (Meddle, 1971) из более современных групп, использующих «Терменвокс» в своём творчестве: BonJovi — It’sMyLife; LinkinPark — на концертах, начиная с 2010; MarilynManson — DopeHat; Rammstein — BestrafeMich (Sehnsucht, 1997); Sting — на концертах.

Одними из первых в рок-музыке терменвокс как лидирующий инструмент использовала американская группа Lothar and the Hand People, выпустившая в 1968–1969 годах два альбома в стиле спейс-психоделики. Причем «Лотар» было имя собственное терменвокса, а сами музыканты позиционировали себя как «первая в мире группа, фронтменом которой является не музыкант, а музыкальный инструмент».
Лев Термен, помимо магнитно-акустических исследований, активно разрабатывал телевизионную систему дальновидения. Именно Лев Сергеич, один из первых, описал основные функциональные принципы воздействия и коммуникации светодиодных сигналов с движением, звуком и самой атмосферной средой. Считается, что именно его теории легли в основу создания всех последующих технологий беспроводного взаимодействия и управления звуком и светом, музыкой и видеорядом, позволяя человеку в процессе индивидуальной или групповой работы (самовыражения) создавать не только зрелищные музыкально-танцевальные лазерные шоу, но и грамотно образовываться, воспитываться. Но, самое главное, и это доказано многолетней практикой, подобные беспроводные и бесконтактные технологии взаимодействия, прежде всего, способны помогать терапевтически, в реабилитации и социализации людей с проблемами координации, особенностям голосового, речевого, слухового, а также зрительного аппарата. Такими комплексными системами являются следующие.

7. «ИК-Термена» (Mini IR Theremin). Прибор, управляющий звуком за счёт использования различных светодиодов и инфракрасных датчиков, которые имеют измерительную волновую систему обнаружения, как далеко рука исполнителя находится от прибора «терменвокс», который в свою очередь производит разные тона, высота которых напрямую зависит от расстояния руки исполнителя.

8. «Лазерная арфа» (Laser Harp controller). Данный прибор работает по принципу подачи сигналов от прикосновения к одному или нескольким лазерным лучам. Сигналы поступают на контроллер, который отдаёт команды взаимодействующим с компьютером аудиоустройствам (звуковая карта, семплер, MIDI-usb, синтезатор). Затем звучание передаётся в динамики. Гибкое устройство «Лазерной арфы» позволяет задавать программы на воспроизведение любого вида аудио или видео, а также даёт возможность показывать огромный спектр визуальных эффектов и красочных образов.

9. «Opti Music». Интерактивная светолучевая мультипроцессорная киберсреда «Opti Music» разработана специалистами из Великобритании. Основой применения подобных многофункциональных мультимедийных систем является комплекс программ, имеющих не только музыкально-развлекательный и релаксационно-зрелищный потенциал, но в первую очередь художественно-творческие, медиаобразовательные, арт-профилактические и реабилитационные возможности для людей (детей) с разноформатными ограничениями возможностей здоровья.

Учебная медиаобразовательныя киберсреда «Opti Musek» обеспечивает привлекательность и личностную значимость информации для детей, коммуникативную направленность ее содержания, доступность излагаемого видео- и аудиовизуального медиаматериала, разнообразие используемых методов и приемов, позволяющих придавать работе системность, комплексность и взаимодополняемость.

Мультимедийная киберсреда «Opti Music» способствует развитию высших психических функций человека (ребёнка) с нарушениями зрения и общей моторики тела. Яркие разноцветные лучи являются мощным зрительным стимулом для слабовидящих людей (детей). В связи с этим в процессе применения интерактивной учебной киберсреды «Opti Music» происходит развитие процессов восприятия речи и мышления человека (ребёнка). С помощью интерактивных лучей участники игрового процесса абстрагируют и обобщают пространственные признаки и отношения между предметами, происходит концентрация запоминающих функций, развитие внимания и мышления. В процессе взаимодействия с интерактивными лучами  киберсреды «Opti Music» происходит развитие крупной и мелкой моторики человека (ребенка) с нарушениями зрения, координационных способностей.

Интерактивная учебная киберсреда «Opti Music» обогащает способы невербального взаимодействия с участвующими в процессе игры (работы) людьми (детьми) с нарушениями зрения в процессе их обучения, воспитания и реабилитации, являются эффективным инструментом создания положительной учебной и художественно-творческой мотивации.

Также использование интерактивной системы «Opti-illusion», входящей в состав киберсреды «Opti Music», в коррекционно-развивающем процессе способствует развитию крупной моторики у людей (детей) с нарушениями зрения,  формированию двигательного анализатора, наиболее страдающего в своем развитии вследствие зрительного дефекта, формированию двигательных способностей детей с нарушениями зрения (быстрота, координация, статическое и динамическое равновесие). За счет освоения участниками новых для них видов деятельности, имитации приобретения нового жизненного опыта повышается мотивация обучающихся с нарушением зрения, появляется потребность в движении, в совершенствовании навыков пространственно-ориентировочной деятельности, макро- и микроориентировки в пространстве.

Интерактивная учебная киберсреды «Opti Music» содержит особый, оригинальный арт-профилактический медиаконтент. Мультипрограммное содержание киберсреды в комплексе отражает последние образовательные стандарты, включающие грамотность и математические навыки, способности к музыке и театральному искусству. Оказывает коррекционно-педагогическое воздействие при вариативном обучении образовательным категориям природы, транспорта, здоровья и безопасности, знакам и символам окружающего мира.

Технически киберсреда «Opti Music» очень мобильна и не занимает много места в комнате (классе). Система развивает коммуникативные навыки человека (ребенка), стимулирует его к взаимодействию и общению, улучшает понимание причинно-следственных связей, стимулирует развитие двигательных навыков, в частности координацию движения рук и зрения. Развивает у обучающихся реакцию, способность делать выбор и показывать свои предпочтения, мотивирует человека (ребенка) к движению, использованию физической энергии, повышает сенсорную осведомленность и увеличивает период концентрации внимания, развивая зрительную память, улучшает музыкальные навыки. (Фотоприложение № 5)

Также, мультимедийная система «Opti-illusion» повышает уровень самосознания (рефлексию), способствует развитию зрительного и слухового восприятия и ориентировки в пространстве могут обеспечить осознанный и обоснованный выбор обучающимися профессии, возможность более полной самореализации в будущей профессиональной деятельности. Интерактивная учебная система обладает широким диапазоном возможностей использования в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения участвующих (детей) с нарушениями зрения. В связи с этим она системно может использоваться в ходе освоения элективных курсов «Музыкальное исполнительство». У обучающихся происходит развитие музыкального слуха, чувства ритма, формирование профессиональных компетенций музыканта-исполнителя.

Не случайно, что при модернизации и аккумуляции всех известных передовых технологий в такую свето-акустическую многофункциональную киберсреду, как «Opti Music», производители практически полностью исключили электромагнитную технологию коммуникации с медиаматериалом и закрепили именно свето-лазерную, так как доказано, что у светодиодов и лазеров, в отличие от электромагнитного волнового контура, улучшенный шаг глубины коммуникации. В результате практики у человека (ребёнка) отмечается повышенный уровень художественно-творческого восприятия музыки, света и медиаинформации, повышенный релаксационно-профилактический аспект работы с прибором, визуализация пространственной коммуникации как в команде (педагог, родители, ученики), так и в индивидуальном порядке. (Фотоприложение № 6)

10. Интерактивные сенсорные электронные доски. Видов интерактивных электронных панелей бывает достаточно много. Они различаются по активному (проводному) и пассивному (беспроводному) принципу коммуникации с дополнительной компьютерной мультимедийной техникой, а также отличны в непосредственной специфике технологичной работы с ними: связь с общественностью, пиар и реклама, сопровождение презентаций, художественно-творческих и образовательно-наглядных мероприятий, организация визуальных элементов урочной и внеурочная деятельность. (Фотоприложение № 7)

Активную электронную доску необходимо подключить к источнику питания и к сопутствующей компьютерной технике. Пассивная коммуникация не предполагает проводного подключения к компьютеру или проектору, её можно беспрепятственно перемещать из одного кабинета в другой. Наиболее часто используемые функционально-производственные технологии  следующие:

  • Электромагнитная технология (активная);
  • Сенсорная резистивная технология (активная);
  • Микроточечная технология (пассивная);
  • Оптическая технология (пассивная);
  • Лазерная технология (пассивная);
  • Ультразвуковая технология (пассивная);
  • Инфракрасная технология (пассивная).

- Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры. К достоинствам этой технологии следует отнести возможность создания твердой и прочной поверхности. К недостаткам – работу под воздействием электромагнитного излучения и необходимость использования специального маркера.

- Сенсорная резистивная электронная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски хорошо подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться. У них есть еще одно важное достоинство – на них можно писать не только маркером, но и просто пальцем. Это дает существенное преимущество при использовании таких досок в начальной школе и в коррекционных школах, поскольку рисование пальцами вызывает интерес у детей и одновременно развивает мелкую моторику. Сенсорная технология не требует применения специальных маркеров, не вырабатывает никаких излучений при работе и не подвержена внешним помехам. Недостатком этой технологии является небольшая задержка реакции матрицы при быстром перемещении маркера или заменяющего его предмета.
Ультразвуковая и инфракрасная технологии широко используются в интерактивных сенсорных панелях «сенсорных досках». Инновационная технология манипуляции и управления различной учебной мультимедийной информацией основана на фиксации разности распространения звуковых и световых волн. Интерактивная электронная доска на основе инфракрасной технологии (технологии инфракрасного сканирования) представляет собой большой интерактивный дисплей, на котором можно работать и специальным стилусом,  и просто пальцем.
- Новейшие современные высокотехнологичные разработки позволили отказаться от проводов и создать пассивную электронную интерактивную доску на основе микроточечной технологи. Суть микроточечной технологии заключается в том, что на поверхность доски наносятся незаметные глазу точки. В стилус встроена миникамера, которая определяет координаты точек касания и передает данные в компьютер с помощью встроенного Bluetouth-передатчика. При таком способе передачи данных доска не требует питания и её не надо подключать к принимающему устройству.
- Инфракрасные датчики выступают в качестве приемника и передатчика сигнала, в результате чего на поверхности интерактивной доски образуется невидимая графическая горизонтально-вертикальная сетка. При прикосновении электронным стилусом или любым другим предметом к поверхности такой доски инфракрасный луч из LED-источника блокируется, и приемник не получает сигнал. Таким образом, определяются координаты точки и передаются на компьютер для дальнейшей обработки.
- Интерактивная доска на основе ультразвуковой технологии комплектуется парными ультразвуковыми передатчиками и приемниками сигнала. При касании стилусом или пальцем поверхности электронной доски ультразвуковые волны подавляются и происходит фиксация положения маркера.

Чаще всего эти две технологии комбинируются и для определения положения маркера используются и инфракрасные, и ультразвуковые датчики. Иногда вместо датчиков используются инфракрасные лазеры, считывающие с высокой точностью текущее положение маркера. (Фотоприложение №8)

Как правило, подобные «сенсорные доски» позиционируются для всевозможных презентационных, демонстрационных и аудиовизуализационных учебных аудиторий, для высокотехнологичных классов общеобразовательных учреждений и специализированных коррекционных школ.

11. Интерактивный мультисенсорный киберстол «Reactable». Самым необычным на сегодняшний день интерактивным мультисенсорным музыкально-терапевтическим и киберсистемным тач-прибором можно назвать разработанный испанской группой музыкантов-электронщиков и физиков конструкторов стол «Reactable Systems» (концепт мультиаккустического кибертактильного интерактивного устройства – стол «Reactable»). (Фотоприложение № 9)

Первая информация о «Reactable» появилась в Сети около двух лет назад, но уже сейчас можно утверждать, что представленный рабочий прототип прибора совершил кибермузыкальную революцию в мультимедийном сообществе электронных композиторов и педагогов коррекционно-реабелитационных классов и по праву считается «терменвоксом ХХI века».

Интерес в Сети к любительскому проекту испанцев оказался столь велик, что они сумели создать компанию-стартап «Reactable Systems» и запустить производство своего музыкального стола. Продажи начались в июле 2010 года, и на сегодняшний день в мире продано более 10 000 штук, только около ста кибермузыкальных столов сегодня используются музыкантами, педагогами и специалистами кинетиками в России. Дистрибьютером испанского чуда является московский мультимедийный проект Evolution Music Instruments – весьма молодой стартап (основан в 2009 году), занимающийся продвижением новых музыкальных технологий.

Группа из четырех музыкантов-электронщиков из Барселоны (Sergi Jorda, Martin Kaltenbrunner, Marcos Alonso и Gunter Geiger) объединилась вокруг идеи перевернуть принципы создания электронной музыки, сделав этот процесс визуализированным и осязаемым, чтобы можно было в буквальном смысле, а не на экране компьютера «брать звуки руками», в режиме реального времени изменять их, соединять, микшировать, то есть лепить, как из пластилина.

Результатом креатива явился стол «Reactable» – устройство, в котором процесс изготовления и управления музыкой выглядит как игра в кубики, сборка пазлов и конструктора «Лего» в комплексе. Причем игровой внешний вид «Reactable» вовсе не предполагает только развлекательную направленность – устройство было разработано для самого студийного, а также коррекционного и арт-профилактического творческого процессов и  концертных выступлений.

Поверхность мультисенсорного стола – это  круглое светящееся поле. Поле – сенсорный мультитач. По периметру стола разложены несколько десятков странных пластиковых фишек и кубиков с различными символами: синусоиды, ступеньки, геометрические фигуры, радиотехнические значки типа динамика или микрофонного разъема и многое другое...

В соответствии с технологически-последовательной, понятной исполнителю логикой музыкант хватает фишки и кубики, бросает их на стол, и вокруг них сразу высвечивается различная графика и анимация – от одной фишки к другой идут сигналы, лучи, волны, выскакивают разные меню с функциями и списками сэмплов, мультимедийные каталоги. Происходящее меняется в зависимости от положения фишек относительно друг друга, вращения, движения... И всё это порождает море звуков. Мультитач-интерфейс в Reactable неограничен по числу прикосновений, в отличие от сенсорного экрана телефона или планшета, он одновременно реагирует на множество фишек и множество пальцев. На нем нетрудно играть вдвоем или даже втроем.

«Reactable» –  это динамично развивающийся проект. «Reactable-сообщество каждый день предлагает и обсуждает новые идеи и способы работы с устройством, программа непрерывно пополняется новыми функциями. Для справки, данный прибор наглядно демонстрировался на недавнем форуме программистов и работников IT технологий "Территория смыслов 2015" в Калининграде. Там с речью о важности подобных инновационных IT технологий выступал сам президент России Владимир Владимирович Путин. (Фотоприложение № 9)

Печальная статистика последних лет показывает, что только в России около 15 миллионов человек сегодня живут с дефектами слуха, зрения и речи, и каждый третий из них – ребёнок [19]. В фильме «Дансер» («The Dencer» Франция, 2000 12+) затронутая тема средств художественно-творческой технологичности невербальной коммуникации и социализации таких  людей заключается в  определении сущности имеющихся доступных современных средств самовыражения, общения и коммуникации с внешней средой между индивидами или индивидами и современными жизнеопределяющими киберсистемами. В процессе работы со всеми вышеупомянутыми приборами и киберсистемами у людей ощутимо  активизируются навыки усидчивости, внимания, активизируются области рациональной краткосрочной и долгосрочной памяти. Развивается мелкая и крупная  моторика как всего тела, так и непосредственно отдельных его частей: спины, шеи, головы, ног, рук, кистей, пальцев и  т. д. При работе в зонах невербальной коммуникации и манипуляции мультимедийной киберсредой культивируется углубленное понимание системообразующих последовательных цепей манипуляции и управления техническими структурами. Развиваются слух, зрение, невербальное взаимодействие в однородных и разнородных смешанных группах учащихся (где одновременно работают люди обычные и имеющие ограничения по возможностям здоровья).

Так уж получается, что, благодаря именно писателям и художникам-фантастам, кинематограф всегда был и есть неким «пророком» в инновационном развитии передовых технологий в современной науке и технике, а сценаристы и кинорежиссёры по праву могут именоваться учёными-теоретиками, либо виртуальными кибер-экспериментаторами, на десятки лет вперёд предсказывающими в своих литературных и изобразительных кинопроизведениях возможные развития в таких научных направлениях, как «психофизика», «биоэнергетика», «космонавтика», «кибернетика», «звукоакустика», «кинетика» и т. д.

Одновременно хореографическая тема стала настолько популярной у современной молодёжи, что в последние годы наблюдается настоящий танцевальный «бум» мировой индустрии кинематографа. Десятки блестящих и удивительных художественных историй, рассказанных и показанных на экране многобюджетных кино- и телефильмов: «Шаг вперед», «Короли танцпола», «Уличные танцы», «Бурлеск», «Слава», «Сделай шаг» и т. д. Сюжет художественного фильма «Dancer» и сейчас представляется весьма фантастическим, хотя подобные технологии преобразования кинетики человеческих усилий через магнетизм, звук и свет в аудиовизуальную информацию достаточно многообразны. (Фотоприложение № 11)

  • Из личного авторского наблюдения: Подготавливая материал статьи, мы заметили достаточно ярко выраженную историческую и образную параллель в некоторых внешних признаках (сходствах) актерского исполнительского состава некоторых упомянутых в статье кинокартинах с реальными событиями из жизни Льва Термена. Совпадение или нет, но мы проследили частичное копирование исторических событий и самого образа советского физика и музыканта Л.С.Термена в образе физика акустика из фильма «Dancer» и физика-хореографа из квадриквела «Шаг вперёд» (2006, 2008, 2010, 2012, 2014). Главные персонажи фильма Люка Бессона «Дансер» – молодой физик-акустик Айзек, которого играет канадский киноактёр Родни Истман, и чернокожая танцовщица Индия, в исполнении американского хореографа  Мии Фрай, очень похожи и по типажу, характеру и внешним физиологическим признакам на молодого Льва Термена и его жену – известную в начале 20-го века американскую чернокожую балерину Лавинию Вильямс.Также ключевой сюжетной линией фильма «Шаг вперёд» (2006, 2008, 2010, 2012, 2014) проходит рассказ о судьбе молодого физика-танцора Роберта Александра III, под псевдоним «Лось», которого играет американский актёр Адам Манучарян. По сюжету кинокартины так же, как и Айзек, Лось влюбляется в темнокожую танцовщицу и тоже имеет удивительное сходство с молодым советским физиком Л. Терменом. (Фотоприложение № 13)

 

Подобные технологии интеграции кинетики движения, света и музыки уже существуют более сотни лет, и при должном применении их возможностей в повседневной жизни мы можем помочь многим людям не только художественно-творчески самовыражаться, но и, что немаловажно, организовывать образовательный, развивающий, арт-профилактический восстановительный, оздоровительный психологический и даже физиологический процесс.

Общее развитие информационных технологий не стоит на месте. Временные рамки усовершенствования и модернизации (дополнения и обновления) постоянно изменяются, ускоряются, сжимаются. К примеру, эволюция совершенствования телефонии: от проводной радиосигнальной технологии языка «Морзе» до изобретения беспроводной технологии мобильной связи прошло около 100 лет (1836–1933г.), а процесс модернизации самого телефонного аппарата в смартфон с интерактивным тач-экраном и прямым доступом к сервисам всемирной сети интернет состоялся всего лишь за период в 10–15 лет. Что же говорить о таких перспективных направлениях, как машиностроение, космонавтика или биоэлектроника (искусственный интеллект). Уже сейчас разрабатываются полноформатные виртуальные киберсистемы, способствующие передаче не только аудиовизуальной информации, но и обонятельной, осязательной и тактильной, обеспечивая человека, к примеру, в космосе или на большой глубине.

Нет сомнений: электротехника будущего позволит через интеграцию подобных технологий полностью генерировать особую аудиовизуализационную киберкоммуникацию, которая, в свою очередь, поможет людям с ограниченными возможностями здоровья превратить ограниченность в безграничность и многим подарит надежду жить полноценной обычной жизнью!

Литература
1. Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. – МГИМО-Университет, 2006.
2. Винер Н. Человек управляющий. – СПб.: Питер, 2001. – С. 3–196.
3. Кокин, Лев История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка // Наука и жизнь: журнал. – 1967. – № 12. – С. 130–138.
4. Королев Л. Терменвокс. – Радио, 2005, № 8, с.48-51; № 9, с.48–51.
5. Конецкая В.П. Социология коммуникации /Конецкая В. П. – М.: МУБУ, 1997. – 164 с.
6. Наша консультация. О налаживании инструмента. – Радио, 2007, № 6, с.50.
7. Петр Термен. Терменвоксы Льва Термена. ThereminTimes – первый русскоязычный портал о терменвоксе.
8. Петр Термен. Терменвокс Moog. ThereminTimes – первый русскоязычный портал о терменвоксе.
9. Самохин, В. П.; Мещеринова, К. В. Памяти Льва Термена (1896–1993) (pdf). Наука и образование (12 декабря 2013). Проверено 12 августа 2014. Архивировано из первоисточника 12 августа 2014.
10. Термен Л. С. Электроника и музыка / Под общ.ред. Э. Т. Кренкеля // Ежегодник радиолюбителя : Сборник. – М.: Энергия, 1968. – С. 48. – (Массовая радиобиблиотека. Вып. 675).
11. Терменвокс и Ленин Из воспоминаний изобретателя Льва Сергеевича Термена. leninism.su. Проверено 12 августа 2014. [ttps://archive.today/uxGpT Архивировано из первоисточника 12 августа 2014].
12. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. – М.: УРСС, 2003.
13. Жилин В. А. Материалы семинара-практикума «Интеграция движения, слова и музыки» г. Екатеринбург, 2006.
14. Touch! Don't Touch! – Works For Theremin (англ.) на сайте Discogs.
15. http://www.assolmax.com/psyhology/learn.shtml
16. https://ru.wiktionary.org/wiki/battle/
17. http://www.maam.ru/detskijsad/komunikativnye-tancy-kak-sredstvo-razvitija-navykov-neverbalnogo-obschenija-starshih-doshkolnikov.html
18. http://www.dancepiter.ru/polezno/343/8/
19. http://marker.ru/news/1770
20.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C
21. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%EB%EB%E8%E2%F3%E4
22.http://www.medikforum.ru/news/health/treatment/40576-muzykalnye-perchatki-pomogut-vosstanovitsya-posle-insulta.html#ixzz3gbtiydJK

Дополнительная информация