УДК 008

Медийная культура как техногенный феномен

А. А. ГукА. А. Гук, доктор философских наук, доцент,
директор научно-исследовательского института
прикладной культурологии Кемеровского государственного
института культуры, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Медийная культура стала доминирующей культурой современного общества. Однако в научной литературе не существует исследований, выявляющих особые признаки медийной культуры как информационно-коммуникативной технологии. В данном исследовании проведен компаративный анализ таких понятий, как экранная культура, аудиовизуальная культура, электронная культура, цифровая культура, мультимедиакультура, компьютерная и киберкультура, определена их технологическая специфика. Отдельно представлены сущностные системообразующие характеристики медийной культуры как родового понятия, охватывающего ее отдельные разновидности, обозначенные выше. В результате медийная культура определена как совокупность информационно-коммуникативных технологий, использующих машинный способ продуцирования и распространения сообщений, конвергентных и тиражных по своей природе, рассчитанных как на массовое, так и на индивидуальное потребление.

Ключевые слова: медийная культура, информационно-коммуникативные технологии, экранная культура, аудиовизуальная культура, электронная культура, цифровая культура, мультимедийная культура, системообразующий признак.

MEDIA CULTURE AS A TECHNOGENEOUS PHENOMENON

A. A. Guk, Doctor of Philosophy,
Associate Professor, Kemerovo State University
of Culture and Arts; Director of Research Institute
of Applied Culturology; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Media culture became dominating culture of modern society. However, there are no researches revealing the special signs of media culture as information and communicative technology in scientific literature. In this research, the comparative analysis of such concepts as screen culture, audiovisual culture, electronic culture, digital culture, multimedia culture, computer and cyberculture is conducted and defined their technological specifics. The essential system-creating characteristics of media culture are presented separately as a generic term covering its individual types indicated above.  As a result, media culture is determined as a sum of information and communication technologies using the mechanism of production and distribution of messages, convergent and production by the nature, designed for both, mass and  individual consumption.

Keywords: media culture, information and communicative technologies, screen culture, audiovisual culture, electronic culture, digital culture, multimedia culture, system-creating sign.

Cкачать статью в .pdf

Введение

Медиатизированность современного общества возрастает. Появляется новая техника, новые технологии, предназначенные для коммуникативного взаимодействия людей. В этот процесс вовлекается все большее количество людей, которые становятся доминирующей массой мирового сообщества. На базе коммуникативных технологий формируются разнообразные виды практик – от чисто информационных, до художественных, как коллективных, так и индивидуальных. Информационное пространство общества насыщается широким спектром произведений медийного происхождения.

По нашему мнению, медийная культура возникла примерно в середине ХV века вместе с появлением книгопечатания. Именно тогда появилась определенная системность, которая позволяет говорить о возникшем феномене как культурном явлении. В сферу функционирования медийной культуры вошла и культура подготовки текстов печатной продукции, и культура технологическая, позволяющая тиражировать эти тексты на бумажных носителях, и культура распространения, и культура потребления этих текстов. Принципиально новым элементом в системе коммуникации того исторического периода стало использование технического средства – машины.

Обзор литературы по теме

Наиболее интенсивно медийную культуру начинают изучать со второй половины ХХ века. Чаще всего в поле зрения исследователей попадают такие ее явления как кинематограф, телевидение, пресса, радиовещание, а затем видео, мультимедиа, Интернет. Среди зарубежных авторов, заложивших основу для изучения медийной культуры, можно выделить В. Беньямина, М. Маклюэна, М. Кастельса, Н. Лумана.

В. Беньямин в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» одним из первых обратил внимание на техническую составляющую в художественном творчестве [2]. По его мнению, в мире художественной культуры возникла принципиально иная ситуация – появилась возможность репродуцировать и тиражировать произведения искусства, в результате чего они лишились своей «ауры», утратив связь с историей и традицией.

Другой знаменитый исследователь М. Маклюэн ввел в медиатеорию ряд новых тезисов и понятий: «средство есть сообщение», расширение человека», «глобальная деревня», «электронное сообщество», а также дал характеристику культурных эффектов средств коммуникации, среди которых гипнотический и трайбализирующий эффекты, эффект специализации новых медиа и т.д. [14, 15].
Свой вклад в осмысление медийной культуры внес М. Кастельс, утверждая, что формирование культуры определяется коммуникационными возможностями, мощное воздействие которых в настоящее время рождает «культуру реальной виртуальности» [9].
Оригинальную теорию медиумов коммуникации предложил Н. Луман, который выделил два вида коммуникационных медиа – средства распространения коммуникации и символически генерализированные средства коммуникации, в которых используется язык как базовый медиум [13].

В нашей стране сложилось несколько направлений, изучающих медиа и медийную культуру. Одно из них представлено коллективом соответствующего сектора НИИ искусствознания (г. Москва), который ориентирован на исследование средств массовой коммуникации в плане их «артизации» [16].

Философское направление функционирует на базе Центра медиафилософии при Санкт-Петербургском государственном университете. Его лидер В. Савчук считает, что предметом медиафилософии является медиареальность, заданная новыми технологиями, которые как средства коммуникации вне нас, а сами медиа – внутри нас. При этом средства коммуникации используют нас, а не наоборот, потому что образы видят нами, а не мы видим образы [19]. Отдельные проблемы медиакультуры рассматриваются также представителями социальной философии. Е. Кузнецова позиционирует ее как становящуюся комплексность медиаформ разного уровня, которые образуют новый коммуникативный модус деятельности [12]. В. Возчиков трактует медиакультуру как доминирующую культуру информационного общества, которая осуществляет свое бытование через деятельность традиционных и электронных средств массовой информации. Это культура-метасообщение о мировоззрении человечества на определенном этапе его существования [6].

Следующим направлением, в рамках которого у нас в стране изучается медиакультура, является медиаобразование (А.В. Федоров, И.В. Челышева, Е.А. Бондаренко). Для них оно неотделимо от медиакультуры как совокупности медиатекстов, выступающих в качестве средства обучения и воспитания [24, 26, 3].

Еще одним направлением рефлексирования медийной культуры является искусствоведческий подход. Его представители, главным образом, сотрудники Центра культуры и искусств «МедиаАртЛаб» (Т. Горючева, О. Шишко, А. Исаев и др.) представляют медиакультуру как актуальную форму инновационного проявления художественной деятельности на базе новых информационно-коммуникативных технологий [25].

Значительную часть исследований медиакультуры составляют работы журналистской направленности. В них медийная культура выступает как медиасистема, которая активно влияет на формирование общественного сознания людей, нормы их жизнедеятельности в целом [5, 8, 23].

Собственно культурологическое исследование медиакультуры наиболее ярко представлено в работах Кирилловой Н.Б. В них медиакультура предстает как особый тип культуры информационного общества [10].

Постановка задачи

Представленный выше пилотный анализ исследовательских дискурсов медийной культуры свидетельствует о практически полном отсутствии работ, интерпретирующих ее с технико-коммуникативной стороны как техногенный феномен.

Вместе с тем именно технологический подход дает возможность представить медийную культуру как особым образом организованную систему, отличающих ее от других коммуникативных систем. Неправомерно игнорировать тот факт, что технология «дает жизнь» разнообразной культурной деятельности и явлениям, возникающим на ее основе. В этом случае даже не столь важно, культурные ли запросы способствовали появлению конкретной технологии или это результат самодостаточного развития технологии и техники ее составляющей. Пока отсутствует та или иная техника и технология, реальное функционирование культурных явлений невозможно.

Медийная культура с технологической точки зрения комплексное явление, включающее в себя различные средства, формы, виды коммуникативных технологий. Очень важно, на наш взгляд, понять, что их разъединяет и что объединяет на технологическом уровне.

Таким образом, нашей исследовательской задачей стало выявление тех системообразующих признаков, которые определяют функциональную жизнеспособность отдельных образований медиакультуры, а также медиакультуры в целом как технико-коммуникативной системы. Тем самым мы надеялись внести определенную ясность в картину системно-структурного функционирования медийной культуры как совокупности информационных технологий, ориентированных на процессы социальных коммуникаций.

Для решения поставленной задачи мы использовали такие подходы, как системный и компаративный анализ и соответствующие им методы.

Описание исследования

Медийная культура как понятие часто редуцируется, становится синонимом таких понятий, как «экранная культура», «аудиовизуальная культура», «электронная культура», «цифровая культура», «киберкультура», «мультимедийная культура» и т.д. В большинстве работ авторы не обозначают четко их предметно-смысловое содержание. Вместе с тем от этого зависит корректность суждений, обобщений и выводов. За каждым из таких понятий кроется собственный исследовательский предмет, особый круг явлений. Число таких понятий множится и порой трудно понять их соотношение. Попробуем разобраться в этом.

Экранная культура.Как понятие возникает в период становления и развития телевидения, а затем укрепляется в эпоху видео и компьютерной технологии. В этой парадигме системообразующим признаком экранной культуры становится экранное изображение, представляющее собой отображение реальной или вымышленной действительности на плоскости, ограниченной рамками кадра. Экранная культура шире таких понятий как «кинематографическая культура», «телевизионная культура», «видеокультура». Это собирательное понятие, интегрирующее культуру экрана в форме кадра.

Наиболее часто экранную культуру связывают с функционированием динамического звукозрительного образа (изображения). По мнению И. Негодаева, ее «…системообразующим признаком … является представление культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде» [17, с. 17]. Аналогичный подход наблюдается и у Н.Р. Вакулич: «Специфической чертой экранной культуры является динамичный, ежесекундно меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с потребителем информации» [4].

Вместе с тем, если обратиться к реалиям, экранное изображение часто бывает статичным и нередко «немым». Например, современную цифровую фотографию можно чаще увидеть на экране (проектора, компьютера, телефона), чем на традиционном бумажном носителе. При этом далеко не всегда демонстрация фотографий сопровождается звукорядом (музыкой, шумами, речью).

Неправомерно, на наш взгляд, ограничивать сферу экранной культуры только феноменами, «базирующимися на микропроцессорной информационной технологии», как это представлено у Н.Е. Яценко [22]. В этом случае из предметного поля экранной культуры выпадает такая ее часть, как традиционный кинематограф, явившейся родоначальником данной культуры.

Для нас экранная культура – это система визуальных либо аудиовизуальных сообщений, объединенных экранным способом генерации и трансляции изображений в форме кадра.

Аудиовизуальная культура.Смысловой акцент в этом понятии смещается в область комплексности воздействия сообщения на органы чувств человека. Визуальный и аудио ряд в таком сообщении воздействует на зрение и слух человека одновременно (комплексно). Этот термин также носит интегрирующий характер, заключая в себе все виды экранной культуры (кино, телевидение, видео, компьютерный экран и т.д.). Однако по своему содержанию понятие аудиовизуальной культуры выходит за рамки экранной культуры и распространяется на все сферы функционирования аудиовизуального образа. В них сообщение, чаще всего художественное, передается аудитории не через изображение, а напрямую через активизм реальных объектов.

Аудиовизуальная культура как понятие во многом синонимично понятию экранная культура. Говоря об аудиовизуальной культуре, чаще всего имеют в виду ее экранные формы, потому что общим началом для них является аудиовизуальная (звукозрительная) образность. Это продуцируемое качество воздействует на воспринимающего субъекта комплексно. Однако существуют сферы функционирования экрана, где звуковая составляющая отсутствует или нивелируется, например, в некоторых экранных сообщениях компьютерного монитора или мобильного телефона. В этом смысле экранная культура как понятие включает в себя более широкое содержание. С другой стороны, если понимать аудиовизуальное как универсальную характеристику освоения человеком окружающего мира, то понятие «аудиовизуальная культура» оказывается шире понятия «экранная культура», потому что, по словам Я.Б. Иоскевича, «охватывает обширную область звукозрительных феноменов всего «видимо-слышимого», произведенного человеком [18, с. 45].

По этой причине мы не можем согласиться с другим исследователем, согласно которому аудиовизуальная культура – «это способ фиксации и трансляции культурной информации» [27, с. 46]. Аудиовизуальная культура в некоторых случаях не требует фиксации, для того, чтобы транслировать свои аудиовизуальные сообщения, например, прямое телевидение или радио. Таким образом, под аудиовизуальной культурой (в технологическом плане) следует понимать систему формируемых и транслируемых звуко-зрительных сообщений комплексно воздействующих на воспринимающую аудиторию. Именно комплексность данного воздействия является системообразующим фактором аудиовизуальной культуры.

Электронная культура.Электронная культура не может существовать без электронных устройств, которые приводятся в действие электрическим током (электронами). В толковом словаре русского языка дано такое определение электроники: «Электроника – наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств» [20, с. 757].
Первые электронные устройства, предназначенные для коммуникации, появились достаточно давно. Ими стали телеграф, телефон, радио и т.д. Поэтому вряд ли правомерно исторические границы возникновения электронной культуры обозначать серединой 20 века, в период массового распространения электронно-вычислительной техники.

Вместе с тем отдельные исследователи, говоря об электронной культуре, имеют в виду, прежде всего, современные информационно-коммуникативные технологии, главным образом цифровые. В частности, Л.В. Баева утверждает: «Электронная культура представляет собой совокупность результатов творчества и коммуникации людей в условиях внедрения IT-инноваций, характеризующаяся созданием единого информационного пространства, виртуальной формой выражения, дистанционной технологией, либеральностью контента» [1].

Подобным образом воспринимает электронную культуру В.В. Кривошеев: «Она охватывает электронные версии объектов культурного наследия… . Электронная культура включает также произведения, которые изначально создавались в электронной форме. К этой области культуры относятся также электронные библиотеки, музеи и архивы [11, с. 78].

Все современные информационно-коммуникативные средства, аналоговые и цифровые (мобильный телефон, факс, компьютер, кино и телекамера, аналоговые и цифровые видеокамеры, навигаторы, плееры, планшеты, фотоаппараты и т.д.) также являются электронными устройствами, которые предполагают электрический источник питания. Таким образом, в смысловое поле электронной культуры включаются все виды культур, эксплуатирующих электронные устройства: часть экранной культуры, цифровая культура, мультимедийная культура и т.д. Общей базовой характеристикой, объединяющей их в систему, является электронная природа (электричество), представляющая собой поток заряженных частиц – электронов.

Отсюда в технологическом плане электронная культура – это совокупность технологий и устройств, обеспечивающих функционирование электронных сообщений, природным качеством которых выступает электричество.

Цифровая культура.Она использует для своего функционирования цифровые устройства и создаваемые с их помощью цифровые сообщения. В их основе заложен принцип цифрового кодирования информации с помощью двоичного кода, который и служит системообразующим фактором данной культуры (технологической). Интенсификация цифровой культуры обязана массовому распространению компьютеров. Однако процесс цифровизации распространился сегодня почти на все сферы функционирования электронных технологий. Благодаря цифровому кодированию электронных сигналов, увеличилось быстродействие электронных систем, их информационная емкость. Это позволило кодировать не только графические, но и звукозрительные сообщения, радиосигналы и т.д. Тем самым пространство цифровой культуры постоянно обогащается и расширяется, вбирая в себя явления всей культуры.

Несмотря на актуальность проблематики, связанной с цифровой культурой, даже лапидарного ее определения как технологического феномена мы не встретили. В связи с данным обстоятельством цифровую культуру можно обозначить как часть (элемент) электронной культуры, базирующейся на цифровом кодировании своих сообщений.

Компьютерная и киберкультура

Компьютерная культура неразрывно связана с функционированием компьютера как вычислительного устройства. Это культура производства компьютерной техники, культура создания компьютерных программ, культура пользователей и т.д. Системообразующим признаком компьютерной культуры как медиума является ее принадлежность к вычислительным операциям.
Киберкультура зародилась в среде пользователей компьютерных сетей. Приставка «кибер» обозначает, прежде всего, принадлежность культуры к ЭВМ, искусственному интеллекту и виртуальному миру. Но системообразующим фактором киберкультуры, на наш взгляд, выступает все-таки включенность в сеть, которая является медиатором межличностного взаимодействия в форме чатов, блогов, компьютерных игр, электронной коммерции, новых видов искусства и т.д.

Киберкультура как понятие шире понятия «компьютерная культура», потому что включает в свое содержательно-смысловое поле сетевые явления, не имеющие непосредственного отношения к компьютеру. В настоящее время многие электронные устройства – телевизоры, видеокамеры, телефоны и т.д. имеют выход на сетевые технологии, обеспечивающие проводную и беспроводную передачу различного рода данных.

Мультимедийная культура

Новый тип культуры, возникший на платформе компьютерной технологии, которая имеет способность генерировать, трансформировать, комбинировать, записывать, хранить и воспроизводить в нелинейной последовательности различные по своей природе среды: условно-графические, визуально-реалистические, звуковые. Причем, все эти процессы сопряжены с функционированием виртуального мультимедийного продукта, записанного на определенный цифровой носитель – CD или DVD диск, винчестер (внешний или внутренний), твердотельные карты памяти (флешки, SD) и т.д. Культура, обеспечивающая как внутренне (компьютерное), так и внешнее (вне компьютерной среды) бытование мультимедиапродуктов. Системообразующим фактором мультимедийной культуры является наличие цифрового продукта (текстового, звукового, графического, визуального, аудиовизуального), обладающего интерактивными возможностями его потребления.

Под мультимедийной культурой понимается «…особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.» [28, с. 9-10]. В интерпретации другого исследователя мультимедийная культура предстает как «… совокупность средств, технологий, обладающих максимальной силой воздействия на потребителя… за счет аудиовизуальных образов (объединяющих текст, графику, речь, музыку, анимацию, видео и т.д…» [7, с. 21-22]. В данных определениях упущено, на наш взгляд, существенное качество мультимедийной культуры – интерактивность. Для нас мультимедийная культура – совокупность компьютерных технологий, обеспечивающих создание и потребление разнородных мультимедийных продуктов, обладающих интерактивными свойствами.

Медийная культура (медиакультура)

Мы будем рассматривать медиакультуру феноменологически, то есть как становящуюся реальность, базовым принципом и природным качеством которой является ее принадлежность к технике и более конкретно к машине, предназначенной для осуществления процессов человеческой коммуникации.

По отношении к вышеперечисленным дефинициям, медийная культура, на наш взгляд, является наиболее широким понятием, потому что включает в себя и цифровую и аналоговую культуру, электронную и механическую культуру, экранную и неэкранную культуру и т.д.

Само понятие «медиа» необычайно широкое и означает «средство», «посредник», «способ», что позволяет трактовать медиа излишне универсально как любое средство, выполняющее коммуникативную функцию. Однако, на наш взгляд, возникновение медиакультуры как явления и как понятия обязано такому средству и посреднику, который принципиально отличает ее от коммуникации телесного происхождения (с помощью речи, жеста, письма, рисунка и т.д.).

Данным средством (посредником) является машинныйспособ коммуникации, который, кардинально меняет качественные характеристики коммуникативного процесса. В содержание коммуникативного сообщения (текста) в этом случае входит не только общезначимая информация, но и информация, идущая от возможностей того или иного технического средства как знаковой системы. Возьмем в качестве примера типичную для сегодняшнего дня коммуникативную ситуацию с помощью такого средства, как Скайп.

На первый взгляд между общением «в живую» и через Скайп нет существенного различия. Однако это не так. Общение через Скайп опосредовано экранным звукозрительным изображением со всеми его условностями. К ним, в частности, относятся: техническиеусловности (разрешающая способность экранного изображения или четкость деталей, уровень громкости звука и его тембральные характеристики); композиционныеусловности (крупность плана, месторасположение объектов в плоскости кадра и др.); свето-колористические(расположение светотени на объекте, ее контраст, а также яркость и цветность изображения). Все это в целом делает медийный коммуникативный акт далеко не идентичным «живому» общению. Тоже самое можно сказать и о возможностях коммуникации с помощью других технических устройств.

По нашему мнению, медиакультура и машинный способ формирования и трансляции медийных сообщений связаны неразрывно. В современном словаре иностранных слов машина определяется как «Механизм, или сочетание механизмов, осуществляющие определенные целесообразные движения для преобразования энергии (машины-двигатели), изменения формы, свойств, состояния или положения предмета труда (машины-орудия, рабочие машины), сбора, передачи, хранения, обработки и использования информации (вычислительные машины)» [21, с. 366]. Для нас машинапредставляет собой алгоритмическое устройство, воспроизводящее заданную функцию. Машина может быть сложной и простой, электрической (электронной) и механической, репродуктивной и «творческо-интеллектуальной» и т.д. Для человека машина является внешним и внутренним расширением его возможностей, неким деятельностным «протезом».

Машина может полностью воспроизводить один и тот же результат, создавать его копии, клише, то есть делать массовым, тиражным, а может выступать творческим инструментом в руках человека. Особенно ярко это проявляется при использовании многофункциональной машины. Само по себе комбинирование различных машинных функций приводит к продуцированию разнообразных результатов. Для потребителей медийных сообщений важны именно тиражные, мультиплицирующие качества информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют приобщить их к относительно идентичному контенту. Если это зафиксированные сообщения, то их можно повторять, если нефиксированные – их можно записать, и они из нетиражных превращаются в потенциально тиражные. Машина чаще всего осуществляет рутинные действия и задачи, высвобождая человеку время для интеллектуально-творческой деятельности.

Культура медийная как техногенный феномен включает в себя культуру проектирования и производства информационно-коммуникативных технологий, культуру массового воспроизводства, культуру технической модификации и модернизации, культуру технического использования.

Самое общее определение медийной культуры может быть такое – это тип культуры, функционирующий на основе машинизированных информационно-коммуникативных технологий.

Самым важным в данной системе является наличие технического средства или машины, как мы ее определили. Особенности функционирования этой машины: печатающей словесно-изобразительную графику (книги, газеты, журналы, плакаты, листовки и т.д.), передающей слова, изображения, музыку, шумы по эфиру (радио, телевидение, мобильная связь); записывающей и воспроизводящей слова (речь), изображения, музыку, шумы на определенных носителях (фотография, кино, грамзапись, магнитофонная запись, видео, мультимедиа); генерирующей, сохраняющей и обеспечивающей обмен разнородными сообщениями (компьютерная программа, сеть) в конечном итоге определяют вид медийной культуры.

Для любого типа машин, включенных в информационно-коммуникативные технологии характерно следующее:

  1. Работа по заданному алгоритму действия;
  2. Наличие набора функций, их комбинирование;
  3. Мультиплицирующее (тиражирующее, копиистское) действие;
  4. Техническая возможность для конвергентной экспликации сообщений.

Таким образом, сущностью медийной культуры как техногенного феномена является механицизм ее процессов, который проявляется везде и всегда, во всех информационно-коммуникативных машинных актах. Механицизм противостоит естественной телесности традиционных информационно-коммуникативных средств.

Глобальная тенденция последнего времени - цифровизация коммуникативных сообщений. Цифровизация с точки зрения технической представляет собой процесс перевода электронных сигналов, несущих разнородную информацию, в цифровой код и обратно. Это создает условия для слияния и трансформации этих сообщений в процессе их функционирования. В качестве примера можно представить себе такую ситуацию, когда для формируемого коммуникативного сообщения требуется использование обычной (бумажной) фотографии, фрагмента кинофильма на пленке, аналоговой видеозаписи, музыки или речи с обычной грампластинки, магнитофонной записи, газетного или журнального текста и т.д. Сканирование и перевод в «цифру» данных информационных источников позволяет не только объединить их в единое целое, но и внести посредством монтажных операций существенные трансформации в эти сообщения. Таким образом, новый информационный продукт приобретает иное качество, не измеряемое и не выражаемое суммой элементов его составляющих.

Конвергентностьявляется еще одним сущностным качеством медийной коммуникации и, соответственно, техногенной медийной культуры. Эта тенденция просматривалась и раньше в коммуникативной сфере, когда, например, по радио могла звучать грампластинка, или в кино использоваться фотография, а на телевидении – кинофильм. Но интенсивным этот процесс сделал именно приход «цифры», которая особенно отчетливо обозначила конвергентные возможности современной коммуникации. Цифровые коммуникативные технологии проникают всюду, являясь уникальным средством ассимиляции всех информационных технологий, существовавших в прошлом и существующих сегодня.

Заключение

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

  1. Актуализация конкретных понятий происходила по мере интенсификации в коммуникативных системах соответствующих технических средств, технических каналов и технологий;
  2. Каждое из этих понятий отражает свой системообразующий признак, положенный в основу их типологической принадлежности; эти культуры в чем-то перекрывают друг друга, в каких-то случаях имеют свои специфические границы, их системообразующими факторами становятся различные основания;
  3. Наиболее широким, можно сказать родовым понятием является медийная культура. Ее системообразующими признаками как технологии являются машинность производства и распространения сообщений и их конвергентность. Исходя из них, мы сформулировали такое определение медийной культурыкак техногенного феномена – это совокупность технических информационно-коммуникативных средств (технологий), которые используют машинный способ продуцирования и распространения сообщений, тиражных и конвергентных по своей природе, рассчитанных как на массовое, так и на индивидуальное потребление.

Список литературы:

  1. Баева Л.В.Электронная культура: опыт философского анализа [Электронный ресурс] // Вопросы философии, № 5, 2013. – Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=753&Itemid=52; дата обращения: 18.03.2015.
  2. Беньямин В.Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - Москва: Медиум, 1996. - 240 с.
  3. Бондаренко Е.А.Технологии в сфере медиакультуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediaeducation.ru/pub/bondarenko_2/tehnologija_000.htm; дата обращения: 14.04.15.
  4. Вакулич Н.Р.Образование и личность в современном социокультурном пространстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2178682.html; дата обращения: 09.05.15.
  5. Вартанова Е.Медиа в постсоветской России: их структура и влияние // Pro et Contra. – Т. 5, № 4. – Российское общество и средства массовой коммуникации. – Осень, 2000. - С. 61-81.
  6. Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества: автореф. дисс. … док. филос наук: 09.00.11. – Санкт-Петербург, 2007.- 26 с.
  7. Елинер И.Г.Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе. – Санкт-Петербург: Искусство России, 2010. -278 с.
  8. Засурский И.И.Масс-медиа второй республики. – Москва: МГУ, 1999. – 272 с.
  9. Кастельс М.Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – Москва, ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
  10. Кириллова Н.Б.Медиакультура: от модерна к постмодерну. – Москва: Академический проспект, 2005. – 448 с.
  11. Кривошеев В.В.Электронная культура: необходимость междисциплинарного подхода к изучению // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, № 6, 2013. – С. 77-81.
  12. Кузнецова Е.И. Медиакультура в коммуникативном пространстве цивилизаций: монография – Нижний Новгород: ГОУ ВПО НГЛУ, 2008. – 272 с.
  13. Луман Н.Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации. - Москва: Логос, 2005. - 280 с.
  14. Маклюэн М.Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. - Москва: Академический проект, 2005. – 496 с.
  15. Маклюэн М.Понимание медиа: внешние расширения человека. - Москва: Кучково поле, 2007. – 464 с.
  16. Музы ХХ века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации / Отв. ред.: Н.М. Зоркая, Ю. Богомолов. – Москва, Искусство, 1978.
  17. Негодаев И.Информатизация культуры: Монография. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
  18. Новые аудиовизуальные технологии: Учебное пособие / Отв. ред. К.Э. Разлогов. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 488 с.
  19. Савчук В. Неизбежность медиафилософии [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/savchuk_inevitability/; дата обращения: 21.06.2015.
  20. Словарь русского языка: в 4-х т./ под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд. исп. и доп. – Москва: Русский язык, 1981-1984. Т.4. 1984, 794 с.
  21. Современный словарь иностранных слов [сост. Н.М. Ланда]. - Москва: Рус. яз., 1993. – 740 с.
  22. Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. – Санкт- Петербург: Лань, 1999. – 528 с.
  23. Третьяков В.Т.Теория телевидения: ТВ как неоязычество и как карнавал. Курс лекций. - Москва: Ладомир, 2015. – 660 с.
  24. Федоров А.В.Медиаобразование: история, теория, методика. – Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 с.
  25. Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediaartlab.ru/books/; дата обращения: 18.05.2015.
  26. Челышева И.В.Теория и история российского медиаобразования. – Таганрог: Кучма, 2006. – 206 с.
  27. Шамшин Л.Б.Аудиовизуальная культура // Культурология. ХX век: Энциклопедия. Т. 1. – Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998.
  28. Шлыкова О.Культура мультимедиа: Уч. пособие / МГУКИ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. –415 с.

Дополнительная информация