Школьное издание -  «островок» медиабезопасности для современных подростков

Агафонова Юлия АнаньевнаАгафонова Юлия Ананьевна,
Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина,
аспирант,  
преподаватель ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799» г. Москва,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: В статье рассматривается такая актуальная проблема современного общества, как медиабезопасность детей и подростков. Для эффективного решения этой проблемы автор статьи предлагает использовать в российской школе воспитательный потенциал школьных печатных изданий, которые в нынешних условиях кризиса институтов семьи и образования играют особую роль в жизни современных подростков и становятся для них своеобразным «островком» медиабезопасности.
Ключевые слова: медиабезопасность, медиаобразование, школьные печатные издания, воспитательный потенциал.

Agafonova Julia Ananevna,
Moscow State Pedagogical University,
graduate student,
teacher GBOU " Multipurpose lyceum № 1799 " Moscow
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

SCHOOL NEWSPAPER - THE "ISLAND" OF MEDIA SAFETY FOR MODERN TEENAGERS

Annotation: In this article considered such the actual problem of modern society, as a media safety of children and teenagers. To effectively solve this problem, the author proposes to use in a Russian school the educational potential of school publications, which in the current crisis of the family and education play a special role in the lives of teenagers and become for them a kind of "island" of media safety.

Keywords: media safety, media education, school publications, educational potential.

Cкачать статью в .pdf

В последние годы современное российское общество столкнулось с целым комплексом серьезнейших проблем, связанных с усиливающимся влиянием средств массовой информации и коммуникации на современных детей и подростков. По мнению Л.В. Брик именно СМИ в условиях кризиса института семьи и образования становятся «наиболее доступным и наиболее влиятельным механизмом формирования личности подрастающего поколения, мировосприятие которого часто оказывается неспособным приобрести верные ориентиры в потоке сильно искаженной информации, передаваемой по разным каналам СМИ» [1]. А.В. Мудрик также обращает внимание на то, что «еще до недавнего времени система социального воспитания не ставила перед собой цели подготовки подрастающего поколения к взаимодействию со СМИ, к использованию информационных технологий в воспитательных целях, влиянию через средства массовой коммуникации на формирование личности человека» [4]. Однако, в нынешних условиях, когда современные масс-медиа все агрессивнее присваивают себе просветительские и образовательные функции, ситуация кардинально меняется и возникает острая необходимость в такой подготовке. Это обусловлено еще и тем фактом, что влияние СМИ на формирование личности современного подрастающего поколения, по большей части, негативное, что вызывает серьезную озабоченность у педагогов, психологов, социальных педагогов, родителей и представителей широкой общественности.

А.Г. Селевко пишет о том, что воспитательные функции СМИ заключаются, «в передаче образцов жизни, примеров поведения, в пропаганде ценностей, отношения к миру, людям, самому себе, в приобщении к культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества» [6]. Воспитательный потенциал СМИ, широко использовался, например, в советский период. На таких изданиях как «Комсомольская правда» и «Пионерская правда», журналах «Костер» и «Юность», замечательных телевизионных передачах об истории и культуре,  выросло не одно поколение советских детей.

К сожалению, в современных социально-экономических условиях огромный воспитательный потенциал федеральных, региональных и городских печатных СМИ используется не так, как хотелось бы…. Большинство молодежных изданий проблему просвещения и воспитания (в том числе, и патриотического) своих читателей понимают очень однобоко. Их глянцевые страницы пестрят публикациями, из которых подросток может узнать все гламурные новости и сплетни из жизни звезд шоу бизнеса, но не более того.
В 2002 г. на коллегии Большого жюри Союза журналистов был поднят вопрос о молодежном журнале «Молоток», который систематически публиковал материалы, развращающие подростков. Такие же обвинения были предъявлены и молодежным журналам «Cool» и «Cool girl», которые еженедельно выходили тиражами 300 000 экземпляров. В 2006 году прокуратурой г. Москвы этим изданиям было предъявлено обвинение в нарушении законодательства в области распространения информации, наносящей вред здоровью детей, их нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию и антиобщественное поведение. Вместе с исполнителями законодательной власти тексты молодежных журналов были тщательно проанализированы экспертами в области педагогики и психологии. В отношении журналов было даже возбуждено уголовное дело, но вскоре его закрыли под предлогом отсутствия цензуры на территории Российской Федерации. Эти молодежные журналы до сих пор каждую неделю выходят в свет и проводят свою «воспитательную работу» с российскими детьми и подростками…

Еще три десятка лет назад советские печатные СМИ считались эталоном грамотной русской речи. Сегодня ситуация изменилась, а большинство медиатекстов, по мнению А.А. Журина, «вызывает интенсивную деформацию национального самосознания, в основе которого лежит разрушение русского языка» [2]. Оказывает свое разрушительное влияние и все возрастающий объем иностранных слов, которые вытесняют или почти полностью заменяют в медиатекстах исконно русские значения.

Серьезное беспокойство вызывает и факт активного использования в печатных, в том числе и молодежных, СМИ инвективной лексики. Вульгарный низкий стиль, используемый во многих, особенно «желтых», газетах и журналах, не может быть инструментом приобщения подрастающего поколения к основам духовной культуры.

В своей статье «Молодежь. Государство. Сми. Конфликт интересов?» С.А. Стерхова замечает, что «рыночный характер современных СМИ не оставляет иллюзий по поводу направленности воздействия формируемых образов на молодежную аудиторию» [7]. Сегодня многие отечественные ученые и педагоги солидарны во мнении, что большинство современных печатных СМИ являются явной медиа-угрозой для российских детей и подростков, ведь они формируют пассивное состояние сознания и искаженное представление о реальности, тем самым прививая чуждую нашему народу культуру и духовные ценности.
Конечно, самым простым способом борьбы за медиабезопасность наших детей и подростков могло бы стать закрытие «желтых» печатных изданий и введение жесткой цензуры в глянцевых молодежных журналах, но это может только усугубить ситуацию, ведь, как известно, «запретный плод – всегда сладок». Да и в условиях коммерциализации журналистики такой подход вряд ли возможен… Печатные СМИ необходимо сделать союзниками в благородном деле воспитания подрастающего поколения. У современных детей и подростков, перегруженных негативной информацией, должны быть «островки стабильности» - «некие амортизаторы, позволяющие ребенку восстановить свои душевные силы, сохранить целостность индивидуальности», - пишет О.Е. Коханая. [3]

Таким своеобразным «островком медиабезопаности» для детей и подростков могут стать, например, школьные печатные издания. Являясь важным элементом социализации детей и подростков, школьные газеты, журналы и альманахи играют особую роль в приобщении подрастающего поколения к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, так как радикально отличаются от тех красочных изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Миссия школьных изданий, в первую очередь, просветительская и воспитательная, и только, в последнюю – развлекающая. Самый важный результат работы школьных редакций не в стопках свежих выпусков газет или журналов, а те качественные нравственные изменения, которые происходят с теми, кто их создает и кто читает.
Сегодня в России выходит около трех миллионов школьных газет, журналов и альманахов. Круг читателей одного школьного издания может насчитывать от ста до нескольких тысяч человек: самих подростков, их родителей, родственников, педагогов, молодежь из близлежащих районов. Такая популярность школьных изданий объясняется, в первую очередь, тем, что статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем публикации в любом другом молодежном издании, ведь они написаны «своими о своем».

Самостоятельно работая над материалами о школьных мероприятиях, рассказывая об учителях и одноклассниках, о работе кружков, старшеклассники, с одной стороны, учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, письменно формулировать свои мысли, а с другой - эта работа приносит богатые плоды социального воспитания.

Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.

Процесс создания любого школьного СМИ невозможен в одиночку, это всегда процесс коллективный, однако, коллектив – коллективу рознь… Дружеская компания, например, отличается от коллектива одноклассников, в котором самые разные ребята собрались не по своему желанию, а вынужденно. Школьная редакция – это всегда коллектив единомышленников, которых объединяет общая цель. В таком коллективе можно не только реализовать свои творческие способности, но и желание пообщаться с понимающими тебя людьми. А. В. Мудрик писал о той важнейшей роли, которую «общение играет в процессе становления и жизнедеятельности личности» [5].

В феврале 2016 года среди учеников московского общеобразовательного холдинга «Многопрофильный лицей № 1799» был проведен опрос, в котором участвовало 287 школьников с 8 по 11 класс. Ребятам было предложено ответить на вопрос, как они относятся к употреблению ненормативной лексики в средствах массовой информации?
56 % - респондентов ответили на этот вопрос положительно;
32% - заявили, что к инвективной лексике относятся отрицательно, но иногда ее употребление в СМИ оправданно;
12% - школьников высказали крайне отрицательное отношение к использованию ненормативных слов в СМИ.

Затем лицеистам предложили ответить на вопрос: допускается ли, по их мнению, использование бранных слов и ненормативной лексики в школьных печатных изданиях? И здесь ситуация кардинальным образом изменилась… 87% лицеистов посчитали использование такой лексики в школьных изданиях неприемлемым! Среди этих ребят были и те, кто активно участвует в создании лицейской газеты…
Во многих классах письменный опрос постепенно перерос в активную дискуссию, во время которой лицеисты аргументировали свое отрицательное отношение к использованию ненормативной лексики в школьных изданиях тем, что «эти газеты читают еще учителя и родители», что «хоть где-то хочется отдохнуть от мата», что «школьная газета должна воспитывать, а не опускаться до уровня жаргонной речи» и т.д. А сами корреспонденты лицейской газеты признались, что у них рука не поднимется вставить «такие словечки» в свою статью.

Вывод в данной ситуации напрашивается сам собой: большинство современных детей и подростков нуждаются в таких «островках медиабезопасности», как школьные газеты. И особенно это проявляется в нынешней противоречивой ситуации, связанной с усилением негативного влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение. Наши дети устали от негатива, который подобно девятому валу обрушивается на них со страниц взрослых СМИ, от пошлости, жестокости и агрессии окружающего мира.. В сложившихся обстоятельствах школьные издания способны инициировать в современных детях и подростках значительные нравственные изменения и заложить прочную основу для дальнейшего формирования личности успешного современного человека.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социально-позитивных ориентаций молодежи// Вестник МГТУ. – Т.11. - № 1. – 2008. – С. 175.
  2. Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом средней общеобразовательной школы // МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - № 2 – 2005. -  с. 23.
  3. Коханая О. Е. Аксиологическая функция детских и юношеских СМИ// Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. – С. 358.
  4. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. – М., 1990. – С. 59
  5. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. – М., 1990. – С. 67
  6. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации/ Школьные технологии. – 2002. - № 3 – С. 109 – 110.
  7. Стерхова С.А. Молодежь. Государство. СМИ. Конфликт интересов? // Молодежь и медиа. Цели и ценности: сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и медиа. Цели и ценности». Москва, 28-29 апреля 2011 г./ сост. Т.Н. Владимирова, И.В. Жилавская. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. – с. 113.

 

.

Дополнительная информация