УДК 37

Медиа-информационная грамотность как необходимая компетенция современного специалиста



Галина Владимировна АладьинаГалина Владимировна Аладьина,
преподаватель Таганрогский филиал Донского строительного колледжа, руководитель клуба «Эколог».
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Медиаобразование необходимо интегрировать в обучающий процесс профессиональной направленности для формирования гармонически развитой личности и создания мотивации к самостоятельной творческой и исследовательской работе, осознания последствий воздействия медиаинформации.
Ключевые слова. Интеграция, медиаобразование, медиакомпетентность, мотивация, исследовательская деятельность,  профессиональное образование.


Galina Aladina
Taganrog Branch Don Construction College



Mediainformation literacycompetencerequiredof a modern specialist

Annotation. Media education must be integrated into the learning process of a professional orientation for the formation of harmoniously developed personality and motivation for the creation of an independent creative and research work, awareness of the effects of media information.

Keywords.Integration, media education, media competence, motivation, research, professional education.

Cкачать статью в .pdf

Педагогическая наука облекает процесс воспитания и образования в наиболее доступную для усваивания форму. Поэтому педагогика не может не использовать в своей работе такой мощный инструмент современного общества,  как медиатехнологии. Но чтобы научить подрастающее поколение понимать и извлекать необходимую информацию, самостоятельно ее обрабатывать и презентовать полученный материал исследования,педагогу приходится выходить за рамки образовательной программы в виде кружковой работы.

В процессе работы с подростками на кружковых занятиях в клубе «Эколог» строительного колледжа и профессионально ориентированных кружках общеобразовательных школ города Таганрога назрела необходимость в создании рабочих программ по развитию медиакомпетентности для кружковой работы, интеграции медиаобразования в дополнительный учебный процесс. Рабочая программа для кружковой работы «Развитие медиакомпетентности» была написана при поддержке доктора педагогических наук, профессора, главного редактора журнала «Медиаобразование»  А.В.Федорова,и по ней успешно занимаются в кружках Таганрогского строительного колледжа и МАОУ ДОД ДДТ города Таганрога.

Целью рабочей  программы является повышение медиаграмотности, критического мышления подростков, подготовка к жизни в информационномобществе через анализ понятий и терминов, создание базы для дальнейшей самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности.Эта программа, адресованная студентам средних профессиональных учебных заведений, руководителям образовательных учреждений и дополнительного образования,была представлена на VI Выставке образовательных технологий и услуг, которая состоялась в Москве 16-18 ноября 2015г.

По мнению многих исследователей, уже сейчас молодёжь утрачивает возможность воспринимать сложные тексты и умение выражать связную мысль, доводить её до конца. Идея лёгкого обучения очень привлекательна. Но без применения вербальных, чисто человеческих способов общения не возможно становление творческой личности. Процесс обучения неразрывно объединяет в себе образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную функции. Основным элементом мотивации дополнительного образования может служить необходимость и желание решения практической, желательно первоочередной важности задачи. Исходя из собственного опыта,  могу предположить,  что внимание молодёжи могут привлечь перспективы решения проблемных вопросов экологической, строительной, энергетической тематики. Но и при условии стабильного интереса к обучению определённая  трудность видится в разработке содержания образования. При проведении занятий с использованием медиа было обнаружено совершенное неумение подростков выделять ключевые моменты из увиденного и услышанного материала, анализировать медиатекст. Этому необходимо учить, повышать медиаграмотность, показывать связь теоретических и практических знаний. Как учат слушать оперу и смотреть балет, так же необходимо научить подростка жить в медиасреде.«Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, для противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, позитивного саморазвития личности»[3].

Профессор А.В. Федоров, отмечая неотвратимость воздействия медиаинформации, считает одним из способов решения проблемы использование методик, помогающих развитию критического отношения к поступающей информации. «В современных условиях произведения медиакультуры во многом способствуют, хочет человек этого или нет, формированию его ценностных ориентаций, интеллектуальной и эмоциональной сферы, а в конечном итоге – и жизненной позиции настоящих и будущих поколений. Теория развития критического мышления имеет цель научить школьников и молодежь ориентироваться в информационном потоке, а также нейтрализовать возможность манипуляции сознанием аудитории со стороны медиаисточников. Нужно отметить, что положения данной теории имеют все больше сторонников…»[4].

На первый план при пользовании медиа выходит проблема медиабезопасности. Эта проблема тесно связана с проблемой свободного времени молодёжи. На это обращал внимание общественности П.Л. Капица  ещё в 1972 году: «Есть высказывания, что неумение людей использовать свой достаток и досуг может стать для человечества не менее опасным, чем гибель от всеобщей атомной войны…Задача, поставленная перед образованием, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира…Поэтому сейчас задача ставится иная: как придать досугу рядового человека творческий характер, с тем, чтобы он мог его любить и осмысленно использовать. Жизнь показывает, что такая деятельность в период досуга для большинства людей вполне осуществима. Она может лежать либо в области гуманитарных интересов, либо в области научно-технических, либо в области социальных проблем. Многие люди уже стали этой деятельности отдавать свой досуг. Но жизнь также показывает, что только тот человек может с интересом проводить свой досуг, который достаточно образован и, главное, приучен вносить в свою деятельность творческий элемент»[2].

Источники:

  1. Библер.На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. — М., 1997. С. 238.
  2. Капица П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Доклад на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы. Опубликован в журнале «Вопросы философии», № 7, 16.1972.
  3. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с.
  4. Федоров А.В., Челышева И. В.Медиаобразование в России: краткая история развития. Монография. Таганрог. Год издания?

 

Дополнительная информация