Медийно-информационная грамотность как целостное понятие в изменяющемся мире


О.П. ЖилавскаяО.П. Жилавская,
доцент кафедры коммуникационного менеджмента, рекламы и связей с общественностью
института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ

Cкачать статью в .pdf


Слияние медиа- и информационной грамотности

Распространение средств массовой информации и новых технологий привело к решающим изменениям в процессах человеческого общения и поведения. Медийно-информационная грамотность, как один из ключевых векторов развития общества, направлена на расширение прав граждан путем предоставления им необходимых для взаимодействия с традиционными СМИ и новыми технологиями компетенций. Следствием приобретения этих компетенций признано считать:  

  • понимание роли и функций СМИ;
  • понимание условий, при которых СМИ выполняют свои функции;
  • критически оценивать медиаконтент;
  • взаимодействовать с различными медиа для самовыражения и потребления качественного контента;
  • получение навыков и умений для создания любого медиаконтента.

Расширение прав и возможностей людей с помощью медийно-информационной грамотности (МИГ) является важной предпосылкой для обеспечения равноправного доступа к информации, знаниям и содействия свободным, независимым и плюралистическим средствам информации и информационным системам. МИГ – это результат медиаобразования граждан.

Медийно-информационная грамотность признает первостепенную роль СМИ в нашей повседневной жизни. Она лежит в основе свободы выражения мнений и информации, дает людям возможность понимать функции медиа и других поставщиков информации, критически оценивать их содержание, принимать обоснованные решения в потреблении мультимедийного контента – это относится как к пользователям информации, так и к ее производителям.

Информационная грамотность и медиаграмотность традиционно воспринимаются как отдельные и обособленные области. Стратегия ЮНЕСКО сегодня объединяет эти два понятия как набор компетенций (знания, навыки и отношения), необходимых для жизни и работы современного гражданина. Медийно-информационная грамотность признает все формы медиа и различные источники информации – библиотеки, архивы, музеи и сети, независимо от используемых технологий.

Сегодня ЮНЕСКО имеет многолетний опыт в повышении медийно-информационной грамотности граждан. В основе медийной грамотности лежит умение использовать навыки потребления информации из различных источников. Принципы медиаграмотности были зафиксированы в 1982 году в Грюнвальдской декларации ЮНЕСКО, которая признает, что «медиаобразование будет наиболее эффективным, когда родители, педагоги, работники средств массовой информации и лица, ответственные за принятие решений осознают свою роль в развитии критического мышления у слушателей, зрителей и читателей. Большая степень интеграции между системами образования и средств массовой информации и коммуникации несомненно явится важной ступенью на пути к повышению эффективности образования». В основе информационной грамотности лежит умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была. Основные принципы зафиксированы в 2005 году в Александрийской декларации ЮНЕСКО об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни – «Маяки информационного общества», где говорится, что информационная грамотность – это «средство обеспечения возможности для людей эффективно находить, оценивать, использовать и создавать информацию во всех сферах жизни для достижения личных, общественных, профессиональных и образовательных целей».

Учитывая тесную связь между медиаграмотностью и информационной грамотностью в ЮНЕСКО было принято решение об объединении двух понятий в одно целое – медийно-информационная грамотность (МИГ) (Media and Information literacy (MIL)).

Одним из итогов принятия этих Деклараций, стало создание образовательной программы для педагогов «Медийная и информационная грамотность». Программа является новаторской и опирается на современные тенденции конвергенции радио, телевидения, интернета, газет, книг, электронных архивов и библиотек на одну общую платформу, а также она создана с учетом потребностей педагогов для интеграции в официальную систему их подготовки. Тем самым запускает каталитический процесс, который должен охватить миллионы молодых людей и помогать развитию их способностей. Программа, в разных странах, предполагает изучение следующего перечня терминов:

  • Медийная грамотность
  • Информационная грамотность
  • Свобода самовыражения и информационная грамотность
  • Библиотечная грамотность
  • Новостная грамотность
  • Компьютерная грамотность
  • Интернет-грамотность
  • Цифровая грамотность
  • Кинограмотность
  • Грамотность в использовании электронных игр
  • Телевизионная грамотность
  • Грамотность в сфере рекламы

В дальнейшем ЮНЕСКО поддержала ряд инициатив для стимулирования МИГ в качестве образовательного направления для непрерывного обучения. Особое внимание в медиаобразовании граждан уделяется подготовке учителей. Необходимо разъяснять важность МИГ в процессе обучения, интеграции медийно-информационной грамотности в образовательный процесс и обеспечения этого процесса качественными и современными методами, учебными программами, ресурсами и пособиями.

Разработка политики и стратегии медийно-информационной грамотности

Сегодня в развивающихся обществах знания часть людей перегружены информацией, а часть испытывают в ней дефицит. Люди стремятся выражать свои мысли свободно, активно участвовать в процессах управления, культурного и религиозного диалога. МИГ дает возможность гражданам критического потребления информации для комфортного их существования в 21-м веке.

Признавая, что для достижения медийно-информационной грамотности для всех, потребуется национальное политическое решение, ЮНЕСКО подготовила и опубликовала методические рекомендации «Медийно-информационная грамотность: политика и стратегия». Принципы, описанные в методических рекомендациях, позволяют государствам-членам ЮНЕСКО сформулировать у себя национальные программы для стратегического развития МИГ на своих территориях.

Данное Руководство разделено на две части: первая – это описание МИГ, предназначенное для политиков и лиц, принимающих решения – оно может служить в качестве брифа для подготовки документов; вторая делится на главы, в которых рассматриваются следующие аспекты: как использовать МИГ в качестве инструмента развития; основные политики и стратегии МИГ; и модель МИГ, которая может быть адаптирована странами во всем мире.

Как отмечает в предисловии к рекомендациям, профессор Улла Карлссон, директор Скандинавского информационного центра медиа и коммуникационных исследований: «Эти рекомендации имеют важное значение в направлении совершенствования усилий по содействию МИГ на национальном и региональном уровнях».

Используя эти рекомендации, ЮНЕСКО в рамках национальных консультаций, помогает странам-участницам, адаптировать описанные принципы к местным условиям с учетом государственной специфики. Конечной целью является подготовка национальной политики и стратегии развития МИГ, касающихся доступа к информации, свободы выражения мнений, культурных и религиозных свобод, СМИ, библиотек, образования и ИКТ.

Надо понимать, что этот документ является частью стратегического развития комплексной программы медийно-информационной грамотности для всех, разрабатываемой ЮНЕСКО со своими партнерами, где полный набор инструментов МИГ включает в себя следующие составляющие:

  • образовательная программа для педагогов по МИГ;
  • глобальная система оценки МИГ;
  • рекомендации для вещателей и владельцев пользовательского контента в содействии развития МИГ;
  • мультимедийные и оналайн образовательные ресурсы;
  • электронные образовательные программы по МИГ с целью межкультурного диалога.

В свое время, в приветствии к участникам Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (2013 год) значимость развития МИГ отметил и Михаил Сеславинский, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ: «Формирование медиа- и информационной грамотности граждан в современном мире является необходимым условием общественного развития. Медиа- и информационная грамотность – это совокупность установок, знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку ориентироваться во все более глобализирующемся цифровом мире. Она предполагает не только оперирование всеми типами информационных ресурсов: устными, письменными и мультимедийными, но и обладание навыками критического мышления, осмысления и интерпретации полученной информации в различных профессиональных и образовательных областях».

Развитие глобальной системы оценки МИГ

Из-за растущего влияния и конвергенции информационных ресурсов, СМИ и ИКТ в жизни общества, ЮНЕСКО применяет объединенный подход к процессу разработки системы оценки показателей грамотности, в том числе к информационной и компьютерной грамотности. Таким образом, с 2007 года, ЮНЕСКО охватывает все составляющие медийно-информационной грамотности.

Для обеспечения своих стран-участниц необходимыми инструментами оценки МИГ, ЮНЕСКО провела ряд исследований, организовала в 2009 и 2013 годах глобальные консультации и сессии. Позже Сектор коммуникации и информации ЮНЕСКО совместно с Институтом статистики ЮНЕСКО в Монреале и при поддержке Японского трастового фонда ЮНЕСКО, успешно завершили и опубликовали работу по формированию системы оценки МИГ.

«Мы в ЮНЕСКО осознаем, что современному обществу нужно новое понятие грамотности – плюралистическое, динамическое и ситуативное. Оно должно подразумевать не только базовые навыки письма и счета на одном языке, но и способность выявлять, понимать, создавать, передавать и обрабатывать информацию на различных языках. В равной степени необходимо уметь критически взаимодействовать с сообщениями средств массовой информации и производить контент для современного использования по средствам различных коммуникационных и информационных средств. Это также означает, что грамотность включает в себя постоянное обучение, которое позволит людям достигать своих целей, развивать потенциал своих знаний, а также в полной мере участвовать в жизни своего сообщества и общества в целом.

Экспоненциальный рост объемов данных и информации поражает новые проблемы: как обеспечить должные условия хранения данных? Как наиболее эффективно и этично получать, анализировать, использовать информацию и создавать новые знания? Все это требует новых компетенций для современной работы и жизни, – подтверждает необходимость глобального внедрения программ по медийно-информационной грамотности и системы оценки уровня МИГ Янис Карклинис, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникациям и информации в своем послании к участникам Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», – цифровой разрыв между странами усугубляется растущей пропастью между поколениями. Из пассивных потребителей пользователи, особенно дети и молодежь, превращается в активных производителей информации и медиапродуктов. В 2011 году количество пользователей интернета в мире достигло 2,1 млрд., и 45% этих пользователей моложе 25 лет.

Контент отныне производится далеко не только специализированными учреждениями или профессиональными сообществами. Постоянно растет объем пользовательского контента, и создаются все новые платформы для его размещения. Так, 1 трлн. видеопросмотров на You Tube – пример того, насколько быстро и широко распространяется контент. Это означает, что если ранее контент создавали профессионалы – писатели, журналисты и другие специалисты, то в настоящее время его может создавать и распространять каждый.

Мир меняется, но учебные заведения, библиотеки, средства массовой информации и другие поставщики информации смогут оставаться ключевыми игроками, если будут переосмысливать и переоценивать свои функции и роль в поиске современных способов адаптироваться к новым условиям и сохранять свою значимость в контексте социального, политического, экономического и, конечно, технологического развития».  

В заключении. О преподавании медийной и информационной грамотности

«В России на начальном этапе разработки идей медиаграмотности сформировалась педагогическая модель медиаобразования. Она долгое время существовала изолированно от медиасообщества. Основными  часто единственными площадками для применения медиаобразовательных технологий были школы, которые традиционно отличаются авторитарностью и патернализмом. Отношения между учителем и учеником строятся строго по вертикали при помощи трансляции существующего опыта. Поэтому медиаобразование рассматривается в основном как форма передачи учащимся необходимых знаний и навыков, готовых истин и этических норм. При этом более современный, медийный, подход к медиаобразованию – это диалоговые медиакоммуникации на основе партнерства и информационного равенства», – так обозначила позицию России на Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» Ирина Жилавская, руководитель кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан (МПГУ).

Педагоги, освоившие медийную и информационную грамотность, смогут более эффективно помогать обучаемым учиться, приобретать навыки самообразования и способность к обучению на протяжении всей жизни. Обучение медийной и информационной грамотности станет откликом педагогов, во-первых, на их призвание воспитывать информированных и мыслящих граждан, и, во-вторых, на те изменения, которые претерпевает их воспитательно-просветительская роль по мере того, как на смену ориентации на педагогов в преподавании приходит ориентация на обучаемых.

Повышение медийной и информационной грамотности обучаемых не возможно без повышения медийной и информационной грамотности педагогов – говорится в предисловии образовательной программы ЮНЕСКО для педагогов «Медиа- информационная грамотность».

Ориентация на педагогов и является ключевой стратегией, обеспечивающей многократное повышение эффективности: от информационно грамотных педагогов к учащимся и далее к обществу в целом.

Формирование медийной и информационной грамотности требует от ученика погружения в производство медиаконтента. Экспериментирование – важная отправная точка в обучении медийной  и информационной грамотности. Главное, чтобы учащиеся получили шанс приобрести новый опыт, примеряя на себя разные роли участников процесса производства и распространения медиа. Но не менее важно, чтобы эти экспериментальные медиауроки включали рефлексию – важно научить детей находить ответ на вопрос: «Что я узнал о медиа в ходе выполнения данного упражнения?».

Лучший способ развивать медийную и информационную грамотность – использование различных медиа, но для приобретения навыков недостаточно автоматического многократного  использования. Для этого нужен преподаватель, который научит ставить вопросы о ценностях, размышлять о выборе конкретного медиа ресурса, направит ученика к надежной информации, окажет поддержку в вопросах, связанных с публичностью медиа.

Например, если учителю неизвестен исходный уровень ученика, его компетенции можно сравнивать с общим уровнем медийной и информационной грамотности, такими как:

Творческие и эстетические навыки

  • Ученик умеет сочинять и рассказывать истории, имеет представление о построении сюжета и сравнивает личный опыт и чувства героя со своими собственными.
  • Ученик выражает свои чувства словами, образами и музыкой. Использование медиа доставляет удовольствие.
  • Ученик знает свои медиа потребности и хочет развивать свое понимание медиа.
  • Ученик умеет анализировать смысл медиа сообщений. Он умеет сопоставлять свои ценности и установки с теми, которые представлены в медиа.
  • Ученик выражает себя и свою индивидуальность в процессе создания медиа контента.
  • Ученик имеет представление об основополагающих принципах авторского права.
    Интерактивные навыки
  • Ученик идентифицирует и примеряет на себя различные роли. Он сочувствует другим людям.
  • Ученик воспринимает различные точки зрения, представленные в медиа. Он может участвовать в дискуссии, понять чужую точку зрения и прислушаться к ней.
  • Ученик знаком с принципами свободы слова, понимает разницу между частным и публичным пространством в медиа, имеет представление о различных способах вовлеченности в медиа.
  • Ученик сотрудничает, помогает своим товарищам, учится вместе с другими.
  • Ученик пробует разные роли.
  •  Ученик чувствует, что может повлиять на ситуацию. Он целенаправленно общается с помощью медиа и принимает участие в общей деятельности.

Навыки безопасности

  • Ученик имеет представление о существовании возрастных ограничений на медиа контент, знает, как обратиться к взрослым, если возникают проблемы с использованием медиа.
  • Ученик умеет безопасно использовать Интернет и знает, как защитить информацию и конфиденциальность в виртуальном пространстве.
  • Ученик имеет представление о нормах общения и правильного поведения в Интернете и соблюдает их.
  • Ученик знает юридические права и обязанности медиа пользователей.
  • Ученик использует медиа разнообразными способами, соблюдая правила и законы Интернета.

Навыки критического анализа

  • Ученик понимает разницу между фактом и вымыслом, рекламой и другими видами медиа контента.
  • Ученик знаком с различными жанрами и нарративными приемами и знает, что содержание медиа зависит от выбора авторов и заказчиков и может иметь различные трактовки.
  • Ученик может анализировать, оценивать и контролировать информацию, знаком с тем, как действуют медиа. Ему знакома структура медиа, он способен распознать, что находится под оболочкой медиа контента.
  • Ученик подвергает сомнению сообщения медиа и понимает, как работают стереотипы.
  • Ученику известно о коммерческих, политических и идеологических целях медиа.
  • Ученик может определить цель и целевую аудиторию источников, оценить степень надежности, точности, значения, нейтральности и открытости предоставленной информации.
    Навыки по управлению информацией
  • Ученик может определить центральные понятия и концепции, описывающие его потребности в знаниях.
  • Ученик использует разные источники, чтобы удовлетворить свои потребности в информации, но знает, как ограничивать эти потребности или видоизменять их для облегчения контроля и концентрации внимания.
  • Ученик понимает, что полученная информация может дополнить или опровергнуть имеющуюся у него информацию, в результате чего может возникнуть новое знание.
  • Ученик умеет искать информацию, используя различные каналы и методики, варьируя и модифицируя поисковые стратегии.
  • Ученик использует различные методики обработки отобранной информации.
  • Ученик понимает основные достоинства и недостатки используемых источников и знает, как выбирать самую существенную информацию для своих текстов.
  • В процессе поиска информации ученик опирается на понимание этических и юридических принципов и действует в соответствии с ними.

Дополнительная информация