Международный день грамотности

 

О.П. ЖилавскаяО.П. Жилавская,
доцент кафедры коммуникационного менеджмента, рекламы и связей с общественностью
института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ

Cкачать статью в .pdf

Международный день грамотности в Москве стартует «Днем медийно-информационной грамотности для всех»

Одним из ключевых приоритетов ЮНЕСКО уже более 65 лет является – грамотность, которую Организация, как вектор, стремится включать в национальные и международные повестки дня. Посредством своих глобальных программ в области формальной и неформальной грамотности ЮНЕСКО продвигает в жизнь концепцию грамотного мира для всех.

Грамотность – это одно из основных прав человека и основа для обучения на протяжении всей жизни. Она является абсолютно необходимым условием социального роста и развития человеческого потенциала благодаря своей способности преобразовывать жизни. Для отдельных лиц, семей и общества в целом она является инструментом расширения прав и возможностей, позволяющим улучшить здравоохранение, повысить уровень дохода и укрепить взаимосвязь с миром.

В целях активной мобилизации международного сообщества и содействия распространению грамотности, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ, ЮНЕСКО 50 лет назад официально провозгласила 8 сентября Международным днём грамотности.

В настоящее время Международный день грамотности отмечается во всём мире. В его праздновании принимают участие правительства, многосторонние, двусторонние и неправительственные организации, частный сектор, сообщества, а также преподаватели, учащиеся и эксперты в этой области. В этот День также присуждаются Международные премии имени Конфуция и Кинга за распространение грамотности людям с выдающимися идеями, которые способны содействовать распространению грамотности в целях реализации Повестки дня в области образования на период до 2030 года.

2016 год является первым годом осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В этом контексте, концепция грамотности приведена в соответствие с возможностями обучения на протяжении всей жизни с особым акцентом на молодёжь и взрослых. Распространение грамотности является составной частью Цели в области устойчивого развития №4, предполагающей «обеспечение всеобъемлющего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Задача состоит в том, чтобы к 2030 году все молодые люди и значительная часть взрослых, как мужчин, так и женщин, овладели навыками чтения и счета (ЦУР 4.6).

В этом году отмечается 50-я годовщина Международного дня грамотности, и ЮНЕСКО отмечает этот День под лозунгом «Читая прошлое, пишем будущее». Главное глобальное мероприятие Дня, состоится в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. С 8 по 9 сентября пройдёт двухдневная конференция, главным событием которой станет присуждение премий за распространение грамотности. Кроме того, на мероприятии будет объявлено о создании Глобального альянса в поддержку распространения грамотности – новой и перспективной инициативы, призванной объединить усилия всех основных заинтересованных сторон в целях содействия распространению грамотности, как основы обучения на протяжении всей жизни.

«С момента провозглашения ЮНЕСКО Международного дня грамотности в 1966 г. в этой области был достигнут огромный прогресс. Население нашей планеты значительно выросло, при этом число взрослых молодых людей и девушек, не владеющих навыками грамотности, в 1990-2015 годы сократилось на четверть. Наметились позитивные изменения в плане расширения возможностей женщин обучаться грамоте: в 43 странах произошло существенное улучшение положения с точки зрения гендерного равенства. Многие позитивные изменения стали возможны благодаря глобальной инициативе «Образование для всех», – отмечает в своем Послании Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, –  Однако этого уже недостаточно: 758 миллионов взрослых сегодня все еще не способны прочесть или написать простейшее предложение. Две трети из них составляют женщины. Оказавшись за пределами «глобальной деревни», эти люди не получили никаких выгод от глобализации, хотя сполна оплатили ее цену. Эти женщины и мужчины в меньшей степени защищены от болезней, эксплуатации и нарушений прав человека. Они чаще оказываются без работы и получают меньшую заработную плату. Будучи неспособны ни читать, ни писать, они не могут полностью реализовать свой потенциал. Целые общины попадают в этот порочный круг нищеты, порождающей конфликты и насилие.

Неграмотность по-прежнему остается синонимом социального отчуждения и бедности – и мы должны это изменить. В этом и состоит основное обязательство Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой в рамках 17 целей в области устойчивого развития была сформулирована новая глобальная концепция процветания, устойчивого развития и мира, в том числе отдельная цель – «обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

В Москве, в рамках празднования Международного дня грамотности, стартует пилотный проект Всероссийской программы «День медийно-информационной грамотности для всех», организованной кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан (МПГУ), проект будет реализован при поддержке Департамента образования города Москвы.

«Суть нашей программы заключается в проведении в российских вузах и школах серии образовательных мероприятий по различным видам грамотности. Конечно, основной вектор – это медийно-информационная грамотность, – комментирует запуск проекта руководитель кафедры ЮНЕСКО Ирина Жилавская. – Сегодня как медийная, так и информационная грамотность – это неотъемлемая часть профессионального и потребительского медиаповедения современного человека. Грамотность играет одну из ключевых ролей в формировании личности. Образованные люди могут максимально эффективно использовать свой потенциал и развивать индивидуальные способности.

Система работы по организации Всероссийской программы «Дни медийно-информационной грамотности для всех» построена на основе сетевого взаимодействия между партнерскими организациями: школа – вуз – сообщества. В течение одного дня – 8 сентября 2016 года – планируется серия образовательных мероприятий (интерактивные лекции, тренинги и уроки), которые будут проведены экспертами, специалистами организаций партнеров, преподавателями, аспирантами и магистрантами Кафедры ЮНЕСКО.»

Способы использования грамотности в целях обмена знаниями постоянно развиваются, наряду с достижениями в области технологий. Начиная от интернета и заканчивая текстовыми сообщениями. Расширение доступа к средствам коммуникации способствует более активному участию людей в социальной и политической жизни. Грамотное общество – это динамичное общество, члены которого обмениваются идеями и участвуют в дискуссиях. В то же время, безграмотность является препятствием на пути к улучшению качества жизни и, более того, может стать причиной социальной изоляции и насилия.

Партнерами Программы выступили Ассоциация специалистов медиаобразования и Центр медиакультуры «Контент-решение».

В рамках Программы, которая предусматривает три параллельных потока: «Вуз – школа»; «Вуз – вуз» и «Сообщества – школа и вуз» планируется провести интерактивные занятия по следующим видам грамотности:

 Читательская грамотность

  • Медийно-информационная грамотность
  • Цифровая грамотность
  • Новостная грамотность
  • Сетевая грамотность
  • Языковая грамотность
  • Потребительская грамотность


Итогом пилотного проекта этого года должна стать модель проведения «Дня медийно-информационной грамотности для всех» и запуститься в следующем году в Международный день грамотности через сеть отделений Ассоциации специалистов медиаобразования и сеть Ассоциативных школ ЮНЕСКО в России в 17 регионах Российской Федерации.

Дополнительная информация