УДК 001.341.16:001

Медийно-информационная грамотность как целостное понятие в изменяющемся мире

Ольга Петровна ЖилавскаяОльга Петровна Жилавская,
Институт журналистики, коммуникаций
и медиаобразования МПГУ
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Cкачать статью в .pdf

Слияние медиа- и информационной грамотности

Распространение средств массовой информации и новых технологий привело к решающим изменениям в процессах человеческого общения и поведения. Медийно-информационная грамотность, как один из ключевых векторов развития общества, направлена на расширение прав граждан путем предоставления им необходимых для взаимодействия с традиционными СМИ и новыми технологиями компетенций. Следствием приобретения этих компетенций признано считать: 

  • понимание роли и функций СМИ;
  • понимание условий, при которых СМИ выполняют свои функции;
  • критически оценивать медиаконтент;
  • взаимодействовать с различными медиа для самовыражения и потребления качественного контента;
  • получение навыков и умений для создания любого медиаконтента.

Расширение прав и возможностей людей с помощью медийно-информационной грамотности (МИГ) является важной предпосылкой для обеспечения равноправного доступа к информации, знаниям и содействия свободным, независимым и плюралистическим средствам информации и информационным системам. МИГ – это результат медиаобразования граждан.

Медийно-информационная грамотность признает первостепенную роль СМИ в нашей повседневной жизни. Она лежит в основе свободы выражения мнений и информации, дает людям возможность понимать функции медиа и других поставщиков информации, критически оценивать их содержание, принимать обоснованные решения в потреблении мультимедийного контента – это относится как к пользователям информации, так и к ее производителям.

Информационная грамотность и медиаграмотность традиционно воспринимаются как отдельные и обособленные области. Стратегия ЮНЕСКО сегодня объединяет эти два понятия как набор компетенций (знания, навыки и отношения), необходимых для жизни и работы современного гражданина. Медийно-информационная грамотность признает все формы медиа и различные источники информации – библиотеки, архивы, музеи и сети, независимо от используемых технологий.

Сегодня ЮНЕСКО имеет многолетний опыт в повышении медийно-информационной грамотности граждан. В основе медийной грамотности лежит умение использовать навыки потребления информации из различных источников. Принципы медиаграмотности были зафиксированы в 1982 году в Грюнвальдской декларации ЮНЕСКО, которая признает, что «медиаобразование будет наиболее эффективным, когда родители, педагоги, работники средств массовой информации и лица, ответственные за принятие решений осознают свою роль в развитии критического мышления у слушателей, зрителей и читателей. Большая степень интеграции между системами образования и средств массовой информации и коммуникации несомненно явится важной ступенью на пути к повышению эффективности образования». В основе информационной грамотности лежит умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была. Основные принципы зафиксированы в 2005 году в Александрийской декларации ЮНЕСКО об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни – «Маяки информационного общества», где говорится, что информационная грамотность – это «средство обеспечения возможности для людей эффективно находить, оценивать, использовать и создавать информацию во всех сферах жизни для достижения личных, общественных, профессиональных и образовательных целей».

Учитывая тесную связь между медиаграмотностью и информационной грамотностью в ЮНЕСКО было принято решение об объединении двух понятий в одно целое – медийно-информационная грамотность (МИГ) (Media and Information literacy (MIL)).

Одним из итогов принятия этих Деклараций, стало создание образовательной программы для педагогов «Медийная и информационная грамотность». Программа является новаторской и опирается на современные тенденции конвергенции радио, телевидения, интернета, газет, книг, электронных архивов и библиотек на одну общую платформу, а также она создана с учетом потребностей педагогов для интеграции в официальную систему их подготовки. Тем самым запускает каталитический процесс, который должен охватить миллионы молодых людей и помогать развитию их способностей. Программа, в разных странах, предполагает изучение следующего перечня терминов:

  • Медийная грамотность
  • Информационная грамотность
  • Свобода самовыражения и информационная грамотность
  • Библиотечная грамотность
  • Новостная грамотность
  • Компьютерная грамотность
  • Интернет-грамотность
  • Цифровая грамотность
  • Кинограмотность
  • Грамотность в использовании электронных игр
  • Телевизионная грамотность
  • Грамотность в сфере рекламы

В дальнейшем ЮНЕСКО поддержала ряд инициатив для стимулирования МИГ в качестве образовательного направления для непрерывного обучения. Особое внимание в медиаобразовании граждан уделяется подготовке учителей. Необходимо разъяснять важность МИГ в процессе обучения, интеграции медийно-информационной грамотности в образовательный процесс и обеспечения этого процесса качественными и современными методами, учебными программами, ресурсами и пособиями.

Разработка политики и стратегии медийно-информационной грамотности

Сегодня в развивающихся обществах знания часть людей перегружены информацией, а часть испытывают в ней дефицит. Люди стремятся выражать свои мысли свободно, активно участвовать в процессах управления, культурного и религиозного диалога. МИГ дает возможность гражданам критического потребления информации для комфортного их существования в 21-м веке.

Признавая, что для достижения медийно-информационной грамотности для всех, потребуется национальное политическое решение, ЮНЕСКО подготовила и опубликовала методические рекомендации «Медийно-информационная грамотность: политика и стратегия». Принципы, описанные в методических рекомендациях, позволяют государствам-членам ЮНЕСКО сформулировать у себя национальные программы для стратегического развития МИГ на своих территориях.

Данное Руководство разделено на две части: первая – это описание МИГ, предназначенное для политиков и лиц, принимающих решения – оно может служить в качестве брифа для подготовки документов; вторая делится на главы, в которых рассматриваются следующие аспекты: как использовать МИГ в качестве инструмента развития; основные политики и стратегии МИГ; и модель МИГ, которая может быть адаптирована странами во всем мире.

Как отмечает в предисловии к рекомендациям, профессор Улла Карлссон, директор Скандинавского информационного центра медиа и коммуникационных исследований: «Эти рекомендации имеют важное значение в направлении совершенствования усилий по содействию МИГ на национальном и региональном уровнях».

Используя эти рекомендации, ЮНЕСКО в рамках национальных консультаций, помогает странам-участницам, адаптировать описанные принципы к местным условиям с учетом государственной специфики. Конечной целью является подготовка национальной политики и стратегии развития МИГ, касающихся доступа к информации, свободы выражения мнений, культурных и религиозных свобод, СМИ, библиотек, образования и ИКТ.

Надо понимать, что этот документ является частью стратегического развития комплексной программы медийно-информационной грамотности для всех, разрабатываемой ЮНЕСКО со своими партнерами, где полный набор инструментов МИГ включает в себя следующие составляющие:

  • образовательная программа для педагогов по МИГ;
  • глобальная система оценки МИГ;
  • рекомендации для вещателей и владельцев пользовательского контента в содействии развития МИГ;
  • мультимедийные и оналайн образовательные ресурсы;
  • электронные образовательные программы по МИГ с целью межкультурного диалога.

В свое время, в приветствии к участникам Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (2013 год) значимость развития МИГ отметил и Михаил Сеславинский, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ: «Формирование медиа- и информационной грамотности граждан в современном мире является необходимым условием общественного развития. Медиа- и информационная грамотность – это совокупность установок, знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку ориентироваться во все более глобализирующемся цифровом мире. Она предполагает не только оперирование всеми типами информационных ресурсов: устными, письменными и мультимедийными, но и обладание навыками критического мышления, осмысления и интерпретации полученной информации в различных профессиональных и образовательных областях».

Развитие глобальной системы оценки МИГ

Из-за растущего влияния и конвергенции информационных ресурсов, СМИ и ИКТ в жизни общества, ЮНЕСКО применяет объединенный подход к процессу разработки системы оценки показателей грамотности, в том числе к информационной и компьютерной грамотности. Таким образом, с 2007 года, ЮНЕСКО охватывает все составляющие медийно-информационной грамотности.
Для обеспечения своих стран-участниц необходимыми инструментами оценки МИГ, ЮНЕСКО провела ряд исследований, организовала в 2009 и 2013 годах глобальные консультации и сессии. Позже Сектор коммуникации и информации ЮНЕСКО совместно с Институтом статистики ЮНЕСКО в Монреале и при поддержке Японского трастового фонда ЮНЕСКО, успешно завершили и опубликовали работу по формированию системы оценки МИГ.

«Мы в ЮНЕСКО осознаем, что современному обществу нужно новое понятие грамотности – плюралистическое, динамическое и ситуативное. Оно должно подразумевать не только базовые навыки письма и счета на одном языке, но и способность выявлять, понимать, создавать, передавать и обрабатывать информацию на различных языках. В равной степени необходимо уметь критически взаимодействовать с сообщениями средств массовой информации и производить контент для современного использования по средствам различных коммуникационных и информационных средств. Это также означает, что грамотность включает в себя постоянное обучение, которое позволит людям достигать своих целей, развивать потенциал своих знаний, а также в полной мере участвовать в жизни своего сообщества и общества в целом.

Экспоненциальный рост объемов данных и информации поражает новые проблемы: как обеспечить должные условия хранения данных? Как наиболее эффективно и этично получать, анализировать, использовать информацию и создавать новые знания? Все это требует новых компетенций для современной работы и жизни, – подтверждает необходимость глобального внедрения программ по медийно-информационной грамотности и системы оценки уровня МИГ Янис Карклинис, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникациям и информации в своем послании к участникам Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», – цифровой разрыв между странами усугубляется растущей пропастью между поколениями. Из пассивных потребителей пользователи, особенно дети и молодежь, превращается в активных производителей информации и медиапродуктов. В 2011 году количество пользователей интернета в мире достигло 2,1 млрд., и 45% этих пользователей моложе 25 лет.

Контент отныне производится далеко не только специализированными учреждениями или профессиональными сообществами. Постоянно растет объем пользовательского контента, и создаются все новые платформы для его размещения. Так, 1 трлн. видеопросмотров на YouTube – пример того, насколько быстро и широко распространяется контент. Это означает, что если ранее контент создавали профессионалы – писатели, журналисты и другие специалисты, то в настоящее время его может создавать и распространять каждый.
Мир меняется, но учебные заведения, библиотеки, средства массовой информации и другие поставщики информации смогут оставаться ключевыми игроками, если будут переосмысливать и переоценивать свои функции и роль в поиске современных способов адаптироваться к новым условиям и сохранять свою значимость в контексте социального, политического, экономического и, конечно, технологического развития».  

В заключении. О преподавании медийной и информационной грамотности

Педагоги, освоившие медийную и информационную грамотность, смогут более эффективно помогать обучаемым учиться, приобретать навыки самообразования и способность к обучению на протяжении всей жизни. Обучение медийной и информационной грамотности станет откликом педагогов, во-первых, на их призвание воспитывать информированных и мыслящих граждан, и, во-вторых, на те изменения, которые претерпевает их воспитательно-просветительская роль по мере того, как на смену ориентации на педагогов в преподавании приходит ориентация на обучаемых.

Повышение медийной и информационной грамотности обучаемых не возможно без повышения медийной и информационной грамотности педагогов – говорится в предисловии образовательной программы ЮНЕСКО для педагогов«Медиа- информационная грамотность».

Ориентация на педагогов и является ключевой стратегией, обеспечивающей многократное повышение эффективности: от информационно грамотных педагогов к учащимся и далее к обществу в целом.

Формирование медийной и информационной грамотности требует от ученика погружения в производство медиаконтента. Экспериментирование – важная отправная точка в обучении медийной  и информационной грамотности. Главное, чтобы учащиеся получили шанс приобрести новый опыт, примеряя на себя разные роли участников процесса производства и распространения медиа. Но не менее важно, чтобы эти экспериментальные медиауроки включали рефлексию – важно научить детей находить ответ на вопрос: «Что я узнал о медиа в ходе выполнения данного упражнения?».

Лучший способ развивать медийную и информационную грамотность – использование различных медиа, но для приобретения навыков недостаточно автоматического многократного  использования. Для этого нужен преподаватель, который научит ставить вопросы о ценностях, размышлять о выборе конкретного медиа ресурса, направит ученика к надежной информации, окажет поддержку в вопросах, связанных с публичностью медиа.

Например, если учителю неизвестен исходный уровень ученика, его компетенции можно сравнивать с общим уровнем медийной и информационной грамотности, такими как:

Творческие и эстетические навыки

  • Ученик умеет сочинять и рассказывать истории, имеет представление о построении сюжета и сравнивает личный опыт и чувства героя со своими собственными.
  • Ученик выражает свои чувства словами, образами и музыкой. Использование медиа доставляет удовольствие.
  • Ученик знает свои медиа потребности и хочет развивать свое понимание медиа.
  • Ученик умеет анализировать смысл медиа сообщений. Он умеет сопоставлять свои ценности и установки с теми, которые представлены в медиа.
  • Ученик выражает себя и свою индивидуальность в процессе создания медиа контента.
  • Ученик имеет представление об основополагающих принципах авторского права.

Интерактивные навыки

  • Ученик идентифицирует и примеряет на себя различные роли. Он сочувствует другим людям.
  • Ученик воспринимает различные точки зрения, представленные в медиа. Он может участвовать в дискуссии, понять чужую точку зрения и прислушаться к ней.
  • Ученик знаком с принципами свободы слова, понимает разницу между частным и публичным пространством в медиа, имеет представление о различных способах вовлеченности в медиа.
  • Ученик сотрудничает, помогает своим товарищам, учится вместе с другими.
  • Ученик пробует разные роли.
  • Ученик чувствует, что может повлиять на ситуацию. Он целенаправленно общается с помощью медиа и принимает участие в общей деятельности.

Навыки безопасности

  • Ученик имеет представление о существовании возрастных ограничений на медиа контент, знает, как обратиться к взрослым, если возникают проблемы с использованием медиа.
  • Ученик умеет безопасно использовать Интернет и знает, как защитить информацию и конфиденциальность в виртуальном пространстве.
  • Ученик имеет представление о нормах общения и правильного поведения в Интернете и соблюдает их.
  • Ученик знает юридические права и обязанности медиа пользователей.
  • Ученик использует медиа разнообразными способами, соблюдая правила и законы Интернета.

Навыки критического анализа

  • Ученик понимает разницу между фактом и вымыслом, рекламой и другими видами медиа контента.
  • Ученик знаком с различными жанрами и нарративными приемами и знает, что содержание медиа зависит от выбора авторов и заказчиков и может иметь различные трактовки.
  • Ученик может анализировать, оценивать и контролировать информацию, знаком с тем, как действуют медиа. Ему знакома структура медиа, он способен распознать, что находится под оболочкой медиа контента.
  • Ученик подвергает сомнению сообщения медиа и понимает, как работают стереотипы.
  • Ученику известно о коммерческих, политических и идеологических целях медиа.
  • Ученик может определить цель и целевую аудиторию источников, оценить степень надежности, точности, значения, нейтральности и открытости предоставленной информации.

Навыки по управлению информацией

  • Ученик может определить центральные понятия и концепции, описывающие его потребности в знаниях.
  • Ученик использует разные источники, чтобы удовлетворить свои потребности в информации, но знает, как ограничивать эти потребности или видоизменять их для облегчения контроля и концентрации внимания.
  • Ученик понимает, что полученная информация может дополнить или опровергнуть имеющуюся у него информацию, в результате чего может возникнуть новое знание.
  • Ученик умеет искать информацию, используя различные каналы и методики, варьируя и модифицируя поисковые стратегии.
  • Ученик использует различные методики обработки отобранной информации.
  • Ученик понимает основные достоинства и недостатки используемых источников и знает, как выбирать самую существенную информацию для своих текстов.
  • В процессе поиска информации ученик опирается на понимание этических и юридических принципов и действует в соответствии с ними.

Список литературы

  1. Белл Д. (1986) Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс.
  2. Большой энциклопедический словарь. Доступно по ссылке: http://www.vedu.ru/BigEncDic/18855 (дата обращения: 22.09.2016).
  3. Джон Гэлбрейт. (2004) Новое индустриальное общество. Перевод на русский язык: Л. Я. Розовский, Ю. Б. Кочеврин, Б. П. Лихачев, С. Л. Батасов. – М. // Центр гуманитарных технологий. Доступно по ссылке: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5021 (дата обращения: 22.09.2016).
  4. Гендина Н.И. (2012) Триада «Гражданская, информационная и медиаграмотность» в контексте новой инициативы ЮНЕСКО – Учебной Программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности. Riga: IFLA.
  5. Гендина Н.И. (2013) Информационная и медиаграмотность в России: результаты исследования, выполненного по заказу ЮНЕСКО // Медиа. Информация. Коммуникация. №6. http://elibrary.ru/pic/1pix.gif
  6. Дейк ван Т.А. (1989) Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ./ Сост. В. В. Петрова; Под ред. В. И. Герасимова; Вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. – М.: Прогресс.
  7. Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. (2011) Медиатекст: особенности создания и функционирования. – М.: Нац. ун-т Высш. шк. экономики.
  8. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания (2013) Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. – М.: МЦБС.
  9. Мельник Г.С. (2012) Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник, №1.
  10. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (принята на Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знаний» 28 июня 2012 года) Доступно по ссылке: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf (дата обращения: 11.10.2016).
  11. Минкомсвязь России. Медиаграмотность и медиаобразование. Доступно по ссылке: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/540/ 2015 (дата обращения: 11.06.2016).
  12. РОЦИТ. Цифровая грамотность Доступно по ссылке: http://www.mindex.rocit.ru/ (дата обращения: 21.06.2016).
  13. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. (2013) Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет.
  • Фесская Декларация о медийной и информационной грамотности. – Доступно по ссылке: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CI/CI/pdf/news/Fez%20Declaratio n.pdf (дата обращения: 11.10.2016).

Дополнительная информация