УДК 316
ББК 60.5

Влияние СМИ на общественное мнение


Н. В. Абцешко, Е.В. Тимошевич,
студенты Института социально-гуманитарного образования,
Белорусский государственный экономический университет

Аннотация. В данной статье говорится о влияние СМИ на общественное мнение. Рассмотрены основные виды манипуляции и приемы СМИ, которые помогают манипулировать общественным мнением.
Ключевые слова: СМИ, общественное мнение, манипуляция, пропаганда.

Influence of the media on the public opinion

Abstract. This article deals with the influence of media on public opinion. The main types of manipulation and media techniques that help manipulate public opinion.
Keywords: media, public opinion manipulation, propaganda.

Cкачать статью в .pdf

Цель исследования – изучение особенностей влияния СМИ на формирование общественного мнения.

Задачи исследования:

  1. Определить проблему влияния СМИ на общественное мнение.
  2. Рассмотреть приемы и механизмы, которые СМИ используют для манипуляции на общественное мнение.

Проблематика роли средств массовой информации на общественное мнение актуально на протяжении многих столетий. В начале XX века, когда окончательно появились и вошли в массовый обиход такие средства передачи информации как: телефон, телеграф, радио, кинематограф, появилось гораздо больше возможностей для массовой манипуляции людьми. Информация стала доступна, для всех слоёв общества. Таким образом, изменилась политическая коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели.
Актуальность исследования состоит в том, что массовая коммуникация стала отображением всей информационной среды общества, а средства массовой информации – важнейшим общественным, в том числе политическим, инструментом воздействия.

С середины XX века многие зарубежные ученые стали заниматься вопросами изучения влияния средств массовой информации на общественное мнение, тем самым доказав, что средства массовой информации могут являться хорошим манипулятором. Так, например, была выявлена взаимосвязь между темами в СМИ и настроением общественного мнения путем математического анализа социологических данных и контент-анализа газетных статей и телевизионных сюжетов. Именно тогда и было введено понятие «повестка дня», определенное как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной отрезок времени. «Установление повестки дня», т.е. внедрение данного набора в сознание аудитории, явилось основной деятельностью средств массовой информации.

В Советском Союзе осуществлялся пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: «Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы», советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват упомянутых средств привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.

Средства массовой информации влияют на среднего потребителя настолько сильно, что могут сформировать общественное мнение в необходимом им направлении.

Самую большую угрозу для нашего общества представляют СМИ, когда предстают перед нами в роли политического манипулятора. Манипулирование – скрытое правление политическим сознанием и поведением людей с целью заставить действовать вопреки собственным интересам.

Зачастую в основе манипулирования лежит обман и ложь. Манипулирование в политике является способам социального управления. Этот процесс осуществляется незаметно для управляющих, не требует больших материальных затрат, необходимых для подкупа политических противников, не влечет за собой жертв и крови. Несомненно, что основным инструментом политического манипулирования являются СМИ. Они обладают всеми возможностями для воздействия на сознание масс.

Методика всеобщего манипулирования проста. Во многих случаев она базируется на попытке воздействовать на человека по таким каналам, которые меньше всего контролируются осознанно. Результатом действий является внедрение в массовое сознание социально-политических мифов.

Социально-политические мифы – это иллюзорные идеи, которые утверждают определенные ценности и нормы и воспринимаются обычно на веру, без рационального осмысления. Мифы являются основой всей ложной картины мира, которая создается манипуляторами. Таким примером является, СССР, когда базисом коммунистической системы манипулирования были мифы о частной собственности как о главном побудителе зла, о том, что единственно верным социальным учением является марксизм-ленинизм и т.д [3, с. 81].

Можно сделать вывод о том, что художественная реальность, создаваемая средствами массовой информации, изменяет реальность мира и является основным политическим манипулятором. СМИ обладают монополией на информацию и поэтому определяют приоритеты событий. Каждый день во всем мире происходит огромное количество событий. Но на наше обозрение выводится только та часть, которую СМИ вводят в сферу внимания. Это главная предпосылка для манипуляции.
Благодаря способности выражать различные мысли с помощью словосочетаний один человек может воздействовать на восприятие окружающей действительности другого человека.

Так же манипуляция СМИ заключается в необходимости интерпретировать и комментировать факты. Все здесь определяет журналист, какими словами опишет события, что подчеркнет, в какой контекст вмонтирует и т.д.

Особенно открыты манипулятивные возможности СМИ проявляются в ходе избирательных кампаний. Наиболее эффективно они управляют результатами социологических опросов. Одну и ту же цифру можно подать по-разному. В одном контексте ее можно представить, как успех, в другом - как поражение.

Метод манипулирования привлекает всех политиков и всех тех, кто любой ценой стремится к успеху. Манипуляторов невозможно поймать и привлечь к ответственности.

Методика процесса манипуляции несет в себе использование большого количества определенных методов для воздействия на разум людей. С помощью информации, происходит манипулирование сознанием. У СМИ достаточно возможностей для манипуляций: они преднамеренно искажают реальную информацию, недоговаривая об одних фактах и выдавая другие и т.д.

Общественное мнения – это форма массового сознания, отражающая интересы, настроения, чувства различных групп людей к фактам и явлениям общественной жизни. Субъект общественного мнения можно выделить как: различные общности, в рамках которых формируется и выражается общенародное мнение [3, с. 217]. Объектом общественного мнения являются событие, явление, процесс, социальный факт то, по поводу чего складывается общественное мнение. Можно выделить следующие этапы формирования общественного мнения:

  1. получение и оценка информации;
  2. формирование общественного мнения путем обмена индивидуально-групповыми точками зрения
  3. выражение в вербальной форме
  4. выражение в поведенческой форме.

Основные функции общественного мнения – информационная и регулятивная. Наряду с ними реализуются дополнительные функции – контрольная, консультативная, директивная, оценочная.

Основными направлениями исследований по изучению общественного мнения являются:

  • политика (избирательные кампании, отношение к властным структурам, приемлемость политических решений);
  • социальная сфера;
  • бизнес (потребительский рынок, рекламный рынок).

Основными аспектами влияния СМИ на общественное сознание является воздействие на все половозрастные группы населения, изменение сознания, по средствам повторения определенной информации, уменьшение личного пространства человека, в котором он мог бы находиться без воздействия рекламы либо иной информации целевого назначения.

Существуют следующие механизмы и приёмы психологического воздействия, чтобы донести информацию до аудитории. Это внушение, убеждение, психическое заражение, приёмы убеждения, завоевания аудитории, аргументации. Многие приёмы СМИ крайне не этичны и не корректны, так же стоит помнить, что независимых СМИ не существуют, все они имеют владельцев и спонсоров преследующие свои цели и интересы.

Реклама в СМИ, в немалой степени, формирует мировоззрение современного человека, обращаясь при этом к эмоциональной сфере, а не к сознанию зрителя. Именно реклама навязывает деструктивные стереотипы поведения, не свойственные традиционной культуре. Основная роль при этом принадлежит телевидению и интернету.

Общественное мнение, часто подвергается негативному воздействию со стороны средств массовой информации. Однако то же самое общественное мнение может взять на себя функции контроля и защитить общество от потоков негатива [2, с. 331]. В РФ в 2000 г. была создана общественная организация «Родительский комитет», которая проводит анализ кино-, теле, аудио-видео, печатной и рекламной продукции, способной причинить вред нравственному, психическому, духовному и психическому развитию детей и подростков по следующим категориям:

  • демонстрация и пропаганда насилия;
  • демонстрация и пропаганда жестокости;
  • эротический и порнографический характер информации;
  • пропаганда асоциального и антисоциального поведения;
  • пропаганда потенциально опасных видов деятельности;
  • демонстрация и пропаганда оккультно-мистических практик и ритуалов;
  • пропаганда деструктивных религиозных идей и учений, использования деструктивных психотехник;
  • демонстрация и пропаганда разрушения семейных ценностей.

За последние несколько столетий роль СМИ колоссально возросла, контент стал общедоступен, узнать новости можно через смартфон, в любой точке мира. Влияние СМИ может быть как положительным, так и отрицательным, СМИ должны функционировать независимо от государства, и освещать ситуацию с разных сторон, это является базисом функционирования гражданского общества. Различные СМИ по-разному освещают события, заголовки и содержание могут колоссально отличаться. Новости по Сирии и события на Востоке Украины, в зависимости от направленности отличаются. Когда мы читаем заголовок на российских источниках можно прочитать и услышать, что неудачную бомбардировку в Сирии с жертвами осуществила коалиции во главе с США, западные СМИ, во всём обвиняют Россию и правительственные войска, к примеру, до сих пор не ясно какая из сторон ответственна за бомбежку гуманитарного конвоя ООН, и таких примеров только по Ближнему Востоку и Украине огромное количество. 

Так же СМИ при освещении события: демонстраций, массовых беспорядков, шествий и т.д. колоссально расходятся в количестве участников, для введения публику в заблуждения могут использоваться грязные приёмы: демонстрация материалов с других мероприятий, определённые ракурсы и т.д.

Что бы отвлечь внимание от значимых проблем, СМИ насыщает информационное пространство малозначительными сообщениями. Прием актуален для того, чтобы не дать гражданам возможности получать реальную информацию конкретного события. Примером является «маленькая победоносная война». Государство затевает маленькую победоносную войну для отвлечение от внутренних проблем и которая будет максимально озвучено в СМИ.

СМИ всегда крайне эмоционально освещают определенные события и дают ему оценку. В этом и отличие ученного от журналиста. Это было ещё отмечено в работах М. Вебера.

Также СМИ навязывают гражданам как надо жить, во что одеваться и т.д. Можно сделать вывод, что СМИ накладывают отпечаток на ценностную ориентацию общества.

СМИ знают, какие новости необходимы человеку, зачастую лучше, чем он сам. Масс-медиа обладают не малым влиянием и в немалой степени управляют общественным сознанием.

В итоге можно сказать, что СМИ действительно 4 власть, которая играет немаловажную роль в жизни человечества. Что бы получить более-менее достоверную информацию, надо рассмотреть её с разных сторон, и в интерпретации различных источников, всё подвергать сомнению и избегать   журналистских приёмов, которых существует немало. Монополия государства на СМИ может привести к ситуации, которую мы сейчас наблюдаем в КНДР. СМИ откладывают весомый отпечаток на наш образ жизни, идеологию и ценностно-культурные установки.

В информационную эру, информация общедоступна и массово. Без труда можно найти новость, которая нас интересует, несколькими нажатиями клавиш смартфона. Но так конечно было не всегда, ещё несколько столетий назад новости были доступны, только элитарным слоям, а не заточены на широкие массы, информация могла идти к получателю месяцы.
В работе были даны определения понятию общественного мнения и расписаны этапы его формирования. Описаны приёмы и механизмы воздействия на общественное мнение и приёмы манипуляции.

Литература

  • Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003.  456 с.  
  • Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
  • Плющ, А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 77-86.

Дополнительная информация