УДК 37
ББК 74.03

Особенности учебной и внеучебной медиаобразовательной деятельности педагогов Восточной Сибири (начало XXI в.)

Н.А. МурашкинаН.А. Мурашкина
магистрант
Педагогический институт ФГБОУ ВО «ИГУ»
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье представлены особенности учебной и внеучебной медиаобразовательной деятельности педагогов Восточной Сибири.
Ключевые слова: медиаобразование, история медиаобразования, медиапедагог, педагогический опыт медиаобразования.

Features of educational and extracurricular media educational activity of teachers in Eastern Siberia (the beginning of the XXI century)

N.A. Murashkina
Magistrant
Pedagogical Institute of Irkutsk State University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Annotation. The article presents the features of educational and extracurricular media educational activity of teachers in Eastern Siberia.
Key words: media education, history of media education, media teacher, teaching experience of media education.

Cкачать статью в .pdf

Одна из важных задач «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» – развитие информационного общества, расширение среды взаимодействия, изучение возможностей такого современного направления в педагогике, как медиаобразование.

Анализ литературы, посвященной истории медиаобразования, прошлому и настоящему, активному расширению массового медиаобразование в мире (Федоров А.В., Левицкая А.А. и др.), позволяет убедиться, что средства массовой коммуникации (телевидение, пресса, радио, кинематограф, видео, Интернет и т.д.),  – не просто форма  дополнительного, неформального образования, самообразования, средство взаимодействия и воспитания, обучения и развития личности, но и показатель грамотности человека в культурном пространстве цивилизации.

Как всякое новое явление, медиаобразование нуждается не только в уточнении роли в развитии общества и человека, но и в обосновании возможностей в педагогическом процессе (медиаобразование, медиаграмотность), выявлении плюсов и минусов воздействия на психологические аспекты личности. И, конечно, важно рассмотреть динамику развития этого явления и роль медиасредств в просвещении,  «развитии умственных и нравственных сил человека» (В.Даль) с учетом особенностей регионов, в том числе такого, как Восточная Сибирь (площадь составляет 7,2 млн кв.км.), большого и значительно удаленного от центра России.

Исходя из пространственного представления о территории с учетом множества языков и наречий (алтайцы, саха-якуты, буряты, тывинцы, сойоты, тофалары, телеуты, белорусы, русские, украинцы, поляки, шорцы и др.), экономических, правовых и нравственных отношений заселения, коммуникации Сибири имеют свои особенности.

Если рассматривать специфику процесса развития личности с помощью и на материале средств массовой (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения, развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки информации, то следует учитывать, что медиаобразование дает возможность людям понять, овладеть способностями использования медиа во взаимодействии с другими людьми. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, расширяя возможности познания других людей и окружающего мира.

Чтобы показатьспецифику становления медиакультуры в Сибири, отметим, что одним из первых средств массовой коммуникации в этом регионе (как и во всем мире) можно считать журналистику (библиофильские альманахи, старопечатные и рукописные сочинения, книги), которые создавали особый круг взаимодействия и просвещения, объединения особого слоя читателей, грамотных людей. В.П.Трушкин, профессор ИГУ (автор книг «Пути и судьбы», «Из пламени и света» и др.), придавал особое значение книге в жизни человека, «как источнику радости и наслаждения» [5, с.8], как связующему звену между людьми. К примеру, «Сибирский наблюдатель» В.А.Долгорукова, «Дорожник по Сибири и азиатским владениям России» и др. (там же, с. 11) были скорее иллюстрированным путеводителем, раскрывающим достопримечательные места, выдающихся деятелей Сибири, где публиковались снимки Байкала, китайских пагод, групповые снимки народностей, бытовые зарисовки провинциальных городов. Такие информационные данные способствовали развитию интереса к культуре других народов, грамотности при незначительном количестве школ и грамотных людей.

К концу 19 века с появлением проектора Ж.Ле Роя (Америка),  синема братьев Л. и О. Люмьер (Франция), биоскопа М.Складовского (Германия), хрономотографа А.Самарского (Россия) плеографа К.Прушиньского (Польша)  расширяются грани восприятия окружающего мира. В 1927 году появляется звуковое кино, в сороковые годы – цветное, в 1953 – широкоэкранное. Как видим, новое средство медиаинформации развивается очень интенсивно.

Если взять Иркутск, то датой развития кино можно считать 16 декабря 1907 год, когда на углу Большой и 3-й Солдатской в доме Кравца открыт первый кинотеатр в Сибири: ежедневный Электро-иллюзион-театр обрусевшего энергичного итальянеца Антонио Михайлович Дон-Отелло.

Его фирма сняла более 30 фильмов о Байкале, о природе Сибири.

В 1930 году ХХ века создана «База хроники Восточно-Сибирского края», позднее получившая название «Восточно-Сибирское отделение «Союзкинохроники», выпускавшая киножурнал «Восточная Сибирь». В деле медиаобразования эта студия активно пропагандировала новые события, освещала строительство гидроэлекстростанций, жизнь и трудовые подвиги сибиряков, проблемы просвещения и культуры.

Лишь во второй половине XIX и в начале ХХ века изменяется отношение не только к информационным средствам (газеты, журналы, книги, фотография), но и появляется жанр «кинохроника», «кинопублицистика, начались съемки подлинных жизненных фактов, позволяющие осмыслить образный материал действительности. Кинопублицистика способствовала расширению интереса к человеку с киноаппаратом  (режиссеры Д.Вертов, Э.Шуб, М.Слуцкий, Р.Кармен, В.Цейтлин и др.), вела наблюдения за новыми процессами в социалистической действительности, воспевала героику труда, покорение Арктики. Особая роль кинодокументалистики принадлежит в освещении героизма народа в годы Великой Отечественной войны (М.Трояновский, С.Гусев, М.Слуцкий, Л.Варламов и мн.др.), героизма тыла, подвига восстановления.

Режиссерское мастерство И.Пырьева, Р.Григорьева и др. играло свою роль в развитии личности, раскрывая лучшие черты русского человека, его энтузиазм, способность переносить испытания, любить и радоваться жизни. В самые отдаленные деревни приезжали кинопередвижки, демонстрировались документальные и художественные фильмы. По размаху кинопроизводства наше документальное кино (работало 25 киностудий, в том числе и Восточно-Сибирская) занимает первое место в мире.

Это были особые средства воздействия и воспитания. В отличие книги или информации на бумажном носителе, где важную роль играло самоуглубление, индивидуальное восприятие, кино вызывало единодушие у массового зрителя, объединяло, формируя общие эмоции.
Школьное образование, более консервативное и ограниченное  рамками урока, начинает внедрять наглядные средства обучения (диафильмы, учебные фильмы, киноролики). Специально для школы создаются фильмы, рассказывающие о творчестве Л.Толстого, А.Чехова, Ф.Достоевского, М.Горького, В.Маяковского. Зрительный ряд, музыкальное сопровождение, дикторский текст, комментарии расширяют рамки восприятия, развивают интерес аудитории.

Несмотря на географические особенности Сибири и отдаленность друг от друга поселений, в последние годы медиаобразованию придается особое значение не просто как иллюстрации к обучающему тексту, а как самостоятельная модель индивидального развития личности, совершенно особой культуры общения с медиа, развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Медиаграмотность помогает человеку активно использовать современные возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств, принципиально меняя как социокультурную ситуацию в обществе, так и современное школьное образование.

Большинство современных медиапедагогов Восточной Сибири  отмечает то, что привлечение материалов кинематографа, прессы, телевидения и сети Интернет позволяет создать на уроках обстановку «объективности», «демократичности». Наиболее распространенными формами работы являются частое использование видеоматериалов, телекоммуникационных и информационных технологий, на смену которым пришли web сайты, web-портфолио, виртуальные методические кабинеты для преподавателей, приложения поколения web 2.0 и т.д.

В ходе исследования было установлено, что группа авторов (Т.П. Кадубец, Т.В. Ковшарова, Н.Г. Хитцова) активно пропагандируют опыт использования информационных и телекоммуникационных технологий мультимедиа на занятиях по различным дисциплинам. Сначала это были электронные таблицы, мультимедиа- презентации, базы данных и т.п., но с появлением компьютерных сетей, глобальной сети Интернет стало возможным оперативно получать информацию и передавать ее в любую точку земного шара, стал возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных и т.д.), которые привели к усовершенствованию методов работы [2; 3; 6; 7].

Особый вклад в развитие медиаобразования школьников Восточной Сибири в начале XXI в. был внесен Т.В. Ковшаровой. Предметом ее исследований являлся процесс формирования медиаобразованности школьников на уроках экологии через мультимедийную мастерскую.  Эта инновационная форма учебных занятий позволяет выстраивать социально-экологические диалоговые отношения между субъектами по созданию мультимедиапродукта [4].

Весомый вклад в развитие медиаобразования Восточной Сибири в период 2008-2011 гг. внесла Т.П. Кадубец. Научные интересы данного автора сфокусированы вокруг проблем виртуальной реальности. Автор пишет, что педагогическая среда виртуальной реальности «создается ради того, чтобы ребенок за годы обучения в школе смог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру» [2].

Таким образом, можем сделать вывод, что с развитием глобальных сетей возможности медиаобразования значительно расширились. Педагоги изучают новые технологии, методы и формы работы со школьниками, некоторые из них разрабатывали свои собственные программы по интеграции медиаобразования в учебный предмет, применение которых позволило повысить уровень медиакомпетентности среди школьников.

Н.Г. Хитцова в своем исследовании делает акцент на проблеме медиаобразования на уроках музыки в начальной школе. В копилке ее трудов находятся такие работы как «К вопросу об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной школе» (2007 г.) [6], «Развитие медиаграмотности школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной школе» (2008 г.) [7]. В данных работах автор ставит цель: «разработать педагогические основы развития медиаграмотности младших школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)». В рамках исследования Н.Г.Хитцова разработала  образовательную программу «Музыкальная компьютика» для учащихся младшего школьного возраста. Ее опыт подтвердил: интеграция современной компьютерной техники и уроков музыки ведет к развитию музыкально-творческой познавательной деятельности ребенка [6; 7].

Вместе с тем, общедоступность средств массовой коммуникации в качестве «параллельной школы» создает и свои проблемы. Возникают вопросы, вызванные как спецификой уровня развития информационной культуры региона (межпоколенческий аспект, медиаграмотность старшего поколения), так и общепедагогические и психологические проблемы: как снизить риски бесконтрольной информации во внеучебное время, как научить ребенка правильно выбирать источник информации, критически анализировать интернет- и теле- информацию и т.д? 

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что проблемами медиаобразования школьников продолжают заниматься молодые исследователи Восточной Сибири. Так в 2014 г. Бадарацким А.В. (ФГБОУ ВПО «ИГЛУ») опубликована статья, рассматривающая проблемы использования Google Apps и облачных служб (Google Videos, Gmail, Google Sites, Google Calendar, Google Groups, Google Docs), их суть и дидактический потенциал в образовательном пространстве школы, и в частности на уроках иностранного языка.

В ходе исследования автор приходит к выводу, что «используя данные сервисы на уроке, учитель может создавать собственную образовательную сеть как с помощью чатов, так и с помощью различных форумов, управляя учебным процессом. Обучающиеся, в свою очередь, могут выполнять различные задания, контрольные работы, писать совместные проекты, проводить небольшие исследования, готовить доклады, презентации, снимать фильмы и так далее [1].

Таким образом, анализ исследований позволяет заключить, что вопросы развития медиаобразования в Восточной Сибири рассматриваются с разных позиций и в различных направлениях. Это свидетельствует о том, что исследовательское пространство имеет все предпосылки для планомерного научного развития, наблюдается постоянное пополнение новыми научными идеями и исследовательскими ресурсами.

Литература:

    • Бадарацкий, А.В. Google Apps как средство организации информационно-образовательного пространства урока иностранного языка [Текст] / А.В. Бадарацкий, И.В. Григорьева // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2014. - № 3 (17). - С. 48-52.
    • Кадубец, Т.П. Педагогические условия формирования личности школьника в виртуальной реальности [Текст] / Т.П. Кадубец // Медиаобразование. - М. - 2008. - № 3. - С. 23-30.
    • Ковшарова, Т.В. Информационные технологии обучения биологии и экологии [Текст] / Т.В. Ковшарова // Материалы III Международной научно–практической конференции «Экология. Образование. Здоровье». – Иркутск, 2001. - С. 108-112.
    • Ковшарова, Т.В. Мультимедийная мастерская как инновационная форма организации педагогического процесса [Электронный ресурс] / Т.В. Ковшарова // Информационные технологии в образовании. - Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2006/03/Kovsharova.pdf.
    • Трушкин, В.П. Однажды и навсегда [Текст] / В.П. Трушкин // Библиофил Сибири: Сборник. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988. - 320 с.
    • Хитцова, Н.Г. К вопросу об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Н.Г. Хитцова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - 2007. - № 7. - С. 1185.
    • Хитцова, Н.Г. Развитие медиаграмотности школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной школе [Текст] // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / отв. ред. О.А. Лапина, Л.А. Иванова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. - С. 168-173.
    • Федоров, А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня [Текст] / А.В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - С. 200-203.

Дополнительная информация