УДК 304.2

Проблема политического манипулирования в массмедиа (на примере сайта «Товарищ.оnline»)

А.А. КрамокА.А. Крамок, Белорусский государственный экономический университет, студентка
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.





А.А. ПетроваА.А. Петрова, Белорусский государственный экономический университет, студентка                    
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В статье рассматривается проблема политического манипулирования общественным мнением, ставшая в условиях развития электронных массмедиа вызовом для общества. Данная проблема мотивирует на поиск инструментов, нейтрализующих подобное манипулирование.
Ключевые слова: манипулирование, массмедиа, общественное сознание, информация.

THE PROBLEM OF POLITICAL MANIPULATION IN THE MEDIA (AS AN EXAMPLE “TOVARISCH.ONLINE” SITE)

A.A. Kramok, Belarusian State Economic University, the student
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
A.A. Petrova, Belarusian State Economic University, the student
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Annotation
In the given article, the problem of political manipulation with the public opinion, which has become in the conditions of development of electronic mass media by a call for society, is considered. This problem motivates on search of the tools neutralizing a similar manipulation.
Keywords: manipulation, mass media, mass consciousness, information.

Cкачать статью в .pdf

В современном мире массмедиа занимают ключевое место как в информировании общества по актуальным проблемам развития, так и в передаче и трансляции общественных ценностей и норм. В условиях вступления человечества в информационную стадию развития общества массмедиа превратились в мощнейший социальный институт.

Развитие и распространение массмедиа имеет две стороны: одна – положительная – заключена в том, что они предоставляют практически неограниченный доступ к информационным ресурсам без временных и пространственных рамок, содействуют процессу глобализации.

Другая – преимущественно отрицательная – заключена в существенном изменении функционального предназначения массмедиа: информирование граждан вытеснено на периферию коммерческим контентом и задачей защиты групповых интересов. Как результат, однобокая информация, фальсифицирование фактов, превращение средств массовой коммуникации в инструменты для сведения личных счетов представителями различных элитарных групп и т.п.

В современных условиях массмедиа видоизменяются: если ранее их основной функцией была информирование общества и предоставление достоверной информации, то теперь они превратились в важнейший инструмент формирования массового сознания и манипулирования им. Более того, в силу собственных корпоративных интересов различные массмедиа зачастую стремятся достичь свои целей путем политического манипулирования общественным мнением.

Политическое манипулирование представляет собой процесс скрытого психологического и информационного воздействия на общественное мнение и поведение. Такое воздействия ориентировано на внедрение иллюзорных представлений в общественное мнение и групповое сознание с целью направления как мыслей, так и действий людей в нужном для субъектов общественно-политической жизни русле.
В практике работа массмедиа для успешного политического манипулирования общественным мнением используется широкий спектр методов и приемов. Для анализа этой сложной проблемы остановимся как на результатах некоторых научных исследований, так и на конкретном контенте, представленном на белорусском общественно-политическом и новостном портале «Товарищ.оnline» [1].

Для массмедиа, как полагает Романюха С.А., характерно повсеместное использование метода подсознательного стимулирования [2]. Он заключается во внедрении в поток новостей стандартов, шаблонов, упрощенных представлений, содержащих односторонние характеристики, оценочные ассоциации, при этом автоматически вызывая положительную или отрицательную реакцию общественности на события. Именно это можно проследить на ряде заголовков портала «Товарищ.оnline»: «Украинские волки держат в страхе жителей белорусской деревни». Роль уточнения, украинский волк или нет, в новостях такого рода минимальна. Однако образ волка не только приобретает национальную окраску, наряду с белорусским жителем, но и начинает ассоциироваться с агрессией в данном контексте. Тем самым, в общественном мнении создается не негативный образ волка, а формируется установка на негативное отношение к украинскости.

Так, заголовок «Неравный брак» России и Беларуси: насилие в семье очевидно, но побитой жене некуда уйти», не только определяет материал как общественно-политический текст, но и транслирует стереотип о неравноправности белорусско-российских отношений, полной зависимости Беларуси от России. При этом такая однозначная формулировка материала приводит к тому, что у читателя не возникает никаких вопросов и сомнений по поводу его достоверности и обоснованности.

Согласно Зелинскому С.А., массмедиа манипулируют при помощи метода «экспрессивного удара» [3]. В данном случае сущность этого приема можно раскрыть на следующем материале портала «Товарищ.оnline»: «Суриков жестко высказался о белорусских обязательствах». Высказываются обычно в отношении чего-то негативного, что и подчеркивает слово «жестко», отсылая к обязательствам, которые не выполнены, раз о них так высказываются. На самом деле статья говорит об урегулировании спорных нефтегазовых вопросов. Жестких комментариев со стороны Сурикова в статье не представлено, лишь говориться, что решение споров необходимо искать не в силовых методах, а посредством соглашений и договоров. С.А. Зелинский также отмечает существование «показной проблематики» и метода повторов, подтверждение чему мы находим материалах данного портала. В статье «Путин может напасть на Беларусь и Казахстан» автор для подтверждения истинности материала ссылается на «мнение американцев», не раскрывая их статус и компетентность. Естественно, такая подача информации привлекает внимание, отодвигая на второй план как действительно важные проблемы межгосударственных отношений, так и абсурдность этого предположения в свете военного сотрудничества стран ЕАЭС. В статьях «Новая информвойна. Россельхознадзор: Беларусь начала «мочить» нас за принципиальность» и «БТ не ослабевает хватку: Информационная война между Беларусью и Россией продолжается» используется метод повторов, когда дублирование в заголовках фразы «информационная война» закрепляет данный факт в сознании как происходящий. Однако портал только декларирует «информационную войну», делая такой вывод «из последних шагов сторон».

По мнению Казакова А.А., на микроуровне массмедиа часто используют такой манипуляционный инструмент, как экспертное мнение [4]. При этом в качестве эксперта обычно выступает тот человек, чья позиция идеологически и политически близка редакционной политике массмедиа. В данном случае остановимся на следующей статье Романа Безсмертного «У Беларуси не осталось времени подготовиться к противостоянию российской агрессии», которая представлена на портале «Товарищ.оnline». В ней безапелляционно провозглашается жесткое противостояние стран СНГ, а подача текста обеспечивает его некритичное усвоение общественным мнением и формирование агрессивной позиции по отношению к России, как инициатора декларируемой агрессии против Беларуси. Естественно, что никаких фактов, подтверждающих такую агрессию, в материале не содержится. Также Казаков А.А. представляет возможным политическое манипулирование общественным мнением с помощью массмедиа, когда журналисты применяют для оформления текстов устойчивых выражений, фразеологизмов и метафор. К примеру, в материалах данного портала «На референдуме в 1996-м белорусы выбрали кота в мешке» и «Беларусь нанесла Украине удар ножом в спину» используются устойчивые посредственные выражения, больше рассчитанные на «эмоциональный» уровень восприятия, что блокирует способность людей к рациональному анализу и адекватной оценке текста.

Р. Гарифуллин говорит о манипулировании общественным мнением при помощи представления в медийной продукции догадок в форме фактов [5]. Так, на портале «Товарищ.оnline» представлен материал под заголовком «Лукашенко перекладывает ответственность на чиновников?» В статье декларируется, что для вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС белорусские чиновники, которые согласовывали и вырабатывали этот документ, должны максимально точно выверить его.  Однако используемая формулировка заголовка текста принимается массовым сознанием не как вопрос, а как уже сформированное утверждение. Таким образом, формируется мнение о том, что высшее руководство страны не выполняет свои обязанности, а вместо слова «делегирует» употребляется слово «перекладывает», подразумевающее некомпетентность в политических вопросах. Точно так можно оценивать и другие материалы общественно-политической направленности, представленные на данном портале («Президенту Беларуси пора понять: он уже больше никого не интересует и денег ему никто не даст», «У Путина нет времени на встречи с Лукашенко?» и «Лукашенко готовится к войне?»).

В целях манипулирования общественным мнением массмедиа могут использовать такой прием, как сознательное отвлечение общественного внимания от события. Так, материал портала под заголовком «Лукашенко опять пил на работе. И снова с дипломатами» на самом деле рассказывает о принятии главой белорусского государства верительных грамот от иностранных послов. Однако акцент этот заголовок делает на другом: есть событие, а есть «гарнир» («гарнир» в этом случае – бокал шампанского), и для акцентирования внимания на нем новость приобретает громкий заголовок, косвенно касающийся события. Таким же образом подается новость под заголовком «Ждем новых поцелуев: Лукашенко во вторник посетит Москву» (новость о решении межгосударственных экономических проблем, а не о ритуальных поцелуях в стиле Л.И. Брежнева).

Манипуляция общественным мнением означает уничтожение свободы выбора и осознанности гражданской позиции. Соответственно, необходимость противостояния политическому манипулированию со стороны массмедиа требует разработки определенных решений. В целом, в качестве направлений решения данной задачи на уровне системы образования могут выступать следующие меры:
разработка и внедрение учебных курсов, нацеленных на выработку критического мышления по отношению к получаемой от массмедиа информации и соответствующих умений для работы с информацией;
широкое внедрение учебных курсов по проблемам информационной безопасности, по основам массовой психологии и манипуляторного воздействия на психику, раскрывающим все аспекты влияния информационных потоков на психику человека;
ознакомление студентов с основами теории средств массовой коммуникации под руководством специалистов в этой области (журналистов, телеведущих и др.), что позволит на конкретных примерах показать механизмы деятельности массмедиа.

Таким образом, проблема политического манипулирования общественным мнением посредством массмедиа является серьезным вызовом для общества. Однако принятие определенных мер и использование соответствующих методик может обеспечить более широкую защиту общества от искаженных информационных потоков, и, если не решит проблему в целом, то приблизит к ее решению.

Список использованных источников

1. Новостной портал «Товарищ.online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.camarade.biz/ – Дата обращения: 18.12.2016.
2. Романюха С.А. Психология пропаганды: сходства и отличия с PR-деятельностью // Информационный ресурсный центр «Пси-фактор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://psyfactor.org/lib/propaganda19.htm – Дата обращения: 18.12.2016.
3. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование в СМИ // Информационный ресурсный центр «Пси-фактор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://psyfactor.org/lib/zel3.htm – Дата обращения: 20.12.2016.
4. Казаков А.А. Способы языкового манипулирования в политическом медиадискурсе: попытка систематизации // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-yazykovogo-manipulirovaniya-v-politicheskom-mediadiskurse-popytka-sistematizatsii – Дата обращения: 20.12.2016.
5. Гарифуллин Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования. // Информационный ресурсный центр «Пси-фактор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://psyfactor.org/lib/garifullin7.htm – Дата обращения: 20.12.2016.

Дополнительная информация