УДК 37.373
ББК 74.2

Шаги в медиасреде: О внедрении интегрированного медиаобразования

Елена Анатольевна БондаренкоЕлена Анатольевна Бондаренко,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник,
Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) имени С.А. Герасимова

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Гудилина Светлана ИвановнаГудилина Светлана Ивановна, 
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник,
Федеральное научное государственное бюджетное учреждение «Институт стратегий развития образования Российской академии образования»

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы внедрения медиаобразования в школьную практику, почему необходимо использовать интегрированное медиаобразование, каким образом задачи медиаобразования пересекаются с задачами государственных образовательных стандартов. Обозначены цели интегрированного медиаобразования в современном учебном процессе.
Ключевые слова: Медиаобразование, интегрированное медиаобразование, медиасреда, государственные образовательные стандарты, примерные основные общеобразовательные программы.

 

The steps in media environment:
Regarding the integrated media education

Elena Bondarenko,
PhD, Senior Researcher, Russian Institute of Cinematography (VGIK)
Svetlana Gudilina,  
PhD, Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education and Moscow Technological Institute

 

Abstract. The article discusses the implementation of media education in school practice why you must use integrated media education how media education tasks overlap with tasks of the state educational standards. Target disclosed integrated media education in the modern educational process.
Keywords: Media education, integrated media education, media environment, state educational standards, approximate the basic educational programs.

Cкачать книгу в .pdf

Результаты использования медиасреды школьниками неоднозначны. Многие медиа-ресурсы популярны у школьников. Применение материалов этих ресурсов часто озадачивает родителей, учителей, а иногда и самих учеников. Если не знать, как решаются вирусные проблемы, когда знакомятся с неизвестными ресурсами, коммуникативные проблемы с неизвестными оппонентами (в интернете не редко переписываются с  незнакомыми людьми), какая информация достоверная, а какая – нет, то пользователи медиасреды и особенно подростки будут постоянно попадать в неприятные ситуации.

Необходима медиакультура: «…ключевым назначением медиасреды является создание условий для формирования в обществе определенной культуры через посредничество СМИ и СМК» [2]. Именно поэтому появилась идея медиаобразования, как инструмента, который может помочь детям сформировать у них коммуникативную культуру в медиасреде.

Анализ медиаобразовательных школ России и аналогичной работы зарубежных стран, выполненный А. Федоровым, показывает разнообразие подходов. Но именно, в  трактовке ЮНЕСКО дается обобщающий образ медиаобразовательной  деятельности, связанный со всеми медиа и технологиями.

Экспериментальная и инновационная  практика показала, что наиболее эффективной концепцией является интегрированное медиаобразование, позволяющее на базовых занятиях основных учебных предметов  рассматривать возможности медиасреды. На разных уроках можно изучать медиатехнологии, чтобы понимать как создается медиа текст, развивать критическое мышление, позволяющее оценивать получаемые материалы, осваивать поисковые системы и так далее.  В этой ситуации медиаобразовательные умения становятся метапредметными [3]. .

Для учителей важным становится связь задач медиаобразования с задачами, которые ставятся в государственных образовательных стандартах. Проанализируем и сравним метапредметные умения, которые должны быть развиты по последним программам на разных уровнях обучения и воспитания, с медиаобразовательными умениями (по проекту стандарта интегрированного медиаобразования).

Министерство образования и науки Российской Федерации создало реестр примерных основных общеобразовательных программ [4] как государственную информационную систему, которая функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования устанавливается освоение метапредметных результатов, описанных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом». Следует особенно выделить следующие результаты:

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково­символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
  • В примерной  основной образовательной программе основного общего образования метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:


• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Так, для развития смыслового чтения обучающихся следует учить:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста и др.

В примерной  основной образовательной программе среднего общего образования метапредметные результаты предполагают:

- Регулятивные универсальные учебные действия – это умения самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять меняющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; определять несколько путей достижения поставленной цели; выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали.

- Познавательные универсальные учебные действия – умения критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации.

- Коммуникативные универсальные учебные действия – умения осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития.

В концепции интегрированного медиаобразования [5] определяет также как и в стандартах  требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся. Учащиеся, завершившие начальное общее и общее среднее образования, по мнению разработчика стандарта, должны уметь:

- понимать задания в различных формулировках и контекстах;
- находить требуемую информацию в различных источниках;
- систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
- длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему;
- переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему;
- трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
- понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
- аргументировать собственные высказывания;
- находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
- составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума»;
- составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию;
- извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;
- работать (хотя бы на самом примитивном уровне) с этим инструментарием подготовки, передачи и получения информации.
Конечно, для того, чтобы школьники обрели все эти умения, необходим целый цикл практических упражнений и творческих заданий. И тут сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования предлагаются следующие практические задания:
- подбор информации по какой-либо теме из доступных источников;
- ознакомление с  телепрограммой с последующим составлением анонсов нескольких передач по их названиям;
- предложение темы и названия передач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить изучаемый в школе материал по какому-либо предмету;
- выбор трех лучших фильмов (мультфильмов) текущей теленедели, обоснование своего выбора;
- ранжирование предложенной информации по ее социальной значимости;
- составление тематической подборки информационных материалов из газет и журналов по какой-либо теме;
- видеозапись телесюжетов по определенной теме, составление к ним заданий и комментария.
- составление краткого описания видеосюжета на определенную тему;
- прослушивание устной информации с последующим изложением ее в виде комикса (с последующей иллюстрацией ее рисунками);
- прослушивание устной информации с последующим составлением сценарного плана видеосюжета;
- изложение предложенной информации в форме послания в будущее (в прошлое);
- изложение предложенной информации в жанре публикации в «Аргументах и фактах»;
- изложение предложенной информации, с изменением ее таким образом, чтобы она стала доступной малышу;
- ознакомление с информацией с целью определения аудитории, которой она адресована;
- ознакомление с информацией с целью изменения ее с учетом предложенного нового адресата;
- ознакомление с информацией и с комментарием к ней с целью обоснования собственной позиции по отношению к комментарию;
- ознакомление с информацией с целью обнаружения и исправления в ней ошибок;
- ознакомление с информацией с целью составления анонса;
- ознакомление с информацией с целью составления рецензии;
- ознакомление с информационным сообщением с целью составления плана, по которому можно воспроизвести его главную мысль;
- ознакомление с информационным сообщением с целью составления плана, по которому можно воспроизвести сюжет;
- ознакомление с информационным сообщением с целью найти на контурной карте места, где происходят изложенные события.
- ознакомление с информационным сообщением с целью представления предложенной информации в табличной форме и т.д.

Перечисленные компетентности и умения относятся к медиа- и информационной грамотности. «Медиа- и информационная грамотность – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев. Медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов» [6].

Количество информации в сетях увеличивается в геометрической прогрессии. Открытая информационная среда и в самом деле стала серьезной проблемой. Как оградить детей и подростков от информации, причиняющей вред, содержащей психологически вредные элементы, затягивающей подобно наркотику? Как остановить поток этой информации?

На примере различных интернет-сообществ, сетевых печатных изданий, тематических сайтов, блогов и прочих общедоступных ресурсов мы можем заметить, что подобный ряд вопросов будет расти быстрее, чем ряд возможных ответов. Однако один из самых простых и эффективных выходов в том, чтобы не бороться с недостатками открытой информационной среды, а научить самого потребителя использовать ее в своих целях, не позволяя бесконтрольно управлять собой. Это куда более реально, нежели создавать бесчисленные фильтры и ограничения свободного распространения информации.
Учитель должен быть вооружен инновационными методиками и новыми информационными образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Именно медиаобразование определяет позицию равенства учителя и ученика по отношению к новой информации; особую важность обретают информационные навыки, коммуникативная компетенция, которые оказываются единственным преимуществом педагога перед обучающимся. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «электронную среду», грамотно ориентироваться в ней, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее, уметь создавать собственные тексты на языке СМИ – это и есть одна из важнейших задач современного образования в сфере СМИ и телекоммуникаций. Именно эту задачу в настоящее время выполняет медиаобразование.

В условиях изменения стандартов образования, когда метапредметные умения становятся базовыми для освоения всех предметных областей, активное освоение медиасреды становится необходимым компонентом образования.

Это и определяет особое внимание к интеграции медиаобразования в современный учебный процесс. Интегрированное медиаобразование как направление медиаобразовательного процесса в России было выдвинуто как категория теории и практики педагогической науки в 1990-е годы [7]. Однако стремительные перемены медиасреды делают необходимым рассмотреть специфику интегрированного медиаобразования на новом этапе развития общества и разработать методический аппарат формирования метапредметных (общих информационных) умений применительно к современному процессу образования.
В Европе были выделены четыре сферы, которым общее среднее образование должно подготовить человека  к постоянному обучению (long-life learning), активной социальной жизни, экономической активности и профессиональной деятельности. С учетом национальных, социально-экономических, культурно-исторических особенностей эти подходы были отражены в системе образования всех европейских стран. Стандарт в этих условиях обуславливает структуру и непосредственное функционирование образовательного процесса (обучение, учение, самообразование), формирование соответствующего содержания образования, выстраивание (в том числе и законодательное) системы требований, регулятивов, критериев, ориентиров, определение уровней освоения информации (обязательных, необязательных). Причем, независимо от того, используется или не используется понятие стандарт, он присутствует (и не важно под каким названием) как точка отсчета и соотношения при организации образования и его обеспечении.

В рамках реформ  российского образования разрабатывается методология включения в систему образования внешкольных ресурсов (создание образовательной среды); развитие модели образования, ориентированного на будущее, и создание системы самообразования, способствующего формированию способов учения и развитию компетенций. Сам образовательный процесс в новых стандартах рассматривается, как взаимодействие обучения и самообразования.

Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» – рекламы,  СМИ, Интернета, – на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Данный проект отвечает на сформулированный выше вызов – подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений. Наша задача состоит в том, чтобы научить его этому.

Мы много говорим о том, что современная образовательная среда должна быть интерактивной – но обеспечить реальные механизмы эффективной «обратной связи» с современной медиасредой может только медиаобразование, поскольку оно учит думать и реагировать на «вызовы» окружающей информационной медиасреды как ученика, так и учителя. 

Медиаобразование в современной школе представлено десятками конкретных направлений работы. Это и работа над исследовательскими мультимедиапроектами, и создание школьных сайтов или печатных изданий, и школьное телевидение, и школьные блоги, и кружки по ориентированию в Интернет-пространстве. Однако особое внимание должно быть уделено интегрированному медиаобразованию, поскольку проблема «оторванности» абстрактных знаний от их практического применения становится все более острой проблемой современного образования. Работа вне урока призвана закреплять метапредметные умения и переводить их применение на другой личностный уровень, а само формирование общих умений работать с информацией остается прерогативой урочного времени.

Процесс общего размывания классно-урочной системы как тенденция и перспектива развития школы делают еще более важным фактором работу с общими информационными умениями в рамках диалога ученика и учителя. И здесь роль интегрированного медиаобразования трудно переоценить. Материалы современной информационной среды могут выступать в качестве материала обучения, повода для воспитательной работы, способа осмысления усвоенного – но в любом случае только с применением этих материалов возможно эффективное формирование метапредметных умений, общих навыков работы с информацией. Поэтому интегрированное медиаобразование становится важной частью учебного процесса.
Современная медиасреда – источник «параллельной школы» – за последнее десятилетие сильно изменилась.

Обозначим основные факторы влияния медиасреды на современного человека:

  • расширение доступа к информации,
  • рост количества источников информации,
  • резкое повышение плотности информационных потоков,
  • рост агрессивности медиасреды.

Однако «параллельная школа» в наши дни становится союзником современного учителя, поскольку материалы СМИ – прекрасная основа для учебных упражнений, дискуссий, проблемных обсуждений. Формирование навыков работы с информацией, общих учебных умений происходит не в изолированном информационном поле предмета, но в широком  контексте чрезвычайно активной медиасреды. Новая информационная среда порождает и новые явления культуры. Это первые шаги по формированию нового типа культуры – медиакультуры, основанной на реализации уже заявленного ранее В.Библером принципа диалога предшествовавших культур [1].

На современном этапе развития информационного общества цели интегрированного медиаобразования таковы:

Локальные (для урока):

  • Формирование метапредметных умений работы с информацией;
  •  Освоение универсальных учебных действий на материалах СМИ;
  • формирование критической компетенции (осознание и анализ воздействия медиатекстов на психику и мировоззрение) у взрослых и подростков;
  • освоение медиаграмотности;

Глобальные (для школы в целом, педагогического сообщества, родителей):

  • освоение языка средств массовой информации детьми и подростками (в том числе через создание собственных медиатекстов);
  • умение адаптироваться в медиасреде, освоение коммуникативных компетенций;
  • формирование медиакультуры педагогического сообщества, родителей, органов управления образованием.

Современность предъявляет новые требования к процессу образования. Это настоятельно требует поиска перспективных путей формирования образовательной среды нового типа. Необходима единая стратегия развития образования, объединяющая в себе все необходимые направления преобразований. И особо важным это направления является для современной школы.

Материал подготовлен при поддержке РГНФ, грант № 16-06-00957

Литература

1. Библер В.С. Мышление как творчество. – М.: Мысль,2005.

2. Кузьмин Александр Михайлович. Категория «медиасреда» и ее содержание на современном этапе развития общества. // Медиаскоп. 2011. Вып. 1. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/765

3. Гудилина, С.И.  «Восхождение на гору» медиаобразования. “Climbing the Mountain” of Media Education // Российско-американский форум образования: электронный журнал. Russian-American Education Forum. Volume: 6, Issue: 1. 1/05/2014. URL:  http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001025&iid=18

4. Реестр  примерных основных общеобразовательных программ. URL:  http://fgosreestr.ru/

5. Зазнобина, Л.С. Интеграция медиаобразования с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами/ Стандарты и мониторинг в образовании. – М., №3, 1998.

6. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А.В. – М.: МЦБС, 2013. – 384 с. URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil_int_rus.pdf

7.Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. М.: Директ-Медиа, 2013. 343 с.

Дополнительная информация