УДК 373
ББК 74.2

Как использовать гаджеты для  большего эффекта от учебного процесса

Александра Викторовна ТурчаниноваАлександра Викторовна Турчанинова
Заместитель главного редактора электронного научного журнала
«Медиа. Информация. Коммуникация»
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Сегодня ученик первого класса является обладателем уже не только мобильного телефона, но и детского планшета. Это привело к проблеме рассеивания внимания школьника. Однако данная проблема решается путём использования гаджетов на благо учебного процесса. В данной статье рассматриваются конкретные примеры  интернет сайтов и мобильных приложений.
Ключевые слова. Гаджеты, дигитализация, мобильный телефон, приложения,  школа, внимание.

Aleksandra Turchaninova,
Vice chief editor of the electronic scientific edition
“Media. Information. Communication”
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

How to use gadgets for achievement  bigger effect from educational process

Annotation. Today the pupil of the first class is an owner not only of the mobile phone, but also of a children’s pad. It led to a problem of dispersion of attention of the school student. However, this problem can be solved by use of gadgets for the benefit of educational process. In this article specific examples  of  internet sites and mobile apps are reviewed.

Keywords: Gadgets, digitalization, mobile phone, applications, school, attention.

Cкачать статью в .pdf

Известно, что в условиях XXI века появилась широкая линейка всевозможных гаджетов, которая стала доступна почти любому потребителю. Так, сегодня ученик первого класса является обладателем уже не только мобильного телефона, но и детского планшета, что привело к проблемам в образовательном процессе, ведь наличие гаджетов способствует тому, что ребёнок отвлекается от  учебного  материала.

Убеждены, что сегодня, когда существует понятие медиаобразование, ведётся интенсивная подготовка специалистов в этой области, это создаёт благоприятные условиядля оказания существенной помощи педагогу, используя гаджеты на благо образовательного процесса.
Трактовка термина медиаобразование в разных источниках несколько отличается.  Так, Оксфордская энциклопедия определяет медиаобразование как «изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование (mediaeducation) связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа (mediastudies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности (medialiteracy)»
[ 1]

В документах Совета Европы медиаобразование (mediaeducation) определяется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и/или культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает индивидов интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека». [ 2 ]

«Российская педагогическая энциклопедия» под термином медиаобразование понимает  направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.).

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3]

Последнее определение на наш взгляд наиболее отражает прикладной характер данного направления.
Возьмём семь причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире согласно одному из самых авторитетных медиапедагогов и теоретиков медиа Л. Мастермана (L.Masterman):

1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных
обществ средствами массовой информации.
2. Идеологическая важность медиа, и их влияния, как отрасли промышленности, на сознание аудитории.
3. Быстрый рост количества медиаинформации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.
5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.
6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.
7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [4]

В рамках поднятой темы для нас особенно важным является шестой пункт о необходимости обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям. Cегодня, в условиях дигитализации не только учебного процесса, но и многих сфер жизни, нельзя не использовать медиаобразовательные технологии.

Приведём здесь  полемику педагога Евгения Стригунова  на  страницах газеты «Комсомольская правда» с уже бывшим детским омбудсменом П.А. Астаховым. «Нет, я не шучу. Так и написано на первой странице официального сайта Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка: «Павел Астахов: использование гаджетов на уроках мешает учебному процессу».

Автор, иронизируя, пишет о том, что с 1 января этого года все учебные издательства обязаны были представить электронные учебники, которые  можно читать только на электронных носителях, то есть, используя те самые  гаджеты. «И не важно, что многие учителя используют планшеты, на которых загружено видео или презентации по теме урока. И не важно, что в продвинутых школах уже давно есть Wi-Fi для учеников, чтобы они могли и с родителями связаться  и материалы к уроку посмотреть». [5]

Бесспорно,  использование гаджетов в ходе учебного процесса может принести как плюсы, так и минусы, однако  задача любого педагога в данной ситуации превратить потенциальное зло во благо. Учитель математики МБОУ СОШ № 1 имени Ильи Петровича Чайковского, г. Воткинск, В.Ю. Антропова создала наглядную презентацию, в которой рассмотрела обе стороны.

Плюсы
1. Развитие внимания и мелкой моторики.
2. Экономят время на уроке.
3. Позволяют разнообразить скучные уроки, внося элемент игры.
4. Можно быстро находить нужную информацию и обучаться.
5. Организация групповой и индивидуальной деятельности.
6. Общение с учащимися из других стран, вместе можно делать различные проекты.
7. Наглядность, интерактивность, мобильность.
8. Позволяют отказаться от раздаточного материала.
9. Здоровьесберегающий фактор (использование ЭФУ).
10.Снимают психологическую нагрузку.
11.Помогают ученику творчески развиваться

Минусы
1. Потеря времени, ученики отвлекаются.
2. Детей легко могут обмануть.
3. Ухудшение зрения, болезни позвоночника.
4. Негативное влияние на центральную нервную систему.
5. Лишают живого общения с окружающими.
6. Отсутствие цензуры.
7. Вирусы и мошенники.
8. Социальный статус ребенка. [7]

На сегодняшний день у педагога есть возможность использовать  многочисленные сайты, приложения, которые годятся на любом уроке, включая физическую подготовку. К примеру,  сервис youtube позволяет просматривать соревнования,  семинары по той или иной дисциплине спорта, что не менее познавательно, чем практические занятия и также необходимо.

Так, Е.В.Якушина в своей статье пишет об использовании искусствоведческих сайтов приводит целую коллекцию аннотированных ссылок на информационные ресурсы по искусству, которые могут быть использованы школьным учителем в качестве дополнительного материала к уроку. « Необходимо заметить, что интернет –  это живой организм, и возможно какая-то информация изменяется, устаревает, какие-то ссылки перестают открываться по тем или иным причинам. Что касается достоверности представленной информации, то данные сайты являются сайтами музеев, выставок и прочих официальных учреждений.  Каждый учитель может использовать эти сайты по своему усмотрению.

Прежде всего, это официальные сайты крупных музеев, по которым можно совершать виртуальные экскурсии. Виртуальный музей - это собрание веб-страниц, содержащих каталоги фотографий, картин, экспонатов, документов. Виртуальный музей может быть обычным, а может быть и трехмерным, расширяющим восприятие экспонатов»

В своей статье Е.В. Якушина [6] приводит большой список ресурсов, ознакомим здесь в частности с искусствоведческими, подходящими  для преподавателей истории искусства,   ИЗО.

Музеи России - информационный портал
Адрес сайта:  http://www.museum.ru
Каталог российских музеев. Новости и афиша. Рейтинги музейных сайтов.

Алмазный Фонд России
Адрес сайта:   http://www.almazi.net/
Интерактивный программный продукт «Сокровища Алмазного фонда России»

Государственный Музей Изобразительных Искусств им. A.C. Пушкина
Адрес сайта:  http://arts-museum.ru
Сайт известного во всем мире музея. Виртуальные экспозиции, панорамы залов. Сайт регулярно обновляется.

Московский Кремль
Адрес сайта: http://www.moscowkremlin.ru/
Экскурсия, созданная на основе CD-ROMа «Московский Кремль», выпущенного компанией «Коминфо».

Государственная Третьяковская Галерея
Адрес сайта: http://www.tretyakovgallery.ru/
Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Государственный Исторический Музей
Адрес сайта: http://www.shm.ru/
Государственный исторический музей  – крупнейший национальный исторический музей России. Его огромное собрание, единственное в стране по численности и полноте, представляет историю и культуру многонациональной России, государства с древнейших времён до наших дней. 

Государственный Дарвиновский музей
Адрес сайта: http://www.darwin.museum.ru/
Биологический музей, посвященный эволюции. Экспозиция, основные темы, экскурсии, информация для специалистов.

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Адрес сайта:  http://www.theatremuseum.ru/
Музей и его филиалы (музей Н.А.Римского-Корсакова, музей Ф.И.Шаляпина, музей актерской династии Самойловых, музей музыки в Шереметевском дворце). Представлены портреты известных театральных деятелей далекого и недавнего прошлого, театральные эскизы знаменитых художников, афиши, документы,театральный реквизит и пр.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Адрес сайта:  http://www.vladmuseum.ru/rus/index.php
Владимиро-Суздальский музей-заповедник: город Владимир, Суздаль, Гусь-Хрустальный, пос. Боголюбово и Кидекша. Музеи, экскурсии, гостиницы, история, фотографии, как добраться, карта, сувениры.

Музеи, Москва
Адрес сайта:  http://moscow.a-a-ah.ru/show/museums
Интересные музеи, выставки, картинные галереи Москвы.
Также можно совершать виртуальные экскурсии в музеи мира.

Лучшие музеи Европы и мира
Адрес сайта:  http://www.kontorakuka.ru
Ссылки на музеи Европы и мира, фотографии самых красивых городов и природных памятников мира.

Калифорнийский музей естествознания
Адрес сайта: http://www.calacademy.org/
Экспозиция музея, выставки, исследовательская работа, важные новости. Виртуальная выставка.

MuséeduLouvre
Адрес сайта: http://www.louvre.fr
Бывшая королевская резиденция, самый знаменитый музей в мире. Представлено семь тематических экспозиций: Античный восток, Античный Египет, Античная Греция, Этрусская и Римская цивилизации, Живопись, Скульптура, Графика и предметы искусства со Средних веков до 1850 года (на французском языке).

Национальный художественный музей Республики Беларусь
Адрес сайта: http://www.artmuseum.by/
Онлайн-представление коллекции. Выставки, конференции. Администрация, филиалы. Часы работы, проезд, пр.
Теоретический материал по изучению искусства поможет собрать дополнительный материал к уроку, предоставить возможность учащимся самостоятельно выполнить творческие работы, домашние задания.

Коллекция: мировая художественная культура
Адрес сайта: http://artclassic.edu.ru
Лекции «Мировая художественная культура»  Российского общеобразовательного портала

Портал «Культура России»
Адрес сайта:  http://www.russianculture.ru
Просто и интересно об эпохах, великих людях и гениальных произведениях.

Русский портрет. Картинная галерея
Адрес сайта:  http://rusportrait.narod.ru
Картинная галерея. Представлены галереи: Русская религиозная живопись, Смерть в мировой живописи, Русский портрет, Русский пейзаж, Русская народная живопись, Неоклассицизм в живописи, Живопись третьего рейха, Иконы, 60 лет Великой Победы, Натюрморт, Кулинарная живопись; Спецпроект: Древнерусская литература. Антология.

История мирового искусства
Адрес сайта:  http://www.worldarthistory.com
Всемирная история человечества, все пороки его души и вершины его духовного богатства

Изобразительное искусство
Адрес сайта:  http://www.arthistory.ru
История, стили, художники, картины, музеи и галереи.

Архитектура России
Адрес сайта:  http://www.rusarh.ru
Цель сайта заключается в том, чтобы показать величие русской архитектуры, ее национальную самостоятельность, гениальность ее выдающихся зодчих, показать тот огромный вклад, который сделал великий русский народ в сокровищницу мировой культуры. Размещенный на сайте иллюстративный материал содержит фотографии и архитектурные обмеры важнейших памятников и ансамблей русской архитектуры.

Лучшие ресурсы по искусству
Адрес сайта:  http://www.smirnova.net/promo_line
Гид по музеям мира и галереям, материалы по искусству, новости культуры и искусства.         

Уроки рисования
Адрес сайта:  http://arttower.ru/forum/index.php?showforum=21

Уроки рисования
Адрес сайта:  http://draw.demiart.ru/
Изобразительное искусство, учебники, советы, секреты, помощь.

Школа Карандашика
Адрес сайта:  http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html
Уроки рисования и полезные советы для детей.

Электронные библиотеки
Тематика электронных текстов, представленных в интернете, охватывает все области человеческого знания, в том числе и искусство. Представлено большинство из традиционных видов изданий: книги, газеты, журналы. Наиболее крупные собрания электронных текстов сосредоточены на серверах издательств, университетов или специализированных серверах. Доступ к ним может быть платным или бесплатным.
Электронные тексты в интернете группируются в виртуальных библиотеках. В поиске необходимой литературы призваны оказать помощь  «каталоги библиотек». Представим некоторые электронные библиотеки:

Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции.
Адрес сайта:   http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm
Биографии художников, репродукции картин.

Библиотека изобразительных услуг.
Адрес сайта: http://www.artlib.ru
Авторские галереи, коллекции, творческие объединения, ближайшие выставки, публикации, ресурсы по искусству и пр.

Сеть творческих учителей.
Адрес сайта:
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=4318&tmpl=lib
Сообщество «Уроки творчества: искусство и технология в школе» создается как виртуальное объединение учителей МХК, музыки, ИЗО, прикладного труда и черчения (графика). Библиотека документов -  уроки изобразительного искусства.

ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа.
Адрес сайта: http://pedsovet.org/
«Всероссийский интернет-педсовет». Блоги, форумы, консультации, мелодические материалы по различным предметам, в том числе по искусству, календарь событий.

Открытый класс.
Адрес сайта: http://www.openclass.ru/
Открытый класс: сетевое педагогическое сообщество по различным предметам, в том числе и по искусству. Конкурсы, проекты, семинары.

Letopisi.ru
Адрес сайта: http://letopisi.ru
Коллективная образовательная энциклопедия. Удобная площадка для реализации совместных творческих проектов по искусству.

Ещё раз акцентируем внимание на том, что «в сети все очень динамично и наряду с проверенными ресурсами будут встречаться спорные и недостоверные.  Так как коллекция ресурсов, представленная здесь, довольно масштабна, преподаватели и учащиеся должны внимательно относиться к содержанию материала, и всегда проверять лично достоверность информации, используя дополнительные материалы, в том числе из учебников, книг и энциклопедий, проверяя выходные данные и авторство тех или иных информационных источников. Овладев медиаобразовательными умениями, человек будет защищен от негативного воздействия негативной и недостоверной  информации, сможет применить в жизни научные знания».[4]

Таким образом, становятся понятен широкий спектр одних только образовательных интернет-ресурсов, которые позволяют преподавателю гуманитарных дисциплин творчески подходить к уроку.
Также современный цифровый мир предлагает мобильные сервисы приложения, которые легко задействовать в ходе урока. Возьмём, к примеру математику. 

  • «Король математики» – работа с различными разделами математики на скорость (от арифметики до математической статистики).

https://itunes.apple.com/ru/app/korol-matematiki/id473904402?mt=8

    • Graphing Calculator, Quck Graph+  — позволяет строить графики различных функций.

https://itunes.apple.com/ru/app/quick-graph-your-scientific/id292412367?mt=8

    • «iCrosss» —  приложение для построения сечений различных объемных фигур, позволяет изучать стереометрию. Оно позволяет строить сечения каждого из имеющихся многогранников заданной вами плоскостью. Плоскость может быть построена по трем точкам, установленным на поверхности многогранник

https://itunes.apple.com/ru/app/icrosss/id431653759?mt=8

    • «Смекалка» – решение логических, ситуационных и нестандартных задач.

https://itunes.apple.com/ua/app/smekalka/id668544332?l=ru&mt=8

  • Приложение iРешалка – это подборка удобных калькуляторов для решения математических задач.

https://www.iphones.ru/iNotes/362902

  • GeoMeasure GPS AreaDistance – простой в использовании инструмент для измерения расстояний на карте и вычисления площадей.

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.objectgraph.GeoMeasure&hl=ru

  • SmartTools – инструментарий.

https://play.google.com/store/apps/details?id=kr.aboy.tools&hl=ru

    • Длина, угол, наклон, уровень, резьба (SmartRulerPro)
    • Расстояние, высота, ширина, площадь (SmartMeasurePro)
    • Компас, металлодетектор, GPS (SmartCompassPro)
    • Фонарик, увеличительное стекло, зеркало (SmartLightPro)
    • Единица (Конвертер Единиц)
  • Дальномер: SmartMeasure – измеряет расстояние и высоту объекта вашим мобильным устройством, используя законы тригонометрии.

https://play.google.com/store/apps/details?id=kr.sira.measure&hl=ru
[7]

Данная информация  способствует простому выводу  — развитие интернета позволяет не только создавать приложения или интернет-сайты как отдельные, самостоятельные  продукты, но и соединять в одно целое все спектры услуг.
Возьмём в качестве примера и разберём детально сайт Государственного бюджетного природоохранного учреждения «Мосприрода» mospriroda.ru, направленный на экологическое просвещение граждан всех возрастов, но с упором на дошкольный и школьный возраст.
Так, раздел Библиотека  предлагает большое количество учебно-методических материалов, в том числе для проведения мастер-классов, квестов, уроков. [8]

К примеру,  для скачивания доступны следующие материалы: «День Земли»  — лекция с наглядной презентацией об экологических проблемах планеты Земля, «День птицы» —  методическая разработка с презентацией для мл. школьников и ст. групп детского сада, плакат «Жизнь пчелиной семьи».

На данном этапе на сайте представлено  семь страниц с самыми разными материалами на любой вкус, подходящие не только для экологического просвещения, но и для занятий по биологии.
 
Кроме того,  сайт предлагает виртуальный 3-D тур по московским паркам [9]
 
Также есть возможность скачать в мобильный телефон аудиогид. Как утверждают разработчики приложение  «МосПрирода» доступно в AppStore и GooglePlay и позволяет тем, кто интересуется особо охраняемыми территориями узнать о них как можно больше. Пользователь может прослушать аудиоэкскурсию при пешей  прогулке между точками или посмотреть фотографии отдельных точек маршрута. [10]
Бесспорно, такое приложение и ему подобные позволяет проводить внеклассные занятие, которые познакомят учащихся с особо охраняемыми территориями г. Москва, а также с природно-историческими парками, что расширяет спектр применения подобного аудиогида.
 
Работа с гаджетами во время урока бесспорно не может стать основной. Она никогда не заменит учителя, не заменить ей и классические учебники.  Тем не менее это прекрасный дополнительный материал, который превращает мобильный телефон, планшет в элемент образовательного процесса, снимая с него марку «запретный плод сладок», делая чем-то обыденным, но в тоже время приучая к мысли о том, что через гаджет можно получать полезную информацию, знания, а не только новые версии игр.

Литература

  1. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 // Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494
  2. Assembly debate on 27 June 2000 (19th Sitting) (see Doc. 8753, report of the Committee on Culture and Education, rapporteur: Mrs Isohookana-Asunmaa) URL: https://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=16811&lang=en  (Дата обращения 25 января 2017)
  3. Медиаобразование //  Российская педагогическая энциклопедия онлайн. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/12.php. (Дата обращения 25 января 2017)
  4. Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p
  5. Евгений Стригунов. Гаджеты у школьников — отобрать» URL: https://www.kp.ru/daily/26481.5/3351726/   ( Дата обращения  25 января 2017)
  6. Якушина Е.В. Сетевые образовательные ресурсы по искусству //  Международный журнал Медиа Информация коммуникация, 11, 2014. URL: http://mic.org.ru/11-nomer-2014/340-setevye-obrazovatelnye-resursy-po-iskusstvu  (Дата обращения 25 января 2017)
  7. Антропова В.Ю. Использование гаджетов на уроках математики URL: http://uchitelya.com/matematika/22935-ispolzovanie-gadzhetov-na-urokah-matematiki.html (Дата обращения 25 января 2017)
  8. Сайт ГПБУ «Мосприрода», библиотека URL: http://www.mospriroda.ru/services/biblioteka/. (Дата обращения 25 января 2017)
  9. Сайт ГПБУ «Мосприрода», 3Д-тур URL: http://www.mospriroda.ru/services/3d-tours/ (Дата обращения 25 января 2017)
  10. Сайт ГПБУ «Мосприрода», аудиогид URL: http://www.mospriroda.ru/services/audioguide/ (Дата обращения 25 января 2017)

Дополнительная информация