УДК: 364.04


Олег Александрович КалмыковОлег Александрович Калмыков,
студент 3 курса МНЭПУ
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Киберзависимость в современном мире. Китайский опыт

Аннотация. В данной статье рассматриваются причины зарождения и методы борьбы с киберзависмостью в КНР на основе документального фильма режиссера Натальи Кадыровой «Возвращение в реальность».
Ключевые слова: Киберзависимость, дети, лечение, дисциплина, Китай, общество, реальность, виртуальность, пространство.

Oleg Kalmykov 3rd year student MNEPU
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Cyber addiction in the modern world. Chinese experience

Abstract: This article discusses the causes of the origin and methods of dealing with cyber addiction in China, based on the documentary film director Natalia Kadyrova "Back to reality".
Key-words: cyber addiction, children, treatment, discipline, China, society, reality, virtual space.

Cкачать статью в .pdf

В клубе документального кино RTDoc состоялся показ фильма режиссёра Натальи Кадыровой «Возвращение в реальность». В фильме затрагивается одна из актуальных и болезненных проблем  информационного  общества – киберзависимость, в ее самом сложном проявлении – детской зависимости, ведь дети и подростки являются наиболее психологически неустойчивой группой.  Все больше и больше детей и подростков попадают в психологическую зависимость от виртуальной реальности.

Эта тема сейчас крайне актуальна, в связи с тем, что информационные технологии все больше и глубже внедряются во все сферы общества, в том числе и в обыденную, частную, сферу человеческой жизни. Автор на протяжении несколько месяцев изучал опыт борьбы с данной зависимостью на китайском примере. Данная проблема целом, является общемировой, но именно Китай одним из первых признал интернет - зависимость клиническим заболеванием в 2008 году. Государство начало развивать по всей стране заведения для помощи таким людям. В них детей и подростков лечат с помощью психологов, а также физических упражнений.

Изначально эти заведения создавались под эгидой министерства обороны, но впоследствии приобрели самостоятельность. Но это наложило определенный отпечаток на распорядок дня и дисциплину. Дети находятся в достаточно суровых, почти армейских условиях. В течение фильма иногда складывалось ощущение, что эти дети не больны и им требуется помощь, а на самом деле они настоящие бандиты, настолько суровыми кажутся условия их содержания. Воспитательная деятельность направлена в первую очередь на преодоление проблем с межличностной коммуникацией и социальной адаптацией детей. Большинство детей, проходящие лечение в подобных лагерях стали жертвами чрезмерной увлеченностью их родителей заработком и социальным статусом, которые играют особую роль в китайском обществе, корни которого лежат в конфуцианстве и в целом патриархальном укладе.  Родители сконцентрировавшись лишь на материальном обеспечении своего ребенка, со временем потеряли с ним всякий контакт. Например, один ребенок, в интервью упомянул,  что он начал проводить за компьютером по 6 – 10 часов в день, практически перестал употреблять пищу и не выходил из комнаты.
Ребенок без должного внимания перестает ощущать себя чем-то важным в реальном мире и все больше и больше погружается в удивительный и манящий виртуальный мир, где ты можешь не испытывать ни стеснения, общаться с кем тебе хочется, самоутверждаться и гордится своими достижениями в компьютерной игре.

Условия в лагере больше всего походят на армейские, или исправительно-трудовые. Дети живут в условиях строгой дисциплины, подвергаясь муштре и наказаниям за те или иные провинности. Также смешанные чувства вызывает применяемая в это лагере система радикального исправления. Суть ее заключается в том, что если ребенок хочет досрочно покинуть стены этого заведения, то он должен подвергнуться добровольному заточению в небольшой комнате, без каких-либо контактов с окружающим миром. За это время он должен записывать все свои мысли и переживания в дневник. По мнению руководителя лагеря, подобная мера служит для того, чтобы дети могли переосмыслить свою прошлую жизнь, проанализировать свое поведение и научиться быть с собой наедине.
Бесспорно, метод достаточно радикальный.  Ведь долгая изоляция является зачастую пагубной даже  для здоровой психики взрослого человека. В интервью детей, которые прошли эту изоляцию, чувствуется определенная неискренность. Послушав ответы детей на вопросы журналистов, не покидает чувство, что ответы были заранее отрепетированы и слегка наигранны. Что это? Желание выдать действительное за желаемое?

Является ли опыт Китая положительным? Дать однозначный ответ достаточно сложно, ведь до сих пор конкретного ответа на вопрос о том, является ли киберзависимость болезнью, не существует. Безусловно, в случае паталогической мании, подобное радикальное ограничение возможно и имеет место быть, но с безусловным учетом индивидуальных особенностей каждого больного. Ведь как известно, главный принцип любого лечения: «Не навреди!». В этом же лагере, с его построениями на плацу, карцерами и строжайшей дисциплиной, о подобном подходе говорить не приходиться.

Основанием проблемы киберзависимости в Китае является пресловутый конфликт «отцов и детей». Поколение китайцев, родившихся после демократизации политического режима в Китае, выросло на иной, плюралистической системе ценностей, нежели их родители. Они больше не принимают патриархальную, пирамидальную структуру общества, когда вся твоя жизнь зависит от жестких статусов, и социальных лифтов, работающих строго по расписанию. Все это создало разрыв между системами ценностей двух поколений, которые имели преемственность достаточно долгое время.

Самое главное, о чем заставляет задуматься этот фильм: вины наших детей нет, в том что они все больше и больше погружаются в виртуальный мир. Мы сами, не понимая того, отставили их предоставленными самим себе, думая, что лишь материальное обеспечение сделает их полноценными личностями. Но дети  — не растения, их недостаточно поливать. С ними нужно вести полноценный диалог, взращивать внутреннюю самость, чувство собственного достоинства. Когда реальность для ребенка перестает играть роль и иметь хоть какую-то ценность, он начинает направлять свои усилия на поиск такого места, где он будет ценен и важен. Где его существеннее является полноценным и ярким. Хоть все это носит лишь видимость. При этом не стоит сгущать краски и демонизировать киберпространство и пытаться с ним бороться. Управление любым инструментом, требует определенных навыков и умений. Виртуальная реальность может быть и полезным инструментом и опасной зависимостью, в зависимости от того как мы умеем ей пользоваться.

И самое важное. Наше общество должно задуматься над тем, на сколько, привлекательна, насколько дружелюбна социальная реальность для каждого индивида. Социальная среда должна быть объединяющим фактором, а не отталкивающим людей в виртуальные пространства.

Литература

  •  Документальный фильм режиссера Натальи Кадыровой «Возвращение в реальность», год выхода 2016.

Дополнительная информация