Медиаинформационные реалии «цифрового поколения»: короткий отчет о конференции «Медиа– и информационная грамотность в обществах знания»

Ирина Прасолова,
участник конференции,
Москва
Cкачать статью в .pdf

С 24 по 28 июня в Атлас Парк – Отеле прошла Международная конференция «Медиа– и информационная грамотность в обществах знания». 120 специалистов разного уровня и сфер деятельности из 42 стран мира обсуждали вопросы развития медиаинформационной грамотности детей и подростков в современных условиях развития общества.

В качестве организаторов этого мероприятия выступили Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, Российский комитет Межправительственной Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональный центр библиотечного  сотрудничества при участии Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Секретариата ЮНЕСКО.

Для встречи экспертов в области политики построения обществ знания, ведущих исследователей и преподавателей журналистских дисциплин, библиотечного дела, педагогики, руководителей и специалистов органов власти, руководящих сферами библиотечного дела, образования, всех видов СМИ, специалистов из других областей, имеющих отношение к вопросам медиа и информационной грамотности, была выбрана Россия, поскольку именно Российская Федерация на сегодняшний день председательствует в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Иностранные представители начали собираться уже 24 июня. Первый день конференции прошел в предвкушении предстоящего события. У оргкомитета была возможность закончить последние приготовления, а у прибывших участников – познакомиться с местом проведения конференции – Атлас-Парк Отелем – и пообщаться в неформальной обстановке.

Основная программа конференции, насыщенная пленарными заседаниями и заседаниями рабочих групп, пришлась на 25 – 26 июня. Работа началась с приветствий заместителя Министра культуры РФ Г. П. Ивлиева, Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинского, Ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г. Э. Орджоникидзе, президента ИФЛА И. Пэрент, руководителя Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы А. Н. Горбенко. Кроме того, с видеобращениями к собравшимся выступили Заместитель Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В. В. Григорьев и заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации Я. Карклинс

Плодотворной работы пожелали в своих выступлениях и заместитель директора департамента науки, образования и информационных технологий – начальник отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ Т. Л. Манилова, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям А. Н. Воропаев, программный специалист Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО Ирмгарда Касинскайте-Буддеберг и председатель Секции по информационной грамотности ИФЛА Мария Карме Торрес Кальво.

После торжественного открытия конференции участники имели возможность выбрать одно из 3-х направлений работы: рабочие группы «Индикаторы медиа- и информационной грамотности» и «Декларация медиа- и информационной грамотности. Стратегические направления развития» или же пленарные заседания с ключевыми докладами по проблемам развития медиаинформационной грамотности детей и подростков в современных условиях. На заседаниях рабочих групп специалисты вырабатывали конкретные положения, которые станут основным вектором дальнейшего развития мировой научной мысли и практик в сфере медианформационной грамотности, на пленарных же заседаниях был представлен современный опыт работы в данном направлении в разных странах мира, в процессе дискуссий обсуждались конкретные проблемы, существующие на сегодняшний день.

Первый день пленарных заседаний был посвящен вопросам определения понятий медиа и информационной грамотности. Как показала практика, не только между государствами, но и внутри самих стран существует разноречивое понимание данной проблемы и подходов к ее решению. О понятийном аппарате темы и ее концептуальных положениях говорили в свих докладах Альберт Букхорст (эксперт Европейской сети школьных библиотек и информационной грамотности, профессор Университета Амстердама, Нидерланды), Эндрю Витворт (профессор Университета Манчестера, Великобритания) и Кэролин Уилсон (президент Ассоциации медиаграмотности, профессор Университета Западной Онтарио, Канада), Шила Веббер (профессор Университета Шеффилда, Великобритания), Серап Курбаноглу (декан факультета информационного менеджмента Университета Хаджеттепе, Анкара, Турция) и целый ряд других специалистов из разных стран.

Тему второго дня организаторы конференции определили «Медиа- и информационная грамотность: в обществах знания: стратегия развития, возможности применения и продвижения, наращивание потенциала, инструменты и средства». Здесь свой опыт и видение вопроса представили эксперты, исследователи и практики из разных стран. Были рассмотрены региональный, национальный институциональный контексты медиаинформационной грамотности. Одним из ключевых докладов стало выступление Ральфа Каттса (профессор Института образования Стерлинга, Сидней, Австралия) об индикаторах информационной грамотности взрослого населения. О детях же и о том, с чего начать продвижение медиа- и информационной грамотности среди рожденных в цифровую эпоху и их медиамиров говорила в своем докладе Хайке Фом Орде (руководитель отдела информации и документации Центрального международного института молодежного и образовательного телевидения Баварской телерадиовещательной корпорации, Мюнхен, Германия). Именно она в своем выступлении и предложила определение современных детей и подростков как «цифрового поколения».

Россию на конференции представляли Наталья Гендина, директор Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы, которая выступила с докладом «Проблема интеграции и информационной и медиаграмотности в контексте российских реалий», свое видение новой медиаинформационной парадигмы представила Ирина Жилавская, зав. кафедрой журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова,  о медиаматрицах как предмете медиаграмотности говорил Иосиф Дзялошинский, профессор НИУ ВШЭ.  В дискуссиях также принимали участие медиапедагоги Украины, Белоруссии и других стран СНГ. 

Результатом плодотворной двухдневной работы стал проект Московской декларации по медиа и информационной грамотности, обращенной к главам государств, представителям ООН (в частности, ЮНЕСКО), МПО, НПО, учебных, исследовательских учреждений, медиа- и культурных учреждений, а также представителям бизнес-сообщества.

27-ое июня стало днем подведения итогов и культурного отдыха участников конференции. Иностранные участники получили возможность познакомиться с достопримечательностями Москвы в пешей и автобусной прогулке по историческим местам российской столицы. И набраться сил и позитивных эмоций для продолжения исследований и разработки практических шагов по распространению медиаинформационной грамотности среди населения всех стран мира.

Развернутые материалы с Международной конференции «Медиа– и информационная грамотность в обществах знания» (июнь, 2012, Москва) появятся в следующем номере журнала.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация