Подрастающее поколение в Российском информационном пространстве ХХI века

С.Б. Цымбаленко,
доктор педагогических наук,
Москва
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Cкачать статью в .pdf

Медиаобразование, а точнее медиакультуру, стоит рассматривать как составляющую процесса перехода от постиндустриального общества к информационно-коммуникативной цивилизации, где основным фактором и формой прогресса становится ноосфера (Вернадский), или коллективный разум (Турчин, Моисеев). Стержнем этой эволюции является межпоколенческое взаимодействие, где у молодежи своя роль. В связи с этим  важно оценить готовность и способность подрастающего поколения жить и действовать в межпоколенческом диалоге, коллективном дискурсе, принимать на себя ответственность за те или иные решения, быть субъектом информационного и социального творчества.

Исследование «Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства», проведенное нами в 2012 году на средства, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта Президента Российской Федерации, позволяет констатировать, что в последние три-четыре года дети России вступили в этап массового интернета. По данным опроса, 93% подростков пользуются этим каналом коммуникации, независимо от места проживания. Это во многом определяет структуру информационных каналов как во время досуга, так и при целенаправленном получении значимой для подростков информации.

Как показывают данные, у современных подростков значительное место в освоении социального опыта занимает спонтанное, неосознаваемое усвоение новой информации, особенно в условиях досуга, что мало учитывается при анализе информационно-коммуникативных взаимодействий подрастающего поколения. При этом на первое место выходит общение с друзьями (68%).  Телевидение занимает второе место, снизившись с 76, 7% (1998 г.) до 56% (2012 г.).  Следующие позиции занимают компьютерные игры (48%) и обмен информацией по интернету (47%). На пятой позиции – общение по телефону (36%). Далее следуют чтение книг (не учебников) – 35%, прослушивание магнитофона/плеера – также 35%,  занятия в кружках, секциях и других объединениях по интересам – 33%, путешествие по компьютерной сети – 32%, посещения кинотеатра – 31%,  проведение времени с родителями и другими взрослыми – 29%, чтение газет и журналов – 21%, посещение театров, концертов, музеев – 14% , прослушивание радио – 14%.

Исследование позволило не только выделить основные информационные источники, но и сопоставить, насколько досуговые коммуникационные каналы совпадают, с одной стороны, с теми, которые подростки сознательно выбирают в качестве источников информации и, с другой стороны, с теми информационными каналами, которые традиционно обеспечивают образование и социализацию подростков (школа и семья).

Со значительным опережением лидируют компьютерные источники, интернет – 72%. Друзья и подруги как источник значимой информации занимают вторую позицию – 58%. За сверстниками следуют родители - 56% и учителя – 54%.  Телевидение продолжает уменьшать аудиторию в качестве источника важной информации – 41% (54,1% в 1998 г.). Книги (не учебники), как и во время досуга, занимаю шестую позицию – 34%.  Газеты и журналы указывают - 28% респондентов, объединения по интересам - 25%, видеофильмы – 24%, радиопередачи  – 15%,   прослушивание аудиозаписей – 12%.

Самый важный вывод, что в настоящее время происходит формирование нового поколения, для которого компьютерные технологии, интернет становятся определяющими. Это обнаруживается как в сфере досуга, так и при получении значимой для детей, подростков и юношества информации. Значительное превышение в последнем случае интернета опровергает опасения, что для юных россиян это лишь развлечение. При проведении досуга респонденты отдают предпочтение живому общению, а не виртуальному. Интернет потеснил в сфере досуга лишь другие средства массовой информации (телевизор, газеты, журналы, радио), при этом повысилась роль чтения, посещения кинотеатров. То же самое наблюдается и в субординации каналов получения важной для подростков информации. По-прежнему существенен приоритет межличностных каналов в получении жизненно важных сведений. Телевидение занимает второе место в ряду досуговых каналов, однако среди источников значимой информации оно на пятом месте, уступая интернету, друзьям, учителям/школе и родителям. Живое общение, межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми, наряду с виртуальным, доминирует, когда подростку нужно что-то понять или принять важное для него решение. Это особенно заметно по  изменению ранга родителей: в структуре досуга они занимают лишь одиннадцатое место, однако в качестве источника информации перемещаются на третье место, вслед за сверстниками.

Прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений. Кардинально новое явление – это то, что, благодаря открытой и всеобъемлющей информации в интернете, дети стали практически независимы от взрослых в получении интересующих их сведений.

Подрастающее поколение с большим опережением живет по модели коллективного разума, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и взрослыми. Помимо реального общения – это интернет-коммуникация, которая у подавляющего большинства подростков, как показали интервью (70 подростков 9 – 17 лет), на первом месте. Подростки, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках.

Структура каналов информации, их комплексность и субординация, конечно же, должны учитываться при определении стратегии и программ формирования медиакультуры и медиаобразования. Особенно важна роль межличностного общения, которое является основным фильтром для отбора значимой информации, выступает способом и формой отбора, экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. Таким способом строятся личностные и групповые картины мира, корректируются ценностные и целевые установки, определяются жизненные смыслы.

Информационный хаос, с которым сегодня сталкивается подрастающее поколение, особенно в интернете, определяет перенос акцентов в программе информатики в школах с технических навыков на обучение грамотному поиску информации, ее систематизации, этике общения. Ребята нуждаются в навигаторских программах, которые содержали бы полезные подсказки, помогали в поиске качественной информации по различным направлениям. Стоит учесть и то, что приобщение к интернету начинается уже в 3-4 года, часто без контроля взрослых. Возраст активного и массового входа в интернет – пока 9 лет.

Дети проявляют инициативу в межпоколенческом диалоге - направляют послания обществу в виде своих газет, видеофильмов, интернет-ресурсов, проявляют активность при решении вопросов, связанных с информацией (от повседневных покупок до выбора кандидатов в органы государственной власти). Вызовы времени предполагают включение в медиаоброзование не только знаний и навыков поиска и переработки информации, но и обучение медиатворчеству.

Возможности современной коммуникативной системы общества позволяют включить подрастающее поколение в реальные социальные преобразования, обеспечить горизонтальный диалог поколений.
Однако на практике для этого отсутствуют необходимые условия, которые должны быть определены и созданы.

«Безмолвное поколение» в мире взрослых и в «бездетной» информационной структуре общества – такова характеристика положения подрастающего поколения вплоть до настоящего времени. Отсутствует психологическая и практическая готовность российского общества в целом, государственных институтов и средств массовой информации в том числе, к продуктивному диалогу с подрастающим поколением. Этот диалог необходим не только как условие развития юных россиян, но и для нормального функционирования всего общества, его прогресса.

Именно в этом направлении возможно решение назревших проблем медиаобразования и развития медиакультуры общества.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация