Медиаобразовательное пространство как условие развития современного специалиста в области образования
 

Григорьева И.В.
Иркутский государственный
лингвистический университет

Cкачать статью в .pdf

Переход российского государства на новый этап развития сопровождается глобальными изменениями в мире, которые связаны со сменой  массового сознания и системой ценностей, переходом к новому типу общества -  информационному.  Анализ современных научных источников показал, что теперь современное общество характеризуется: «…увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли информационных коммуникаций; созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах»[1].

Между тем, многие сферы общества  и образование, в частности, не готовы к созданию   благоприятных медиаусловий для гармонизации отношений между образованием и интенсивно развивающимися СМИ. В результате  чего у современной общественности сформировалось четкое осознание необходимости педагогических усилий для выстраивания отношений между обществом и масс-медиа. В этом деле, по мнению современных медиапедагогов, призвано прийти на помощь медиаобразование. Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования, которое А.В. Федоров, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и его последователи понимают как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (масс-медиа) с целью формирования культуры общения с ними, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, анализа, интерпретации и оценки медиатекстов – то есть, разнообразных произведений,  распространяемых через масс-медиа. [А.В. Федоров, И.В. Челышева, 2006, С.3]. Медиаобразование, на наш взгляд, область знаний, которая не ставит перед собой задачи оградить современное поколение от влияния медиа. В первую очередь, медиаобразование призвано подготовить молодых людей к жизни в информационно насыщенном обществе, т.е. научить жить в гармонии со медиасредой, осуществлять компетентную навигацию в информационном пространстве, научить учиться для себя и с толком для будущей карьеры, рационально используя контент информационного пространства.

Сегодня становится всё более очевидным, что основной функцией медиаобразования будущего педагога является создание условий для развития медиакомпетентности саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире информации. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки профессионального образования, и задача взаимодействия с информационной средой, в которой происходят важнейшие процессы непрерывной социализации человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане.
Проведенный нами анализ современного положения в сфере СМК показал, что в информационном постиндустриальном обществе существует социальный заказ на формирование медиакомпетентной личности, которая была бы способна осуществлять поиск, отбор, использование, оценку  информации в плотном информационном поле современного общества; создавать и передавать медиатексты в различных форматах СМК.  Подобная ситуация по мнению Л. Казанцевой «приводит к необходимости ведения работы по изучению средств массовой коммуникации в вузе, следовательно, необходимо вести целенаправленную работу по формированию готовности студентов педагогических специальностей к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных учреждениях [Л.Казанцева, 2005, с. 57- 62].

Современные требования к организации медиаобразования в педагогических вузах предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, профессиональной, духовной, художественной и т.д. жизни  формирующегося специалиста сегодняшнего дня. Стратегия формирования медиакомпетентного специалиста в области образования может быть, на наш взгляд, определена созданием единого медиаобразовательного пространства педагогического вуза. Само понятие «медиаобразовательное пространство» является результатом очевидного процесса – обогащения понятийного аппарата современной медиапедагогики, и следствием интеграции медиа и образования.

В отечественной науке в последние десятилетия появляется корпус исследований, посвященных проблеме организации интеграции педагогики и искусства в медиасреде [Г.П. Максимова, 2007, с.7], информационно-коммуникационной среды [С.В. Зенкина, 2007, с.7],  личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред [В.В. Гура, 2007, с.9] и др.  Отмеченные исследования касаются «осовременивания воспитательного процесса, происходящего в высшей школе [6]», «содержательного наполнения этой среды [7]», «создания педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству  и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека [8]».

Как и на начальной стадии своего генезиса, информационное пространство, Интернет пространство, виртуальное пространство, медиаобразовательное пространство остаются скорее предметами дискуссий, чем устоявшимися направлениями современного познания. При этом если каждое из рассматриваемых понятий, взятое как таковое, имеет соответствующую «литературу вопроса», то проблема медиаобразовательного пространства  в образовании, несмотря на её остроту, сегодня слабо изучена, а  аспект проектирования открытого медиаобразовательного пространства России, активно взаимодействующего с глобальной инфосферой представляется практически неразработанным. Мы выступаем с тех позиций, что медиаобразовательное пространство является частью исследовательского поля, охватывающего проблему организации открытого образовательного пространства. Вследствие этого мы решаем  рассматривать медиа и образовательное пространство как взаимодополнительные, органично создающие медиаобразовательное пространство на основе интеграции образования и информационной карты мира. Мы разделяем точку зрения Л.А. Ивановой о том, что «если этой взаимодополнительности нет, если нет обустройства перехода от одного типа пространства к другому, то свойства пространства искажаются, пространства искривляются, порождают кривые образы»  [Л.А. Иванова, 2008, с. 223]. Поэтому становится актуальным  поиск способов их интеграции для достижения целей современного образования.

Это связано с тем, что жить и работать выпускникам новой образовательной системы придется в открытом информационном обществе, где приоритетную роль будут играть знания об информационных процессах и новых информационно-образовательных технологиях. Анализ диссертационных работ и монографий, попавших в поле зрения исследования, показал некоторые стремления отдельных авторов охарактеризовать (выделить черты и свойства) информационное пространство, информационно-образовательную среду. Учитывая мнения авторов занимающихся исследованием данных объектов, положив в основу идеи А.И. Каптерева о свойствах информационного пространства [А.И. Каптерев, 2004, с.59 - 63],  попытаемся выделить основные черты  медиаобразовательного пространства как условия развития современного специалиста в области образования готового к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных учреждениях.

Следует заметить, что вышеупомянутые исследования проводились в ином контексте, не связанном ни с интеграцией медиа и образовательного пространства как взаимодополнительных, ни с подготовкой учителя начала XXI века. Разрабатывая эту проблему, мы определили группу свойств медиаобразовательного пространства: целостность, понимаемая нами в качестве единства всех объектов и субъектов открытого образовательного пространства, а также гармонизации отношений между образованием и интенсивно развивающимися СМИ, между пространством образования и медиа; коммуникативность, логика данного свойства в том, что медиаобразовательное пространство предполагает возможность дистанционного, интерактивного, профессионально-культурного взаимодействия всех субъектов открытого образовательного пространства в форматах: студент-преподаватель, студент-студент, преподаватель-преподаватель, преподаватель-работодатель, студент-работодатель (за основу, мы взяли интерактивную модель медиаобразования И.В. Жилавской). [И.В. Жилавская, 2008]. Высокая динамичность, расширение его рубежей через увеличения числа и сложности информационно-образовательных объектов, а также  повышение плотности информационного слоя, увеличивающего  свою насыщенность благодаря росту взаимосвязей между субъектами деятельности образовательного процесса. Еще одним доказательством динамичности, является тот факт, что медиаобразовательное пространство, так или иначе, является фрагментом инновации. Возникает вариативность, так как содержание медиаобразовательного пространства каждого вуза может отличаться в силу того, что разные вузы имеют свою направленность (художественную, лингвистическую, военную, экономическую, юридическую), т. е контент  медиаобразовательного пространства формируется из содержания образования.

Далее мы видим смысл в определении основных  черт медиаобразовательного пространства. Первой и отличительной его чертой, на наш взгляд, является  внедрение в содержание образовательного пространства информационно-коммуникационных технологий, которые  поддерживают создание, хранение, обновление и передачу всем субъектам образовательного процесса актуального учебного материала, в электронном формате, представляющего по своей сути   огромную информационно-справочную базу разных областей знаний. Второй чертой медиаобразовательного пространства является наличие автоматизированной системы обучения, осуществление компьютерной диагностики и контроля учебных знаний и умений. Третьей чертой является то, что медиаобразовательное пространство организуется под сильным влиянием  мировых образовательных информационных ресурсов. В медиаобразовательном пространстве помимо целенаправленного формирования медиакомпетентности будущего специалиста, происходит переосмысление роли, функций и деятельности обучающегося с позиций формирования у него учебной и профессиональной автономии (самостоятельности). Это означает формирование у него таких качеств личности, как инициативность, ответственность, рефлексия, самооценка и самоконтроль, готовность к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, что ценно с позиций современного работодателя.

Таким образом, мы видим, что медиаобразовательное пространство дает личности, находящейся в нем, больше преимуществ.  Данное понятие представляет собой модель нового пространства профессионального  образования, поддержка которого происходить посредствам современных информационных технологий. Продолжая рассуждать о медиаобразовательном пространстве мы приходим к мысли, что поиск путей разрешения вопроса реорганизации образовательного пространства российского высшего образования требует разработки научно обоснованной системы интеграции медиа и образовательного пространства предусматривающей формирования медиакомпетентной личности будущего педагога.

Принимая во внимание позиции ведущих медиапедагогов России (А.В. Федоров, Н.А. Коновалова), под медиакомпетентной личностью будущего педагога, мы понимаем способность личности, осуществлять культуросообразные виды деятельности (поиск, отбор, использование, критический анализ, оценка  информации; создание и передача медиатекстов; владение технологиями создания медиапродуктов; опыт в реализации социально значимых медиапроектов; опыт проектирования медиаобразовательного пространства для своих учащихся), т.е. овладение комплексом умений, помогающим ему осуществлять профессионально-культурный диалог с информационным обществом. Отсюда можно предположить, что преподаватель вуза, определив перед собой цель, сформировать медиакомпетентную личность в лице студента – будущего педагога к осуществлению профессионально-культурного диалога с информационным обществом, должен организовать подготовку студентов к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных заведениях путем создания медиаобразовательного пространства вуза. 

Этот процесс, как мы считаем, будет успешным при реализации следующих организационно-педагогических  условий образовательного процесса вуза:

  • включение в стандарты высшего педагогического образования  медиаобразовательного блока;
  •  качественная организация медиаобразовательного пространства вуза, насыщение занятий по дисциплинам учебного плана содержанием медиаобразовательного характера;
  • последовательная реализация медиаобразовательного потенциала дисциплин учебного плана в процессе их изучения студентами через привлечение студентов к активной медиадеятельности.

На наш взгляд именно такой подход в подготовке позволит решить проблему формирования медиакомпетентных специалистов в области образования готовых к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных учреждениях.

Итак, в нашей статье мы постарались отразить, как в условиях информационного постиндустриального общества актуализируется вопрос оптимизации модели образовательного пространства высшего образования, усиления роли медиаобразования. Нами была предпринята попытка осмысления нового для современного научно-педагогического исследования феномена как медиаобразовательное пространство. На основании уже имеющихся в педагогической литературе  идей были определены свойства и черты медиаобразовательного пространства.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что для решения, пока ещё сложной на современном этапе задачи подготовки медиакомпетентного специалиста, необходим поиск новых концепций, подходов в образовании, способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, профессиональной, духовной, художественной и т.д. жизни формирующегося специалиста сегодняшнего дня в едином медиаобразовательном пространстве.

Литература

1.    Информационное общество // Глоссарий. ru [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- Б. м.., 2006. – Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt (uwsg.outtul!uh$lxyiu
2.    Федоров А.В. , Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития [Текст]: монография / А.В. Федоров, И.В. Челышева.  – Таганрог: Познание, 2002. – С. 3
3.    Казанцева, Л. Педагогические условия подготовки будущих специалистов к реализации медиаобразования в учебном процессе [Текст]/  Л. Казанцева // Учитель. – 2006. - № 5. – 57-62.
4.    Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде [Текст]: автореф. дис. …д-ра пед. наук / Г.П. Максимова. – Ростов н/Д., 2007. - 49 с.
5.    Зенкина, С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты [Текст]: автореф. дис. …д-ра пед. наук /С. В. Зенкина. – М., 2007. - 48 с.
6.    Гура, В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных ресурсов и сред [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. В. Гура. – Ростов н/Д., 2007. – 43 с.
7.    Иванова, Л.А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т.А. Стефановская. Иркутск: Изд-во Иркут. Ин-та повыш. квалиф. работ.  образования, 2008. С. 215-228.
8.    Жилавская, И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразованных стратегий и технологий [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук:  10.01.10/ И.В. Жилавской. – Москва. – 2008.  – 24 с.
9.    Каптерев, А. И. Информатизация социокультурного пространства [Текст]: спец. изд. проект для библиотек / А.И. Каптерев.  –  М. :  ФАИР-ПРЕСС,  2004.  – С. 59-63.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация