Особенности медиаконтента в новых медиа: освещение гуманитарной катастрофы в Донбассе

Юлия Юрьевна Кабрилёва,
Донецкий национальный университет
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы к определению новых медиа, их интерпретация и понимание современными учеными. Интернет представляется технической площадкой для их развития, а также обеспечивает процесс интеграции населения в информационно-технологический процесс. Особое внимание уделено информационному контенту, связанному с отражением в новых медиа гуманитарной ситуации в Донбассе в 2014 – 2016 гг. Анализируются результаты работы фотокорреспондентов и особенности освещения гуманитарной катастрофы в фотоснимках. Видеохостинг выделяется как особый вид коммуникативной площадки в Интернете, который входит в обширную систему способов донесения информации о событиях в Донбассе и гуманитарных последствиях вооруженного конфликта. Медиапотребитель, благодаря техническим возможностям Сети, становится активным участником производства медийного контента. С этой целью используются блоги, социальные сети, видеохостинги. Указывается на значимость аудио- и видеороликов в отражении визуальной составляющей гуманитарной катастрофы в Донбассе.

Ключевые слова: новые медиа, гуманитарная катастрофа, Донбасс, медиаконтент, фотовыставка

Yuliya Kabrilyova,
Donetsk National University

MEDIA CONCEPT FEATURES IN NEW MEDIA: LIGHTING OF HUMANITARIAN CATASTROPHE IN DONBASS

Annotation
In the article various approaches to definition of new media, their interpretation and understanding by modern scientists are considered. The Internet appears to be a technical platform for their development, and also provides the process of population integration into the information and technological process. Particular attention is paid to information content related to the reflection in the new media of the humanitarian situation in the Donbass in 2014 - 2016. The results of the work of photojournalists and features of the coverage of a humanitarian disaster in photographs are analyzed. Videohosting stands out as a special kind of communicative site on the Internet, which is included in the extensive system of ways to convey information about events in the Donbass and the humanitarian consequences of an armed conflict. The media user, thanks to the technical capabilities of the Network, becomes an active participant in the production of media content. For this purpose, blogs, social networks, video sharing are used. It is pointed out the importance of audio and video clips in the reflection of the visual component of the humanitarian disaster in the Donbass.

Key words: new media, humanitarian catastrophe, Donbass, media content, photo exhibition.

Cкачать статью в .pdf

В последнее время традиционные СМИ, под которыми понимают печать, радио, ТВ (Д. Маккуэйл добавляет: звукозапись, кино) стали уступать место и противопоставляться новым медиа. Это связано с развитием Интернета, который является плацдармом и особой технической площадкой для развития и функционирования новых медиа. Сеть проникает в жизнь общества не только как инструмент коммуникации, но и как мощное средство влияния на человека и его привычное восприятие действительности.

Зарубежные исследователи, например, О. Стинс и Д. Ван Фухт, под новыми медиа подразумевают цифровые медиа, такие как Интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы, мобильную телефонию, виртуальный мир, а также фотографии [4, с. 98]. В связи с этим следует отметить, что информирование общественности о военно-политической ситуации в Донбассе и о гуманитарной катастрофе в этом регионеУкраины в 2014 – 2016 гг. осуществлялось путем организации фотовыставок. Так, на сайте информационного агентства «ТАСС» сообщалось, что 21 августа 2014 года британский благотворительный фонд Foundation Kultura инициировал открытие лондонской фотовыставки «Гуманитарная катастрофа в Украине», посвященной обстановке вДонбассе. Экспозиция включала следующие тематические блоки:«Без права на детство», «Без права на будущее», «Без права на жизнь»; «Исход». На фотовыставке были представлены репортажные фото: разрушенные дома, школы и детские сады; демонстрировалось отсутствие лекарств, продуктов питания и предметов первой необходимости; также фотосюжеты повествовали о беженцах, ищущих спасения в соседних районах Украины и в России (tass.ru, 5.03.2016).
Если учесть, что российские журналисты, и фотокорреспонденты – в особенности, – единственные, которые правдиво и непредвзято информировали о гражданской войне в регионе, закономерно, что 8 августа 2014 г. в Москве также открылась фотовыставка «Гуманитарная катастрофа в Донбассе» (www.1tv.ru, 3.03.2016). Тематика все та же: трагедия мирных жителей Донбасса, чью жизнь кардинально изменили события вооруженного столкновения на территории Донецкой и Луганской области.

Визуальный контент гуманитарной катастрофы презентовали и в Санкт-Петербурге в марте 2016 г. Здесь были представлены фотографии военных корреспондентов, освещавших динамику и последствия военного конфликта (riafan.ru, 25.03.2016). Донецкий фотограф, известный под псевдонимом Дэн Леви, символично назвал свои фотоработы «Слезы Донбасса», и каждая из них – кульминация трагедии в чьей-то жизни: разрушения, бомбоубежища, осколки снарядов. Запечатленный, вырванный из реальности миг боли, потерь, оголенная фактическая реальность, в своей жестокости граничащая с сюрреализмом.Таким образом, идейная (аксиологическая) основа феномена гуманитарной катастрофы стала основным способом ее освещения на фотовыставках.

К новым медиа О. Стинс и Д. Ван Фухт относят также блоги, аргументируя это тем, что они, как и другие медиаканалы, обеспечивают трансляцию новостей и комментариев, касающихся определенного события или предмета. Типичный блог включает в себя комбинацию текста и изображения, а также имеет взаимосвязь с другими блогами, сайтами, связанными по тематике» [4, с. 100].

Тема гуманитарной катастрофы в Донбассе очень широко освещалась блогерами. Один из них – Б. Рожин, известен в блогосфере как «ColonelCassad». Свой блог, функционирующий на платформе Живого Журнала, он называет «Рупор тоталитарной пропаганды (colonelcassad)». Сам автор заявляет, что его блог не является средством массовой информации и он снимает с себя ответственность за субъективные трактовки отдельно взятых индивидов (colonelcassad.livejournal.com, 4. 03.2016). Но с точки зрения информационного контента, тематически связанного с событиями на Юго-Востоке Украины, его материалы («Война на Украине», «Донецкая Народная Республика», «ДНР», «Луганская Народная Республика», «Донецк», «Луганск» и др.) очень интересны и оригинальны, по своему содержательному наполнению. В публикациях отражена реальная ситуация в Донбассе, события вооруженного конфликта и его последствия.

В контексте новых медиа развивается еще одно направление – «новые социальные медиа» или «социальные медиа». Они также являются онлайновыми, объединяют большое количество людей и используют Интернет как коммуникационную площадку. Определение этому понятию дал А. Чумиков: «Это любые интернет-проекты в формате web 2.0, содержание которых формируют сами пользователи в социальных сетях, блогах, подкастах, web-сайтах, на интернет-форумах, Wiki, видеохостингах, печатных, онлай-новых и мобильных продуктах»[5, с.56].

Таким образом, новые социальные медиа – это, как правило, интерактивные площадки для общения и обмена контентом между пользователями, например, форумы, фото- и видеохостинги и др. творческие платформы. Сегодня они стали полноценным социальным институтом общества и их основными характеристиками являются: доступные интерактивные коммуникации; непосредственное участие пользователей в генерации и ретрансляции медийного контента; высокая степень вовлечённости пользователей в процесс интерактивной коммуникации; максимальная скорость обратной связи между пользователями; персонализация пользователя [6, с.109].

Ярким примером новых социальных медиа можно считать видеохостинг «Youtube», дающий возможность пользователю создавать свой медиапродукт, продвигать его в массы, а также получать на него отклики-лайки и комментарии. Ютуб-канал широко использовался для размещения видеоконтента, информирующего о ситуации в Донбассе. Например, донецкий ди-джей Игоря Ильницкого, который известен в сети как «DJ RHA», представил эмоциональные видеоклипы(«Rha Radi mira», «Rha I was wrong» (Youtube, 6.03.2016)) о гуманитарных последствиях, разрушениях, боли и страданиях людей.

Наиболее драматичной и трагичной иллюстрацией последствий вооруженного конфликта и гуманитарной катастрофы в Донбассе является видеоролик с названием «Ангелы Донбасса»(Youtube, 30.01.2017). Это отрывок из гала-концерта донецкого шоу «Звезда Республики», который доступен на платформе видеохостига «Youtube». Он посвящен всем детям, которые погибли в результате обстрелов. Таким образом, затрагивается эмоционально-чувственная сторона человеческого сознания. Метафоричные сравнения погибших детей с ангелами усваиваются на эмоционально-чувственном уровне, фиксируются глубоко в подсознании зрителя.

Также примером подобного рода медиаконтента можно назвать творчество группы «Опасные» и ее лидера Глеба Корнилова, в текстах и видеоклипах которой отображается трагичность и острота ситуации в Донбассе. Гуманитарная катастрофа в музыкальных клипах служит средством сюжетообразования и разворачивания локально-темпоральных элементов. Например, сюжет музыкальной композиции «Донецкий аэропорт» и одноименный видеоклип содержит в себе кадры разрушений терминалов аэропорта и взлетной полосы, а сама воздушная гавань –«расстреляна в упор»–персонифицируется и героизируется.

Современные исследователи к новым медиа относят также социальные сети. По определению Л. Биткова, социальные сети – «автоматизированный, интерактивный, многопользовательский сервис, созданный для взаимодействия людей в группе или группах; контент сервиса загружается самими участниками сети» [1, с. 36].

Наиболее популярными группами в сети «ВКонтакте», которые публиковали информацию о гуманитарной катастрофе, являются «Антимайдан» (более 500 тысяч подписчиков) и «Сводки ополчения Новороссии» (более 400 тысяч подписчиков). В данных группах размещаются как новости, присылаемые пользователями, так и подаются сведения из информационных агентств, отечественных и зарубежных сайтов.

Таким образом, практически во всех видах новых медиа освещалась критическая гуманитарная ситуация в Донбассе в 2014 – 2016 гг., что отражено в конкретных примерах. Данная проблема, к сожалению, не утрачивает своей актуальности. В марте 2017 года Президент Украины подписал указ о прекращении грузового сообщения с Донбассом. Министерство иностранных дел РФ призвало украинские власти не доводить ситуацию до гуманитарной катастрофы (www.vesti.ru, 16.03. 2017), подобной той, которая возникла в 2014 – 2015 гг. Блокада региона усиливается, транспортные связи разорваны, грузоперевозки остановлены. Такое положение дел в Украине и в Донбассе указывает на нависшую угрозу нового гуманитарногоколлапса. Критичность данной ситуации, пути решение и дальнейший ход событий, освещенные в СМИ и новых медиа,станут последующим аспектом исследования проблематики катастрофизма и гуманитарной катастрофы в Донбассе.

Источники

  1. Битков Л.Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением // Вестник Челябинского государственного университета.  2012. № 28.  С. 36–38.
  2. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2008. № 7.  С. 98–106.
  3. Чумиков А. Н. Медиарилейшнз: учеб. пособие для студ. вузов. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 184 с.
  4. Шестеренкина Л., Борченко И. Основные характеристики новых социальных медиа // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2014. № 2. С. 107–111.
  5. Фомичева И. СМИ среди средств социальной коммуникации, 2012; Медиа. Введение / Под ред. А. Бриггза и П. Кобли, 2012; Черных А.Мир современных медиа, 2007 и др.

Дополнительная информация