Захар Прилепин – современный медиаидол. Как формировался медиаобраз литературного деятеля

Юлия Руслановна Вакуленко,
магистрантка 1 курса
Московский педагогический государственный университет (МПГУ),
г. Москва
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье анализируется формирование медиаобраза современного писателя, приобретающего статус «медиаидола». Писатель в России продумывает личностный вариант взаимоотношений со СМИ, но преподносит образ, избегая «глубины», что во многом связано с установкой на новые принципы медийного мифотворчества, где образ писателя конструируется из нескольких имиджей.Прилепин реализует себя в медиапространстве как хорошо продуманный бренд: к литературным наградам добавляются авторские программы и передачи, собственная линейка одежды, По итогам анализированиямедиадеятельности Захара Прилепина,автор составил список отличительных особенности медийной личности. Автор делает вывод: медийная активность и медийная репрезентация Прилепина приводит к тому, что он оказывается обязанным высказаться по всем существующим в нашем актуальном интеллектуальном пространстве вопросам.
Ключевые слова: медиаидолы, медиаобраз, логоцентризм, Захар Прилепин, гражданская позиция, медиапространство.

Cкачать статью в .pdf

Современные медиаидолы – это не только политики, спортсмены, артисты, но и люди творческих профессий, в частности – писатели. Для современного писателя его медиаобраз – это и результат сознательных усилий издателя, и проявление его общественной позиции, создание диалога с читательской аудиторией.Новейшая литература имеет второе имя - литература информационного общества, а лидирующую позицию здесь занимает критерий массовой востребованности. Именно массовая культура в данный период времени востребована и успешна. Наступившее времямассмедиа, активно осваивающее всестороныжизнедеятельности современного человека, позволяет ему посредством общения с медийной культурой жить не только в реальном, но и в виртуальном (медийном) мирах. Все явления сегодняшней действительности являются как бы инструментами, каналами медиа – по словам Валерия Савчука, «возникает странное чувство, что почти к любому термину уже можно добавить слово медиа, и он будет действительно работать в новой общественной и научно-технической ситуации».

На сегодняшний день писатель в России продумывает личностный вариант взаимоотношений со СМИ, но преподносит образ, избегая «глубины», что во многом связано с установкой на новые принципы медийного мифотворчества, где образ писателя конструируется из нескольких имиджей.

Изучением специфики восприятия образов занимается медиафилософия и медиапсихология, поскольку существуют специальныеметодики и принципы восприятия человекоммедийного «тела», когда медиа выступает «не столько как предмет познания, но как условие познания, действия, мысли» [1, 25]. Валерий Савчук, один из теоретиков медиафилософии, заметил, что один из основных вопросов этой науки – о «способе конституирования социального и индивидуального тела, об условиях понимания и признания другого, о том, что медиа есть не предмет, но процесс, в котором они (социальные и индивидуальные тела) раскрывают себя» [1, 39].Здесь стоит упомянуть термин «логоцентризм». «Логоцентричность» можно объяснить, не прибегая к метафизическим ссылкам на «особенности менталитета» и «народную душу»: дело в том, что писатели и поэты изо всех художников, репрезентирующих представление о высоком искусстве, – личности, в силу особенностей профессии наиболее артикулированные. Таким образом, их избирают на столь высокую роль – медиаидолов,не по причине особенной любви к литературе, а потому, что они среди всех деятелей культуры лучше всего говорят.

Доброволец, выбранный исполнять роль голосом массы, должен обладать свойствами, воспринимаемыми обычным человеком как сугубо положительные. Примером является один из современных писателей – Захар Прилепин. И в книгах, и собственным примером отстаивает право русского писателя защищать с оружием в руках те идеалы, которые ему дороги. Именно гражданская позиция обеспечивает Прилепину место в топе новостей. С самого начала событий в Донбассе он поддерживал ополченцев и морально, и материально: доставлял в ДНР и ЛНР гуманитарную помощь, позднее стал советником главы ДНР Александра Захарченко. Писатель с оружием в руках, отстаивающий принципы, которые ему дороги – эта позиция встревожила общественность. Последнее заявление Захара Прилепина о том, что он стал зам.командира разведывательного батальона ДНР, произвело в информационном пространстве эффект разорвавшейся бомбы[2].   Мощный медийный резонанс в обществе на его заявление стал для писателя неожиданным. Писатель готов пожертвовать литературным творчеством ради представления своей гражданской позиции.

Основная доля славы Прилепина - умение производить большие жесты – очевидно, что именно это и находит отклик у его аудитории. При этом известность свою изначально Прилепин обрел именно среди той «либеральной тусовки», которую он сейчас подвергает осуждению: просто потому, что еще пять-шесть лет назад на звание крупного писателя можно было претендовать, только сообразуясь с ее вкусами и чаяниями (что, судя по текстам Прилепина, его самого очень сильно задевало, да и сейчас этот образ боли сохранился) Захар Прилепин: «Людей достойных с культурной точки зрения там было очень мало, но было дикое количество всевозможных понтарей и их б*****».[3], [4]. «Либеральная тусовка» с самого начала писательской деятельности Захара Прилепина проявляла восприимчивость к большим жестам, поэтому столько раз встречается упоминание его имени. Сейчас же предстает Прилепин в образе иконоборца, отвечая с дерзостью тем, кто сделал его имя узнаваемым (в частности, Дмитрию Быкову). Демонстративное поведениеПрилепина, его «пламенные манифесты» на его странице в социальной сети Facebook обращены к «своим», это конфликт внутриидеологический.

Если проследить за творчеством Прилепина с точки зрения его медиаимиджевого потенциала, то можно отметить,что своей известностью он обязан не только литературе.Прилепин реализует себя в медиапространстве как хорошо продуманный бренд: к литературным наградам добавляются авторские программы и передачи, собственная линейка одежды, выпуски сборники чужих стихов и прозы, на обложках которых фото не авторов текстов, а самого составителя, огромное числостатей и колонок во все мыслимых изданиях и соцсетях,фото на обложках глянцевых журналах в качестве ролевой модели и перспективного политика-интеллектуала ([5], [6], [7], [8], [9]). По всем этим параметрам Прилепин – типичная медийная поп-звезда, а такое положение только хорошими публикациями не зарабатывается. Более того, в окруженииПрилепина есть писатели, обладающие сходным талантом, мировоззрением, но ни один из них не имеет и сотой доли медийной видимости Захара, поскольку именно Прилепин эксплуатирует роль «большого писателя».

Захар Прилепин испытывает те же чувства, что и герои его книг, и имеет те же идеалы, описанные в его статьях. Идея оппозиции и борьбы против власти, описанные им, находят воплощения в его реальной жизни. Если Прилепин вспоминает популярное «плодитесь и размножайтесь», говорит о вечности семейного института, его незыблемости – он и тут подтверждает свои слова делом, являясь верным семьянином и многодетным отцом. Его герои – «маргинальны», так и название себе он дает – «маргинал». Он не стыдится своей биографии, гордится сельскими корнями и любую работу считает достойной уважения. Вот это все – главный фактор, который позволяет Прилепину вызывать самое важное чувство у читателя, –  чувство доверия.

Проанализировавмедиадеятельность Захара Прилепина, можно составить список отличительных особенностимедийной личности:
- бытование субъекта в сфере массмедиа, регулярное появление в СМИ,
- широкая известность, популярность, узнаваемость в массах,
- установка на субъективное начало, субъективное творческое поведение в СМИ,
- наличие особых индивидуальных характеристик поведенческого образа в СМИ,
- наличие идеологии, транслируемой в массы,
- личностное влияние на аудиторию,
- более длительный период существования, чем у медиаобраза.

Современный читатель вслед за литературой претерпел изменения, поэтому склонен чувствовать себя умным и «продвинутым», при этом массовая культура только поощряет эту иллюзию псевдоинтеллектуальности. Взаимоотношения писателя с читателем можно назвать двусторонним процессом. Данным изменениям поспособствовала «свобода».Теперь,благодаря визуальному плюрализму, читатель берет на себя и роль зрителя.Залог писательского успеха заключается в узнаваемости (визуальное восприятие).Требования к личности писателя, относительно, минимальны: создать образ «занимательного» писателя, поддерживать постоянный контакт с аудиторией, придерживаться выбранной манеры поведения. При соблюдении данных способностей между определенным каналом и писателем возникает обоюдный интерес. Чаще всего писатель видит в своем сотрудничестве со СМИ именно просветительскую функцию. Позиционирование собственной личности или самопиар в целом не играют заметной роли, на первом плане остается служение высокой нравственной, гражданской, гуманистической цели. При этом именно старшее поколение осталось неизменным в своих идеалахдостигло самой высокой степени сотрудничества со средствами массовой информации, уровня духовной интеграции.

При этом писатель может варьировать формат своего присутствия на телевидении. Как правило, медийность современного автора является симулякром его общественной значимости, реализуя либо личностную, либо литературную установку. В наше время читательская аудитория подготовлена таким образом, что успех литературного произведения не бывает неожиданным. Более того, неожиданность – это элемент хорошо продуманной стратегии издательства по «раскрутке» автора, наполняющий конкретную «историю» жизненным правдоподобием.

Каждый писатель, так или иначе,связан (иногда даже зависим) с политической ситуацией в стране.Отсюда писателя принято воспринимать как политического оппозиционера, критикующего действия власти.Сейчас информационный интерес вызывает политический имидж писателя и сам факт восприятия общественностью. Политическая оппозиционность становится необходимым пунктом в имидже или самопиаре писателя. Поэтому важным пунктов обозначено оппозиционное мировоззрениелибо попытка реально повлиять на власть через активное гражданское выступление (участие в «болотных» митингах), публицистическое высказывание и литературное творчество, попытка трансформировать и частично вернуть утраченный статус.

Сотрудничество со СМИ могут быть заранее прописаны и спланированы, что помогает создать писательский имидж. В данном случае происходит разделение писательского творчества и его личного интереса к медиа. Если писатель претендует на «свое» место в обществе и узнаваемость у аудитории, он должен стать медиапроектом, в котором сочетаются коммерческая выгода, общественно-политический имидж, литературное качество. Проект концептуален и грамотно просчитан на годы вперед, вариативен в определенной ситуации манипулирования читательским интересом, использует весь арсенал медийных средств и потенциальных ходов[10].  Однако главное профессиональное свойство медиапроекта – это его эксклюзивность, нешаблонность в восприятии читателя/зрителя. (Возможно, по этой причине один из наиболее успешных и прибыльных писательских проектов – это Виктор Пелевин, который отсутствует как визуальный образ, общается через свои «культовые» тексты, становясь своего рода медийным симулякром, почти вымышленным героем информационного пространства).

Медийная активность и медийная репрезентация Прилепина приводит к тому, что он оказывается обязанным высказаться по всем существующим в нашем актуальном интеллектуальном пространстве вопросам.Прилепин – репрезентируемый и саморепрезентируемый патриот, писатель, близкий к народу и разделяющий с народом его имманентную тягу к социальной справедливости, человек, способный производить изоморфные большому нарративу сильные жесты.

Источники

1.Медиафилософия: формирование дисциплины. // Медиафилософия.
Основные проблемы и понятия. / Под. ред. В. В. Савчука. — СПб., Изд-
во Санкт-Петербургского философского общества. 2008.
2. Гражданские силы.ру «Три «п» Захара Прилепина: писатель, пацифист, патриот»
3.«Нормальный танец в смазанных сапогах» http://rusplt.ru/views/views_46.html
4. «Захар Прилепин: Почему я не либерал?» http://slavyanskaya-kultura.ru/news/politics/zahar-prilepin-pochemu-ja-ne-liberal.html
5. http://www.kinomania.ru/news/55223/
6. http://izvestia.ru/news/673151
7. http://secretmag.ru/news/2015/06/19/prilepin-clothes/
8.http://zaharprilepin.ru/ru/ (личный сайт писателя)
9.http://ren.tv/proekti/sol
10.Щербинина Ю.В. Время библиоскопов. Современность в зеркале книжной культуры. М.: Форум, Неолит, 2016.

Дополнительная информация