Пропагандистский потенциал развлекательных медиа: опыт формирования негативного имиджа Дональда Трампа

Мария Константиновна Константиниди
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономика»,
студент бакалавриата факультета коммуникаций, медиа и дизайна, образовательная программа «Медиакоммуникации»
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В данной статье рассмотрены несколько примеров использования американскими развлекательными шоу пропагандистского инструментария с целью  формирования негативного имиджа Дональда Трампа. На примере активно идущей антипрезидентской компании в американских развлекательных медиа, проанализированы основные пути влияния на конечного пользователя (потребителя медиа), на медиапространство в целом. Выявлены и систематизированы примененные новые и уже известные методы пропаганды, внимательно оценены возможности их дальнейшего использования. Рассмотрены разные форматы пропагандистских материалов. Дана оценка работе медиа над актуализацией и модернизацией методов классической пропаганды.

Ключевые слова: пропаганда, медиаугроза, медиаимидж, манипуляция, дезинформация, развлекательные шоу.

MariaKonstantinidi
NationalResearchUniversityHigherSchoolofEconomics
BachelorstudentofFacultyofCommunications, MediaandDesign, educationalprogramMediacommunications
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

PROPAGANDIST POTENTIAL OF ENTERTAINING MEDIA: THE EXPERIENCE OF THE FORMATION OF THE NEGATIVE IMAGE OF DONALD TRAMP

Annotation: Inthisarticle, severalexamplesoftheuseofAmericanentertainmentshowsofpropagandatoolsforthepurposeofforming a negativeimageofDonaldTrumpareconsidered. Ontheexampleofanactivelyrunninganti-presidentialcompanyinAmericanentertainmentmedia, themainwaysofinfluencingtheenduser (themediaconsumer) andthemediaspaceingeneralareanalyzed. Identifiedandsystematizedappliednewandalreadyknownmethodsofpropaganda, carefullyevaluatedthepossibilitiesoftheirfurtheruse. Variousformatsofpropagandamaterialsareconsidered. Anassessmentisgiventotheworkofthemediaontheactualizationandmodernizationofthemethodsofclassicalpropaganda.
Keywords: propaganda, mediathreat, imageinmedia, manipulation, disinformation, privatemedia, entertainmentshow

Cкачать статью в .pdf

Введение. Объектом исследования в данном проекте является негативный имидж президента США Дональда Трампа, тиражируемый некоторыми американскими медиа. Антипрезидентская пропагандистская кампания, активно проходящая сейчас во многих американских СМИ, заинтересовала нас в первую очередь потому, что связывая себя рамками пропагандистских методик, медиа загоняют себя в угол: журналисты и шоумены, для которых свобода слова всегда стояла во главе угла, нарушают свои же заповеди. Нам показалось неправильной такая позиция и, рассматривая тему безотносительно правильности принятых президентом Трапом решений, мы хотим изначально отметить, что стоим на позиции неприятия любой пропаганды и отрицаем распространенный сейчас тезис «на войне все средства хороши». При этом важно уточнить, что для нас как для исследователей было важно оценить причиняемый в ходе информационной войны ущерб экологии медиа и конечному пользователю. В ходе анализа данной проблемы был выявлен значительный пробел в исследовании данной темы.

В качестве задач данного исследования заявлены следующие: выборка контента с наиболее яркими примерами пропаганды; актуализация и спецификация примененных методов пропаганды в изучаемом контенте; исследование механизмов пропаганды в американских медиа, систематизация полученных данных и выстраивание их в систему; анализ полученных данных в контексте влияния на восприятие образа президента потребителем медиа. Для обоснования своих рассуждений мы будем использовать примеры из американских медиа за период с 26 июля 2016 (официальный старт противостояния Хиллари Клинтон и Дональда Трампа в президентской предвыборной гонке) по 26 марта 2017 года.

Формируемый имидж президента Трампа в развлекательных шоу

Большая советская энциклопедия определяет пропаганду как распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Это определение нам не совсем подходит, поскольку оно довольно общее и не отображает специфики. Мы воспользуемся определением Э. Бернейса из его книги «Пропаганда»: в ней он рассматривает этот процесс как управление предпочтениями масс. Принято считать, что пропаганда работает на формирование среди населения тех взглядов, которые выгодны правительству.

Любая пропаганда пользуется медиаресурсами В настоящее время одним из самых влиятельных распространителей пропаганды является телевизор. Развлекательные шоу являются одним из самых удобных и простых методов введения пропаганды в медиапространство, а также благодаря большой и разнородной аудитории — самым легким вариантом ее распространения. Дело в том, что смотря развлекательные шоу, человек, даже самый политически активный, расслабляется и внутренний фильтр медиавоздействия если не выключается вовсе, то переходит в режим «сна», поэтому именно в развлекательных шоу мы «проглатываем» пропаганду куда спокойнее. Понятно, что СМИ часто тиражируют недостоверные новости, создают из мухи слона и прочее — сейчас этим занимаются как наши, так и западные медиа. Но на фоне важной политической повестки и всеобщей зацикленности на новостях и политических ток-шоу мало кто вспоминает о том, что новостные выпуски не самые популярные шоу в стране: на первых местах стабильно оказываются развлекательные шоу.

Для иллюстрации тезиса об опасности, идущей от развлекательных программ, нами были выбраны два американских шоу, которые выходят на продемоктратических каналах, имеют высокие рейтинги и оба формируют американские понятия юмора и развлечения — используя пародии как один из классических американских жанров и специфический стиль авторской вечерней развлекательной программа, называемый late-nighttalkshow (примеров таких шоу сотни от Шоу Дэвида Леттермана до Вечернего Урганта).

В качестве одного из примеров такого воздействия развлекательных шоу мы рассмотрим одну из самых популярных вечерних передач Америки SaturdayNightLive (Субботним вечером в прямом эфире, SNL). SNL — вечерняя музыкально-юмористическая передача, выходящая на канале NBC, одна из самых популярных и долгоиграющих в истории телевидения США. Премьера состоялась 11 октября 1975 года. По формату программа состоит из юмористических реприз и 1-2 музыкальных номеров. Большинство реприз разыгрываются в прямом эфире комедийными актерами — членами постоянной труппы, при участии приглашенного ведущего.

Во-первых, стоит упомянуть, о так называемом «эффекте SNL» [1] —  в2008 выяснилось, что некоторая часть избирателей голосовала за того или иного кандидата на выборах под влиянием просмотра SNL. К сожалению, на последних выборах об этом журналисты позабыли — их больше интересовали «русские хакеры». Тем не менее, стоит задуматься о том, что даже сами зрители признают наличие сильного влияния шоу на выбор президента:

Во-вторых, выдвижение в кандидаты и последовавшая победа Трампа стали для SNL настоящим подарком: рейтинги шоу взлетели. Трампа на постоянной основе в шоу теперь отыгрывает Алек Болдуин, также в шоу появляются члены семьи Трампа.
Обратим внимание на образ Трампа в передаче [2]: одна из характерных внешних черт — значок с российским триколором. Также в пару к Трапу часто ставят (или как-то иначе связывают) Владимира Путина (которого в Америке почему-то очень любят изображать с обнаженным торсом). В речи Болдуина в образе Трампа часто проскальзывают известные теперь уже любому американцу ‘fakenews’, ‘Americafirst’, ‘MakeAmericagreatagain’. Таким образом,применяя понятые и простые символы, авторы апеллируют к предрассудкам насчет русских и внутренней политике Трампа.

При этом, обыгрывая реальные события и решения, авторы программы всегда создают эмоциональный резонанс, а как известно, пропаганде практически невозможном противостоять на эмоциональном уровне.

Трампа стараются максимально обесчеловечить: в то время как, например, изображая Хиллари Клинтон, актриса КейтМакКиннон шутит над Трампом сама, и зритель смеется вместе с ней, а не над ней, то Трамп в блестящем исполнении Болдуина туповат, не понимает шуток над собой и не отвечает на них. Все скетчи до выборов строились с позиции победы Хиллари: над ней подшучивали, сама Клинтон даже появлялась в программе, но Трампа намеренно выставляли идиотом. Это, несомненно, классический пропагандистский прием, называемый фургон с оркестром: попытка убедить целевую аудиторию присоединиться к той группе, от имени которой высказывается пропагандист и действовать «так, как действует каждый — то есть голосовать за Хиллари.

Тут также использовался прием подмены как один из вариантов «двойных стандартов»: недостатки кампании Клинтон показывались как мелкие недочеты или забавные просчеты, тогда как любое высказывание Трампа трактовалось как отрицательное и вызывающее негодование со стороны любого адекватного человека. При этом все противостояние Клинтон и Трампа в шоу строилось по принципу свой-чужой: Клинтон всегда можно было ассоциировать с собой (так, например, после проигрыша на выборах МакКиннон в образе Хиллари исполнила песню ‘Hallelujah’ Леонарда Коэна [3]), тогда как Трамп всегда предстает в образе недальновидного врага.
Досталось и дочерям президента Иванке и Тиффани, и его жене Меланье. При этом если ксенофобия к славянским корням Меланьи, сексизм и мизогиния по отношению к старшей дочери Иванке спокойно проходят на телевидении, то хотя бы неприязненные комментарии к десятилетнему сыну Трампа Бэрроу оказались неприемлемы для общественности [4]: сценаристка SNL Кэти Рич пошутила про домашнее обучение Бэррона. Шутка сводилась к тому, что раз Бэррон учится дома, то и стрельбу он устроит дома — подразумевалось, что мальчик похож на людей, которые расстреливают своих одноклассников в американских школах. За неудачную шутку сценаристку уволили. 

При этом заслуги старшей дочери президента Иванки как бизнеледи и борца за права женщин неоднократно принижали: так, изображающая ее в SNLСкарлеттЙоханссон, появилась в шоу в рекламном ролике-скетче нового аромата «Соучастница»: в нем Иванка обвиняется в пособничестве своему отцу. Ролик заканчивается фразой: «Для женщин, которые могли бы остановить все это. Но не будут». Намеренное искажение фактов (на момент выхода программы Иванка не имела официальной должности в Белом доме и не могла влиять на решения отца, при этом она принимала участие во многих круглых столах и обсуждениях прав женщин в Америке) и сексизм (как и любая другая форма дискриминации) — актуальный элемент пропаганды.

Очень часто в шоу обыгрывается широкое присутствие Трампа в социальной сети твиттер. Президент очень много времени уделяет изучению материалов в медиа, посвященных ему. Вот, например, его реакция на один из скетчей в SNL [5]: «NBCNews — плохо, но «SaturdayNightLive» — худшая их программа. Несмешно, подбор актеров ужасный, чистой воды заказуха. Очень плохой уровень телевидения!»

Другим примером использования пропаганды в развлекательном шоу могут являться пародии на президента Трампа в исполнении ведущего Джимми Фэллона в его собственном шоу ‘TheTonightShowStarringJimmyFallon’. Так, в одном из шоу [6] появился сам Дональд Трамп: в скетче Фэллон в образе Трампа интервьюирует настоящего Трампа, который как бы глядится в зеркало. При этом Фэллон задает совершенно нейтральные вопросы, но сам факт того, что ведущий, пародирующий Трампа, находится лицом к лицу с ним дает зрителям иллюзию буквально героического поведения Фэллона, его раскрепощенности, бесстрашия и твердой позиции. Здесь помимо прочего используется эффект отвлечения.

В другом скетче Фэллон[7] объясняет то, как Трамп принимает решения — вытаскивая шарики из барабана как в лотерее или крутя колесо фортуны. Такое создание проблемы и смещение акцента с проблематичности самих решений на глупость метода их принятия также способствуют формированию негативного имиджа президента в медиа.

«Медуза» даже отмечает [8], что «это [скетчи — ред.] не просто сатира, а самый настоящий троллинг, на который Трамп раз за разом ведется. Почему американское общество (точнее, та его часть, которая на протяжении последнего года критиковала Трампа как раз за подобное поведение) оказалось так восприимчива именно к такому виду сатиры — отдельная история».

И вправду: почему публика, осуждающая Трампа за пропаганду, с открытым ртом внимает антипропаганде в развлекательных шоу? Очевидно, что кампания Трампа имеет намного более узкую аудиторию, нежели развлекательное вечернее шоу. Формат позволяет авторам использовать почти любые классические методы пропагандисткой войны, в которой обвиняют Трампа, под новыми соусами и выходить сухими из воды — мозг просто не воспринимает подобные фокусы за пропаганду. Классическая пропаганда кампании Трампа в сравнении с аккуратными и смешными полунамеками SNL  выдает в первых топорность, а антипропаганды в развлекательном шоу мы, привыкшие слышать конкретные обвинения, а не метафоры, разглядеть не можем. Подавая любое обвинение как шутку, любое явное преувеличение и передергивание как способ достижения максимального юмористического эффекта, телеканалы могут бесконечно убеждать нас, что они просто хотят заставить нас смеяться. Но веселье это одна из самых базовых эмоций — ей одновременно очень легко управлять извне и очень трудно контролировать самому. К сожалению, мы живем в то время, когда мозгу нужно находиться в постоянном напряжении и все время фильтровать поступающую информацию. Поэтому пока мы не научимся постоянно блокировать входящие медиаугрозы каким-нибудь ментальным экраном, пропаганда сможет достать нас: в развлекательном вечернем шоу, в мультфильме или в сериале. 

Источники
1. The Washington Post: Kurtz H. ‘The SNL Effect’ http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/blog/2008/03/14/BL2008031401607.html
2. Все скетчи с Дональдом Трампом можно увидеть по ссылке: https://www.nbc.com/saturday-night-live/cast/alec-baldwin-57921/impersonation/donald-trump-285097
3. Hillary Clinton (Kate McKinnon) performs Leonard Cohen's "Hallelujah." https://www.youtube.com/watch?v=BG-_ZDrypec
4. Медуза: Цыбульский В. «Отстаньте от Бэррона Трампа: Сын президента США подвергся насмешкам из-за необычного поведения на инаугурации» https://meduza.io/feature/2017/01/24/otstante-ot-berrona-trampa
5. Твиттер Дональда Трампа https://twitter.com/realDonaldTrump/status/820764134857969666?ref_src=twsrc%5Etfw&ref_url=https%3A%2F%2Fmeduza.io%2Ffeature%2F2017%2F02%2F12%2Ftrolling-42-go-urovnya
6. BeforehisinterviewwithJimmyFallon, DonaldTrumpinterviewshis "reflection" inthemirror. https://www.youtube.com/watch?v=c2DgwPG7mAA
7. Donald Trump responds to critics by explaining the scientific process behind some of his recent decisions. https://www.youtube.com/watch?v=yhvs69QUZZ0
8. Медуза: Бенюмов К. «Троллинг42-го уровня:Как «SaturdayNightLive» после 40 лет в эфире снова стало главным сатирическим шоу в США» https://meduza.io/feature/2017/02/12/trolling-42-go-urovnya

Дополнительная информация