Информационное и коммуникационное неравенство: причины, возможности преодоления в России

Маргарита Тагировна Калимуллина
магистрант Института журналистики,
коммуникаций и медиаобразования Московского
педагогического государственного университета
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: в статье анализируются причины  социального расслоения российского общества, обусловленного активным развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий, уделяется внимание государственным мерам и программам, направленным на преодоление «цифрового раскола» российского общества,  сформулированы возможные пути решения проблемы информационно-цифрового неравенства в современном российском обществе.
Ключевые слова: цифровое неравенство, информационно-коммуникационные технологии, электронное правительство, информационная инфраструктура, информационная среда, цифровая бедность, информатизация.

Information and communication disparities: causes, opportunities of overcoming in Russia

Margarita Kalimullina
Master candidate of  Institute of Journalism,
Communications and Media Education
of Moscow State Pedagogical University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Abstract: This work is devoted to a problem of social stratification of the society following from wide spreading of information and communication technologies, focuses on government measures and programmers aimed at overcoming the "digital divide," the Russian society.
There is an attempt to formulate possible solutions of the problem of information and digital inequality in modern Russian society.
Keywords: digital divide, information and communication technologies, e-Government, information infrastructure, digital poverty, informatization.

Cкачать статью в .pdf

Стремительное развитие цифровых технологий  повлекло за  собой значительные изменения социальной и культурной жизни общества, став источником не только новых возможностей, но и новых проблем. Усиление роли информации в жизни людей и возникновение качественно новой информационной среды,  произвело дифференциацию общества по степени «информатизации» - доступа к новым информационно-коммуникационным технологиям и средствам, а также их использованию.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром». Информацию и информационные потоки нужно рассматривать, как один из видов благ, ресурсов, определяющий «информационное богатство», ведь информация в виде накопленных обществом знаний, технологий и ее эффективное использование позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов. Важна также скорость обмена информацией. Поэтому сегодня сама информация является товаром, имеющим собственный рынок и определяющим стоимость товаров на других рынках. Помимо экономического значения, свободный обмен информацией помогает в налаживании социальных связей, работе и ее поиске, культурном обмене, образовании. Стало быть, отсутствие такого обмена, ограничивает возможности личности по выполнению социальных ролей, реализации своих прав, естественно понижая социальный статус.

Термин «информационная бедность» впервые был озвучен в Берлине в 1997 году в  ежегодном докладе по проблемам развития  Программы развития ООН, как бедность по принципу доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям.     Таким образом, неравный доступ к информационно-коммуникационным технологиям, делит общество на социальные группы: «информационно богатые» и «информационно бедные».

Проблема очень актуальна и для России. Россия занимает 41  позицию в рейтинге сетевой готовности Всемирного экономического форума (Networked Readiness Index — NRI) по данным  2016 года. Следует пояснить, что индекс сетевой готовности – это комплексный показатель, который отражает уровень зрелости стран и общества в смысле получения преимуществ от развития информационных компьютерных технологий. Индекс составляется с 2001 года на основе агрегации 53 отдельных показателей, сгруппированных в четырех основных направлениях: окружающая среда (environment – политическая, деловая, инновационная среда), готовность (readiness – инфрастуктура, доступность, навыки), использование (usage – использование бизнесом, государством, индивидуальное использование) и воздействие (impacts – влияние на экономику, общество). Индикаторы используют данные из общедоступных источников и результатов опроса руководителей компаний, проведенного Всемирным экономическим форумом в сотрудничестве с институтами-партнерами [7].

Став одним из факторов, определяющих социальную структуру российского общества, неравенство в информационной сфере, усугубляет также социокультурные различия между людьми. Ведь известно, что именно окружающая информационная среда и информационное взаимодействие людей в процессе жизнедеятельности формирует человека, как личность, определяет его сознание и самосознание, систему взглядов, нравственные, духовные, мировоззренческие  ориентиры. Информационная среда отдельно взятого человека является некой результирующей всех информационных потоков. Несмотря на общую тенденцию к глобализации информационной среды российского общества, подавляющая часть населения России по различным причинам оказывается «выключенной» из процесса всеобщей коммуникации. Коммуникативное неравенство влечет за собой неоднородность информационной среды обитания российского общества, и, следовательно, расслоение культуры, возникновение различных субкультур.

Факторами цифрового раскола российского общества, являются:
- доступ к ИТ-технологиям и средствам, который определяется их ценой и территориальной распространенностью;
- способность использования информационно-коммуникационных технологий, опирающаяся на осведомленность и компетенции людей в области использования цифровых технологий. Следует отметить, что отличительной чертой настоящего времени является то, что эти компетенции возникают не только благодаря целенаправленному медиа образованию, но и становятся социальным навыком, формируемым окружающей социальной и информационной средой;
- готовность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, связанная  с  проблемой социальной адаптации и мотивации.

Раскрывая вышеперечисленные причины, можно выделить ряд различий, влияющих на информационное потребление россиян:
- возрастные (известно, что люди старшего возраста менее способны пользоваться информационно-коммуникационными технологиями в силу меньшей способности к обучению, осведомленности и консерватизма);
- образовательные (различия в образовательном уровне вследствие экономических возможностей получения образования, а также различия в уровне и качестве образования получаемого в различных регионах России)
- по уровню дохода (высокая стоимость средств связи, компьютерной техники и поставщиков услуг интернет, которая не соответствует уровню жизни граждан в некоторых регионах страны);
- культурные особенности, характер национальных традиций (большое значение имеют предубеждения, религия)
- ментальность граждан, отсутствие мотивации (зачастую объясняется отсутствием способности ориентироваться в больших массивах информации,  люди не могут найти в интернет релевантной информации из-за большого количества спама и рекламы, доверие граждан к информации, получаемой из Интернет в таких условиях также падает)
- территориальные (в России плохо развита телекоммуникационная инфраструктура, высокая стоимость поставки услуг Интернет в некоторые регионы приводит к тому, что эти регионы не охвачены  сетью Интернет).

В государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» так оценивается отставание регионов в информатизации:  «Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации. В рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу индекс лидера в 22 раза превышает показатель региона-аутсайдера»[1].

Следует отметить, что еще одним наблюдаемым феноменом современности является то, что, несмотря на быстрое развитие  информационных и коммуникационных технологий, сервисных и информационных возможностей сети интернет, медиа образовательных сервисов и программ, уровень информационного неравенства все равно в российском обществе растет. Говоря иначе, «информационно богатые» становятся богаче, а «информационно бедные» беднее. Этот феномен также требует тщательного изучения. Причина кроется, на мой взгляд, в галопирующей скорости прогресса развития информационных и коммуникационных технологий. У «отставших от эшелона» освоения информационно-коммуникационных технологий, все меньше шансов догнать этот эшелон. Можно привести высказывание финского социолога, исследователя информационного общества Пекки Химанена: «Информационная экономика подключает к своей глобальной сети тех, кто представляет для нее ценность (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто не имеет для нее ценности (тем самым еще более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность)».

Резюмируя вышесказанное, в современном российском обществе существуют три группы граждан:
- граждане, активно использующие информационно-коммуникационные технологии,
- граждане, желающие использовать, но которые по каким-либо причинам сделать этого не могут,
- граждане, которые не хотят их использовать вообще.

Проблема не осталась незамеченной как со стороны исследователей, общественных деятелей, так и со стороны Государства. О путях решения проблемы «информационного раскола» общества в России заговорили давно. Казалось бы, что пути преодоления информационного неравенства вытекают из самих причин цифрового раскола: создание необходимой информационной инфраструктуры, формирование национальной информационно-ориентированной политики на всех уровнях, внедрение техники и технологий нового поколения, популяризация интернет-технологий в России, повышение грамотности населения. Но данные задачи оказались не такими уж простыми.

Первая государственная программа «Электронная Россия (2002-2010)», имеющая своей целью «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления», не принесла ожидаемых результатов.

Это произошло потому, что на уровне органов государственной власти информатизация также не носила системный характер, информационные структуры внедрялись локально, на уровне ведомств, имели сложный пользовательский интерфейс, несовместимость программных средств и технических решений.

Тем не менее, именно в этой программе были заложены основы создания электронного правительства. Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года, и 10 сентября 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации были внесены изменения в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)».

После принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р,  началась активная работа по созданию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства.

Программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» состоит из четырех подпрограмм: 
«Информационно - телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»; 
«Информационная среда»;
«Безопасность в информационном обществе»; 
«Информационное государство»[1].

Данный комплексный проект, ставящий своей целью повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий,  обеспечение права каждого человека на информацию,  путем создания  единого пространства электронного взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий, вносит значительный вклад в преодоление информационного неравенства.
Но нельзя забывать, что чем больше услуг и сервиса переходит в электронный формат, тем сложнее людям, которые не имеют доступа к сети Интернет. Поэтому первоочередной и самой глобальной задачей является обеспечение всех категорий населения равными возможностями доступа в Интернет [2].

Для реализации выше обозначенной задачи необходимо:
- создание широких и качественных телекоммуникационных сетей по всей территории России;
-  предоставления доступа к информационно-коммуникационным технологиям широким слоям населения за счет увеличения количества точек доступа к информационным ресурсам по всей территории России;
- создание общедоступных бесплатных курсов обучения информационной грамотности, куров переподготовки для всех желающих на базе центров занятости и системы государственного финансирования обучения;
- обеспечение социально незащищенных категорий людей бесплатными условиями доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям;
- популяризация информационно-коммуникационных технологий путем информационно-пропагандистской кампании в СМИ, стимулирующей интерес граждан к использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

Преодоление информационного неравенства в России позволит ей занять достойное место в мировом информационном сообществе.

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г.   N 1815-р [Электронный ресурс] URL: // http://www.consultant.ru/cons/
  2. Шмидт, Э., Коэн, Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства. - М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013.
  3. Вальвачев В.В. Динамика цифрового неравенства в современном мире// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 7. [Электронный ресурс] URL:scorcher.ru/adaptologiya/why_growing_inequality/why_growing_inequality4.php
  4. Институт развития информационного общества [Электронный ресурс] URL:// http://www.iis.ru/index.html
  5. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org.
  6. Лебедев П. Проблемы и барьеры развития Рунета: экспертные мнения [Электронный ресурс] // Социальная реальность. - 2008. - № 7. URL: http://www.socreal.fom.ru.
  7. Экспертный центр электронного государства [Электронный ресурс] URL: http://d-russia.ru/rossiya-ostalas-na-41-meste-v-rejtinge-setevoj-gotovnosti-vsemirnogo-ekonomicheskogo-foruma-2016.html

Дополнительная информация