Кибермоббинг в высших учебных заведениях — миф или реальность?

Георгий Александрович Рудаков
Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»,
студент бакалавриата факультета коммуникаций, медиа и дизайна,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: В статье рассматривается такой социально-психологический феномен как кибермоббинг. Данная проблема рассматривается сквозь призму студентов — той социальной группы, на которую внимание исследователей обращается наиболее редко. Проведен комплексный анализ данной проблемы, а также использован такой метод как анкетирование, который наглядно показал, что проблема существует и развивается стремительно. Практически все студенты хоть раз за последние 12 месяцев совершали акт кибертравли, в то время как жертвами стали четверть всех опрошенных. Однако некоторые студенты даже и не замечали свое участие в той или иной роли. В материале  отражены главные триггеры, которые заставляют мобберов совершать свои злодеяния. Главные исполнители актов кибермоббинга — девушки, они же  являются и главными жертвами. Основные результаты исследования указывают на необходимость продолжения работы над данной темой и важность социальной группы студентов в рамках анализа феномена кибермоббинг.
Ключевые слова: кибермоббинг, интернет-травля, студенты, социальные сети, интернет, медиа, социальная агрессия

Georgy Rudakov
NationalResearchUniversityHigherSchoolofEconomics,
sophomoreofCommunications, MediaandDesignFaculty
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Cyberbullyingin universities — is it real?

Annotation: Thisarticleexaminessuchsocial-psychologicalaspectascybermobbing. Theproblemisconsideredwithinstudents — thegroup, whichisbeingvastlydisregardedinsimilarresearches. Theproblemwascomplexlyanalysedwithsurveying, whichhaveindicatedtherealityandupriseoftheproblem. Practicallytheoverwhelmingmajorityofsurveyedstudentshascommittedanactofcybermobbinginlast 12 months, whilethequarterofsurveyedstudentshavebecomethevictimofsuchanact. Thus, someofthemcouldn'tevenrecognisethemselvesbeingoneoranother. Thisarticlealsocoversthemaintriggersofcybermobbers' activities. Bothactorsandvictimsofcybermobbingtendtobewomen. Mainconclusionsofthearticleindicatethenecessitytocontinueresearchesincurrentfieldandstatetheutmostimportanceofincludinghighschoolstudentsocialgroupintotheframeworkofcybermobbinganalysis
Keywords: cyberbullying, online harassment, students, social networks, internet, media, social aggression

Cкачать статью в .pdf

Когда тебя обозвали в интернете — это не кибертравля, это натура интернета. Не можешь с этим справиться — перестань быть маленьким ребенком, либо прекрати использовать интернет.
— участник опроса

Кибермоббинг, интернет-буллинг и кибертравля — три названия одного и того же явления, под которым подразумевается рассылка личных сообщений или публикация постов, содержащих вредоносный или иной материал, несущий социальную агрессию посредством сети Интернет и/или других цифровых технологий. Однако точного определения данному процессу не существует. Некоторые исследователи считают, что кибермоббинг — это любой тип поведения в электронной или цифровой среде, который подразумевает создание сообщений, направленных на причинение вреда или дискомфорта индивиду. Другие же ученые, например, одни из самых известных исследователей кибермоббинга в мире, ДжастинПатчин и СамирХиндуджа, считают, что кибермоббинг — это целенаправленное и повторяющееся злодеяние, совершающееся посредством электронного текста . В 2013 году Джонс, Митчелл и Финкелхор подробно переработали 3 исследования, в которых приняло участие 1500 молодых людей. По результатам их исследования, количество онлайн издевательств выросло в 2 раза за 10 лет, а количество жертв увеличилось с 48% до 69%.

Кибермоббинг является животрепещущей темой, в связи с чем ему посвящено много исследований. Обычно кибермоббинг рассматривается через призму учащихся школ. Школьники считаются наиболее уязвимой категорией по причине отсутствия у детей субъектной позиции (способность быть автором своей деятельности, жизни в целом, несение осознанной ответственности за свои поступки и результат своих действий) так же, как и отсутствия в должной мере децентрации — психического механизма, отвечающего за способность воспринимать ситуацию с точки зрения других, понимать значения своих поступков с точки зрения другого человека и строить своё поведение с учётом чужой позиции. Эти вещи развиваются с возрастом. Среди студентов было проведено лишь несколько исследований (Бауман, Ньюман, 2013; Голдсмид и Хауи, 2014; Барлетт, 2015; Барлетт и Джентил, 2012), поэтому данная работа рассматривает кибермоббинг с позиции студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета.

Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально подтвердить основные положения кибермоббинга в университетском сообществе на примерах ВУЗов России. Исследование проводилось при участии 136 студентов, среди которых подавляющее большинство — представительницы женского пола.

Была разработан специальный опрос, который предполагал получение ответов на следующие исследовательские вопросы:

  1. Как часто за последние 12 месяцев кто-либо совершал по отношению к Вам какие-либо неприятные действия, используя цифровые технологии?
  2. Как часто за последние 12 месяцев Вы совершали по отношению к кому-либо какие-либо неприятные действия, используя цифровые технологии?

Кроме этого, опрос содержал следующие вопросы: на какой площадке (социальные сети, мессенджеры, электронная почта, SMS и так далее) были совершены вышеупомянутые действия, и какого рода действие было совершено: оскорбление (flaming), домогательство (onlineharassment), распространение слухов (denigration), использование фиктивного имени (impersonation), публичное разглашение личной информации (outingandtrickery), социальная изоляция (exclusion)или продолжительное домогательство и преследование (cyberstalking).
Работа включает в себя несколько исследовательских вопросов, связанных с полом и возрастом:

Какой пол чаще становится жертвой кибермоббинга?

Гипотеза 1: Девушки чаще становятся жертвами кибермоббинга, чем молодые люди, как доказано, например, в исследовании Ли в 2010 году.

Какой пол чаще совершает акты кибермоббинга?

Гипотеза 2: Пол не имеет значения для акторовкибермоббинга. Перрен и Гутцвиллер-Хельфенфингер (2012) обнаружили, что юноши способны на традиционный моббинг, а девушки направлены на кибермоббинг. Другие исследователи (Вернер, Бумпус и Рок, 2010)) не выявили никаких отличий между девушками и юношами в вопросе кибермоббинга.

Помимо данных вопросов, особое внимание было уделено ключевым триггерам кибермоббинга: сексуальной ориентации, социальным и религиозным убеждениям.

Научная значимость. Еженедельно Американские СМИ пестрят заголовками об очередной жертве кибермоббинга. Например, прежде, чем уехать на капмус, ТайлерКлементи сделал каминг-аут перед своими родителями. Отец принял факт того, что его сын — открытый гомосексуалист, крайне негативно: «в целом, полностью с отторжением» (basicallycompletelyrejected), мать опечалилась и притихла, «немного ощущала, будто сын предал ее» (felt a littlebetrayed). Тайлер приехал на кампус, поселившись с соседом Рави. Рави догадался, что Клементи гомосексуален, и сократил общение с ним до минимума. В какой-то момент Тайлер попросил Рави оставить ему комнату. Рави согласился, однако в определенный момент включил вебкамеру и подсмотрел за происходящим в комнате. В тот вечер он выложил в Твиттер, что наблюдал за своим соседом в процессе полового акта с мужчиной. Тайлер попросил переселить его в другую комнату по причине подглядывания за ним соседом через веб-камеру. Через некоторое время Тайлер снова попросил Рави оставить ему комнату. На этот раз Рави пригласил всех своих подписчиков понаблюдать за соитием в режиме онлайн через iChat. В определенный момент Тайлер заметил камеру и отключил источник питания компьютера Рави, однако часть трансляции все же оказалась увиденной другими людьми. Через 15 часов, 22 сентября в 8:42, ТайлерКлементи отправил предсмертный твит и прыгнул с Вашингтонского моста. Этот случай резко обострил проблему кибербуллинга в научном сообществе и сети интернет.

18-летняя БрэндиВела в определенный момент своей жизни столкнулась с оскорблениями и грубыми комментариями относительно лишнего веса. Со временем «троллей» становилось все больше, ей писали с фейковых профилей в Facebook, в зашифрованных мессенджерах, а в интернете начала появляться порнографическая реклама с фотографиями Брэнди , , . 29 ноября 2016 года девочка не выдержала. Брэнди Вела застрелила себя в грудь в своей спальне на глазах у отца, матери, бабушки и дедушки. После ее смерти порно-реклама и оскорбления не остановились. Полиция была не в состоянии отследить сообщения. Перед тем, как совершить самоубийство, Брэнди отправила семье сообщение: «Я вас очень люблю, пожалуйста, помните об этом, и простите меня за все». (I loveyousomuchjustrememberthatpleaseandI’msosorryforeverything).

В России, к сожалению, данные случаи не придаются огласке. Однако это могло бы существенно сократить количество суицидов среди подростков и студентов. Проведенное исследование отображает реальную суть вещей в студенческом сообществеи будет полезно как психологам, так и управленческому составу высших учебных заведений.

В 1970 году, после нескольких громких дел о самоубийствах в Скандинавии, шведский психолог Дэн Олвеус начал то, что называют «первым научным исследованием по проблемам травли в мире» (Программа предотвращения буллингаОлвеуса, 2015). На протяжении следующих 45 лет были проведены сотни, если не тысячи, исследований травли по всему миру (Гини и Поццоли, 2009). До сих пор травля остаётся проблемой, в некоторых случаях достигая рейтинга распространения 80% (Перрен и др., 2008) . Но есть и светлая сторона — за всю историю школьной психологии, рейтинг травли действительно уменьшился с применением мер по борьбе с данной проблемой. С 1990 по 2009 год во многих странах было зафиксировано значительное падение уровня травли после запуска подобных программ (Ригби, Смитт, 2011) . Шелли Хаймел и СьюзанСверер (2015) также обнаружили снижение мирового рейтинга травли в похожий период (2000 – 2010). Однако, в последнем десятилетии возникла новая угроза, связанная с ростом популярности мобильных коммуникаций и социальных сетей — кибертравля или кибермоббинг.


1 Nancy E. Willard Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. Research Press, 2007.

Tokunaga, R. S. (2010). Following you home from school: A critical review and synthesis of research on cyberbullying victimization. Computers in Human Behavior, 26(3), pp. 277- 287.

Hinduja, S. &Patchin, J.W. (2008). Cyberbullying: An exploratory analysis of factors related to offending and victimization. Deviant Behavior, 29, pp. 129-156.

Mitchell, K. J., Jones, L. M., Turner, H. A., Shattuck, A., &Wolak, J. (2015, June 1). the role of technology in peer harassment: does it amplify harm for youth? Psychology of Violence.

Медникова Л. А. Формирование субъектной позиции младшего школьника в образовательном процессе: дис. ... кандпед. наук: 13.00.01. Кострома, 2010.

Буртовая Н. Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации// Вестник ТГПУ. 2009. №11.

Li, Q. (2010). Cyberbullying in high schools: A study of students’ behaviors, beliefs about this new phenomenon. Journal of Aggression, Maltreatment & Trauma, 19, pp. 372-392.

Tyler’s Story // Tyler Clementi Foundation URL: http://tylerclementi.org/tylers-story/

Tyler Clementi // The New York Times URL: https://www.nytimes.com/topic/person/tyler-clementi

Tyler Clementi, student outed as gay on internet, jumps to his death // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/world/2010/sep/30/tyler-clementi-gay-student-suicide

History // Olweus Bullying Prevention Program URL: http://www.clemson.edu/olweus/history.html

Gini, G. &Pozzoli, T. (2009). Association between bullying and psychosomatic problems: A meta-analysis. Pediatrics, 123, pp. 1059-1065.

Perren, S., Dooley, J., Shaw, T., & Cross, D. (2010). Bullying in school and cyberspace: Associations with depressive symptoms in Swiss and Australian adolescents. Child Adolescent Psychiatry and Mental Health, 4, pp. 1-10.

Rigby, K. & Smith, P.K. (2011). Is school bullying really on the rise? Social Psychology of
Education, 14, pp. 441-455.

Дополнительная информация