Тенденции формирования медиасистемы России, обусловленные прямым воздействием географическим факторов

Егор Романович Жаровский
Магистрант 1 курса.
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Факультет журналистики

Аннотация:
Статья посвящена условиям формирования современной медиасистемы России под влиянием различных географических факторов. Развитие медиасистемы может определяться пространственным распределением российских СМИ, их географическим положением и физико-географическими характеристиками территории, в пределах которой они функционируют. При этом, географические факторы способны усиливать эффект влияния на медиасистему при резонансном взаимодействии с источниками влияния совершенно иного происхождения. Под ними подразумеваются исторические, социальные, психологические, культурологические, экономические и философские факторы.

В ходе работы были рассмотрены печатные и вещательные СМИ, расположенные в различных регионах России. Каждое СМИ подверженоопределенному набору физико-географических и социально- и экономико-географических факторов, напрямую определяющих тематическую повестку, профессионализм сотрудников и саму концепцию издания или телеканала. Более того, значимость иерархических уровней в пространственном расположении СМИ (Национальный - Россия, региональный – федеральный субъект, локальный - город) может существенно усложнить или, наоборот, облегчить дальнейшее развитие сегментов российской медиаиндустрии. Очевидно, что любое федеральное СМИ значительно отличается от регионального по своим базовым характеристикам (Разнообразие представленного контента, численность сотрудников в СМИ, охват аудитории и т.п.).
В результате, автором статьи выявлены определенные тенденции формирования медиасистемы России, обусловленные прямым воздействием географическим факторов.

Ключевые слова: медиасистема, географические факторы, медиаиндустрия,географический анализмедиапространство

EgorZharovskiy

Master’s student (1-st year)
Lomonosov Moscow State University
Faculty of journalism

Description:
This article reflects a possible way for development of Russian mediasystem, which is influenced by geographical factors. Development of mediasystem can be determined either physico-geografical or socio-economic-geografical features of definite area. As a result, author revealed some important tendencies, which are strongly connected with geographical factors and currently affect contemporary Russian mediasystem.

Keywords: mediasystem, geographical factors, mediaindustry, geographical analysis, mediaspace

Географические факторы формирования национальных медиасистем
(на примере России)

Geografical factors and creation of national mediasystem (In the case of Russia)

Cкачать статью в .pdf

Национальная медиасистема, как и другие системные объекты, представляют собой сложноорганизованную структуру, состояние и развитие которой определяется совместным воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Согласно актуальным представлениям, действующимв Отечественной школе журналистики, медиасистема состоит из нескольких взаимообусловленных элементов (сегментов медиасистемы) таких, как: печатная пресса, телевидение, радио, новые медиа (в т.ч. онлайн-СМИ) [3]. Любые изменения, происходящие с вышеуказанными сегментами (Например, конвергенция или дигитализация СМИ), и будут являться внутренними факторами воздействия на весь сложный структурный комплекс медиасистемы.

Внешние же факторы могут иметь совершенно различную природу и, как правило, они не являются составной частью медиасистемы и функционируют автономно от нее. Абсолютное большинство исследователей медиасреды указывает только те внешние источники влияния, которые связаны с компетенцией гуманитарных и общественных научных направлений, но не учитывают (либо только упоминают) теоретические разработки естественно-научных направлений. Иными словами, подавляющее количество исследований, посвящено выявлению факторов воздействия на медиасистему, имеющих историческое, политическое, социальное, психологическое, экономическое, культурологическое или философское происхождение. В этих случаях совершенно не учитываются географические, биологические, физические или химические концепции, которые способны не просто дополнить существующие представления о текущем состоянии и возможной динамике медиасистем в будущем, но и оказать значительную помощь в решении научных проблем, которые трудноразрешимы при использовании теоретико-методологического аппарата только гуманитарных или общественных наук.

Вданном исследовании рассматривается комплекс географических факторов формирования национальной медиасистемы, т.к. именно географическая наука (в отличие от физики, химии или биологии) исследует наименее абстрактные объекты окружающей действительности, что, во многом, сближает ее с гуманитарными и социальными науками. В то же время, география опирается на материальную природу мира, существующую независимо от социума и не являющуюся результатом его деятельности. Таким образом, география позволяет рассматривать медиасистему как продукт «жизнедеятельности» общества в пределах автономно существующего природного мира.

Страна (государство) является фундаментальным понятием для географического анализа национальных медиасистем которое может рассматриваться с двух полярных позиций:

  1. Для физической географии – это территория (массив суши) с уникальной дифференциацией природных зон, обусловленных воздействием определенных физико-географических факторов (гидрометеорологических, геоморфологических или рельеф, биогеографических);
  2. Для социально-экономической географии – это государство с уникальными пространственным распределением хозяйственных объектов и этнографической картиной населения страны [1];

Исходя из этих утверждений, можно выделить две группы географических факторов, которые могут оказывать значительное влияние на любую национальную медиасистему: физико-географические (объективно существующая действительность от социума) и социально-эконом-географические (субъективно созданная социумом действительность).  При этом,ввиду дифференциации научного знания в системе географических наук вторую группу целесообразно подразделять на две отдельные подгруппы факторов: социально-географические и экономико-географические [4]. Наконец, каждый фактор следует рассматривать на предмет характера воздействия на медиасистему: положительный (способствует устойчивости медиасистемы и ее внутреннему разнообразию) или отрицательный (служит «барьером» к развитию национальных  систем СМИ).

Физико-географические факторы обуславливают пространственное распределение населения, которое тяготеет к проживанию в наиболее благоприятных природных (в т.ч. и климатических) условиях. Эти же особенности обуславливают и факторы размещения производственных сил, которые включают в себя также и объекты медиаиндустрии в особой территориальной концентрации. В своей совокупности, физико-географические факторы определяютстремление образованных кадров, составляющих профессиональный фундамент медиаиндустрии,к городам с наиболее развитой инфраструктурой и подходящими природными условиями.

Однако, указанные факторы объясняют только общее пространственное размещение объектов медиаиндустрии и профессиональных кадров, формирующих любую национальную медиасистему. Социально-экономические факторы географического анализа способны более детально определить качественные характеристики современной национальной медиасистемы. На примере России, как исследуемого государства, относительно несложно выявить основные тенденции развития российскоймедиасистемы:

Тенденция 1. Политико-географическое положение междудружественными странами СНГ (Казахстан, Белоруссия, Азербайджан) и странами, выбравшими иную политическую позицию (Страны Балтии, Грузия, Украина), будет обуславливать географический вектор развития медиапространства. В ближайшей перспективе, Россия будет стремиться к созданию единого информационного пространства, в первую очередь, с Белоруссией и Казахстаном, расширяя собственную национальную медиасистему, выходящую за пределы территории РФ. Эту тенденцию уже несложно проследить по зоне вещания и доле просмотров аудиторией российского информационного канала «Россия 24», который является одним из главных телевизионных СМИ уже не только России, но и соседних стран СНГ [2].

Тенденция 2.Неблагоприятные географические условия могут быть причиной возрастания информационной «демаркации» границ между субъектами РФ.Несложно заметить, что СМИ Европейской и Азиатской частей России весьма сильно отличаются друг от друга как по медиаконтенту, так и по процентному соотношению рентабельности печатных и вещательных СМИ. Сибирский федеральный округ (СФО) отличается крайне низкой плотностью населения и труднодоступностью некоторых поселений, поэтому здесь основными типами СМИ будут, скорее, выступать спутниковое телевидение и радиовещание [5]. Напротив, Европейская часть России является более густонаселенной, а значит здесь возрастает степень диверсификации СМИ. При этом, выгодное географическое положение любого СМИ (в данном случае – территориальная близость СМИ к целевой аудитории) и является фильтром, определяющим возможность работы одних изданий (газеты «Новая Сибирь» и «Молодость Сибири») и затруднительное функционирование других(«Московский Комсомолец» в Сибири) за счет значительных экономических затрат на использование транспортных коммуникаций.

Тенденция 3. Этногеографическая картина некоторых субъектов РФ позволяет выявить социокультурные особенности местного населения, а также некоторые специфические черты медиасистемы России, в целом. В связи с большим этническим разнообразием проживающих народов, региональные российские СМИ весьма строго ориентированы на социальные и культурные потребности аудитории, учитывая систему традиций и обычаев (нематериальное культурное наследие) именно местного населения. Это обусловлено тем, что учредители редакций и главные редакторы, нередко, сами являются жителями того или иного города (района, поселения) и прекрасно осведомлены об интересах своих читателей (в т.ч. и культурно-политических). В качестве подобных СМИ можно определить телеканалы «Грозный» и «Вайнах» (Республика Чечня) и «Миллет» (Республика Крым), ориентированных на чеченский и крымско-татарский народы, соответственно.Можно сделать вывод, что российская медиасистема будет структурно усложняться за счет создания новых этнически-ориентированных СМИ в ближайшей и среднесрочной перспективах.

Таким образом, анализ географических факторов формирования национальных медиасистем способен помочь в решении широкого спектра задач теоретического и прикладного характера: от построения модели оптимального размещения объектов СМИ до выявления приоритетных предпочтений у целевой аудитории. Вместе с тем, географический анализ позволяет сделать достоверный прогноз динамики развития национальной медиасистемы и выявить тенденции, которые затруднительно увидеть при использовании теоретико-методологического инструментария только гуманитарных или общественных наук.

Источники:
1.Алексеев А.И.,Колосов В.А, Россия: социально-экономическая география, М.: Новый хронограф, 2013, 708 с.;

2.Батыршин Р.И., Телерадиокомпания «Мир»: формирование единого информационного пространства стран Содружества. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2011, 85 с.;

3. Вартанова Е.Л.,Медиасистема России, М.: Аспект-Пресс, 2015, 384 с.;

4. Исаченко А.Г., Теория и методология географической науки. М.: Академия, 2004, 395 с.;

5.tyumedia.ru –  медиапортал информационного агентства «Тюмень Медиа»

Дополнительная информация