Три крупные тенденции в глобальном изменении климата и медиа

Николай Анатольевич Николаев 
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы глобального изменения климата и медиа. Развитие технологических возможностей распространения информации наделила средства массовой информации большими возможностями. В свою очередь СМИ используя этот инструментарий актуализировали и сделали глобальным ряд проблем, в т.ч. глобальное изменение климата. Некоторые специалисты приходят к выводу что вопрос глобального изменения климата просто сильно актуализирована СМИ. На самом деле угрозы от меняющегося климата нет.

Ключевые слова: глобальное изменение климата, медиа, СМИ, медиапространство  

Summary
The article discusses issues of global climate change and media. The development of technological opportunities for dissemination of information has given the mass media great opportunities. In turn, the Media using this toolkit turned some regional climate change into a global problem. Some experts come to the conclusion that the issue of global climate change is simply heavily promoted by the media. Probably there is no threat from the changing climate.

Key words: global climate change, media, mass media, Media space

Cкачать статью в .pdf

Изменение климата привнесла вызовы катастрофического характера для экологии многих регионов. Например, как засуха в американском штате Калифорния, все частые наводнения на разных частях земли и т.д. Все региональные события отражаются региональными СМИ. Она затронула жизнь многим простым людям, жизнь которых тесно связана с состоянием энергетической безопасности, водных ресурсов, глобального продовольственного кризиса и проблемами здравоохранения.

По мнению отечественных специалистов Н.А. Мешкова и А.С. Матвеева одной из главных целей государственной политики в сфере масс-медиа является удовлетворении потребностей в объективной, полной, достоверной, адекватной, актуальной информации, расширении возможностей реального участия самых широких слоев населения региона в политическом процессе, формировании и развитии регионального информационно-коммуникационного медиапространства [2, c. 60].

На данный момент, практически каждый имеет право распространять научную и политическую информацию, продвигая общественное участие, способствуя устойчивому развитию общества через медиа.

Прошедшая в декабре 2015 г. Конференция по глобальному изменению климата ООН в Париже вызывает оживленный интерес по всему миру. Поскольку благодаря СМИ проблему изменения климата стала известна максимально широкому кругу лиц. Что почти каждый человек обладает определенной информацией по данному вопросу. Поэтому внимание репортажей СМИ по изменению климата всегда имеет оживленный характер.

Рассмотренные нами материалы позволяют выделить три крупных исследовательских тенденций по проблеме глобального изменения климата и медиа. Особую благодарность хотим выразить Институту Востока СВФУ за организационную поддержку во время языковой стажировки в Китае.

Во-первых, новости про изучения изменений климата делают упор на анализе основного потока репортажей европейских и американских стран. В основном потоке репортажей СМИ главную роль занимают категория спорности темы, а объем репортажей и новостей строится с привлечением материалов научного и политического содержания, которые также влияют на поведение и уровень знания людей. За прошедшие несколько десятилетий, развитые страны Европы и Америки продолжают влиять на переговоры по Международному климатическому соглашению. Поэтому не мало исследователей из этих стран изучают изменение климата как причину для написания репортажей и их научной неопределенности [6, c. 1-29], [10]. Исследование различий культурной системы государств может выявить характер проявляющихся мнений у представителей тех или иных групп интересов. Максвелл Бойков опубликовал статью, в котором анализирует содержание репортажей 4 крупных тиражируемых газет США на причину вызывающих глобальное потепление и ответные меры на нее. Выяснилось, что в газетах побуждают людей получать тревожные выводы и поддерживать «справедливые» репортажи американской новостной культуры [8, c. 125 - 136]. Позже их группа создаст сайт для анализа 35 изданий США. Мэтью Низбет укладывая в рамки СМИ влияние на процесс общественного участия, подводит обобщение 8 крупных категорий: общественный прогресс, экономическое развитие и конкуренция, мораль и этика, научная неопределенность, ящик Пандоры, общественная ответственность, срединный путь, противостояние и стратегия [9, c. 12-23]. Исследователь акцентирует на этих категориях, связанных с политическим направлением, каждая из которых может использовать выражение одобрения или противопоставления определенной политической позиции.

Второй тенденцией является изучение новостей об изменении климата, с акцентом на материалы отдельно взятых стран. В США, споры об изменении климата преодолевают политизацию, в обществе существует не малое расхождение во мнениях, изучение общественного мнения зачастую демонстрирует политическую принадлежность и идеологическую причину являющихся основой общественной поддержки соответствующих политических курсов [7, c. 1-29]. Интересную иллюстрацию показывают предвыборные кампании кандидатов в президенты США.

Стоит упомянуть, рост числа и укрепление позиций экономически развивающихся стран вызывает растущее противоречие с развитыми странами, для которых намного легче переориентировать свои государства на «рельсы» зеленого движения. Напротив, для новых экономически развивающихся стран совместные ответные меры на изменение климата представляется как бремя и попытку ограничить их растущие экономики. Ситуация достаточно похожа на «борьбу за права человека» продвигавшейся как инструмент орудия во времена Холодной войны.

Российский ученый В.А. Владимиров, считает, что теория об антропогенном характере глобального потепления «…преподносится как чисто алармистская идея» [1, c. 512]. Поэтому В.А. Владимиров называет обсуждаемые в СМИ темы – субъективным фактором [1, c. 517].
Ученые сравнили различия печатных медиа стран Латинской Америки с репортажами СМИ США. В них выяснилось, что развивающиеся страны отнюдь не ставят вопрос о научной аргументации изменения климата [13, c. 334-357]. Виллет С. изучила репортажи индийских газетных СМИ [3, c. 1-16]. Еще несколько других исследований были проведены в странах Западной Африки [5, c. 56-69], [12]. Эти две межкультурных исследования показали, что развивающиеся страны подвергаются свирепой атаке со стороны международной политики.

Третьим трендом являются используемые крупные цифровые данные социальных сетей превращающиеся в «новые горячие точки». Крупные цифровые данные социальных сетей в будущем станут новым видом изучения и наблюдения за людьми в социальных медиа, где можно будет прямым путем понять общие закономерности и характер тем дискуссий среди пользователей. Достаточно интересное исследование провели Жанг и Харт. Они проанализировали содержания того, чем делятся жители в каждом из штатов США в Твиттере [11, c. 11-17]. Другие исследователи использовали метод калькуляции собрав 3000 англоязычных содержаний блогов, чтобы изучить повторяющиеся в комментариях моральные качества [4].
Таким образом, несмотря на то что тема изменения климата за прошедшие 20 лет получила в социальных коммуникациях более широкое внимание, некоторые темы все еще ждут изучения. Снижение темпов потепления климата затронуло политическую расстановку сил между странами и мышление на различных экономических уровнях. В силу чего различные групповые интересы, добивающихся в ресурсах медиа одобрения и поддержки собственных интересов, в будущем создадут широкий спрос к медиа агентствам. Для массовых социальных коммуникаций не мешало бы заимствовать теоретические подходы в остальных сферах. Таких как организация вещания и по теориям социологии позволяющих понять положительное и негативное в обсуждениях в каждой из групп интересов. Чтобы найти возможность сократить расхождения во мнениях, укрепляя способы общественного понимания и доверия. 

Источники

      • Владимиров В.А. Проблема глобального изменения климата как природная опасность // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования №2 Т.4. 2014. С. 512; 517
      • Коротина Н.Ю. Подходы к измерению «мягкой силы» // Дискурс-Пи №4 Т. 11 2014. С. 60
      • Billett, S. Dividing climate change: global warming in the Indian mass media // Climatic Change (2010). Volume 99 Issue 1, Pp. 1-16
      • Elgesem, D., L. Steskal and N. Diakopoulos. The Structure and Content of the Discourse on Climate Change in the Blogosphere: The Big Picture. Environmental Communication. 2014.
      • Herbert E. Batta, Ashong C. Ashong, Abdullahi S. Bashir Press Coverage of Climate Change Issues in Nigeria and Implications for Public Participation Opportunities. Vol. 6 №2 (2013). Pp. 56 - 69
      • Lauren Feldman, Edward W. Maibach, Connie Roser-Renouf, Anthony Leiserowitz Climate on Cable: The Nature and Impact of Global Warming Coverage on Fox News, CNN, and MSNBC // The International Journal of Press/Politics XX(X), 2011. Pp. 1-29
      • Lauren Feldman and P. Sol Hart Using Political Efficacy Messages to Increase Climate Activism: The Mediating Role pf Emotions // Science Communication 2015. Pp. 1-29
      • Maxwell T. Boykoff, Jules M. Boykoff Balance as bias: global warming and the US prestige press // Global Environmental Change 14 (2004). Pp. 125 - 136
      • Matthew C. Nisbet Communicating Climate Change: Why Frames Matter for Public Engagement // Environment: Science and Policy for Sustainable Development. 2009. Pp. 12-23
      • P.Sol Hart, Lauren Feldman Threat Without Efficacy? Climate Change on U.S. Network News // Science Communication, 2014.
      • S. Mo Jang, P. Sol Hart Polarized frames on “climate change” and “global warming” across countries and states: Evidence from Twitter big data // Global Environmental Change. May 2015, Vol. 32 Pp. 11-17
      • Tsai AC, Wolfe WR, Kumbakumba E, Kawuma A, Hunt PW, Martin JN, et al. Prospective study of the mental health consequences of sexual violence among women living with HIV in rural Uganda. Interpers Violence. Epub 13 Jan 2015.
      • Zamith, R., Pinto, J. & Villar, M. Constructing climate change in the Americas: An analysis of news coverage in U.S. and South American newspapers // Science communication, 35(3), 2012. Pp. 334-357

 

Дополнительная информация